• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект и презентация занятия по курсу Основы информационной культуры. Тема: Выбор книг в библиотеке, 4 класс

Конспект и презентация занятия по курсу Основы информационной культуры. Тема: Выбор книг в библиотеке, 4 класс

Цель занятия: дать понятие о справочном аппарате библиотеки. Научить основам «заочного» выбора книг, научить выбирать книги в открытом доступе самостоятельно. Задачи: 1.     Ознакомить учащихся с понятием «Справочный аппарат библиотеки» 2.     Дать понятие о том, что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. 3.     Объяснить взаимосвязь титульного листа и каталожной карточки. 4.     Показать связь систематического каталога с расстановкой книг на полке. 5.     На практике осуществить поиск кни...
Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: Выбор книг в библиотеке

Возраст: 4 класс

Цель занятия: дать понятие о справочном аппарате библиотеки. Научить основам «заочного» выбора книг, научить выбирать книги в открытом доступе самостоятельно.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с понятием «Справочный аппарат библиотеки»

  2. Дать понятие о том, что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке.

  3. Объяснить взаимосвязь титульного листа и каталожной карточки.

  4. Показать связь систематического каталога с расстановкой книг на полке.

  5. На практике осуществить поиск книг по заданной теме.

Оборудование: конспект занятия, компьютер, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003, мультимедиа проектор

Форма проведения: лекция. Практическая работа: «Поиск»

№ этапа



Содержание

Задачи

I

Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии я познакомлю вас со справочным аппаратом библиотеки, вы узнаете, что такое «справочный аппарат», из чего он состоит, для чего нужен, и как с ним работать.

Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.

II

Справочный аппарат библиотеки предназначен для того, чтобы облегчить вам поиск нужной информации.

К справочному аппарату относятся: алфавитный каталог, систематический каталог и картотеки (слайд №4)

Ознакомить учащихся с понятием «Справочный аппарат библиотеки»

III

Что же такое КАТАЛОГ вообще?

Вот этот большой ящик, в котором помещены несколько маленьких выдвигающихся ящичков с ручками, и называется каталогом. Каталожные ящички наполнены карточками, которые, в свою очередь, разделены плотными картонными разделителями (слайд №5)

Каталог - это перечень (список) всех книг, находящихся в библиотеке.

Каталоги необходимы библиотеке, так как с их помощью вы можете достаточно быстро узнать:

  • Книги по каким темам есть в фонде библиотеки;

  • Книги каких авторов есть в фонде библиотеки

(слайд №6)

Возьмём в руки книгу и внимательно рассмотрим её титульный лист. Что вы на нём видите? (ответы учащихся)

  • название книги

  • её автора

  • город, в котором книга вышла в свет

  • издательство

  • год издания.

(слайд №7)

Эти же данные вы видите на всех карточках в каталоге. Но на каталожной карточке можно увидеть ещё и количество страниц в книге, есть ли в ней иллюстрации и т.д. То есть получается, что каталожная карточка - это макет книги, занимающий очень мало места и дающий представление о книге. Тогда каталог - это макет самой библиотеки, ведь все книги, имеющиеся в фонде библиотеки, есть и в каталоге (слайд №8)

Дать понятие о том, что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. Объяснить взаимосвязь титульного листа и каталожной карточки.

IV

Вы уже знаете, что книги на библиотечных полках стоят в определённом порядке. Точно в таком же порядке расставлены карточки в систематическом каталоге. И точно так же, как и на полках книги, каталожные карточки разделены на разделы по отраслям знания. При этом названия разделов систематического каталога в точности соответствуют названиям разделов на книжных полках.

Вы спросите: «А зачем нужен такой сложный каталог?»

А необходим он для того, чтобы вы могли при подготовке к урокам без труда найти нужную книгу, и при этом не нужно долго рыться на пыльных полках, не зная, есть вообще в библиотеке эта книга, или её вообще нет (слайд №9)

Но вот, вы поработали с каталогом и убедились, что нужная вам книга в библиотеке есть! Теперь осталось только найти её на полке, и в этом вам помогут странные цифры и буквы, размещённые в левом верхнем уголке карточки. Верхний ряд цифр - полочный индекс, он подсказывает вам, в каком разделе библиотеки стоит книга. Второй ряд - буквы и цифры - служит для расстановки книг по алфавиту на стеллажах внутри раздела, он так и называется авторский знак (слайд №10)

А сейчас мы с вами попробуем найти книги по заданным темам.

Показать связь систематического каталога с расстановкой книг на полке.

V

Ход работы:

  1. Каждый из учащихся вытягивает карточку с темой для поиска.

  2. В течение 10-15 минут ребята ищут книги по заданной теме в систематическом каталоге, при этом выписывая авторов и заглавия, полочный индекс и авторский знак найденных книг.

  3. В течение 5 минут учащиеся занимаются поиском книг в фонде библиотеки (открытый доступ)

  4. Подведение итогов: что удалось, где возникли затруднения.

(слайд №11)

(Всё это время библиотекарь контролирует процесс: помогает в затруднительных ситуациях)

Темы для поиска:

Практическая работа «Поиск»

  1. Про крокодила

  2. Про корову

  3. Про собаку

  4. Про ежа

  5. Про бабочек

  6. Про птиц

  7. Про рыб

  8. Про кита

  9. Про деревья

  10. Про цветы

  11. Про водоросли

  1. Про ягоды

  2. Про овощи

  3. Про фрукты

  4. Про моря

  5. Про реки

  6. Про планеты

  7. Про страны

  8. Про звёзды

  9. Про цифры

  10. О войне

  11. О нашей Родине

Конспект и презентация занятия по курсу Основы информационной культуры. Тема: Выбор книг в библиотеке, 4 класс

© 2010-2022