Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ 01. Основы философии для СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ 01.Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для среднего профессионального образования. В результате изучения программного материала обучающиеся должны уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,познания,ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина; должны знать:- основные категории и понятия философии;- роль философии в жизни человек...
Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Апшеронский лесхоз-техникум»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММа


Учебной дисциплины ОГСЭ. 01.Основы философии

Специальность 38. 02. 01. Экономика и бухгалтерский учёт.
























2014






Одобрена:

Цикловой методической комиссией

дисциплин

протокол № 1от _29.08.2014____ г.

Руководитель:

Саралидзе И.В.

Утверждена

решением педсовета

протокол №__от 30 августа 2014 г.

Председатель

________ В.А.Харченко


Рабочая программа учебной дисциплиныОГСЭ. 01. Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ N от 6 апреля 2014 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 17 мая 2010 г. N 17241). ) и примерной программы учебной дисциплины « Основы философии» (заключение Экспертного совета № 088 от 22.03.2011,протокол № 1 от 25.01.11).

Организация-разработчик: ГБПОУ КК «Апшеронский лесхоз-техникум»

Разработчик:

Сорокин Н.В., преподаватель ГБПОУ КК «Апшеронский лесхоз-техникум»



Рецензенты:

Гайдарева И.Н. кандидат социологических наук,

Доцент ФГБОУВПО «АГУ» . ______________________








СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации учебной дисциплины


10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


11


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

1.1. Область применения программы

Рабочей программа учебной дисциплины является частью программыподготовкиспециалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учёт»укрупненная группа специальностей 38.00.00. Экономика и управление.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина ОГСЭ.01. Основы философии входит в Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося60часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, из них самостоятельной работы обучающегося 12 часов.







2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лабораторные работы

0

практические занятия

4

контрольные работы

0

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:


индивидуальное задание

0

тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Структура и исторические типы мировоззрения. Разновидности философских учений. Должен ли русский быть православным?

Наше духовное наследие. Вселенная ее происхождение и развитие. Возникновение глобальных проблем.

Любовь к природе. Духовное и телесное. Перспективы дальнейшей эволюции человека. Актуальные проблемы биоэтики. Разновидности религий. Личность и общество.

Специфика законов развития общества. Исторический детерминизм и движущие силы исторического процесса. Духовная культура и материальная цивилизация.

Многообразие культур и межкультурные диалог.


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Заочное отделение

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

10

в том числе:


лабораторные работы

0

практические занятия

2

контрольные работы

0

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

в том числе:


индивидуальное задание

0

тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Основные категории и понятия философии

Содержание учебного материала


1

Введение. Понятие о философии.

4

1

Понятие о мировоззрении.

1

Смысл философских проблем.

1

Круг проблем изучаемых философией.

1

2

Общественные функции философии и её значение для человека и человечества.

1

Практическая ценность философии в повседневной жизни человека.

1

Составные части философского знания

1

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение.

2

Структура и исторические типы мировоззрения. Разновидности философских учений.


Тема 2. Роль философии в жизни человека и общества







Содержание учебного материала



1

Философия, место в культуре и роль в жизни человека и общества.

14

1

Становление философии.

1

Философия как знания и искусство жизни: практическая и теоретическая

философия.

1

2

Основные направления философии.

1

Соотношение философии с искусством, идеологией, моралью, наукой.

1

Положения философии в современном обществе

1

3

Цивилизационный процесс и возрождение России.

1

Есть ли будущее у России?

1

Россия - Восток или Запад?

1

Совместимы ли традиции России и современным Западом?

1

И.Ильин о судьбе России. Какой политический строй нужен России?

1

Геополитические интересы России.

1

Русские или русскоязычные?

1

Должен ли русский быть националистом?

1

Национальное самосознание.

1

Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение.

2


Должен ли русский быть православным?

Наше духовное наследие.



4

Русская цивилизация.

1

История России: проблемы и перспективы.

1

Судьба русской культуры между Европой и Азией.

1

Русская национальная идея.

1

Русский национальный характер.

1

5

Происхождение и историческое развитие философских учений.

1

Происхождение философских учений.

1

Проблема зарождения философии и ее источники.

1

Понятие и круг проблем философии истории.

1

6

Исторические типы и формы философии, выдающиеся философы.

1

Философия Древней Индии и Китая.

1

Античная философия.

1

Философия Средних веков у возрождения.

1

Философия нового и новейшего времени.

1

Важнейшие течения и идеи русской философии XIX-XXвв.

1

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 3. Основы философского учения о бытии

Содержание учебного материала


1

Философское осмысление бытия.Представление о мироздание в физике и космологии.

6

1

Различные виды бытия.

1

Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия.

1

Порядок и хаос, закономерность и случайность, причинность и необходимость.

1

Пространство, время, материя, движение.

1

2

Образ природы в философии и науке.

1

Жизнь.

1

Специфика живого.

1

Эволюционный процесс.

1

Биосфера и уровни ее организации.

1

Природа и история.

1

Общество и природа.

1

3

Техника.

1

Выживаемость человечества.

1

Болезнь и здоровье.

1

Возникновение глобальных проблем.

1

Мир как единое целое.

1

Понятие о принципе детерминизма.

1

Причинность и закономерность как основания детерминизма.

