- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ 01. Основы философии для СПО
Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ 01. Основы философии для СПО
Раздел | Другое |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сорокин Н.В. |
Дата | 02.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Апшеронский лесхоз-техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
Учебной дисциплины ОГСЭ. 01.Основы философии
Специальность 38. 02. 01. Экономика и бухгалтерский учёт.
2014
Одобрена: Цикловой методической комиссией дисциплин протокол № 1от _29.08.2014____ г. Руководитель: Саралидзе И.В. | Утверждена решением педсовета протокол №__от 30 августа 2014 г. Председатель ________ В.А.Харченко |
Рабочая программа учебной дисциплиныОГСЭ. 01. Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ N от 6 апреля 2014 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 17 мая 2010 г. N 17241). ) и примерной программы учебной дисциплины « Основы философии» (заключение Экспертного совета № 088 от 22.03.2011,протокол № 1 от 25.01.11).
Организация-разработчик: ГБПОУ КК «Апшеронский лесхоз-техникум»
Разработчик:
Сорокин Н.В., преподаватель ГБПОУ КК «Апшеронский лесхоз-техникум»
Рецензенты:
Гайдарева И.Н. кандидат социологических наук,
Доцент ФГБОУВПО «АГУ» . ______________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
1.1. Область применения программы
Рабочей программа учебной дисциплины является частью программыподготовкиспециалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учёт»укрупненная группа специальностей 38.00.00. Экономика и управление.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина ОГСЭ.01. Основы философии входит в Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося60часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, из них самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
58
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные работы
0
практические занятия
4
контрольные работы
0
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
в том числе:
индивидуальное задание
0
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Структура и исторические типы мировоззрения. Разновидности философских учений. Должен ли русский быть православным?
Наше духовное наследие. Вселенная ее происхождение и развитие. Возникновение глобальных проблем.
Любовь к природе. Духовное и телесное. Перспективы дальнейшей эволюции человека. Актуальные проблемы биоэтики. Разновидности религий. Личность и общество.
Специфика законов развития общества. Исторический детерминизм и движущие силы исторического процесса. Духовная культура и материальная цивилизация.
Многообразие культур и межкультурные диалог.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Заочное отделение
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
58
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
10
в том числе:
лабораторные работы
0
практические занятия
2
контрольные работы
0
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48
в том числе:
индивидуальное задание
0
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1. Основные категории и понятия философии
Содержание учебного материала
1
Введение. Понятие о философии.
4
1
Понятие о мировоззрении.
1
Смысл философских проблем.
1
Круг проблем изучаемых философией.
1
2
Общественные функции философии и её значение для человека и человечества.
1
Практическая ценность философии в повседневной жизни человека.
1
Составные части философского знания
1
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение.
2
Структура и исторические типы мировоззрения. Разновидности философских учений.
Тема 2. Роль философии в жизни человека и общества
Содержание учебного материала
1
Философия, место в культуре и роль в жизни человека и общества.
14
1
Становление философии.
1
Философия как знания и искусство жизни: практическая и теоретическая
философия.
1
2
Основные направления философии.
1
Соотношение философии с искусством, идеологией, моралью, наукой.
1
Положения философии в современном обществе
1
3
Цивилизационный процесс и возрождение России.
1
Есть ли будущее у России?
1
Россия - Восток или Запад?
1
Совместимы ли традиции России и современным Западом?
1
И.Ильин о судьбе России. Какой политический строй нужен России?
1
Геополитические интересы России.
1
Русские или русскоязычные?
1
Должен ли русский быть националистом?
1
Национальное самосознание.
1
Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение.
2
Должен ли русский быть православным?
Наше духовное наследие.
4
Русская цивилизация.
1
История России: проблемы и перспективы.
1
Судьба русской культуры между Европой и Азией.
1
Русская национальная идея.
1
Русский национальный характер.
1
5
Происхождение и историческое развитие философских учений.
1
Происхождение философских учений.
1
Проблема зарождения философии и ее источники.
1
Понятие и круг проблем философии истории.
1
6
Исторические типы и формы философии, выдающиеся философы.
1
Философия Древней Индии и Китая.
1
Античная философия.
1
Философия Средних веков у возрождения.
1
Философия нового и новейшего времени.
1
Важнейшие течения и идеи русской философии XIX-XXвв.
1
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа обучающихся
0
Тема 3. Основы философского учения о бытии
Содержание учебного материала
1
Философское осмысление бытия.Представление о мироздание в физике и космологии.
6
1
Различные виды бытия.
1
Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия.
1
Порядок и хаос, закономерность и случайность, причинность и необходимость.
1
Пространство, время, материя, движение.
1
2
Образ природы в философии и науке.
1
Жизнь.
1
Специфика живого.
1
Эволюционный процесс.
1
Биосфера и уровни ее организации.
1
Природа и история.
1
Общество и природа.
1
3
Техника.
1
Выживаемость человечества.
1
Болезнь и здоровье.
1
Возникновение глобальных проблем.
1
Мир как единое целое.
1
Понятие о принципе детерминизма.
1
Причинность и закономерность как основания детерминизма.
1
Виды развития.
