Cообщение на тему «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казенное специальное(коррекционное)образовательное учреждение Орловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Болховскаяспециальная(коррекционная)

общеобразовательна школа-интернат

КСКОУ «Болховская специальная(коррекционная)общеобразовательная школа-интернат





Активизация познавательной деятельности на уроках биологии





Учитель биологии:Шапошникова Т.Н.

Биология в школе 8 вида - важное звено в общей системе образования. Она призвана обеспечить достижение целей обучения, направленных на:

-владение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения;

-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

-Формирование экологической грамотности.

Все эти цели и целый ряд других аспектов данной науки можно достичь лишь в том случае, если наука познавательна и интересна для учащихся.

Но как привить молодому поколению интерес к биологии? Как активизировать их познавательную деятельность? Как сделать обучение более результативным? Каждый учитель в своей работе пытается ответить на эти вопросы. Это, на мой взгляд, обязывает нас, педагогов, искать пути, методы и различные приемы, которые позволяют в обычную учебную деятельность привнести элементы высокой одухотворенности, показать красоту и значимость изучаемого предмета.

Одним из методов, используемых на своих уроках, я могу назвать связь с литературой, музыкой и живописью. Готовясь к уроку, стараюсь подобрать интересные отрывки из литературных произведений, стихотворения, высказывания мыслителей древности, ученых которые позволили бы сделать урок насыщение, интереснее и эмоциональнее.

Конечно, не к каждой теме можно подобрать такие произведения, но таких тем достаточно много. В качестве примера, я остановлюсь на некоторых из них. Изучая тему «Классификации животных» в 7 классе, под негромкую плавную музыку я предлагаю учащимся следующее стихотворение М.Мышковской:

Всюду животные нас окружают

Прыгают, плавают, в небе летают

В земле притаились, снуют под ногами

Сколько всего их живет рядом с нами

В кучку опавшие листья сметите

И как животных их назовите…

Такое стихотворение не только позволит сделать урок эмоциональнее, но передаст в доступном для любого ребенка изложении основной принцип классификации. По существу, использование этого приема можно приравнять к созданию проблемной ситуации и от нее идти к объяснению нового материала.

Начиная знакомство с темой, посвященной листопаду, можно предложить огромное количество самых разнообразных произведений. Например, учащимся предлагается прослушать четверостишие и дать свои объяснения о причинах листопада:

«Красивые листья падают

Красные листья, желтые

Почему, почему они падают

Разве они тяжелые?»

А сколько прекрасных строк можно предложить не только в стихотворной форме.

Обобщающий урок, посвященный многообразию птиц, можно начать отрывком из произведения Сладкова:

«Улетят осенью птицы - пустынны наши леса. А вернутся весной и снова жизнь переливается через вершины . И как удивительна эта жизнь- перелетающая на крыльях.

Шумное пестрое облако жизни кочует по нашей планете. То оно тут у нас, и леса наши наполнены щебетом, свистом и писком. То оно где-то там - за морями и за горами, и леса наши пусты и глухи. И мы тоскуем и ждем, мы ругаем себя, что не наслушались летом про запас птичьих песен и голосов. Но приходит пора, и волны жизни вновь выплескиваются в наши леса…..»

Как много в нашей литературе строк посвящено бережному отношению к природе, ее охране.

Выше уже было отмечено, что большую роль играют музыкальные произведения. Различные элементы классики, некоторые произведения современных композиторов делают урок очень ярким, поэтому я часто использую произведения Чайковского: «Времена года», вальсы различных композиторов. Очень хорошо подходят к урокам и отрывки из некоторых песен, например: «Трава у дома», «Скворцы прилетели», «Летят перелетные птицы» и многие другие.

Почетное место на уроках биологии занимают игровые моменты. Игры знакомы с детства каждому человеку. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрои, активизирующий учебный процесс.

Процесс игры позволяет, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Игровая форма урока всегда приносит творческое удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения.

Игра может быть положена как в основу всего урока, так и в его отдельные моменты. Например, игры - упражнения, они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки:

в ребусе зашифровано название зерновой культуры. Что вам известно об этом растении и его использовании человеком?

Не менее интересны игры-путешествия, их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Интересны игры-соревнования, они могут включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование.

Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Особенно часто обобщающие уроки я провожу в форме урока-путешествия: на неизвестную планету, на далекий остров, на пик Познания, урока - КВН, и т. д. Но почти в каждый урок я стараюсь внести элемент игры, который позволяет привлечь и удержать внимание, в доступной и интересной форме преподнести изучаемый материал. С большим желанием учащиеся принимают участие в разгадывании и составлении кроссвордов, которые мы стараемся делать не очень обширными, но включающими основные моменты темы.

