• Преподавателю
  • Другое
  • Проект Детский теаетр в системе дополнительного образования как средство приобщения школьников к русской классической литературе

Проект Детский теаетр в системе дополнительного образования как средство приобщения школьников к русской классической литературе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект Детский теаетр в системе дополнительного образования как средство приобщения школьников к русской классической литературеПроект Детский теаетр в системе дополнительного образования как средство приобщения школьников к русской классической литературеПроект Детский теаетр в системе дополнительного образования как средство приобщения школьников к русской классической литературеМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования для детей»









ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Детский театр в системе дополнительного образования как средство приобщения школьников к русской классической литературе.












Автор: Исаева Ольга Владимировна,

педагог - организатор,

педагог дополнительного образования,

руководитель творческого объединения «Самородок»

МБОУ ДОД «ЦДОД»










г. Вязники - 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Введение. Актуальность и проблематика, цели и задачи проекта.

II. Деятельность в рамках проекта

  1. Выбор темы.

  2. Определение проблемы. Постановка цели, задач.

  3. Этапы работы над проектом:

- подготовительный;

- репетиционный;

- презентационный;

- социально - значимый

III. Результативность проекта

IV. Приложения.

V. Литература.































I. ВВЕДЕНИЕ.

Мы даем слову новую жизнь.

Компьютеры, телефоны, обрывки фраз и слов … И за всем этим чаще всего отсутствие души. А слово должно жить, иметь чувственную окраску, заставлять человека думать и переживать. Над этим и работает наш небольшой театральный детский коллектив - творческое объединение «Самородок» Центра дополнительного образования для детей города Вязники.

Работа с русской классикой стала традиционной в нашем объединении. Пушкин А.С. «Русалка», Чехов А.П. «Медведь», Гоголь Н.В. «Майская ночь или утопленница», русские народные сказки - это далеко не весь перечень наших спектаклей. Работа над словом - непростой длительный процесс.

Первый шаг к пониманию того или иного произведения - знакомство с эпохой и биографией писателя. Самый трудоемкий период - «застольный» - период работы с текстом произведения. Начинаем с работы над правильным произношением. После этого задача усложняется - надо донести до ребенка всю значимость, смысловую нагрузку слова, его эмоциональную окраску. И только когда ребенок сроднится с текстом, прочувствует его и может свободно им пользоваться, наступает период работы на сцене. Тут слово и движение дополняют друг друга, сливаются воедино. И тогда на сцене разыгрываются конфликты и взаимоотношения живых людей, а не придуманных персонажей. Выход актера на сцену - торжественный и волнующий момент, особенно первый раз. И чтобы остаться в театре, работать не покладая рук, преодолевать себя и обстоятельства, надо «заболеть» сценой. Происходит формирование личности ребенка через театр, режиссуру, через слово, источника духовных ценностей. У нас много детей, которые любят театр всей душой.

Каждый год мы работаем над двумя спектаклями. В течение пяти лет творческое объединение «Самородок» является победителем районного конкурса «Открытая сцена». Многие воспитанники объединения отмечены грамотами за актерское мастерство. Свои спектакли мы показываем жителям города и района. Выездные гастроли приносят большое удовлетворение юным актерам. Воспитанники объединения принимают участие в районном конкурсе чтецов и занимают призовые места, являются ведущими во всех праздниках и тематических мероприятиях нашего Центра, принимают активное участие в районном фестивале-конкурсе детского и юношеского эстрадного творчества «Рождественские огоньки», в новогодних представлениях театралы играют сказочных героев.

И везде основой успеха является творческая работа над словом, которому каждый раз мы даем новую жизнь.

Детский театр в системе дополнительного образования является интегрированным средством развития, обучения и воспитания ребенка, позволяющим осуществлять взаимосвязь между предметами общеобразовательного цикла и дисциплинами различных творческих направлений (вокал, хореография, музыка, театр).

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предметы

информационного цикла

Предметы художественно - эстетического цикла

Предметы гуманитарного цикла



Образовательный проект

«Дети. Театр. Классика»



ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ХОРЕОГРАФИЯ МУЗЫКА ВОКАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Основой этого энергоемкого процесса являются произведения русской классической литературы, подбор которых дополняет и расширяет знания детей, полученные в школе. Работа над театральными постановками всегда дает огромные возможности для формирования личности ребенка. Эти возможности возрастают, если в основу таких постановок положены произведения русской классики.

Работа над проектом включает в себя несколько этапов, начиная с формирования коллектива воспитанников и заканчивая самим уже готовым для просмотра спектаклем. Знакомство и анализ литературного материала, распределение ролей, работа с текстом, уроки актерского мастерства, репетиции, работа над костюмами, декорациями, музыкальным оформлением - все это выливается в спектакль. Для ученика - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично полученный результат. Для педагога воспитание ребенка по Н. Станиславскому - залог педагогического успеха.

Актуальность и проблематика проекта.

В настоящее время вызывает обоснованную тревогу снижение интереса детей к чтению, книге, истощение словарного запаса, неумение правильно и грамотно выражать мысли. Отстранение от национальных истоков, русской культуры ведет к духовному обнищанию. Вызывает тревогу и нравственный облик нашего подрастающего поколения. Это стало проблемой всего общества, заставило разные слои населения забить тревогу. И неслучайно в стране 2014 год был объявлен годом культуры, 2015 год - годом литературы. Любовь к Родине, родителям, семье; уважение к старшим, забота о младших , ответственность человека за свои поступки остаются всегда актуальными , пока существует человек. Эти вечно живые, насущные ценности являются основой всей русской классической литературы.

Таким образом, возникла необходимость в создании системы работы в детском театральном коллективе, направленной на решение вышеназванных проблем.