1

Виды развития.

1

Диалектика - философское учение о развитии.

1

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение.

2

Вселенная ее происхождение и развитие.

Любовь к природе. Духовное и телесное.


Тема 4. Сущность процесса познания. Основы научной философской и религиозной картины мира.





Содержание учебного материала


1

Основные проблемы философской антропологии.

10

1

Философия человека и её актуальные проблемы.

1

Понятие и специфика философской антропологии.

1

Проблеме сущности человека.

1

Биологический социальный и духовный (космический) аспекты сущности человека.

1

Происхождение человека.

1

Основные концепции антропогенеза (креационизм, биологический, космический эволюционизм).

1

Происхождение сознания человека.

1

2

Психический мир человека и сфера бессознательного.

1

Паранормальные силы человека.

1

Проблема жизни после смерти и её решения в религиях, философии и науки.

1

Перспективы дальнейшей эволюции человека.

1

Проблема смысла жизни человека.

1

Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение.

2


Актуальные проблемы биоэтики.



Содержание учебного материала



3

Жизненный мир человека.(ПЗ № 1)


2

Практическая философия и искусство жизни.

1

Жизненный мир как основа культуры.

2

Повседневные нормы и ценности, навыки и умения.

1

Фундаментальные человеческие ценности.

1

4

Понятие и круг проблем гносеологии.


2

Познаваем ли Мир: агностицизм и познавательный оптимизм.

1

Способности познания человека(чувственные, рациональные, иррациональные) и главные гносеологические концепции (сенсуализм, эмпиризм, рационализм, интуитивизм).

1

Понятие истины.

1

Виды и критерии.

1

5

Специфика религиозного познания.

1

Специфика научного познания.

1

Бог и человеческая культура.

1

Историческое значение религий и учения о Боге.

1

Лабораторные работы

0


Практические занятия. Круглый стол: Обсуждение общих философских проблем бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение.

1

Разновидности религий.



Тема 5. Условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.

Содержание учебного материала

10


1

Человек и общество.

1

Общественная жизнь и социальная философия.

1

Понятие и круг проблем социальной философии.

1

Общество как социальная система.

1

Структура и сферы жизни общества.

1

2

Формационная и цивилизационная концепции развития общества.

1

Ценности как регуляторы общественной жизни.

1

Личность и общество.

1

3

Исторический процесс и философия истории. (ПЗ.№2)


2

Понятие и круг проблем философии истории.

2

Смысл и направление развития истории.

1

Возможен ли исторический прогресс.

2

Критерии исторического прогресса.

1

4

Исторический процесс и модели развития общества (циклическая, линейная, спиральная).

2

Единство и культурно - исторический полицентризм истории человечества.

1

Практические занятия.

2


Диспут: о свободе и смысле жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Самостоятельная работа обучающихся. Специфика законов развития общества.

1

Исторический детерминизм и движущие силы исторического процесса.



5

Духовная жизнь общество и философия культуры.


1

Понятие и круг проблем философии культуры.

1

Понятие культуры.

1

Формы и виды культуры.

1

Общественные функции и значение культуры.

1

Духовная культура и материальная цивилизация.

1

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

1

Многообразие культур и межкультурные диалог.



Тема 6. Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижение науки, техники и технологий.

Содержание учебного материала



1

Современные глобальные проблемы

4

1

Важнейшие тенденции развития человеческой цивилизации в XX - XXI века.

1

Спектр современных глобальных проблем.

1

Сущность, происхождение и пути преодоления глобальных проблем.

1

1

Возможные модели развития будущего земной цивилизации.Диф.зачет.

1

Стратегические ориентации общественного развития и проблема духовного развития человека. Диф. Зачёт.

1

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0




Всего

58




3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Канке В.А. Основы философии - М., «ЛОТОС», 2010

  2. ГУБИНВД Основы философии - М., «Форум», 2009

  3. Философия. Экзаменационные ответы, Ростов-на-Дону «Феникс»,2010

  4. Основы философии в вопросах и ответах, «Феникс», 2010

  5. «Конспект первокурсника», философия. Интерсервис, 2011

  6. Сто великих мыслителей. М., «Вече», 2010

  7. Великие мысли великих людей. М., «Классик», 2010

  8. Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Донецк, 2009

  9. И. Ильин «О грядущей России». М., 2010

  10. Философский словарь. М., 2010

  11. Н.А. Мосеева, Философия краткий курс. 2009

  12. П. Ильин, Философия в схемах и комментариях, 2009



  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Сводные данные об объектах оценивания, основных показателяхоценки, типах заданий, формах аттестации

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание:

Основные категории и понятия философии;

Роль философии в жизни человека и общества

Устный опрос.

Знание:

Основы философского учения о бытии

Сущность процесса познания

Тестовые задания с выбором ответов

Умение:

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания

Деловая игра.

Полемика.

Практическое занятие

Знание:

Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

Собеседование.

Тестовые задания

Знание;

Социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки ,техники и технологий

Сообщение, тестовые задания

Умение:

Ориентироваться в проблемах ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

Круглый стол.

Дискуссия.

Практическое занятие





Разработчик

АЛХТ преподаватель Сорокин Н.В.



© 2010-2022