Воспитательное мероприятие Гражданином быть обязан

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деловая игра

«Гражданином быть обязан»

Цели: воспитывать гражданские качества, патриотизм, уважение к себе, к другим людям, формировать гражданскую позицию.

Оборудование: высказывания о человеке, ватманы для работы групп (3 шт.),

ручки, карточки с ситуациями для обсуждения.

Организационный момент:

Воспитанники готовили сообщения на темы:

-Кто такой настоящий гражданин?

-Кого я назвал бы настоящим гражданином России?

-Что такое патриотизм?

-Можно ли научиться патриотизму?

-Гражданином быть - обязан?

Ход деловой игры

Воспитатель: Звучит государственный гимн России

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья. (Б. Пастернак.)

Человек рождается , награжденный разумом, способностью к мастерству и искусству. Какова цель человека на Земле, Сегодня наша задача разобраться в этом, кто же такой человек. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

Воспитатель: Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина?!

Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?

ЧВоспитательное мероприятие Гражданином быть обязанВоспитательное мероприятие Гражданином быть обязанВоспитательное мероприятие Гражданином быть обязанВоспитательное мероприятие Гражданином быть обязанВоспитательное мероприятие Гражданином быть обязанеловек

индивид организм индивидуальность личность гражданин

Каждый воспитанник высказывает своё мнение. Идет Обсуждение.

Воспитатель: Спасибо

Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество - это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жиз­ненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли.

Перед вами лежат листы бумаги, сейчас мы предпримем «Моз­говой штурм». Предлагаю вам в течение одной минуты, не совеща­ясь, написать: в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Выразите своё социальное «я».

«Мозговой штурм» (1 мин). Сын, дочь, ученик, покупатель, пешеход и т.д. Обсуждение ответов.

Воспитатель: Мы назвали далеко не все со­циальные роли. Большинство из нас выступают в одинаковых со­циальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами, каждый из нас личность.

Воспитатель: А кто такой гражданин?

Варианты ответов.

Прослушивание сообщений

При подготовке к этому занятию в библиотеке я заглянула в «Толковый словарь современного русского языка» и прочитала там: «Гражданин- лицо, пользующееся, наделенное правами гражданства в стране проживания».

Как вы считаете - это правильно сказано?

Ответы детей: Я думаю, что ……….

Воспитатель: Гражданин - это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различ­ных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с пра­вами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество. Какие законы вы знаете?

Игра "Знаете ли вы закон?"

Группа разбивается на 3 команды.

1 конкурс «Знаете ли вы закон?».

Командам по порядку называются ситуации, нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают (уголовная или административная). За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

2 конкурс. «Мораль или право?»

Определить в каких случаях наступает моральная ответственность, а в каких - юридическая. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

3 конкурс «Преступление и наказание».

Командам выдаются карточки с заданиями (по 2 шт.) (Приложение 1), в течение 5 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных и обосновать его. За каждый правильный ответ - 5 баллов.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий за­кон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсу­дить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.

Ситуация 1. Воспитатель обсуждает с воспитанниками вопрос о его ку­рении на территории школы.

Вопросы:

Личное ли это дело каждого? Почему?

Имеет ли право курить в общественном месте? Почему?

Наносит ли вред окружающим и себе? Каким образом?

Какую гражданскую позицию он занимает? Какие законы,
права нарушает?

Какой вред он наносит государству?

Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

Ситуация 2.

Два ученика во время перемены о чём-то бесе­дуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Дру­зья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не до­бившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?

Какое право здесь нарушено?

Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последст­виями?

Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных, способно ли оно пробудить совесть?

Какое отношение будет к этому человеку в классе, если од­ноклассники потом всё-таки узнают, кто истинный виновник?

Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?

Заключение.

Воспитатель: Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого воспитанника не закончен, и вы ещё раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет своё правильное решение. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы: Прослушайте стихотворение.

Воспитанник:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звёзды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чём смысл жизни заключён?

В чём заключён её закон?

И не даёт покоя мне,

Моей недетской голове

Один единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?

Звучит Государственный Гимн России.

Приложение Карточки для конкурса «Преступление и наказание»

Карточка 1.

Константин Г. в возрасте 23 лет нигде не работает и не учится, был признан в умышленной порче имущества - он разбил окно магазина. В суде он признал себя виновным, говорил, что совершил непристойный поступок и готов возместить ущерб. К уголовной ответственности его привлекают впервые.

Карточка 2.

Петр У. в состоянии алкогольного опьянения, он ходил на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые как оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесны повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду и сломал стулья и т.п.

В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские.

Карточка 3.

Алексей П. был совершенно подавлен неудачами, которые в последнее время просто преследовали его. Жена была больна тяжелой неизлечимой болезнью, дела на работе шли очень плохо. Он практически ничего не зарабатывал. Алексей решил покончить жизнь самоубийством, но его пугало, что жена не сможет жить одна. Тогда он сначала убил ее, а затем совершил попытку самоубийства, которая не удалась. Решая вопрос о наказании, суд обратил особое внимание на обстоятельства, при которых все это произошло.

Карточка 4.

Дмитрий, 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил более 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был возмещен практически полностью.

Карточка 5.

Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получила серьезную травму, а девушки отобрали у нее часы и сумку с документами и деньгами. Судья, оглашая приговор, сказал, что он надеется, что в будущем они подумают, прежде чем вновь решиться совершить нечто подобное.

Карточка 6.

Анатолий З. был охарактеризован обвинителем как человек, который не может остановиться, совершая постоянные кражи личного имущества граждан. Его неоднократно задерживали, а в последний раз он на протяжении одного дня совершил карманных краж на сумму 67 тыс. рублей.




© 2010-2022