«Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в рамках ФГОС»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих уч...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пырова Марина Владимировна

МБОУ ООШ № 5 , учитель математики


«Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в рамках ФГОС».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Существуют определенные различия формирования УУД в начальной, основной и средней школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Все это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями школьников. У старших подростков возникают потребности в самопознании, самооценке, самоопределении, психологической и эмоциональной независимости, достижении определенного социального статуса. Также наступает смена целевых ориентиров и характера учебной деятельности, перенос приоритетов.

Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников.

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:

- ценностно-смысловая (ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии, и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни);

- общекультурная (использование материала из других наук на уроках математики, и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни);

- учебно-познавательная (познавательный интерес является основой положительного отношения к учению). Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов обучения школьников;

- информационная (обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетенцию), коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа, при разборе задачи диалог с учителем или соседом по парте и др.);

- социально-трудовая (данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности).

Для меня, как для математика, основной и важной является математическая компетенция, которая включает в себя способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

В стандартах среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) сформулированы следующие требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

- построения и исследования простейших математических моделей;

- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;

- интерпретации графиков реальных процессов;

- решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;

- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;

- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства".

Формирование компетенций на разных этапах урока

  • Проверка домашнего задания.

Рецензирование ответов - формирование учебно-познавательной компетенции;

Математический диктант - формирование компетенции личного самосовершенствования;

Доказательство теорем, лемм, составление математического словаря - формирование общекультурной компетенции.

  • Объяснение нового материала:

Лекция с использованием приобретенной учениками информации - формирование информационной, ценностно-смысловой компетенции
Коллективная экспериментальная работа, исследование - формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовой, коммуникативной.

  • Творческая работа:

Создание проектов - формирование общекультурной компетенции.

Особое место в совокупности характеристик компетентностного подхода занимает оценка достижений учащихся:

  • Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.

  • Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе.

  • Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.

  • Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики

  • У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

  • Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

  • Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).

  • Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

При этих условиях ученику предоставляется возможность:

- взглянуть на себя "изнутри" и "извне", сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки поведение, научиться принимать себя и других как отдельную личность;

- вырабатывать силу воли;

- учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принять волевое решение;

- развивать в себе способность быстро принимать решения, позволяющие концентрировать усилие воли не на том, чтобы предпочесть одно другому, а на размышления о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;

- учиться продуктивному общению, достигая гармонии с окружением.

Именно, компетентностный подход способствует реализации этих условий.

Литература:

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы

  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народное образование.

  3. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников. Школьные технологии.

  4. Стратегия модернизации содержания общего образования материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Минобразования.


© 2010-2022