Педагогическое эссе Я в профессии

Педагогическое кредо: «Если я гореть не буду,    если  ты гореть  не  будешь, кто  тогда  зажжёт  огонь?» Кем быть?  Этот вопрос рано или поздно встает перед каждым молодым человеком. Для меня  этот вопрос был решен  еще с детских   лет: конечно же,  учителем... По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза – всего лишь  документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическое эссе «Я в профессии»



Педагогическое кредо: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, кто тогда зажжёт огонь?»



Кем быть? Этот вопрос рано или поздно встает перед каждым молодым человеком. Для меня этот вопрос был решен еще с детских лет: конечно же, учителем. На мой выбор профессии повлияла моя бабушка Федорова Эльза Александровна, которая более 40 лет проработала учителем в средней школе №1 города Сызрани. Она часто рассказывала: «Приходилось работать в классах, где было 40 детей, работала и в классах, где были одни юноши. А в военные годы мы вместе с учениками после уроков строили пристройки к основному зданию школы №1…». Помню, как в детстве меня поражало, с каким уважением и почтением относились к бабушке её бывшие ученики и их родители, когда они встречались нам на улицах города. Какая гордость переполняла меня, что это моя бабушка, как хотелось быть в тот момент на неё похожей. Даже сейчас, когда ей уже за 85 лет, бабушке звонят её воспитанники, чтобы поздравить с праздниками, сказать теплые слова благодарности.

Именно моя бабушка открыла мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, - одно из главных условий успеха нашей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а «жить с ними», «делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях».

По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза - всего лишь документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития его способностей. Что может быть хуже плохого учителя, человека, случайно оказавшегося на этом месте? Любая педагогическая оплошность моментально обращается в ошибку. И нет ошибок страшнее, чем учительские.

Древнегреческий философ Платон говорил: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает - граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». Какую ответственность перед обществом возлагал на учителя великий мудрец!

В наше стремительное, неспокойное время эта ответственность возрастает многократно. Изменилась роль учителя. На смену авторитарному педагогу, требовавшему беспрекословного подчинения и строжайшей дисциплины, приходит учитель - наставник, учитель - старший товарищ, учитель - мудрый собеседник, учитель - мастер, способный научить своего воспитанника универсальным действиям, овладев которыми, ученик может принимать решения не только в рамках учебного задания, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуется мобильность, креативность, умение мыслить нестандартно.

Как сформировать и развить в детях эти качества? Как добиться того, чтобы современный ученик соответствовал требованиям, которые предъявляет к нему жизнь за порогом школы? Думаю, что это зависит не только от отдельного учителя, но и от работы всего педагогического коллектива, эффективного управления его деятельностью, грамотного руководства школой. Поэтому, несомненно, важная роль принадлежит и администрации образовательного учреждения. Я работаю заместителем директора по учебно- воспитательной работе на протяжении 16 лет. Работа «зама» - это, в первую очередь, работа администратора, но есть в ней, несомненно, и творческая составляющая. Надеюсь, что в каждом достижении учащихся и педагогов есть и моя заслуга, поскольку результат можно получить только при эффективном руководстве, координации действий учителя и ученика. Считаю, что эта должность требует четкого, ответственного совмещения различных функций: как организатор образовательного процесса я должна спланировать работу педагогов по формированию модели выпускника, как менеджер - привлечь социальных партнеров для реализации целей и задач школы, как методист - помочь учителям внедрять передовой педагогический опыт, быть наставником и примером для молодых специалистов, только что пришедших с институтской скамьи. С сожалением хочется отметить, что в последние годы молодежи приходит все меньше и меньше. Поэтому особенно радует, что сейчас государство принимает все возможные меры, чтобы привлечь в школу молодых специалистов. Оказывается материальная и социальная поддержка начинающим педагогам. Повышается в обществе престиж профессии учителя.

Каждому человеку когда - то приходится отвечать на вопросы: для чего я живу, что мне дорого, что важно, без чего не могу обойтись? Размышляя о своем жизненном пути, прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я - учитель.

Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к преподавательскому делу передаётся и детям. Желание ребёнка учиться во многом зависит от учителя, его умения определить способности школьника, раскрыть его индивидуальность. Без интереса к личности учителя нет интереса к учению. Необходимо понимать каждого ребёнка, видеть глаза своих учеников, «шагать» вместе с ними, учить их добывать знания, воспитывать каждым своим уроком.

Важная составляющая педагогического труда - это работа с родителями. Как привлечь родителей к воспитательной деятельности в школе, повысить их роль в формировании личности ребенка? Фундаментом педагогического процесса служит не только школа, но и семья. Эти самые важные в жизни ребенка понятия тесно связаны друг с другом. Ведь и мы, учителя, и родители хотят видеть детей достойными, умными, добрыми, веселыми и здоровыми. Именно сегодня это сотрудничество просто необходимо. Много мной проведено работы по созданию новых подходов семьи и школы к воспитанию детей, эффективных форм совместной деятельности родителей и учащихся. Работая в сотрудничестве, мы постарались создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе жизни.

Вот уже двадцать первый год идет совместная творческая работа с детьми, коллегами, родителями. Особую роль в моем профессиональном развитии и как педагога, и как управленца играет участие в экспериментах и инновационных проектах, в семинарах, круглых столах и научно-практических конференциях, распространение педагогического опыта в округе и регионе. На мой взгляд, путь учителя к педагогическому мастерству и повышению образовательного уровня начинается с целенаправленной работы по самообразованию. Не зря К.Д. Ушинский сказал: «Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам». Обобщая и распространяя опыт своей работы, поднимаешься на новый уровень развития.

Что значит для меня быть учителем? Это не только возможность чему-то учить детей, но и каждодневное общение с ними, открытие для себя нового. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится смотреть на мир глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Любить…

Мне близко высказывание В. А. Сухомлинского: «Любить можно то, чему уже отдал частицу души». Сколько отдано за эти годы! И сколько еще предстоит отдать! Любовь к детям, к профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой. Найти свое призвание, утвердиться в нем - счастье. Поэтому великое желание учить детей и учиться самому, творить и побуждать к творчеству живет в каждом истинном Учителе.

Для меня «учитель» не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть учителем - это и значит жить.

Педагогическое эссе Семаковой Т.Е. Страница 4


© 2010-2022