Статья К вопросу о развитии познавательного интереса школьников

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.А .Кривенко,

учитель начальных классов

МБОУ НШ № 30

г. Сургута

К вопросу о развитии познавательного интереса школьников.

Познавательный интерес, являясь важнейшим мотивом учения, способствует формированию не только учебного опыта, но и витагенного (жизненного), основой которого является витагенная информация.

Уточним основные понятия. Витагенный (жизненный) опыт - результат процесса накопления жизненного опыта, который стал личностно значимым для индивида в результате его проживания человеком.

Витагенная информация - знания, чувства, поступки, отражающие мироощущение личности па определенных стадиях ее развития [1].

Витагенная информированность - совокупная витагенная информация индивида, отражающая уровень его осведомленное и н той или иной области знания.

Познавательный интерес - активная познавательная направленность личности на предмет, явление действительности или вид деятельности, причем в основе направленности лежит положительное эмоционально-ценностное отношение индивида к предмету интереса, которое образуется в процессе жизнедеятельности человека,

При организации опытно-поисковой работы [3] мы предположили, что опора на витагенный опыт младших школьников в учебном процессе на уроках естественно - научного цикла будет способствовать развитию познавательного интереса.

Использование клиническою исследования (по Д.Б.Эльконину и Т.В.Драгуновой [2], под которым мы понимаем систематическое и детальное изучение одних и тех же детей на протяжении всего периода формирования того или иного качества личности, позволило нам подтвердить гипотезу исследования: витагенный опыт окажется эффективным средством развития познавательного интереса младших школьников на уроках естественно­научного цикла при условии, что витагенный опыт будет способствовать формированию у детей целостного взгляда на мир, в котором человек зависит от природы, а природа - от человека; будут определены типологические характеристики различных групп учащихся по уровню витагенной информированности; при помощи клинического исследования будут установлены взаимосвязи между использованием витагенного опыта школьников и развитием познавательного интереса.

Использование клинического исследования подразумевает накопление фактов, характеризующих особенности возникновения и развития новообразования, причем эти факты должны быть максимально разносторонними, так как обобщение собранных фактов должно в общем и в основном или подтвердить, или внести поправки, или отвергнуть основную гипотезу.

Выше нами были обозначены некоторые характерные особенности «клинического» исследования школьников. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова определили также его специфические особенности. По их мнению, он характеризуется двумя основными чертами: по способу собирания материала и по способу его анализа. По способу собирания материала они назвали его «клиническим», понимая под этим термином длительное и углубленное изучение отдельных детей; по способу анализа материала назвали его сравнительным, имея в виду сопоставление и анализ полученных на разных детях материалов.

Изучение младших школьников началось в 1 классе и завершилось в конце 3 класса. Были получены данные об успеваемости каждого ученика, проведены письменные работы, в т.ч. сочинения, которые позволяли определить уровень витагенной информированности и интересы детей; практиковалось анкетирование преподавателей. Основным методом накопления материала было систематическое, детальное наблюдение учащихся. Широко использовались различные формы бесед со школьниками на самые разнообразные темы, которые, как правило, проводились в естественной обстановке.

В результате многолетнего клинического исследования были составлены индивидуальные характеристики младших школьников, которые соответствуют трем уровням витагенной информированности: низкому, среднему и высокому.

Представление характеристик мы начнем с учащегося низкого уровня витагенной информированности Сергея Т.

Сергей Т.

В характеристике Сергея Т., ученика первого класса с низким уровнем витагенной информированности в знаниях естественно-научного цикла, необходимо отметить, что у Сергея была сестра старше его на 4 года, кроме родителей - дедушка с бабушкой и так получилось, что он был всеобщим любимцем и опекался соответствующим образом. Это обстоятельство наложило свой отпечаток на особенности его развития: рассогласованность и отсутствие единства в требованиях со стороны взрослых привели к тому, что он с легкомыслием относился ко всему, ничем серьезно не увлекался, интересы его были очень поверхностными. Но вместе с этим у преподавателей часто при первом знакомстве с Сергеем складывалось мнение о нем, как об ученике с развитым познавательным интересом, чего на самом деле не было: заинтересованность прекращалась при первых же затруднениях или при увлечении другим предметом. Будучи ребенком гиперактивным он брался за многие предлагаемые учителем дела (подготовку докладов, подбор иллюстраций, оформление выставок книг и поделок из природных материалов, рисунков), но, как было сказано ранее, его интерес быстро угасал.

Несмотря на то, что родители Сергея старались прививать ему любовь к чтению, особых успехов это не приносило: его внимание привлекали книги с яркими иллюстрациями и с минимальным содержанием текста - о динозаврах, технике и т.д.

