Рекомендации для педагогов по формированию навыков безопасного поведения

   Рекомендации для педагогов  по формированию навыков безопасного поведения. Тема: Предметы, требующие осторожного обращения. Цель: Расширять представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.                   Педагог загадывает детям следующие загадки: Очень любят обрезать,                     Разрезать и надрезать. (Ножницы)                                  ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации для педагогов по формированию навыков безопасного поведения.

Тема: Предметы, требующие осторожного обращения.

Цель: Расширять представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

Педагог загадывает детям следующие загадки:

Очень любят обрезать,

Разрезать и надрезать. (Ножницы)

Есть у моего Антошки

Только шляпка да железная ножка. (Гвоздь)

Я иголкина подружка,

Только у меня нет ушка. (Булавка)

Затем спрашивает у детей, какие предметы они считают опасными. Какие предметы опасными могут стать? В каких случаях? Умеют ли ребята правильно пользоваться ими?

В случаи затруднения с ответом педагог объясняет, как надо себя вести, если в руках находится подобный предмет. А можно ли отвлекать, толкать другого, если он режет, шьет, прибивает гвоздь? Что может при этом случиться? Какие еще опасные предметы они знают? А чем опасно открытое окно? Разрешают ли дома родители детям самим открывать окна и выглядывать из них, одним выходить на балкон и играть там?

Предлагает детям назвать и показать на картинках предметы, которыми им пока нельзя пользоваться (утюг, чайник, пылесос) - для этого надо еще подрасти, и те предметы, которыми следует пользоваться осторожно (вилки, ножницы, молоток и др.)

Спросите детей, где у них дома хранятся такие предметы: разбросаны они по квартире или занимают определенные места. Куда мама или бабушка убирают иголки, булавки, ножницы? Где папа хранит инструменты? Где находятся лекарства?

Попросите детей представить себе, что они попали в дом, где царит полный беспорядок. Предложите им помочь навести порядок и все опасные предметы разложить по местам. По окончании работы поинтересуйтесь у детей, почему те или иные предметы разместили именно таким образом.

В случаи неверного решения постарайтесь объяснить ребенку причину. При этом следует учитывать, что эти ошибки могут быть вызваны негативным семейным примером, когда родители этого ребенка дома не соблюдают правила хранения опасных предметов. Не спорьте, если ребенок настаивает на своем решении, утверждая, что дома у него эти предметы находятся именно в этом месте. Просто возьмите себе на заметку и позже тактично проведите беседу с его родителями: напомните им о необходимости хранить опасные предметы дома постоянно в специально отведенных местах.

Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.

Представленные ниже игры используются в течении всего года, лишь дополняется содержание (картинки) в зависимости от изучаемого вида опасностей.

Д/и «Подбери игрушку Танюшке» - закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал: картинки с изображением различных предметов быта и игрушек, кукла.

Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов те, которыми играть можно; объяснить, почему нельзя играть остальными.

Д/и «Что мы знаем о вещах» (лото) - расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать мышление, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Ведущий по очереди поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться. К какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен этот тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

Д/и «Убери на место» - формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки - предметы.

Ход игры: в коробке лежат картинки - предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле - на место, объясняя свой выбор.

Варианты:

На игровом поле «разбросаны» картинки - предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.

На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире»

То же в игровом уголке.

Д/и «Так и не так» - учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал: 2 карточки с красным и зеленым кружком. Картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.

Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую - неопасных (разрешенных).

Варианты:

Индивидуально с воспитателем.

Несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

Примерное содержание картинок: ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.

Д/и «Мы - спасатели» - закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: игровая карта с тремя пустыми окошками (одно вверху, два - внизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнять в той или иной ситуации.

Ход игры: На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

Д/и «Лабиринт» - закреплять правила пользования колющими, режущими предметами; развивать внимание; воспитывать аккуратность в работе с опасными предметами.

Материал: карточки к игре.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением лабиринта. Необходимо найти выход из лабиринта и определить предмет, к которому приведет «тропинка» (нить). Как только добрались до предмета, ребенок рассказывает, как правильно им пользоваться.



Пословицы, поговорки и загадки

об источниках опасности и мерах предосторожности.

Берегись бед, пока их нет.

Гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть нос не расшибешь.

Знай край, да не падай.

Не верь чужим речам, а верь своим глазам.

Не всякому верь, запирай крепче дверь.

Береги себя пуще глазу!

Без запора, без забора не убережешься от вора.

Опасенье - половина спасенья.

Промеж двери пальца не клади.

Не всякому верь - закрывай крепче дверь.

