- Преподавателю
- Другое
- Конспект и презентация занятия по курсу Основы информационной культуры. Тема: Выбор книг в библиотеке, 4 класс
Конспект и презентация занятия по курсу Основы информационной культуры. Тема: Выбор книг в библиотеке, 4 класс
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Бурдина И.П. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема занятия: Выбор книг в библиотеке
Возраст: 4 класс
Цель занятия: дать понятие о справочном аппарате библиотеки. Научить основам «заочного» выбора книг, научить выбирать книги в открытом доступе самостоятельно.
Задачи:
-
Ознакомить учащихся с понятием «Справочный аппарат библиотеки»
-
Дать понятие о том, что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке.
-
Объяснить взаимосвязь титульного листа и каталожной карточки.
-
Показать связь систематического каталога с расстановкой книг на полке.
-
На практике осуществить поиск книг по заданной теме.
Оборудование: конспект занятия, компьютер, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003, мультимедиа проектор
Форма проведения: лекция. Практическая работа: «Поиск»
№ этапа
Содержание
Задачи
I
Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии я познакомлю вас со справочным аппаратом библиотеки, вы узнаете, что такое «справочный аппарат», из чего он состоит, для чего нужен, и как с ним работать.
Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.
II
Справочный аппарат библиотеки предназначен для того, чтобы облегчить вам поиск нужной информации.
К справочному аппарату относятся: алфавитный каталог, систематический каталог и картотеки (слайд №4)
Ознакомить учащихся с понятием «Справочный аппарат библиотеки»
III
Что же такое КАТАЛОГ вообще?
Вот этот большой ящик, в котором помещены несколько маленьких выдвигающихся ящичков с ручками, и называется каталогом. Каталожные ящички наполнены карточками, которые, в свою очередь, разделены плотными картонными разделителями (слайд №5)
Каталог - это перечень (список) всех книг, находящихся в библиотеке.
Каталоги необходимы библиотеке, так как с их помощью вы можете достаточно быстро узнать:
-
Книги по каким темам есть в фонде библиотеки;
-
Книги каких авторов есть в фонде библиотеки
(слайд №6)
Возьмём в руки книгу и внимательно рассмотрим её титульный лист. Что вы на нём видите? (ответы учащихся)
-
название книги
-
её автора
-
город, в котором книга вышла в свет
-
издательство
-
год издания.
(слайд №7)
Эти же данные вы видите на всех карточках в каталоге. Но на каталожной карточке можно увидеть ещё и количество страниц в книге, есть ли в ней иллюстрации и т.д. То есть получается, что каталожная карточка - это макет книги, занимающий очень мало места и дающий представление о книге. Тогда каталог - это макет самой библиотеки, ведь все книги, имеющиеся в фонде библиотеки, есть и в каталоге (слайд №8)
Дать понятие о том, что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. Объяснить взаимосвязь титульного листа и каталожной карточки.
IV
Вы уже знаете, что книги на библиотечных полках стоят в определённом порядке. Точно в таком же порядке расставлены карточки в систематическом каталоге. И точно так же, как и на полках книги, каталожные карточки разделены на разделы по отраслям знания. При этом названия разделов систематического каталога в точности соответствуют названиям разделов на книжных полках.
Вы спросите: «А зачем нужен такой сложный каталог?»
А необходим он для того, чтобы вы могли при подготовке к урокам без труда найти нужную книгу, и при этом не нужно долго рыться на пыльных полках, не зная, есть вообще в библиотеке эта книга, или её вообще нет (слайд №9)
Но вот, вы поработали с каталогом и убедились, что нужная вам книга в библиотеке есть! Теперь осталось только найти её на полке, и в этом вам помогут странные цифры и буквы, размещённые в левом верхнем уголке карточки. Верхний ряд цифр - полочный индекс, он подсказывает вам, в каком разделе библиотеки стоит книга. Второй ряд - буквы и цифры - служит для расстановки книг по алфавиту на стеллажах внутри раздела, он так и называется авторский знак (слайд №10)
А сейчас мы с вами попробуем найти книги по заданным темам.
Показать связь систематического каталога с расстановкой книг на полке.
V
Ход работы:
-
Каждый из учащихся вытягивает карточку с темой для поиска.
-
В течение 10-15 минут ребята ищут книги по заданной теме в систематическом каталоге, при этом выписывая авторов и заглавия, полочный индекс и авторский знак найденных книг.
-
В течение 5 минут учащиеся занимаются поиском книг в фонде библиотеки (открытый доступ)
-
Подведение итогов: что удалось, где возникли затруднения.
(слайд №11)
(Всё это время библиотекарь контролирует процесс: помогает в затруднительных ситуациях)
Темы для поиска:
Практическая работа «Поиск»
-
Про крокодила
-
Про корову
-
Про собаку
-
Про ежа
-
Про бабочек
-
Про птиц
-
Про рыб
-
Про кита
-
Про деревья
-
Про цветы
-
Про водоросли
-
Про ягоды
-
Про овощи
-
Про фрукты
-
Про моря
-
Про реки
-
Про планеты
-
Про страны
-
Про звёзды
-
Про цифры
-
О войне
-
О нашей Родине