Очень нравится учащимся игры с раздаточным материалом, например, «Игровая мозаика», которую мы проводим в форме лото. Для этого учащимся выдаются игровые карточки и варианты ответов. Учитель задает вопросы всему классу, ученики закрывают квадратиком с правильным ответом соответствующую ячейку.

Одна семядоля

Параллельное или дуговое жилкование

Корневая

система

мочковатая

Корневая система

стержневая

Перистое

(сетчатое)

жилкование

Число лепестков кратно четырем или пяти

Две семядоли

Число лепестков кратно трем

На некоторых уроках использую отрывки из игровых телепередач. Так, например, при изучении темы «Покрытосеменные растения» перед учениками ставится черный ящик и дается задание: «Благодаря тому, что находится в черном ящике, покрытосеменные растения заняли господствующее положение на планете. Ответ свой объясните». Развивают мышление такие игры как «Третий лишний», когда учащимся предлагается из нескольких организмов выбрать тот, который по каким - то признакам не соответствует общему ряду и дать этому объяснение: предлагается одинаковый набор карточек, на которой изображены:

1. Черемуха обыкновенная. 2. Мак восточный.

3. Седмичник европейский. Что лишнее? (Очевидно, черемуха обыкновенная, т.к. она образует соцветие, а мак и седмичник- одиночные цветки. Принимается за дополнительные 0,5 балла и ответ, что лишним может быть и мак, т.к. черемуха и седмичник по окраске цветков- белые, а мак- красный.)

Значение этих игровых моментов на уроке очень велико, так как, играя, ученик совершает лишь мотивированные действия, а не по принуждению, значит, введенные в игру знания усваиваются прочно и надежно.

Во время изучения предмета необходимо определить, как учащиеся усвоили полученный материал, и для этого проводится каждым учителем проверка знаний и умений. Изучение состояния биологической подготовки учащихся - непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход в обучении, позволяет учителю управлять процессом обучения. В обучении биологии я стараюсь сочетать традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос) и нетрадиционные (тесты с выбором ответа, тесты с дополнение ответа, заполнение таблицы и т. д.). Применение тестирования позволяет более рационально использовать время на уроке, установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения и подойти дифференцированно к проверке знаний. Одной из форм проверки на своих уроках можно предложить биологический диктант.

1. Насекомые имеют .......................... покров.

2. Обычно у насекомых............... крыльев.

3. Насекомые имеют отделы тела ....................

4. Развитие у насекомых может быть с ............. превращением.

5. Кровеносная система насекомых .......................

6. Нервная система насекомых состоит из ...............................…

7. Выделительная система насекомых состоит из ...................…

8. Половая система состоит из ....................……............у самок,

........................................................ у самцов.

Разновидностью данного задания может быть проверка знания терминов: вставьте пропущенные буквы и объясните значение термина - «яйц..клетка»

Значительно облегчает проверку использование заданий - группировок. С помощью такого задания можно проверить знания учащихся о признаках, характерных для беспозвоночных: Из предложенных признаков, выберите те, что характерны для А - капустной белянки, Б - домовой мухи, В - майский жук..

1. Членистоногое.

2. Развитие с полным превращением.

3. Развитие с неполным превращением.

4. Ротовой аппарат - сосущий.

5. Ротовой аппарат - лижущий.

6. Ротовой аппарат - грызущий.

7. Крылья чешуйчатые.

8. Имеются жужжальца.

9. Имеются жесткие надкрылья

10. Личинки вредители крестоцветных.

11. Личинки безголовые.

12. Личинка объедает корни растений.

13. В течение лета развиваются 5-10 поколений.

14. Полное развитие проходит за 4 года.

15. Отряд жесткокрылые.

16. Отряд двукрылые.

17. Отряд чешуекрылые.

Таких примеров можно приводить огромное количество. Каждый учитель в своей работе использует множество различных методов и приемов. Я предложила лишь несколько фрагментов своей работы на уроках биологии. Но я считаю, что эти методы благотворно влияют на интерес учащихся к предмету, развивают их.

Литература

1.Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. -М.: «Просвещение», 1996.

2.Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. - М. : «Педагогика-Пресс», 1995.

3.Ивченко С. И. Занимательно о ботанике. - М.: «Молодая гвардия», 1985.

4.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классный руководителей, студентов средних и высших педагогических заведений, слушателей ИПК. -Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. - 175 с.


© 2010-2022