Развитие связной речи в проектной деятельности

Проектный метод как технология компетентностно-ориентированного подхода к образованию, является приоритетным направлением в работе с дошкольниками и помогает развивать поисковую деятельность воспитанников, их интеллектуальную инициативу. Метод проектов позволяет успешно формировать ключевые компетентности личности, необходимые в реальной жизни: коммуникативные, информационные. Работа над данным проектом «Там, на неведомых дорожках»  позволила закрепить знания дошкольников о творчестве А.С.Пушкин...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие связной речи в проектной деятельности»

Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. И для успешного её решения кроме приоритетных направлений работы над каждой речевой задачей актуальной и эффективной является проектная деятельность.

Проектная деятельность предполагает погружение детского коллектива в проблему. Она дает возможность развивать поисковую деятельность, экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Метод проектов способствует активному развитию творчества в разных видах деятельности, в частности в развитии связной речи.

При традиционном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому мы решили, что необходимо целенаправленное обучение.

Результаты диагностического обследования в начале старшей группы показали предварительную картину речевого развития у детей: преобладали средний и низкий уровни речевых умений. Выявилась проблема: неумение строить связный текст, соблюдая все структурные элементы, используя разнообразные способы связей между предложениями и структурными частями высказывания, а вторая проблема: культура речи у детей, умение использовать образные слова и выражения при составлении сказок и рассказов не развиты.

Поэтому реализовался проект "Там на неведомых дорожках" по творчеству А.С.Пушкина, основной целью которого является: 1) познакомить детей с творчеством великого русского поэта; 2)понимать выразительность речи при восприятии произведений поэта; развивать связную речь при составлении рассказов и сказок.

Умение создавать собственное сочинение тесным образом переплетаются с умениями воспринимать, анализировать литературный текст. В старшем дошкольном возрасте при восприятии литературного текста появляются элементы осознания содержания, языка. Это дает возможность переносить полученные умения в собственную речевую деятельность.

Выбор темы данного проекта нами обусловлен тем, что пушкинские сказки, стихи богаты образными словами и словосочетаниями. Мир сказок поэта богат и разнообразен. В сказках царствует мир добра, справедливость, дружба, где наказаны (но не жестоко) жадность, обман, зло, поэтому детям понятен и доступен язык его сказок, принимается ими как что-то свое, близкое, детское.

В сказках Пушкина близкие и понятные герои - царь, старик и старуха, богатыри, море, золотая рыбка. Их можно рисовать, про них можно придумывать разные истории, чем мы и занимались.

Этот проект предоставил нам возможность и для решения нравственного воспитания детей. Содержание произведений Пушкина, обучение детей совместно рассказывать по сказкам поэта способствовали формированию нравственного поведения детей. При знакомстве детей со сказками выясняли, в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что сказка нацеливает ребенка, какие моральные установки закладывает она в его душе.

Реализация проекта осуществлялась поэтапно следующим образом: на 1-ом этапе были определены цели и задачи, исходя из поставленной проблемы - это деятельность воспитателей, а деятельность детей - вхождение в проблему.

2-й этап реализации проекта поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной задачи. В первую очередь была сделана тематическая выставка "По тропинкам сказок", а далее мы знакомили детей с творчеством поэта, содержанием сказок. При этом обращали внимание детей на образные слова и выражения, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев. Детям давались творческие задания, направленные на уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением. В итоге был сделан словарь пушкинских слов и выражений. Одна из интересных форм работы была речевая зарядка, которая называется "Город красивой речи". Это подбор синонимов, определений, антонимов, характеризующих персонажа, его настроение, действия и поступки. Также разгадывали кроссворды, подбирали пословицы к сказкам, объясняли значения слов и выражений, заучивали лирические стихи о каждом времени года. Пушкин воспевал красоту, волшебство каждого времени года. Поэтическое описание природы, пейзажная лирика поэта помогали детям осмыслить картину при рассматривании пейзажных картин и составлении по ним описательных рассказов. Воспетая в стихах А.С.Пушкина образность природы помогала детям увидеть в картине всю прелесть природы.

Накопленный опыт восприятия произведений А.С.Пушкина привели к повышению активности и самостоятельности в создании высказываний. Детям очень нравятся сочинять "сказки наизнанку", что они с большим удовольствием делали. С этой целью были даны задания - придумывание необычных окончаний к сказкам, соединение сюжетов сказок, придумывание других сюжетов, замена сюжета, сохраняя героев произведения. Детьми придуманы такие сказки, как "Сказка о золотой рыбке", где старик со старухой богаты; "Сказка о рыбаке и рыбке" с новыми ситуациями, когда рыбка сама захотела встретиться со старухой и когда старуха пришла к синему морю; "Сказка о царе Салтане", где сестрицы к царю послали вместо гонца Кота в сапогах.

