• Преподавателю
  • Другое
  • Программа по профориентационному определению воспитанников коррекционной школы

Программа по профориентационному определению воспитанников коррекционной школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКС(К)ОУ «Кувинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа -интернат VIII вида»




Утверждена на совещании при директоре

протокол №3 от 07.12. 2010





Программа по профориентационному определению воспитанников

Кувинской специальной (коррекционной) школы- интернат VIII вида







2010 год

2.1 Программа по профориентационному определению воспитанников

Кувинской специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего детей с отклонениями в развитии выступает как неотъемлемая часть всего учебно - воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей, учащихся к труду. Таким образом, ясна актуальность данной программы.

Для овладения определенной профессией учащимся с нарушениями интеллекта имеются свои особенности: необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. На достижение этих задач направлены непосредственно уроки трудового обучения, где уже в начальной школе воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда. Сообщаются элементарные знания по видам трудовой деятельности, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Кроме того, у школьников младших классов (1-4кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по «интересам», общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

В среднем звене и старших классах организация уроков трудового обучения предполагает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и общетрудовых умений по различным профилям (строительное дело, швейное дело, младший обслуживающий персонал, с/х труд, сапожное дело).

У подростков (5-7кл.) важно формировать осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ сознания определенного образ жизни, как путь реализации своих возможностей.

У школьников 8-9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, определять стратегию действий по освоению запасного варианта.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становиться актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.

Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу. Педагогам, работающим с детьми, имеющим недостатки интеллекта, следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.

Данная программа профессионального определения является комплексный по содержанию, т.к. её осуществление связано с применением различных медотов профессиональной работы:

  • Элементы профинформирования во время школьных и внеклассных занятий.

  • Профдиагностика.

  • Помощь в изучении и использовании своих личных способностей.

  • Проблемно-игровые ситуации.

  • Экскурсии.

  • Беседы.

  • Игры.

  • Консультации.

Занятия цикла объединены одной идеей. Весь цикл данной программы делиться на три блока:

1блок - 1-4 классы

2блок - 5-7 классы

3блок - 8-9 классы

Наиболее эффективным является вариант, когда вопросами профориентации занимается весь педагогический коллектив, включая обслуживающий персонал (повар, водитель, сторож и др.). возможно проведение интегрированных занятии, что требует от педагогов выработки единых дидактических подходов (системность и последовательность занятии, доступность, индивидуальный подход, сознательность и активность, связь теории с практикой) и координации действий.

Профориентационная деятельность осуществляется систематически в процессе всей учебно-воспитательной работы, начиная с первых лет обучения и конкретизации в выпускных классах, с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательных, медико-психологи-педагогических мер, направленных на оказание реальной помощи учащимся в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, способностями, усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических условиях и профессионально значимых умениях и навыках.

Отличительной особенностью программы является то, что в ее реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения - учителя- предметники, воспитатели, классные руководители, психолог, социальный педагог. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.

Таким образом, направлениями работы педагогов, а именно, классных руководителей и воспитателей являются:

  1. профессиональное просвещение учащихся;

  2. организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного образования в рамках расширения познаний о мире профессии;

  3. развитие творческого потенциала учащихся;

  4. привитие навыков самообслуживания.

Приоритетные направления деятельности социального педагога:

  1. формирование социально необходимых знаний для правильного профессионального выбора воспитанников;

  2. налаживание и поддерживание сотрудников с районным центром занятости населения, с отдельными учебными заведениями;

  3. оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения.

Главные аспекты работы педагога-психолога:

  1. знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;

  2. развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей;

  3. оказание содействия социальному становлению старшеклассников;

  4. коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

Срок реализации программы:3 года.

Цель программы:

Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.

Задачи:

  • Представлять информацию о мире профессии, через личностное развите учащихся на каждом возрастном этапе;

  • Изучать динамические структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия на ее развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;

  • Организовать работу по профессиональному определению воспитанников в соответствии интересами, медицинскими показаниями, способностями;

  • Формировать у воспитанников способности, соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;

  • Формировать трудовые навыки и умения, помогающие развитию творческих способностей;

  • Выбор профессионального училища, оказание помощи в трудоустройстве;

  • Оказать психолого- педагогическую поддержку в выборе профиля обучения и продолжения образования.