В целом, на уроках Сергей Т. редко демонстрировал заинтересованность учебным материалом и готовность включиться в учебную работу.

Витагенная информация Сергея в знаниях естественного цикла не отличалась систематизированностью, природоведческие понятия были обобщенные, не конкретные. В ответах он давал небольшое количество содержательных суждений. Приведем примеры из письменных работ Сергея выполненных в первом классе на этапах актуализации витагенных знаний, по тому или иному разделу программы: «Вода - это природа, в ней живут рыбы и водоросли. Если бы не было воды, всем было бы плохо»; «Белка живет в лесу на деревьях. Она ест грибы и орехи».

Определенные затруднения у школьника при актуализации витагенной информации и в других учебных ситуациях возникали по причине низкого уровня развития речи. Сергей не умел достаточно правильно и грамотно излагать свои мысли, словарный запас был крайне мал, выводы и обобщения представляли для него большую проблему.

Клиническое исследование на основе наблюдений за развитием познавательного интереса ученика на протяжении трех лет и анализа продуктов его учебной деятельности позволил нам сделать вывод о том, что у Сергея к концу второго года обучения интерес, выражающийся в положительных реакциях, возникающих на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории учебного материала) сменился любопытством, выражающимся в положительных реакциях на новый теоретический материал. Особенно Сергей оживлялся и задавал много вопросов при изучении, например, таких разделов программы как «Режим дня школьника» (1 класс), «Животный и растительный мир пустыни» (3 класс), «Вода в природе» (3 класс) и др. При изучении природоведения на последних этапах начального обучения он приносил энциклопедии, справочники из дома, в которых был помещен материал по изучаемой теме. Но часто оказывалось, что Сергей сам этот материал не читал, а лишь просматривал иллюстрации и знал о том, что в этой книге содержатся необходимые знания, но у него самого не было желания прочитать статью. Сергей предпочитал, чтобы ему об этом рассказывал кто-то другой (учитель, родители, одноклассники). Вероятно, это обусловлено тем, что при этом ему не надо делать умозаключения, обобщения и выводы, проводить аналогии между известным и новым, т.к. рассказчик сам акцентирует внимание на необходимых или ярких деталях повествования, приводит примеры и делает выводы. Хотя Сергей неоднократно пытался использовать свои витагенные знания в учебном процессе у него это получалось не всегда, т.к. он не умел это делать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Сергей к окончанию третьего класса в развитии познавательного интереса продвинулся незначительно и, как следствие, его витагенная информированность осталась низкой.

Марина А. (средний уровень)

Марина А. росла во вполне благополучной семье, в которой кроме нее детей не было. Родители Марины были достаточно молодые люди, поэтому закономерно, что в воспитании девочки они применяли прогрессивные, на их взгляд, приемы воздействия на ребенка и взаимодействия с ним.

В семье были традиционны прогулки всей семьей, вечернее чтение книг, рисование и другое. Благодаря этому, а также индивидуальным психологическим особенностям познавательной сферы, Марина уверенно демонстрировала средний уровень витагенной информированности в знаниях естественно-научного цикла. Примером может служить письменная работа, посвященная актуализации витагенной информации о воде: «Вода -это жидкость, в которой водятся разные микроорганизмы. Также как и на земле, в ней растут всякие растения и водятся рыбы и другие животные, которые питаются водорослями. Вода в природе нужна для животных, растений, которые ее пьют. Человек использует воду для того, чтобы варить обеды и мыть что-либо.».

Марина практически по всем разделам программы имела определенную информацию (большего или меньшего объема).

Характерной особенностью Марины было хорошо развитое творческое начало: при актуализации витагенной информации по какой-либо теме она или по собственной инициативе старалась преподнести материал нестандартно или по заданию преподавателя. Большой интерес представляли работы Марины на темы «Что бы я рассказала африканскому мальчику о зиме?», «Что мне рассказала капелька дождя?», «О чем задумался старый кедр?» и другие. Например, домашнее сочинение следующего содержания:

Что мне рассказала капелька дождя?

Летом, когда на улице идет дождь, я люблю смотреть на оконное стекло. По нему весело бегут капельки дождя, которые сливаются в маленькие ручейки. Однажды эти капельки рассказали мне о своем путешествии.

Это случилось очень давно. Все они жили в большом море. В тот день было ужасно жарко и те, кто находился на поверхности воды, стали испаряться в воздух. Они поднимались все выше и выше, становясь водяным паром. Капельки превращались в легкие облака. Внутри облака они сливались друг с другом в крупные капли. В некоторых облаках капли становились большими и тяжелыми. Они падали на землю проливным дождем.

