- Преподавателю
- Другое
- Развитие связной речи в проектной деятельности
Развитие связной речи в проектной деятельности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сайфетдинова К.Д. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Развитие связной речи в проектной деятельности»
Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. И для успешного её решения кроме приоритетных направлений работы над каждой речевой задачей актуальной и эффективной является проектная деятельность.
Проектная деятельность предполагает погружение детского коллектива в проблему. Она дает возможность развивать поисковую деятельность, экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Метод проектов способствует активному развитию творчества в разных видах деятельности, в частности в развитии связной речи.
При традиционном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому мы решили, что необходимо целенаправленное обучение.
Результаты диагностического обследования в начале старшей группы показали предварительную картину речевого развития у детей: преобладали средний и низкий уровни речевых умений. Выявилась проблема: неумение строить связный текст, соблюдая все структурные элементы, используя разнообразные способы связей между предложениями и структурными частями высказывания, а вторая проблема: культура речи у детей, умение использовать образные слова и выражения при составлении сказок и рассказов не развиты.
Поэтому реализовался проект "Там на неведомых дорожках" по творчеству А.С.Пушкина, основной целью которого является: 1) познакомить детей с творчеством великого русского поэта; 2)понимать выразительность речи при восприятии произведений поэта; развивать связную речь при составлении рассказов и сказок.
Умение создавать собственное сочинение тесным образом переплетаются с умениями воспринимать, анализировать литературный текст. В старшем дошкольном возрасте при восприятии литературного текста появляются элементы осознания содержания, языка. Это дает возможность переносить полученные умения в собственную речевую деятельность.
Выбор темы данного проекта нами обусловлен тем, что пушкинские сказки, стихи богаты образными словами и словосочетаниями. Мир сказок поэта богат и разнообразен. В сказках царствует мир добра, справедливость, дружба, где наказаны (но не жестоко) жадность, обман, зло, поэтому детям понятен и доступен язык его сказок, принимается ими как что-то свое, близкое, детское.
В сказках Пушкина близкие и понятные герои - царь, старик и старуха, богатыри, море, золотая рыбка. Их можно рисовать, про них можно придумывать разные истории, чем мы и занимались.
Этот проект предоставил нам возможность и для решения нравственного воспитания детей. Содержание произведений Пушкина, обучение детей совместно рассказывать по сказкам поэта способствовали формированию нравственного поведения детей. При знакомстве детей со сказками выясняли, в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что сказка нацеливает ребенка, какие моральные установки закладывает она в его душе.
Реализация проекта осуществлялась поэтапно следующим образом: на 1-ом этапе были определены цели и задачи, исходя из поставленной проблемы - это деятельность воспитателей, а деятельность детей - вхождение в проблему.
2-й этап реализации проекта поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной задачи. В первую очередь была сделана тематическая выставка "По тропинкам сказок", а далее мы знакомили детей с творчеством поэта, содержанием сказок. При этом обращали внимание детей на образные слова и выражения, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев. Детям давались творческие задания, направленные на уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением. В итоге был сделан словарь пушкинских слов и выражений. Одна из интересных форм работы была речевая зарядка, которая называется "Город красивой речи". Это подбор синонимов, определений, антонимов, характеризующих персонажа, его настроение, действия и поступки. Также разгадывали кроссворды, подбирали пословицы к сказкам, объясняли значения слов и выражений, заучивали лирические стихи о каждом времени года. Пушкин воспевал красоту, волшебство каждого времени года. Поэтическое описание природы, пейзажная лирика поэта помогали детям осмыслить картину при рассматривании пейзажных картин и составлении по ним описательных рассказов. Воспетая в стихах А.С.Пушкина образность природы помогала детям увидеть в картине всю прелесть природы.
Накопленный опыт восприятия произведений А.С.Пушкина привели к повышению активности и самостоятельности в создании высказываний. Детям очень нравятся сочинять "сказки наизнанку", что они с большим удовольствием делали. С этой целью были даны задания - придумывание необычных окончаний к сказкам, соединение сюжетов сказок, придумывание других сюжетов, замена сюжета, сохраняя героев произведения. Детьми придуманы такие сказки, как "Сказка о золотой рыбке", где старик со старухой богаты; "Сказка о рыбаке и рыбке" с новыми ситуациями, когда рыбка сама захотела встретиться со старухой и когда старуха пришла к синему морю; "Сказка о царе Салтане", где сестрицы к царю послали вместо гонца Кота в сапогах.