Механизмы реализации программы

Основные мероприятия, направленные на реализацию программы:

Этапы,

предметы

Мероприятия

Ответственные

1-4 классы

1.Уроки ручного труда:

2.Уроки чтения:

1-2 класс


3-4 класс



3.Уроки развития речи

1-4классы

4.Логопедические

Занятия

5.Классные часы

1-2 классы

3-4 классы

6.Кружковая работа

7.Праздники и общешкольные мероприятия

1-4класс

8.Выставка детских работ


9.Карта профессионального выбора начальных классов

Первоначальное знакомство с профессиями:

  • Швея

  • Столяр-плотник

  • Народные промыслы

  • Водитель

  • Учитель


  • «Наш водитель неплохой - наш водитель-золотой» - встреча-беседа с шофером.

  • «Парикмахер всем нам нужен- это мастер красоты» - встреча-беседа, экскурсия в парикмахерскую.

  • «Не очень плохо уметь торговать, продавец вас научит товар выбирать»- экскурсия в магазин.

  • «Он мастер от бога - умелый портной, раскрои и пошив-вот конек золотой» - встреча-беседа с портным, экскурсия в школьную мастерскую.

  • Столяр

  • Механизатор

  • Сапожник; Почтальон; Фармацевт; Рабочий; Овощевод.

  • Дворник, сторож.

Закрепление занятии о профессиях:

  • Работники сельского хозяйства

  • Рабочие заводов и фабрик

Приобретение начальных навыков прикладного мастерства


  • «Все работы хороши- выбирай на вкус»

  • «Наша группа и Я - умелая семья»

  • «Декада труда»


  • «Все умеют наши ручки» (поделки из бросового материала);

  • «Профессии наших родителей» (рисунков);

  • «Народные промыслы нашего края» (поделки);

  • Проектный рисунок «Моя будущая профессия».

Результаты тестов, анкет, опросников.

Учитель

начальных

классов

Учитель

начальных

классов



Учитель

начальных

классов

Учитель

логопед

Классный руководитель

Воспитатель

Классный руководитель, воспитатель

Учитель нач. классов, воспитатель


психолог

5-7 классы

1.Уроки трудового обучения:

-Столярное дело

-С/х труд

-Швейное дело

-Младший обслуживающий персонал

2.Факультативы:

-сапожное дело

-парикмахерское дело

3.Уроки чтения:

5 класс

6 класс

7 класс

4.Уроки истории и географии

7 класс


5.Социально -бытовая ориентировка

5 класс

6 класс

7 класс

6.Кружковая работа

7.Классные часы

5 класс

6 класс

7 класс

8.Праздники и общешкольные мероприятия

5-7 класс

9. Декада труда

10.Выставка детских работ

11.Карта профессионального выбора среднего звена

Первичный выбор профессии

  • Плотник, столяр, резчик по дереву;

  • Полевод, садовод, овощевод, животновод;

  • Швея, портной, закройщик

  • Первичное знакомство с профессиями: цветовод, садовод, мастер машинного доения;


  • Первоначальное знакомство с парикмахерским дело;

  • Первоначальное знакомство с сапожным делом.

Расширение знании о мире профессии:

  • Хлебороб, профессии цирка, музыкальные профессии.

  • Строитель, продавец, водитель, композитор.

  • Дрессировщик, кинолог, военный, учитель.

  • «Ремесла восточных славян», «Ремесла Новгородской земли»;

  • Население нашей Родины и его основные занятия; растениеводство и животноводство, их специализация; добыча и переработка полезных ископаемых.

  • Повар, кондитер, продавец, водители наземного общественного транспорта.

  • Почтальон, телеграфист.

  • Городской транспорт


  • Совершенствование навыков прикладного мастерства

  • Печник, каменщик.