Дождь питает водные потоки, которые впадают в реки. Реки впадают в моря и озера. Так некоторые капельки возвращаются домой. Если дождь прошел, то он питает землю, растения. Но не все облака бывают дождливыми. Если облако попадает в холодный воздух, то капельки превращаются в кристаллики льда. Эти кристаллики падают на землю в виде градин или снежинок.

Хотя творческие способности ученицы были развиты на довольно высоком уровне, их недостатком было невнимание к конкретизирующим деталям, не всегда прослеживались взаимосвязи между природными объектами и явлениями. Отношение к природе всегда было устойчиво положительное, осознанное.

Если Марина не испытывала затруднений при выполнении заданий, то выполняла его на высоком эмоциональном подъеме, с ярко выраженной заинтересованностью, но если возникали затруднения - длительная познавательная активность не обнаруживалась.

Просьбы преподавателей опереться в своем рассказе на ее витагенный опыт, случаи из жизни не всегда находили отклик, т.к. интереса к этому процессу Марина не испытывала. Вероятно, она не всегда видела взаимосвязь между витагенным опытом и учебным материалом.

В целом уровень развития познавательного интереса у Марины К. за период обучения в начальной школе претерпел незначительные изменения. Изменилось ее отношение к ценности витагенного опыта, появилось уважение к деталям в описаниях объектов и явлений природы, осознанность экологических проблем. Девочка стала увереннее чувствовать себя на уроках естественно-научного цикла, ответы стали более полные, что несомненно является определенным достижением в личностном развитии Марины А.

Кирилл К. (высокий уровень)

Учащиеся с высоким уровнем витагенной информированности в знаниях естественно-научного цикла (в том числе Кирилл) обладают, как правило, высокоразвитым познавательным интересом к дисциплинам этого цикла. Это и объясняет, в большей степени, высокий уровень витагенной информированности школьников.

Кирилл К. рос в полной семье, в которой кроме него был брат на один год младше. Культурный и образовательный уровень семьи высокий: родители с высшим образованием, в семье существовал настоящий культ книги, все члены семьи увлекались компьютером и новыми информационными технологиями. В то же время в семье Кирилла обычным явлением была поездка в лес в любое время года. Целью этих поездок был не столько прагматический интерес (сбор ягод, грибов), сколько удовлетворение своих эстетических потребностей через созерцание мира природы во всем многообразии его проявлений. В семье была собака - всеобщий любимец, что несомненно способствовало привитию у детей навыков обращения с живой природой в непосредственном контакте с ней, воспитанию субъективно-непрагматического отношения к окружающему миру.

Обладая высоким уровнем витагенной информированности, Кирилл К. умел успешно актуализировать свои знания и применять их в адекватных ситуациях. Его представления об окружающем мире были развернуты, конкретны, а по своему характеру - элементарно-научными. Информация, которую предоставлял ученик на уроках, оставляла впечатление вполне им осмысленной, изобилующей примерами, фактами, деталями.

Кирилл с высокой степенью достоверности распознавал объекты природы, устанавливал взаимосвязи между объектами и явлениями окружающего мира. В то же время необходимо отметить, что при описании какого-либо явления природы, школьник систематически показывал информированность о большом количестве сторон данного явления. Приведем пример сочинения Кирилла, выполненного во втором классе:

Что мне рассказала капелька дождя?

В один прекрасный день я с друзьями ходил по лесу и собирал грибы. Вдруг подул ветер и над нами нависла огромная туча. Хлынул проливной дождь. Мы спрятались под дерево. Вдруг мне на ладонь упала капелька дождя. Она оказалась волшебной. И вот какую историю рассказала мне эта капелька.

«Жили мы с сестрами в маленькой серебристой тучке, жили - не тужили. И совсем забыли о том, что посевы нужно поливать. Но ветер напоминал нам о работе. И он согнал все наши маленькие тучки в одну. Мы с сестрами выпали вместе с проливным дождем на пшеничное поле. Некоторых из нас выпивают растения, а другие собираются в ручейки и вытекают в реки. Эти капли попадают в моря и океаны. Так мы путешествуем по свету. А когда ярко светит солнце мы испаряемся. И уже в туче мы радостные встречаемся и делимся своими впечатлениями».

В отношении к природе у учащегося был явно выражен
непрагматический подход и доминировал познавательный компонент,
который являлся основой устойчивого познавательного интереса, характеризуемого устойчивой активностью Кирилла на уроках естественно­научного цикла и во внеурочное время, использованием дополнительных источников информации. В целом учащиеся высокого уровня информированности способны использовать витагенные знания в учебном процессе и проявляют интерес к оперированию ими.