Работа над произведениями русской классики в детском театре повышает заинтересованность ребенка в чтении, помогает в решении многих проблем, приобщает ребенка к русской классике.

Работа педагога и воспитанников над малоизвестными и неизвестными произведениями русской классики в некоторой степени компенсирует недостаточность классно-урочной системы по литературе.

Целью данного проекта является формирование ценностных ориентиров воспитанников театрального творческого объединения «Самородок» посредством их приобщения к русской классической литературе, источнику духовных ценностей.

Задачи:

  • Формировать культурологическую базу ребенка, в которой русские классики - часть его повседневного бытия.

  • Организовать грамотную и интересную работу с детьми в области театра и театрализации.

  • Содействовать познанию законов ремесла и постижению принципов режиссуры, практическому овладению этими принципами.

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА.

1. Выбор темы проекта. Тема проекта связана с деятельностью по приобщению детей к русской классической литературе через изучение произведений русской классики, быта, нравов и обычаев исторической эпохи.

2. Определение проблемы, вытекающих из нее задач и пути их решения. Основной целью проекта является приобщение их к русской классической литературе. Одной из главных задач проекта является не только изучение детьми литературных и исторических источников, постановка спектакля как такового, но и ликвидация пробелов в знаниях детей.

3. Этапы работы над спектаклем.

1 этап - подготовительный (формирование интереса детей к данному произведению и его создателю, получение и пополнение знание о данной эпохе).

  • Выбор пьесы.

  • Знакомство с текстом.

  • Беседы о нравах, быте, культуре, литературе выбранной эпохи.

  • Просмотр кинофильма по данному произведению, беседа о просмотре.

  • Экскурсия, посещение музеев.

2 этап - основной, репетиционный (система работы по созданию спектакля)

  • Написание сценария спектакля.

  • Работа над сценографией.

  • Распределение ролей, подготовка дублеров.

  • Репетиции индивидуальные, по группам и общие.

  • Разучивание танцевальных фрагментов, фрагментов пантомимы.

  • Подготовка эскизов и изготовление стилизованных костюмов.

  • Подготовка эскизов и изготовление декораций.

  • Музыкальное оформление спектакля.

  • Подборка видеоматериала.

  • Использование мультимедиа средств.

  • Оформление афиши и программки.

3 этап - презентационный (эмоционально-ценностное отношение к проделанной работе и его выражение в творческой деятельности )

а) Пробный показ спектакля, корректировка выявленных недоработок, обсуждение, анализ, подведение промежуточных итогов.

б) Показ спектакля. Участие в конкурсах, фестивалях.

4 этап - социально-значимый.

Показ спектакля в школах, клубах города и района перед взрослой и детской аудиторией.

III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА.

Результативность данного проекта можно определить с позиций двух критериев - критерий количества и критерий качества.

На протяжении многих лет численность воспитанников в театральном объединении растет.

Этот рост вызывает увеличение количества театральных постановок. Заинтересованность детей в участии в спектаклях по произведениям русской классики растет. Чтобы задействовать всех детей в спектаклях по русской классической литературе, берутся для работы спектакли, более емкие по количеству ролей. (Приложение 1).

Количество спектаклей не является главным критерием успешности проекта. Обращаясь к классической литературе, мы вдумчиво относимся к отбору материала и стремимся к созданию серьезных, взрослых театральных постановок. Все спектакли, поставленные в нашем творческом объединении, стали победителями районных фестивалей детских театральных коллективов. (Приложения 2-7).













Дата





Автор произведения





Название произведения

Результат участия в районном фестивале детских театральных коллективов «Театр, в котором играют дети»

1

2010

Вера Тэффи

«Выслужился»

I место

2

2011

По мотивам произведений У.Шекспира, М.Твена, Н.В.Гоголя.

«Любви все возрасты покорны»



I место

3

2012

А.С.Пушкин

«Русалка»

I место

4

2012

С.Козлов

«Когда меня совсем нет»

I место

5

2013

А.П.Чехов

«Медведь»

I место

6

2013

Русская народная сказка

«Горшок»

I место

7

2014

Н.В.Гоголь

«Майская ночь»

I место

8

2014

М.Е.Салтыков - Щедрин

«Как один мужик двух генералов накормил»

I место

9

2015

М.Старицкий

«За двумя зайцами»

I место

10

2015

Г.-Х. Андерсен

«Девочка со спичками»

I место

В процессе работы над спектаклем у воспитанников возникает понимание того, как из усилий каждого складывается общий успех, и, наоборот, как коллективная работа помогает раскрыться таланту каждого из них (Приложение 8).

Важным показателем результативности нашей работы является повышение интереса воспитанников к чтению, способности запоминать большие тексты, красиво и грамотно декламировать. Ребята учатся понимать и анализировать литературные произведения, видеть ценность и значимость русского литературного наследия. Обращаясь к русской классической литературе на занятиях творческого объединения, воспитанники, по словам учителей общеобразовательных школ, проявляют больший интерес к литературе и на уроках в школе.





















ЛИТЕРАТУРА:

  1. Берн Э. Люди, которые играют в игры, и игры, в которые играют люди. - М., Психология, 1990

  2. Васильева Т. Упражнения по дикции. Учебное пособие = М., ГИТИС, 1988

  3. Ершова А. Актерская грамота - подросткам. - М. Просвещение. 1994

  4. Кох И. Основы сценического движения. - М. Искусство. 1984

  5. Кочнева С. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей. - М. Перспектива. 2012

  6. Сценическая речь. - ГИТИС. 1995

  7. Режиссер работает в школе. - М. Искусство. 1991.

  8. Фомина А. Дополнительное образование детей в условиях нового законодательства. - М. Перспектива. 2014.









© 2010-2022