1
Диалектика - философское учение о развитии.
1
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение.
2
Вселенная ее происхождение и развитие.
Любовь к природе. Духовное и телесное.
Тема 4. Сущность процесса познания. Основы научной философской и религиозной картины мира.
Содержание учебного материала
1
Основные проблемы философской антропологии.
10
1
Философия человека и её актуальные проблемы.
1
Понятие и специфика философской антропологии.
1
Проблеме сущности человека.
1
Биологический социальный и духовный (космический) аспекты сущности человека.
1
Происхождение человека.
1
Основные концепции антропогенеза (креационизм, биологический, космический эволюционизм).
1
Происхождение сознания человека.
1
2
Психический мир человека и сфера бессознательного.
1
Паранормальные силы человека.
1
Проблема жизни после смерти и её решения в религиях, философии и науки.
1
Перспективы дальнейшей эволюции человека.
1
Проблема смысла жизни человека.
1
Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение.
2
Актуальные проблемы биоэтики.
Содержание учебного материала
3
Жизненный мир человека.(ПЗ № 1)
2
Практическая философия и искусство жизни.
1
Жизненный мир как основа культуры.
2
Повседневные нормы и ценности, навыки и умения.
1
Фундаментальные человеческие ценности.
1
4
Понятие и круг проблем гносеологии.
2
Познаваем ли Мир: агностицизм и познавательный оптимизм.
1
Способности познания человека(чувственные, рациональные, иррациональные) и главные гносеологические концепции (сенсуализм, эмпиризм, рационализм, интуитивизм).
1
Понятие истины.
1
Виды и критерии.
1
5
Специфика религиозного познания.
1
Специфика научного познания.
1
Бог и человеческая культура.
1
Историческое значение религий и учения о Боге.
1
Лабораторные работы
0
Практические занятия. Круглый стол: Обсуждение общих философских проблем бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
2
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение.
1
Разновидности религий.
Тема 5. Условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
Содержание учебного материала
10
1
Человек и общество.
1
Общественная жизнь и социальная философия.
1
Понятие и круг проблем социальной философии.
1
Общество как социальная система.
1
Структура и сферы жизни общества.
1
2
Формационная и цивилизационная концепции развития общества.
1
Ценности как регуляторы общественной жизни.
1
Личность и общество.
1
3
Исторический процесс и философия истории. (ПЗ.№2)
2
Понятие и круг проблем философии истории.
2
Смысл и направление развития истории.
1
Возможен ли исторический прогресс.
2
Критерии исторического прогресса.
1
4
Исторический процесс и модели развития общества (циклическая, линейная, спиральная).
2
Единство и культурно - исторический полицентризм истории человечества.
1
Практические занятия.
2
Диспут: о свободе и смысле жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Самостоятельная работа обучающихся. Специфика законов развития общества.
1
Исторический детерминизм и движущие силы исторического процесса.
5
Духовная жизнь общество и философия культуры.
1
Понятие и круг проблем философии культуры.
1
Понятие культуры.
1
Формы и виды культуры.
1
Общественные функции и значение культуры.
1
Духовная культура и материальная цивилизация.
1
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа обучающихся
1
Многообразие культур и межкультурные диалог.
Тема 6. Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижение науки, техники и технологий.
Содержание учебного материала
1
Современные глобальные проблемы
4
1
Важнейшие тенденции развития человеческой цивилизации в XX - XXI века.
1
Спектр современных глобальных проблем.
1
Сущность, происхождение и пути преодоления глобальных проблем.
1
1
Возможные модели развития будущего земной цивилизации.Диф.зачет.
1
Стратегические ориентации общественного развития и проблема духовного развития человека. Диф. Зачёт.
1
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа обучающихся
0
Всего
58
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Канке В.А. Основы философии - М., «ЛОТОС», 2010
-
ГУБИНВД Основы философии - М., «Форум», 2009
-
Философия. Экзаменационные ответы, Ростов-на-Дону «Феникс»,2010
-
Основы философии в вопросах и ответах, «Феникс», 2010
-
«Конспект первокурсника», философия. Интерсервис, 2011
-
Сто великих мыслителей. М., «Вече», 2010
-
Великие мысли великих людей. М., «Классик», 2010
-
Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Донецк, 2009
-
И. Ильин «О грядущей России». М., 2010
-
Философский словарь. М., 2010
-
Н.А. Мосеева, Философия краткий курс. 2009
-
П. Ильин, Философия в схемах и комментариях, 2009
-
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Сводные данные об объектах оценивания, основных показателяхоценки, типах заданий, формах аттестации
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знание:
Основные категории и понятия философии;
Роль философии в жизни человека и общества
Устный опрос.
Знание:
Основы философского учения о бытии
Сущность процесса познания
Тестовые задания с выбором ответов
Умение:
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания
Деловая игра.
Полемика.
Практическое занятие
Знание:
Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
Собеседование.
Тестовые задания
Знание;
Социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки ,техники и технологий
Сообщение, тестовые задания
Умение:
Ориентироваться в проблемах ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Круглый стол.
Дискуссия.
Практическое занятие
Разработчик
АЛХТ преподаватель Сорокин Н.В.