Очень много было заданий таких, как рисование обстановки, в которых действовали герои сказок, а затем придумывание своих сказок по этим рисункам.
3-й этап реализации проекта - это результат выполнения проекта. Это новогодний утренник, посвященный сказкам А.С.Пушкина, поэтическая гостиная "Времена года" по лирическим стихам поэта, спортивно-литературно-музыкальное развлечение по мотивам сказок "К нам приехал сказочник", итоговое занятие по развитию речи "По тропинкам сказок".
Выполнение заданий в рамках проектной деятельности показало, что изменились сочинения детей: от перечня событий дети перешли к созданию интересных сюжетов с использованием разнообразных слов и выражений. Диагностика в конце года показала, что в группе преобладает высокий уровень речевого развития. Проект и нам, воспитателям, помог в реализации главной задачи речевого развития - задачи развития связной речи.
План проектной деятельности на тему:
«Там, на неведомых дорожках» по творчеству А.С.Пушкина
I этап
Содержание работы
Ответственный
Срок
1.Оформление тематической
выставки книг «По тропинкам сказок» по сказкам А.С.Пушкина.
воспитатели
сентябрь
2.Чтение сказок А.С.Пушкина:
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»
Воспитатели, родители
сентябрь-
октябрь
3.Слушание грамзаписей
«Сказки А.С.Пушкина»
воспитатели
октябрь
4.Знакомство с портретом А.С.Пушкина «Два хрестоматийных портрета», художники О.А.Кипренский, В.Тропинин.
воспитатели
октябрь
II этап
1.Беседа о творчестве А.С.Пушкина
воспитатели
ноябрь
2.Заучивание стихотворения «Уж небо осенью дышало»
воспитатели
октябрь
3. Рисование «Унылая пора! Очей очарованье»
4.Нравственный урок «Красота спасёт мир» (по стихотворениям А.С.Пушкина)
5.Альбом с рисунками детей «Сказке о рыбаке и рыбке»
воспитатели
ноябрь
ноябрь
4.День желаний «Сказка о рыбаке и рыбке», этюды на выражение гнева «Сердитая старуха»
воспитатели
декабрь
5. Рисуночная игра «Море» по «Сказке о рыбаке и рыбке» (настроение моря меняется с каждым приходом старика)
воспитатели
6. Придумывание сказки «наизнанку» «Сказка о рыбаке и рыбке», где старик со старухой богаты.
воспитатели
январь
7.Коллективная аппликация- мозаика «Царевна - лебедь»
воспитатели
январь
8.Коллективная аппликация из ткани «Сказочный дворец» (по «Сказке о царе Салтане»
воспитатели
февраль
9.Коллаж «На сказочных тропинках»
воспитатели
февраль
10. «Вместе играем» -дидактические игры:
«Собери Сказку» (пазлы ,кубики); «Город красивой речи»-речевые задания по сказкам А.С.Пушкина; кроссворды.
воспитатели
в течение года
11.Помещение статьи в родительский уголок «Сказки Пушкина»
воспитатели
февраль
12.Изготовление альбома с рисунками детей «Моя любимая сказка А.С.Пушкина»
воспитатели
март
13.Беседа «Путешествие в 19 век»
(эпизоды из жизни А.С.Пушкина)
воспитатели
март
14.Рисование «Ветер по морю гуляет»
воспитатели.
март
15.Изготовление театра самодельных игрушек для разыгрывания сценок из сказок А.С.Пушкина.
воспитатели
апрель
16.Аппликация «Украшение платья царевны- Лебедя, ткачихи, Бабарихи»
воспитатели
апрель
17.Нравственный урок «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (по поэме «У лукоморья дуб зелёный»)
воспитатели
апрель
18.Изготовление «Музея в чемодане» (по произведениям А.С.Пушкина)
воспитатели
апрель
III этап
19. Спортивно-литературно - музыкальное развлечение Ох, уж эти сказки!»
Воспитатели, родители
май
20.Поэтическая гостиная «Времена года», посвященная творчеству поэта А.С.Пушкина
Воспитатели, родители
май
21. Литературная викторина «Лучший знаток сказок»
воспитатели
июнь