  • Работник народного образования

  • Штукатур-маляр

  • Каким я буду;


  • Праздник урожая

  • Экономическая игра

  • Конкурсы профессионального мастерства


  • Олимпиады по трудовому обучению

  • Профессиональные экскурсии

  • Конкурс защиты профессии


  • Швейного мастерства

  • Столярного мастерства


  • Анкета « Моя будущая профессия»

Учителя

трудового обучения




Учителя

русского языка и литературы


Учителя истории и географии


Учитель СБО


Воспитатели

Классные руководители

Классные руководители, воспитатели

Учителя

трудового обучения

Учителя

швейного и столярного

дела

психолог

8-9 классы

1.Уроки трудового обучения:

-Столярное дело

-С/х дело

-Швейное дело

-Младший обслуживающий персонал

2.Факультативы:

-Сапожное дело

-Парикмахерское дело

3.Уроки истории и географии:

8класс

9 класс


4. Уроки граждановедения,

(ОБЖ)

8 класс

9 класс

5.Социально-бытовая ориентация:

8 класс

9 класс

6.Кружковая работа

7.Классные часы

8 класс

9 класс

8.Встречи с психологом



9. Профконсультации

социального педагога.



10.Праздники и общешкольные мероприятия

8-9 класс

11.выставка творческих работ

12.Родительские собрания

13. Карта профессионального выбора старших классов

Профессиональное самоопределение, приобретение профессиональных навыков, изучение учебно-трудовых возможностей учащихся.

  • Законодательство по охране труда. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.

  • Сборщик мебели, ремонт школьной мебели, изготовление с/х инвентаря.

  • Общее представление об организации труда на швейной промышленности; оплата труда швеи-мотористки.

  • Первичное овладение профессиональными навыками; дворник, прачка, младший обслуживающий персонал.


  • Ремонт школьной обуви.

  • Стрижка детей


  • Строительство Московского кремля;

  • Особенности развития сельского хозяйства;

  • Промышленное развите России

  • Жизнь и быт людей в новых экономических условиях; освоение целены; освоение космоса.

  • Сельское хозяйство Центральной России; промышленность Центральной России.

  • Занятость и трудоустройство в России; трудовой договор; заработная плата; условия труда несовершеннолетних; служба занятости и ее роль в государстве; социальное обеспечение граждан.

  • Мир твоих увлечений; мои склонности.

  • Милиционер, работники дополнительного образования; учреждения и отделы по трудоустройству; оформление на работу;

  • Профессии работников бытового обслуживания; документы необходимы для поступления на работу; деловые бумаги, правила их состояния.

Работа в творческих мастерских. Изготовление изделии для нужд школы.


  • «Кем быть?», «Призвание. Как его найти?»;

  • «Куда пойти учиться?», «Профессиональные праздники».

  • «Мир профессии»

  • Анкета «Мои профессиональные планы».

  • Карта интересов

  • Профессиональный тип личности.

  • Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения. Мои сильные и слабые стороны.

  • Мой темперамент и моя будущая профессия.

Профессиональные просвещения учащихся

  • Памятка несовершеннолетнему работнику.

  • Мои жизненные ценности. Развитие умения по принятию решений.

  • Что вы знаете о ЦЗН?

  • Возможности получения профессионального образования в нашем регионе.

  • Тебе о законе.


  • День открытых дверей

  • Праздник урожая

  • Защита профессии

  • Швейного мастерства

  • Столярного дела


  • «Дорога в жизнь»

  • «Путь, который мы выбираем»


  • Анкета «мои профессиональные планы».

  • Карта профессионального выбора.


Учителя

трудового обучения



Учителя

трудового обучения

Учителя

истории и географии



Учитель ОБЖ


Учитель СБО

Соц. педагог





Воспитатели

Классные руководители



Психолог





Социальный педагог





Классные руководители, воспитатели

Уч. труд-го обучения

Кл. рук-ли, родители

Психолог

Ожидаемые результаты:

Реализация мероприятий предусмотренных программой позволит:

  • Создать систему профориентационной работы в коррекционном учреждении VIII вида;

  • Повысить компетентность учащихся о мире профессий, через активизацию их познавательной деятельности в поисках «своей» профессии;

  • Скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии;

  • Увеличить количество выпускников =, продолживших дальнейшее обучение, для приобретения специальности.

  • Обеспечение социально - профессиональной мобильности воспитанников школы-интерната.


© 2010-2022