Несмотря на то, что Кирилл обладал достаточно высоким уровнем развития познавательного интереса, его интересы в естественно-научных знаниях были в целом неопределенными, то есть он интересовался всем в мире природы, но не достаточно глубоко. Задачей преподавателя на данном этапе развития учащегося было направить интересы школьника в необходимое русло. Для Кирилла К. таким направлением деятельности стала работа над учебно-исследовательским проектом «Экология моего города», к которой он приступил во втором классе. При выполнении этой работы ему понадобились не только его витагенные и учебные знания, но и умение наблюдать по заранее составленному плану, подбирать и обобщать необходимый материал, делать выводы. Результаты этой исследовательской работы Кирилл представлял в виде докладов, сообщений на уроках природоведения, на заседаниях научного общества учащихся (НОУ).

В результате подобной работы, а также использования витагенного опыта школьника в учебно-воспитательном процессе интересы Кирилла стали более организованными: интерес выходил за рамки учебного материала, ученик проявлял выраженное творческое отношение к общему способу решения познавательных задач, имелась мотивированная

избирательность интересов.

В характеристики младших школьников не вошел весь материал, который был получен о каждом ученике в виду ограниченности объема статьи. В них включен только основной фактический материал, на основе которого были сделаны выводы и обобщения.

Обобщение материалов характеристик младших школьников показывает, что к началу обучения в первом классе имеет место достаточно пестрая и неоднородная картина по следующим основным моментам: уровень витагенной информированности в знаниях естественно-научного цикла от самого низкого до высокого; познавательные интересы - от четко установившихся интересов в области техники, естествознания, спорта до почти полного отсутствия познавательных интересов.

В целом учащиеся низкого уровня витагенной информированности в знаниях естественно-научного цикла имеют эпизодический познавательный интерес, проявляющийся в виде заинтересованности ярким, необычным материалом. Учащимся этой группы постоянно требуется стимуляция познавательной активности. Информационная ограниченность в работах учащихся этой группы объясняется низким уровнем развития познавательного интереса.

Школьники среднего уровня витагенной информированности проявляют интерес к изучению предметов данного цикла, но длительной устойчивой познавательной активности не обнаруживают. Проявляют заинтересованность и познавательную активность в определенных учебных ситуациях, обусловленных либо содержанием учебного материала, либо способом его изучения.

Учащимся с высоким уровнем витагенной информированности, как правило, присущ высокий уровень развития учебной мотивации в целом и, в частности, познавательного интереса как важнейшего мотива учения. Познавательный интерес в данном случае характеризуется устойчивой познавательной активностью на уроках и во внеурочное время, использованием дополнительных источников информации.

Автор сделал попытку показать индивидуальный вариант развития познавательного интереса у каждого из вышеописанных учеников: через приемы витагенного обучения, исследовательскую работу и другие приемы. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что за период обучения школьников в начальных классах возможно повысить витагенную информированность и уровень развития познавательного интереса.

Сделаем некоторые выводы. Результаты опытно-поисковой работы по использованию витагенного опыта в развитии познавательного интереса младших школьников свидетельствует о том, что существует зависимость между уровнем развития познавательного интереса и витагенной информированностью учащихся: чем более развит познавательный интерес, тем более высокий уровень витагенной информированности показывают школьники и наоборот [3].

Использование клинического исследования позволило определить уровни информированности младших школьников в знаниях естественно­научного цикла, составить и опытно-поисковым путем проверить типологические характеристики учащихся различных уровней информированности, которые подтвердили исходные положения гипотезы исследования. Типологическая характеристика включает в себя следующие компоненты: характер витагенной информации, уровень развития познавательного интереса, отношение учащихся к природе как к объекту изучения, сформированность надпредметных умений и навыков, образовательный статус учащегося.

Индивидуальные характеристики учащихся различных уровней витагенной информированности в знаниях естественно-научного цикла составленные в результате использования клинического исследования позволили с высокой степенью научной достоверности на гуманной основе изучить процесс развития познавательного интереса младших школьников на основе использования их витагенного опыта.

В ходе опытно-поисковой работы была отслежена динамика развития познавательного интереса, которая свидетельствовала о росте количества учащихся с высоким и средним уровнем развития познавательного интереса соответственно с 12 до 18% и с 47 до 59%.

Разработаны и опытно-поисковым путем проверены технологии изучения и использования витагенного опыта школьников в учебном процессе, подтверждена их эффективность и адаптивность.

Клиническое исследование, на наш взгляд, это тот инструмент, который позволяет с высоким уровнем результативности изучать процесс развития познавательного интереса и составлять индивидуальные характеристики учащихся, что обеспечивает научную достоверность и гуманистическую направленность психолого-педагогического исследования.




Литература

1. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: многомерно-голографический подход. Екатеринбург, 2001 г.

2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М, 1967 г.

3. Кривенко В.А. Опора на витагенный опыт школьников как средство развития познавательного интереса. Екатеринбург, 2002 г.


12

© 2010-2022