Очень много было заданий таких, как рисование обстановки, в которых действовали герои сказок, а затем придумывание своих сказок по этим рисункам.

3-й этап реализации проекта - это результат выполнения проекта. Это новогодний утренник, посвященный сказкам А.С.Пушкина, поэтическая гостиная "Времена года" по лирическим стихам поэта, спортивно-литературно-музыкальное развлечение по мотивам сказок "К нам приехал сказочник", итоговое занятие по развитию речи "По тропинкам сказок".

Выполнение заданий в рамках проектной деятельности показало, что изменились сочинения детей: от перечня событий дети перешли к созданию интересных сюжетов с использованием разнообразных слов и выражений. Диагностика в конце года показала, что в группе преобладает высокий уровень речевого развития. Проект и нам, воспитателям, помог в реализации главной задачи речевого развития - задачи развития связной речи.

План проектной деятельности на тему:

«Там, на неведомых дорожках» по творчеству А.С.Пушкина

I этап

Содержание работы

Ответственный

Срок

1.Оформление тематической

выставки книг «По тропинкам сказок» по сказкам А.С.Пушкина.

воспитатели

сентябрь

2.Чтение сказок А.С.Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»

Воспитатели, родители

сентябрь-

октябрь

3.Слушание грамзаписей

«Сказки А.С.Пушкина»

воспитатели

октябрь

4.Знакомство с портретом А.С.Пушкина «Два хрестоматийных портрета», художники О.А.Кипренский, В.Тропинин.

воспитатели

октябрь

II этап

1.Беседа о творчестве А.С.Пушкина

воспитатели

ноябрь

2.Заучивание стихотворения «Уж небо осенью дышало»

воспитатели

октябрь

3. Рисование «Унылая пора! Очей очарованье»

4.Нравственный урок «Красота спасёт мир» (по стихотворениям А.С.Пушкина)

5.Альбом с рисунками детей «Сказке о рыбаке и рыбке»

воспитатели

ноябрь

ноябрь

4.День желаний «Сказка о рыбаке и рыбке», этюды на выражение гнева «Сердитая старуха»

воспитатели

декабрь

5. Рисуночная игра «Море» по «Сказке о рыбаке и рыбке» (настроение моря меняется с каждым приходом старика)

воспитатели


6. Придумывание сказки «наизнанку» «Сказка о рыбаке и рыбке», где старик со старухой богаты.

воспитатели

январь

7.Коллективная аппликация- мозаика «Царевна - лебедь»

воспитатели

январь

8.Коллективная аппликация из ткани «Сказочный дворец» (по «Сказке о царе Салтане»

воспитатели

февраль

9.Коллаж «На сказочных тропинках»

воспитатели

февраль

10. «Вместе играем» -дидактические игры:

«Собери Сказку» (пазлы ,кубики); «Город красивой речи»-речевые задания по сказкам А.С.Пушкина; кроссворды.

воспитатели

в течение года

11.Помещение статьи в родительский уголок «Сказки Пушкина»

воспитатели

февраль

12.Изготовление альбома с рисунками детей «Моя любимая сказка А.С.Пушкина»

воспитатели

март

13.Беседа «Путешествие в 19 век»

(эпизоды из жизни А.С.Пушкина)

воспитатели

март

14.Рисование «Ветер по морю гуляет»

воспитатели.

март

15.Изготовление театра самодельных игрушек для разыгрывания сценок из сказок А.С.Пушкина.

воспитатели

апрель

16.Аппликация «Украшение платья царевны- Лебедя, ткачихи, Бабарихи»

воспитатели

апрель

17.Нравственный урок «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (по поэме «У лукоморья дуб зелёный»)

воспитатели

апрель

18.Изготовление «Музея в чемодане» (по произведениям А.С.Пушкина)

воспитатели

апрель

III этап

19. Спортивно-литературно - музыкальное развлечение Ох, уж эти сказки!»

Воспитатели, родители

май

20.Поэтическая гостиная «Времена года», посвященная творчеству поэта А.С.Пушкина

Воспитатели, родители

май

21. Литературная викторина «Лучший знаток сказок»

воспитатели

июнь


© 2010-2022