- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Основы предпринимательства
Рабочая программа по дисциплине Основы предпринимательства
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яковлева О.В. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГУБКИНСКИЙ ГОРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
(для всех специальностей)
2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы (2004г.), разработанной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования
ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО
предметной цикловой комиссией заместитель директора по УПР
___________________________________ Манукова Н.Ю.____________
Протокол №__6____ от 26 августа 2014 заместитель директора по УМР
председатель __________ О.В. Яковлева Морозова Л.А._____________
Организация-разработчик: ОГАОУ СПО «Губкинский горно-политехнический колледж»
Разработчик:
Яковлева Ольга Владимировна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
6
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы предпринимательства
название дисциплины
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы предпринимательства» входит в состав вариативной части основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным учебным дисциплинам.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;
-
принимать управленческие решения;
-
собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках;
-
осуществлять планирование производственной деятельности;
-
проводить презентации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами:
-
нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;
-
состояние экономики и предпринимательства в Белгородской области;
-
потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;
-
теоретические и методологические основы организации собственного дела.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
8
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
16
Итоговая аттестация в форме зачет
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ________Основы предпринимательства_____
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8
Тема 1.1
Понятие и виды предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
1
Введение. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
1
2
2
Сущность предпринимательства. Развитие предпринимательства в России, его особенности.
1
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся
*
Тема 1.2
Субъекты и объекты предпринимательской среды
Содержание учебного материала
1
Физические и юридические лица как субъекты (участники) предпринимательской среды. Собственность участников предпринимательской деятельности.
1
2
Коммерческие и некоммерческие организации. Типы предпринимателей.
1
Практические занятия
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся
*
- Составить «Словарь молодого предпринимателя»
- Подборка пословиц о предпринимательстве и бизнесменах
2
Тема 1.3
Культура предпринимательства
Содержание учебного материала
1
1
Гражданские права и обязанности предпринимателей. Личностные качества предпринимателей.
2
Этика предпринимателя: имидж и этический кодекс.
1
3
Этические и правовые стандарты в предпринимательской деятельности.
1
4
Этикет предпринимателя: нормы общения, ведение деловых бесед и
телефонных разговоров. Деловой протокол.
1
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
- Подготовить сообщения
- Ведение «Словаря молодого предпринимателя»
2
Раздел 2
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16/4
Тема 2.1
Нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность
Содержание учебного материала
1
1
Гражданский кодекс Российской Федерации (предпринимательская деятельность; объекты и субъекты предпринимательской деятельности; виды предпринимательской деятельности по количеству собственников, по характеру объединения). Трудовой кодекс Российской Федерации (трудовые отношения между работниками и работодателями).
2
Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (малый, средний и крупный бизнес; микропредприятия). Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (общероссийский классификатор видов экономической деятельности, единый государственный реестр).
1
Самостоятельная работа
- Изучить основные положения НПА о предпринимательской деятельности
- Ведение «Словаря молодого предпринимателя»
2
Тема 2.2
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
1
Классификация форм предпринимательской деятельности.
1
2
Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм.
1
Практические занятия
3
Организационно-правовые формы. Составление таблицы.
1
4
Анализ статей закона РФ № 209 « О развитии малого и среднего предпринимательства»
1
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3
Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
1
Способы создания и государственная регистрация юридических лиц. Учредительные документы юридических лиц.
1
2
Правоспособность юридических лиц. Филиалы и представительства юридических лиц.
1
3
Прекращение деятельности: реорганизация, ликвидация.
1
4
Несостоятельность (банкротство) юридических лиц: понятие, признаки, процедуры (этапы)
1
Самостоятельная работа
- Оформить документы для регистрации предпринимательской деятельности
2
Тема 2.4
Основы бухгалтерского учета
Содержание учебного материала
1
Характеристика бухгалтерского учета
1
2
Предмет бухгалтерского учета.
1
3
Метод бухгалтерского учета.
1
4
Документальное оформление бухгалтерского учета.
1
Практические занятия
5
Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций.
1
6
Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций.
1
Самостоятельная работа
- Подготовить сообщения, рефераты, презентации (по индивидуальным заданиям)
2
Раздел 3
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4/2
Тема 3.1
Бизнес-планирование в
деятельности предпринимателей
Содержание учебного материала
2
1
Бизнес-планирование. Сущность и назначение бизнес-плана. Требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана.
2
Проектирование организационной структуры управления предпринимательской деятельностью.
2
Практические занятия
3
Методы оценки экономической устойчивости в рыночной среде.
2
4
Критерии анализа результатов предпринимательской деятельности. Методы анализа.
2
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
- Подготовка групповых творческих работ (бизнес- проектов)
- Подготовка рекламных проспектов
4
Раздел 4
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ и РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2
Тема 4.1
Содержание учебного материала
2
1
Формы взаимодействия малого предпринимательства с государственными органами власти и управления.
Практические занятия
3
Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства
2
4
Налогообложение малого предпринимательства.
2
Самостоятельная работа
- Подготовка презентаций по предлагаемой тематике
- Повторение материала курса
2
Дифференцированный зачет
1
Всего:
32
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общепрофессиональных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект мебели;
- комплект учебных наглядных пособий;
- нормативно - правовые документы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионными программами;
- мультимедиапроектор;
- аудио - визуальные средства обучения : DVD - диски, презентации на различные темы;
- экран.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Налоговый кодекс Российской Федерации
3. Трудовой кодекс Российской Федерации
4. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 г.)
5. Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 № 230-ФЗ, ОТ 22.07.2008 № 159-ФЗ, ОТ 23.07.2008 № 160-ФЗ, ОТ 02.08.2009 № 217-ФЗ, ОТ 27.12.2009 № 365-ФЗ)
6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-фз "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(в редакции Федеральных законов РФ от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ; с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ)
7. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А.Предпринимательство. Учебник. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
8. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебн. Пособие.2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2010
9. Переверзев М.П., Лунёва А.М. Основы предпринимательства: Учебник / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: Инфра-М, 2009. - 176 с. - (Высшее образование).
10. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Предпринимательство: Учебн. Пособие. - М.: РИОР, 2009
11. Лапуста М.Г., Старостин Ю..Л. Малое предпринимательство», 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009
12. Предпринимательство: учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандра. - 4-е изд, перераб.и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009
13. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник. - М.: АКАДЕМИЯ, 2011
Дополнительные источники:
1. Андреев А.Н., Дорофеев В.Д., Чернецов В.И. Основы бизнеса. - Пенза: Изд. Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2005
2. Баринов В.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2003
3. Барроу К. и др. Бизнес-планирование: полное руководство / Пер. с англ. М.Веселковой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003
4. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под ред. А. С Пелиха, - М.: Издательский центр «МарТ», 2003
5. Предпринимательство / Под ред. В.Я.Горфинкеля-М.: ЮНИТИ, 2000
6. Ремонтова Т.И., Широкова Л.П. Как составить бизнес-план. Методическое пособие. - Пенза: ИПК и ПРО, 2006
Интернет-ресурсы
1. Социальные и экономические права в России
seprava.ru
2. Основы экономики: вводный курс
be.economicus.ru
3. Открытая экономика: информационно-аналитический сервер
opec.ru
4. Правовой сайт:
consultantplus.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения:
- ориентироваться в общих вопросах
предпринимательской деятельности;
- применять экономические и правовые
знания в конкретных ситуациях;
- составлять и заполнять документацию, необходимую в ходе осуществления предпринимательской деятельности
тестирование, практические работы
практические работы
тестирование, практическая работа
знания:
- особенностей этапов планирования, организации, мотивации и контроля
предпринимательской деятельности;
- организационно - правовых форм
организаций;
- основных положений законодательства,
регулирующего трудовые отношения;
домашняя работа, тестирование
тестирование, индивидуальное задание-проект
тестирование
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения по общим компетенциям
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Основные показатели
результатов подготовки
Формы и методы контроля
ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Демонстрация интереса к будущей специальности.
Положительная динамика результатов учебной деятельности.
Интерпретация результатов
наблюдений за обучающимся в процессе освоения
образовательной программы.
ОК 2. Организует
собственную
деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество
Решение поставленных
стандартных и
нестандартных учебных
задач.
Проявление
ответственности за
результаты своей работы.
Оценка результативности
работы обучающегося при выполнении практических и индивидуальных занятий.
ОК 3. Принимает решения в стандартных и
нестандартных ситуациях
и несёт за них
ответственность
Решение поставленных
стандартных и
нестандартных учебных
задач.
Проявление ответственности за результаты своей работы.
Оценка результативности
работы обучающегося при выполнении практических и индивидуальных занятий.
ОК 4. Осуществляет
поиск и использование
информации,
необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития.
Нахождение, анализ и
использование информации для эффективного решения
поставленных задач,
профессионального и
личностного развития.
Соответствие составления
запроса и найденной по
запросу информации на
официальных сайтах по
поставленным задачам.
Оценка практической
деятельности, выполнения
индивидуальных заданий,
рефератов с использованием
различных источников
информации.
ОК 5. Использует
информационно-
коммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
Применение
компьютерных навыков;
выбор компьютерной
программы в соответствии
с решаемой учебной
задачей.
Оценка эффективности работы обучающихся с прикладным программным обеспечением.
ОК 6. Работает в
коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями
Успешность применения
коммуникативных
способностей на практике (умение работать в малых
группах).
Соблюдение норм деловой культуры: речевой этикет;
конструктивное
сотрудничество
Оценка эффективности работы обучающихся в команде
ОК 7. Берёт на себя
ответственность за работу членов команды
(подчинённых), результат
выполнения заданий
Понимание общей цели;
применение навыков
командной работы;
использование
конструктивных способов
общения с коллегами,
руководством, клиентами.
Экспертное наблюдение и оценка на практических
занятиях
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации
Проявление интереса к
обучению; использование
знаний на практике;
определение задач своего
профессионального и
личностного развития; планирование своего
обучения.
Участие в семинарах,
диспутах, производственных играх и т.д.
ОК 9. Ориентируется в условиях частой смены технологий в
профессиональной
деятельности
Владение современной
ситуацией в различных
сферах
Оценка владения современной ситуацией.
ОК 10. Исполняет
воинскую обязанность, в
том числе с применением
полученных
профессиональных знаний
(для юношей).
Понимание сути воинской
обязанности.
Демонстрация готовности
к исполнению воинской
обязанности.
Участие в общественной
жизни, спортивных и
профессиональных
мероприятиях,
демонстрация владения
спортивными нормативами.
5