Рабочая программа по дисциплине Основы предпринимательства

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГУБКИНСКИЙ ГОРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

(для всех специальностей)

























2014

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы (2004г.), разработанной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования

ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО

предметной цикловой комиссией заместитель директора по УПР

___________________________________ Манукова Н.Ю.____________

Протокол №__6____ от 26 августа 2014 заместитель директора по УМР

председатель __________ О.В. Яковлева Морозова Л.А._____________



Организация-разработчик: ОГАОУ СПО «Губкинский горно-политехнический колледж»



Разработчик:

Яковлева Ольга Владимировна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Рецензенты:












СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

6

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы предпринимательства

название дисциплины

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы предпринимательства» входит в состав вариативной части основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным учебным дисциплинам.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;

  • принимать управленческие решения;

  • собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках;

  • осуществлять планирование производственной деятельности;

  • проводить презентации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами:

  • нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;

  • состояние экономики и предпринимательства в Белгородской области;

  • потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;

  • теоретические и методологические основы организации собственного дела.


1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

16

Итоговая аттестация в форме зачет


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ________Основы предпринимательства_____

наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


8



Тема 1.1

Понятие и виды предпринимательской деятельности


Содержание учебного материала


1

Введение. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.

1

2

2

Сущность предпринимательства. Развитие предпринимательства в России, его особенности.

1


Практические занятия

*


Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*


Тема 1.2

Субъекты и объекты предпринимательской среды


Содержание учебного материала


1

Физические и юридические лица как субъекты (участники) предпринимательской среды. Собственность участников предпринимательской деятельности.

1


2

Коммерческие и некоммерческие организации. Типы предпринимателей.

1


Практические занятия



Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

- Составить «Словарь молодого предпринимателя»

- Подборка пословиц о предпринимательстве и бизнесменах


2


Тема 1.3

Культура предпринимательства

Содержание учебного материала


1

1

Гражданские права и обязанности предпринимателей. Личностные качества предпринимателей.

2

Этика предпринимателя: имидж и этический кодекс.

1

3

Этические и правовые стандарты в предпринимательской деятельности.

1

4

Этикет предпринимателя: нормы общения, ведение деловых бесед и

телефонных разговоров. Деловой протокол.

1

Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся


- Подготовить сообщения

- Ведение «Словаря молодого предпринимателя»

2

Раздел 2

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

16/4


Тема 2.1

Нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность





Содержание учебного материала



1


1

Гражданский кодекс Российской Федерации (предпринимательская деятельность; объекты и субъекты предпринимательской деятельности; виды предпринимательской деятельности по количеству собственников, по характеру объединения). Трудовой кодекс Российской Федерации (трудовые отношения между работниками и работодателями).


2

Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (малый, средний и крупный бизнес; микропредприятия). Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (общероссийский классификатор видов экономической деятельности, единый государственный реестр).

1


Самостоятельная работа


- Изучить основные положения НПА о предпринимательской деятельности

- Ведение «Словаря молодого предпринимателя»

2


Тема 2.2

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности


Содержание учебного материала


1

Классификация форм предпринимательской деятельности.

1

2

Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм.

1

Практические занятия


3

Организационно-правовые формы. Составление таблицы.

1

4

Анализ статей закона РФ № 209 « О развитии малого и среднего предпринимательства»

1

Самостоятельная работа обучающихся



Тема 2.3

Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала


1

Способы создания и государственная регистрация юридических лиц. Учредительные документы юридических лиц.

1

2

Правоспособность юридических лиц. Филиалы и представительства юридических лиц.

1

3

Прекращение деятельности: реорганизация, ликвидация.

1

4

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц: понятие, признаки, процедуры (этапы)

1

Самостоятельная работа

- Оформить документы для регистрации предпринимательской деятельности


2


Тема 2.4

Основы бухгалтерского учета

Содержание учебного материала


1

Характеристика бухгалтерского учета

1

2

Предмет бухгалтерского учета.

1

3

Метод бухгалтерского учета.

1

4

Документальное оформление бухгалтерского учета.

1

Практические занятия


5

Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций.

1

6

Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций.

1

Самостоятельная работа

- Подготовить сообщения, рефераты, презентации (по индивидуальным заданиям)


2


Раздел 3

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




4/2


Тема 3.1

Бизнес-планирование в

деятельности предпринимателей

Содержание учебного материала



2

1

Бизнес-планирование. Сущность и назначение бизнес-плана. Требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана.

2

Проектирование организационной структуры управления предпринимательской деятельностью.


2

Практические занятия


3

Методы оценки экономической устойчивости в рыночной среде.

2

4

Критерии анализа результатов предпринимательской деятельности. Методы анализа.

2

Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся:

- Подготовка групповых творческих работ (бизнес- проектов)

- Подготовка рекламных проспектов

4


Раздел 4

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ и РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА






2


Тема 4.1


Содержание учебного материала



2

1

Формы взаимодействия малого предпринимательства с государственными органами власти и управления.


Практические занятия



3

Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства

2


4

Налогообложение малого предпринимательства.

2


Самостоятельная работа

- Подготовка презентаций по предлагаемой тематике

- Повторение материала курса


2







Дифференцированный зачет

1

Всего:

32


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общепрофессиональных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект мебели;

- комплект учебных наглядных пособий;

- нормативно - правовые документы.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионными программами;

- мультимедиапроектор;

- аудио - визуальные средства обучения : DVD - диски, презентации на различные темы;

- экран.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации

2. Налоговый кодекс Российской Федерации

3. Трудовой кодекс Российской Федерации

4. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 г.)

5. Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 № 230-ФЗ, ОТ 22.07.2008 № 159-ФЗ, ОТ 23.07.2008 № 160-ФЗ, ОТ 02.08.2009 № 217-ФЗ, ОТ 27.12.2009 № 365-ФЗ)

6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-фз "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(в редакции Федеральных законов РФ от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ; с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ)

7. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А.Предпринимательство. Учебник. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

8. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебн. Пособие.2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2010

9. Переверзев М.П., Лунёва А.М. Основы предпринимательства: Учебник / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: Инфра-М, 2009. - 176 с. - (Высшее образование).

10. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Предпринимательство: Учебн. Пособие. - М.: РИОР, 2009

11. Лапуста М.Г., Старостин Ю..Л. Малое предпринимательство», 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009

12. Предпринимательство: учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандра. - 4-е изд, перераб.и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009

13. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник. - М.: АКАДЕМИЯ, 2011

Дополнительные источники:

1. Андреев А.Н., Дорофеев В.Д., Чернецов В.И. Основы бизнеса. - Пенза: Изд. Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2005

2. Баринов В.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2003

3. Барроу К. и др. Бизнес-планирование: полное руководство / Пер. с англ. М.Веселковой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003

4. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под ред. А. С Пелиха, - М.: Издательский центр «МарТ», 2003

5. Предпринимательство / Под ред. В.Я.Горфинкеля-М.: ЮНИТИ, 2000

6. Ремонтова Т.И., Широкова Л.П. Как составить бизнес-план. Методическое пособие. - Пенза: ИПК и ПРО, 2006


Интернет-ресурсы

1. Социальные и экономические права в России

seprava.ru

2. Основы экономики: вводный курс

be.economicus.ru

3. Открытая экономика: информационно-аналитический сервер

opec.ru

4. Правовой сайт:

consultantplus.ru


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

- ориентироваться в общих вопросах

предпринимательской деятельности;

- применять экономические и правовые

знания в конкретных ситуациях;

- составлять и заполнять документацию, необходимую в ходе осуществления предпринимательской деятельности

тестирование, практические работы

практические работы

тестирование, практическая работа

знания:

- особенностей этапов планирования, организации, мотивации и контроля

предпринимательской деятельности;

- организационно - правовых форм

организаций;

- основных положений законодательства,

регулирующего трудовые отношения;

домашняя работа, тестирование


тестирование, индивидуальное задание-проект

тестирование

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения по общим компетенциям

Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели

результатов подготовки

Формы и методы контроля

ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация интереса к будущей специальности.

Положительная динамика результатов учебной деятельности.

Интерпретация результатов

наблюдений за обучающимся в процессе освоения

образовательной программы.

ОК 2. Организует

собственную

деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения

профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество

Решение поставленных

стандартных и

нестандартных учебных

задач.

Проявление

ответственности за

результаты своей работы.

Оценка результативности

работы обучающегося при выполнении практических и индивидуальных занятий.

ОК 3. Принимает решения в стандартных и

нестандартных ситуациях

и несёт за них

ответственность

Решение поставленных

стандартных и

нестандартных учебных

задач.

Проявление ответственности за результаты своей работы.

Оценка результативности

работы обучающегося при выполнении практических и индивидуальных занятий.

ОК 4. Осуществляет

поиск и использование

информации,

необходимой для

эффективного выполнения

профессиональных задач,

профессионального и

личностного развития.

Нахождение, анализ и

использование информации для эффективного решения

поставленных задач,

профессионального и

личностного развития.

Соответствие составления

запроса и найденной по

запросу информации на

официальных сайтах по

поставленным задачам.

Оценка практической

деятельности, выполнения

индивидуальных заданий,

рефератов с использованием

различных источников

информации.

ОК 5. Использует

информационно-

коммуникационные

технологии в

профессиональной

деятельности.

Применение

компьютерных навыков;

выбор компьютерной

программы в соответствии

с решаемой учебной

задачей.

Оценка эффективности работы обучающихся с прикладным программным обеспечением.

ОК 6. Работает в

коллективе и команде,

эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями

Успешность применения

коммуникативных

способностей на практике (умение работать в малых

группах).

Соблюдение норм деловой культуры: речевой этикет;

конструктивное

сотрудничество

Оценка эффективности работы обучающихся в команде

ОК 7. Берёт на себя

ответственность за работу членов команды

(подчинённых), результат

выполнения заданий

Понимание общей цели;

применение навыков

командной работы;

использование

конструктивных способов

общения с коллегами,

руководством, клиентами.

Экспертное наблюдение и оценка на практических

занятиях

ОК 8. Самостоятельно

определять задачи

профессионального и

личностного развития,

заниматься самообразованием, осознанно планировать

повышение квалификации

Проявление интереса к

обучению; использование

знаний на практике;

определение задач своего

профессионального и

личностного развития; планирование своего

обучения.

Участие в семинарах,

диспутах, производственных играх и т.д.

ОК 9. Ориентируется в условиях частой смены технологий в

профессиональной

деятельности

Владение современной

ситуацией в различных

сферах

Оценка владения современной ситуацией.

ОК 10. Исполняет

воинскую обязанность, в

том числе с применением

полученных

профессиональных знаний

(для юношей).

Понимание сути воинской

обязанности.

Демонстрация готовности

к исполнению воинской

обязанности.

Участие в общественной

жизни, спортивных и

профессиональных

мероприятиях,

демонстрация владения

спортивными нормативами.

5

© 2010-2022