Статья Бинарные уроки филологического цикла в условиях колледжа

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(слайд 1). Тойгильдина И. Г.

ГБПОУ БМПК


Инновационные формы и методы преподавания предметов филологического цикла в условиях колледжа.

Интегрированные уроки - бинарный урок


Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания учащихся, студентов. С этой целью рассматривается содержание образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения. Вместе с тем, следует отметить, что в имеющихся методических пособиях и рекомендациях для учителей в недостаточном объеме отражены современные проблемы, разрабатываемые в дидактике и методиках преподавания различных учебных дисциплин.

Предметная система обучения предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует обучающихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой.

(слайд 2). Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Коменский Я.А., Локк Д., Гербарт И., Дистервег А., Ушинский К.Д.

В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию и классификации. Разработкой данной проблемы занимались такие авторы, как Г.И. Беленький, И.Д. Зверев, Д.М. Кирюшкин, П.Г. Кулагин, Н.А. Лошкарева, В.Н. Максимова, Г.Ф. Федорец, В.Н. Федорова и другие, высказывающие свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей.

(слайд 3). «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве»,- такое определение дано Г.Ф. Федорцом

(слайд 4). Понятие интеграции в российскую педагогику пришло в 80-е годы. Массовый российский учитель узнал о возможности интеграции (от лат. integratio - восстановление, восполнение от integrer - целый [1]) отдельных дисциплин после июля 1991 года, когда завершила работу Международная конференция преподавателей естественнонаучных дисциплин [4].

(слайд 5). Интерес к интегрированным урокам филологического цикла предполагает рассмотрение следующих аспектов [3]:

- интеграция является методологической основой современного преподавания;

- даёт возможность показать обучающимся «мир в целом», исключает дублирование и освобождает учебное время;

- интеграция усиливает межпредметные связи;

- снижает перегрузку студентов.

(слайд 6). Методологической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

(слайд 7). Интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: понятийно-информационном (учителя разных предметов согласуют информацию, формулируют тему, цели и т.д., но проводят урок по отдельности) и бинарном (одновременное обучение).

Бинарный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин.

(слайд 8). При проведении бинарного урока ставятся следующие цели: [3]:

- изучение предметов на уровне системности знаний;

- развитие сотрудничества педагогов;

- формирование у студентов убеждения в связности предметов, в целостности мира.

Интегрированные уроки нашли активное применение и в условиях педагогического колледжа. Это стимулирует студентов к использованию данного вида организации уроков в период практики и в дальнейшей педагогической деятельности.

(слайд 9). В проведении бинарного урока принимают участие несколько преподавателей. Например, начинает её преподаватель родной (марийской) литературы, который раскрывает языковые особенности литературного произведения. Затем преподаватель родного (марийского) языка на основе этого материала рассказывает об особенностях лексической системы языка, о выразительных средствах. При изложении нового материала по данной теме применялась мультимедийная слайд-презентация, различные виды словарей. Интересной стороной урока, при изложении нового материала, явилось выступление студентов с сообщениями.

Урок показал эффективность и целесообразность проведения бинарных занятий в учебном процессе. Мы еще раз убедились в том, что данная форма проведения учебного занятия дает возможность усилить межпредметные связи, снизить нагрузку на студентов, расширить сферу получаемой информации и, что особенно важно, повысить мотивацию обучения. Бинарный урок позволяет показывать связь различных предметов, делает обучение целостным и системным.

По данной технологии литературы очень мало, имеются отдельные публикации. «Степень разработанности данной технологии средняя, не все возможности данной технологии еще описаны» [3].

Технология предполагает обязательную подготовку со стороны педагогов и может занимать много времени, но оно оправдывает результаты, если занятие подготовлено качественно.

Бинарные уроки не могут применяться часто в педагогической практике, так как они сложны в подготовке.

Для обеспечения наилучшего достижения поставленных целей и задач, а также реализации творческого потенциала педагога и учащихся следует рационально использовать в учебном процессе различные методы и приемы обучения: проблемная лекция, учебная дискуссия, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, выполнение индивидуальных заданий и др. Эти методы направлены на овладение знаниями, развитие мышления, познавательных интересов, на развитие языкового чутья.

(слайд 10). Таким образом, введение интегрированной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Литература:

  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. Центр «Академия», 2000.

  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - С.-П., изд. КАРО, 2006.

  3. Кочергина Л.Л., Тропкина Л.А., Интегрированные уроки в школе. - Волгоград: Учитель, 2003.

  4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. - Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.

  5. Мытницкая С.Н. Мне помогают элементы интегрирования. // Начальная школа, 2002, №1.


© 2010-2022