Не играй с огнем - обожжешься.

Погляди, прежде чем прыгнуть.

При отборе загадок обращайте внимание на наличие в них указания на опасность или меры предосторожности.

Без шофера, без колес, а домой меня привез,

Езжу только с мамой я до дверей квартиры.

Управляют им в пути сами пассажиры (лифт).

Раскаленная стрела дуб свалила у села (молния).

Пройдусь слегка горячим я, и станет гладкой простыня.

Могу поправить недоделки и навести на брюках стрелки (утюг).

Я вдыхаю много пыли, чтобы вы здоровы были (пылесос).

Маленького роста я, тонкая и острая,

Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (иголка).

Я сижу в своем домишке, не серди меня, мальчишка!

Обращайся осторожно, ведь пораниться мной можно (перочинный ножик).

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется (топор).

Вот железная плутовка, листы держит очень ловко,

Крепко вместе их сжимает, никогда не потеряет (скрепка).

Кто готов из-за клочка бумаги скрестить свои острые шпаги (ножницы)

Из горячего колодца через нос водица льется (чайник).

Сам худ, голова с пуд, как ударит - больно станет (молоток).

Пальчиковые игры

1.Мы посуду перемыли: (ударяют кулаками друг о друга)

Чашку, чайник, блюдце, ложку

и большую поварешку, (загибают поочередно пальцы)

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Блюдце тоже раскололи,

Нос у чайника отбился, (загибают пальцы по одному)

Очень хрупкая я - берегите меня, (одна ладонь скользит по другой)

Если только разобьете, (ударяют кулаками друг о друга)

Лишь осколки соберете! (сжимают и разжимают пальцы).

2.И бренчит, стучит сковорода: («бегут», стучат пальцами по столу)

«Вы куда? Куда? Куда? Куда? (сжимают и разжимают пальцы)

А за нею вилки, ножи да бутылки,

Чашки да ложки (загибают поочередно пальцы)

Скачут по дорожке. («скачут пальцами по столу»)

3.Мне нужны такие вещи: (сжимают и разжимают пальцы)

Молоток тиски и клещи,

Ключ напильник и ножовка, (загибают по очереди пальцы на руках)

А всего нужней - сноровка. (сжимают и разжимают пальцы на руках)

4.Не хочу я молчать -

Дайте вволю постучать! (ударяют кулаками друг о друга)

И стучит день - деньской

Он железной головой. (пальцами стучат по столу)

5.Я взял бумагу и перо,

Нарисовал утюг. (сжимают и разжимают пальцы)

Порвал листок, (делают движения, словно рвут бумагу)

Швырнул в ведро, (кидают в сторону)

В ведре раздался стук. (кулаком стучат по столу)

6.Мы компьютер покупаем (сжимают и разжимают пальцы)

Ждал его весь год! (хлопают в ладоши)

Но одно меня смущает (сжимают и разжимают пальцы)

Мышь в компьютере живет. (стучат пальцами бегут по столу)

Координация слова с движением.

Пылесос. В Приходько.

Батюшки, сколько пыли!

Где же вы раньше были? (разводят руки в стороны)

Меня вы совсем забыли… (машут одной рукой)

Ладно, ладно, не страшно, все ясно. (хлопают в ладоши).

Просто прекрасно! (скачут по кругу)

Да, кстати, загляну еще под кровати. (останавливаются, нагибаются)

Потом пройдусь по ковру (идут врассыпную, словно пылесосят)

И снова в углу замру. (стоят не двигаясь)

Отвертка.

Я с отверткою в руке, (идут по кругу, в руках воображаемая отвертка)

Сам себе я нравлюсь, (делают повороты вправо, влево)

На яву, а не во сне, с любой задачей справлюсь! (прыгают на месте)


Молоток.

Молоток в хозяйстве нужен,

Он с гвоздями очень дружен. (держат в руках воображаемый молоток и ходят с ним по группе)

Я гвоздочки забиваю,

Маму с папой забавляю. («забивают гвозди» в мебель)

Посуда. Н.Нищева.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник. (одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются. (кружатся, рисуя руками круг)

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. (ложатся на пол, вытягиваются)

Рекомендуемая художественная литература.

Е. Пермяк «Торопливый ножик»

Произведения из сборника Т.Шорыгиной

«Осторожные сказки» (электроприборы)

Рассказ «Данилка и пилка» (инструменты)

Сказка «Неосторожная резвушка» (лекарства)

Сказка «Любопытный ветерок» (электроприборы)

Сказка «Хороший совет» (колющие и режущие предметы)

Ю Соколова «Правила безопасности»



© 2010-2022