Информационный лист по теме «Сообщество. Состав и структура сообщества»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационный лист по теме «Сообщество. Состав и структура сообщества»

Глоссарий темы

Биоценоз - сообщество организмов, входящих в состав биогеоценоза (Карл Мёбиус, 1877).

Экосистема - открытая совокупность совместно обитающих организмов, связанных между собой и условиями существования (А. Тенсли, 1935). Капля воды, муравейник, пень, поле.

Биогеоценоз - точно ограниченная система, границы которой определяются характером растительности. (В.Н.Сукачёв, 1942). Лес, степь, ельник.

Собщество - это совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема. Сообщество по-другому мы называем биоценозом. Например: совокупность всех живых организмов участка леса или пруда - биоценоз леса или пруда.

Задание. Соотнесите жизненную форму и организм

Жизненная форма

Организмы

А. Лазающие

Б. Ползающие

В. Бегающие

  1. Мартышка 4. Суслик

  2. Коала 5. Лисица

  3. Тюлень 6. Уж


Пищевая (трофическая) цепь - это последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой. Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем.

Примеры пищевых цепей:

  1. Трава --> заяц --> волк. (продуцент --> травоядное --> плотоядное)

  2. Нектар --> муха --> паук --> землеройка --> сова.

  3. Сок розового куста --> тля --> божья коровка --> паук --> насекомоядная птица --> хищная птица.

  4. Листовая подстилка --> дождевой червь --> черный дрозд --> ястреб-перепелятник.

  5. Мертвое животное --> личинки падальных мух --> травяная лягушка --> обыкновенный уж.

  6. Экскременты животных --> жуки-навозники --> птицы.

Типы пищевых цепей, которые начинаются с фотосинтезирующих организмов носят название пастбищных (или цепей выедания).

Типы пищевых цепей, начинающихся с отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных, относят к детритным пищевым цепям (цепям разложения).

Задание. На основе анализа текста постройте пищевую цепь, состоящую из организмов, упоминаемых в тексте.

1. Хулиганы-воробьишки - превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай - поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет - воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут - каков же результат?
Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели.
А потом пришла беда - отворяйте ворота!
Все посевы, урожай насекомые сожрали.
Их в таком большом числе прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей тащут мошек и червей.
Стало тут властям понятно - надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из чужих вести краев.
Если все с плеча рубить, можно дело загубить!

2. Ну что же, подведем баланс,
Чтоб в стихотворном виде
Экосистему юный глаз
Отчетливей увидел.
Она система потому,
Что в ней по форме строгой
Необходимый всем продукт
Идет своей дорогой.
и кто системе служит -
Живет себе, не тужит.
Вот на зеленый стебелек
садится пестрый мотылек,
попил нектар со всех цветов,
Их опылил - и в путь готов.
Но тут попался - Боже мой! -
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помет
Питание траве дает.

3. Отрывок из сказки «Лягушка - царевна»

«Указала Баба-Яга, где растет этот дуб. Иван-царевич дошел до него и не знает, что ему делать, как сундук достать. Он и так и эдак пробовал его раскачать, нет, не поддается дуб.
Вдруг откуда ни возьмись, прибежал медведь и выворотил дерево с корнем, сундук упал и разбился вдребезги. Из сундука выскочил заяц и во всю прыть бежать пустился.
Глядь - а за ним уж волк гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал.
Тут вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко. А за ней сокол кинулся, как ударит ее, так из утки яйцо выпало прямо в синее море. Иван-царевич при такой беде сел на берегу и залился горькими слезами …»

4. Речь идёт о работе учёного:

Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той - блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка, и так ad infinitum.

Составьте пищевую цепь, сохраняя литературные (поэтические) названия организмов.

Задание. «Задача Чарльза Дарвина»

Чарльза Дарвина на заседании научного общества, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано, задал коллегам-учёным вопрос: «Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров?». Постройте пищевые цепи на основе текста решения задачи.

Составление синквейна по понятию «биоценоз».

Правила составления синквейна (пятистишия):

1. Понятие
2. 2 прилагательных, характеризующих данное понятие
3. 3 глагола, относящихся по смыслу к данному понятию
4. Предложение (не более 5-ти слов), связанное с понятием.
5. 1 существительное (вывод).

Домашнее задание

1. Прочитать и закрепить записи в тетради, параграф 2.3. (стр.26 - 29)

2. Задание по выбору

а) Сочинение « Жизнь в тропическом лесу».

б) С помощью дополнительной литературы найти названия растений и животных озера Виштынецкое и определить их жизненные формы.


© 2010-2022