Доклад Нестандартные формы воспитательной работы в старшем звене

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему «Нестандартные формы воспитательной работы в старшем звене»

Составитель: Аникеева Лена Александровна,

Воспитатель С(К)ОШИ VIII вида г. Нерюнгри.

« Дети не зависимо от их физических возможностей, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский.

Воспитывать детей было сложно всегда, а мы живем в сложное время, когда в обществе происходят важные и серьезные перемены. Стремительно меняются отношения между людьми, критерии и оценки тех или иных явлений, взгляды молодежи на место человека в обществе.

Но роль воспитателя, дающего знания детям с ОВЗ, как наставника помогающего найти ответы на жизненно важные вопросы была и остается неизменной! Внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием интересным и увлекательным.

Наш ученик - это не только школьник, а, прежде всего, ребенок с

ограниченными интересами, запросами, стремлениями.

Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет?

Это не праздные вопросы - это вопросы жизни. И нам хотелось бы воспитать человека, творчески развитым. Доброго и отзывчивого.

На мой взгляд, тема: «Нестандартные формы воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками в старшем звене», как нельзя лучше отражает решение этой задачи:

  1. Создание комфортных условий успешного обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

  2. Внедрение принципов личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

  3. Овладение мною эффективными педагогическими технологиями.

  4. Формирование системы диагностики интересов и развитие личности

Работая с детьми ОВЗ ,с различным эмоциональным настроением, различными навыками поведения, с узким развитием кругозора, моя задача создать единый коллектив, в котором дети хорошо себя чувствуют и по товарищески относятся друг к другу.

Положительную роль в этом играют нестандартные формы

работы, где на первый план выдвигаются возрастные особенности и отношения к ведущему виду деятельности. Для старших школьников - уровень ориентации на самостоятельную жизнь.

Критерий деятельности каждого уч-ся - это интерес к проявлению творчества, и самостоятельная активность.

Хочу остановиться на том огромном влиянии, которое оказывает эта работа на детей.

В своей работе использую разнообразные формы: познавательные беседы, участие детей в праздниках, конкурсах, выставках и школьных мероприятиях.

Я не могу представить себе гармонически развитую личность без умения воспринимать прекрасное. Это прекрасное всюду: в природе, в искусстве, в чувствах, в поступках человека.

Хочется, чтобы первые шаги моих детей, за пределами занятия были бы шагами в мир прекрасного: надо как можно раньше воспитать в них черты внутренне красивого и доброго человека. А интересы, как и вкусы, воспитываются. Поэтому, уже на первых порах намечается тематика бесед и познавательных занятий . Практика их организации и проведения показывает, что их надо интересно называть, не загромождая ненужностями, продумывая форму общения. Вот названия некоторых бесед. Например: « Хлеб - всему голова» ребята с удовольствием принимали участие в конкурсе загадок, прослушали отрывок из поэмы « Слово о хлебе» была показана небольшая презентация про 1941-42г Ленинградская школьница Таня Савичева.

Важную роль играет то, какая музыка, какие стихи подобраны для данных мероприятий. Очень хочется, чтобы они дошли до сердец наших ребят и остались там навсегда.

Я выделяю для себя три основных правила при подборе стихов и музыки для таких занятий:

  1. Главное чтобы музыка была созвучна тематика мероприятия.

  2. Чтобы подборка стихов и инсценировка , была интересна, трогательна, понятна для восприятия УО ребенка.

  3. Чтобы музыка и стихи были близки той аудитории, для которой

проводятся мероприятия.

В своей работе я использую следующие формы:

Например, весьма интересной и плодотворной формой проведения занятия является мероприятие-праздник. Эта форма занятия расширяет знания и кругозор учащихся о традициях и обычаях, развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных жизненных ситуациях.

Занятие-беседа с показом видео- презентации : активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания.

Занятия - экскурсия: например в «осенний лес» перед рисованием осеннего пейзажа, имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Танцевальные занятия - обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия танцами приобщают учащихся к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Танцевальные занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру.

Одной из основных задач моей группы является задача, направленная на воспитание сознательного выполнения правил воспитанного человека. Наши дети в школе должны получить не только знания, но и научиться общаться, знать правила этикета. Этому помогают различные внеклассные мероприятия и познавательные беседы. Например: « Поговорим о вежливости» (6-8 класс) , «Правила знакомства и представления» « Учимся делать комплименты» Так как процесс нравственного воспитания УО ребенка включает формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, навыков общественного поведения. Беседы такого плана как нельзя лучше способствуют представлению о культуре поведения. При обсуждении данных бесед мы с детьми определили 10 «Нельзя». Итак «Нельзя» для нас:

  1. Нельзя бездельничать.

  2. Нельзя смеяться над старостью.

  3. Нельзя быть назойливым, без надобности постоянно напоминать о

себе.

  1. Нельзя сквернословить.

  2. Нельзя оставлять одиноким родного человека.

  3. Нельзя выражать недовольства по поводу отсутствия той или иной вещи.

  4. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый человек, а особенно пожилой,

тем более женщина.

  1. Нельзя обижать малышей.

  1. Нельзя выбрасывать животных на улицу, если ты имел их дома

  2. Нельзя нападать группой на одного.

Проведенная работа, безусловно, имеет большое значение в интеллектуальном и нравственном воспитании детей. Она влияет на развитие познавательных интересов и на возможность развития коллективного и индивидуального творчества в деятельности различных анализаторов. При выборе форм работы необходимо учитываю условия, в которых развертывается воспитательный процесс.

Имею ввиду условия современной жизни и специфику восприятия учащихся учебно-воспитательного материала. Также на многое влияет само содержание материала, который может иметь разную трудность, разную новизну, а также разный способ подачи. Для меня важно учитывать, как форма будит интерес ученика, формирует его позицию и отношение к услышанному. Мы часто говорим о необходимости научить детей умению отстаивать свою точку зрения, но без умения впитывать материал, интересоваться им, а, самое главное, без умения мыслить, это часто напоминает пустое выкрикивание с места. Моя точка зрения: в первую очередь надо научить а иногда вынудить детей слушать и слышать других . Например, если раньше я просила убрать телефоны из-под стола, то на сегодняшний день смотрю на какой минуте занятия-беседы это сделает сам ученик, заинтересовавшись занятием.

Считаю, что нестандартные занятия ( физминутки , пальчиковые гимнастики, дискуссии, презентации, инсценирование - одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к обучению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям с ОВЗ, вызывают активный интерес к учебной деятельности, благодаря чему у них формируются более прочные, знания. Я использую в своей практике занятие - путешествие, мероприятие-праздник, дискуссии.

У каждого воспитателя в «методической копилке» накоплены свои, «фирменные» методы и приёмы. Решению задач, поставленных мною на занятиях и беседах, способствуют «активные методы и приемы воспитания».

Вывод. Нестандартные формы работы во внеурочное время помогают воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

Сущность всех вышеперечисленных форм и методов воспитания и обучения состоит в том, чтобы пробудить на занятии и беседе интерес ученика, а вследствие этого - получить хоть маленький , но результат, чтобы занятие подняло детей на очередную ступень в их умственном росте, развитии, а самое главное - в духовном и нравственном воспитании.


© 2010-2022