- Преподавателю
- Другое
- Проект Героический эпос олонхо
Проект Героический эпос олонхо
Раздел | Другое |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Архипова Е.Л. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Цель исследования:
Узнать о значении олонхо в нашем обществе.
Задачи исследования:
1) Узнать, кто придумал олонхо? Какова история происхождения олонхо?
2) Выяснить, для чего нам нужно знать эпос народа?
3) Проанализировать, сохранились ли якутские традиции ?
Гипотеза исследования:
Предположим, что на примере олонхо можно изучить жизнь, традиции, обычаи народа и оно является основой нравственного воспитания.
Методы и средства исследования:
Найти литературу, посвященную олонхо;
Познакомиться с историческими кинофильмами, рассказывающим о версиях происхождения народа саха;
Обратиться к всемирной информационной сети Интернет.
План исследования:
) Героический эпос олонхо.
2) Происхождение олонхо.
3) Олонхосуты.
4) Исполнение олонхо.
5) Сюжетные мотивы и идейное содержание олонхо.
6) «Ысыах» в олонхо.
7) Актуальность олонхо.
8) Выводы.
Героический эпос Олонхо
Якутский героический эпос имеет общее название олонхо. Он состоит из множества отдельных сказаний с тем же названием - олонхо. В заглавие эпических поэм обычно выносятся имена главных героев - «Нюргун Боотур Стремительный», «Кулун Куллуустуур», «Юрюнг Уолан», «Кыыс Ньургун», «Кыыс Туйгун» и т.д. В настоящее время известно более 300 названий.
Каждое олонхо - крупное произведение, состоящее из 6 - 10 тысяч, иногда 10 - 15 тысяч строк. Отдельные сказания достигают гигантских размеров. Так, олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданное П. Ойунским, содержит 36 тысяч строк., «Ала Туйгун» записанное в 60-е годы Р.П. Алексеевым, насчитывает 52410 строк.
Происхождение олонхо
Возникновение олонхо восходит в глубину веков. Эпос появился тогда, когда предки якутов жили на юге Сибири, в тесном общении с тюрко-монгольскими народами Саян и Алтая. На это указывает общность в сюжетах героичсеских сказаний, сходство в языке, названиях. Становление и дальнейшее развитие продолжалось вплоть до XVII века.
Эпические сказания создавались в условиях разложения первобытно-общинного строя, межродовых и межплеменных столкновений, борьбы за самостоятельность существования племени.
Чем отличается олонхо от эпоса других народов
Общеизвестно, что олонхо - это название старинных эпических сказаний, суть которых - воспевание боевых подвигов боотуров, которые совершаются ими ради защиты родной земли, своих соотечественников, ради спокойной жизни на земле, мирного труда, счастливой будущности детей и внуков. Олонхо для якута - это «Калевала» для финна, «Манас» для киргиза, «Илья Муромец» для русского. Красота якутского эпоса - олонхо - в его высоком поэтическом дыхании, пленительном сочетании фантастического с реальным, лирического с эпическим и житейского с героическим.
Мощь олонхо в силе мудрости его идеи - идеи жизнеутверждения, торжества жизни над смертью, победы счастливого, процветающего в мире народа над насилием кровожадных хищников.
Той историчности, которая присуща для эпоса других народностей, в якутском олонхо нет. Олонхо - продукт художественного вымысла, его персонажи - символы большого социального обобщения.
Олонхосуты
Творцами олонхо, его исполнителями и хранителями были певцы - сказители, олонхосуты. Согласно преданиям, первым олонхосутом, родоначальником эпоса был Сээркэн Сэсэн, ставший одновременно и персонажем сказаний мудрый, старый советчик героев. Это одно из древнейших имен эпических певцов наряду с создателями древнегреческого эжпоса - Гомером и русского - Баяном. Народная память сохранила большое количество имен олонхосутов начиная с XVII века. Т.Захаров - Чээбий, Н. Абрамов - Кынат, Д. Говоров, С. Петров, Е. Иванова,Ж СА. Зверев. Эти и многие другие сказители, выходцы из народа, неграмотные бедняки, батраки, скотоводы, земледельцы, кузнецы, плотники, охотники создали и сохранили богатейшее эпическое наследие народа, имеющее мировое значение.
В настоящее время подлинными носителями эпоса являются Пётр Решетников, Дарья Томская и многие другие. Из мирнинского района - Федора Иванова и Владимир Семенов.
Исполнение олонхо
До революции олонхо обычно сказывалось в домашней обстановке, в кругу семьи, часто с приглашением близки соседей. Могло оно исполняться и при большом стечении народа, на наслежных и улусных собраниях, на летних праздничных ысыахах. Сказание начиналось с 5-6 часов вечера и заканчивалось далеко за полнлчь, иногда к утру. Исполнение могло продолжаться до 8-10 часов подряд, лишь с небольшими перерывами. Незаконченное повествование продолжалось на следующую ночь и могло длиться несколько ночей.
Свои впечатления об исполнении олонхо изложил и М. Н. Жирков: «Их (олонхосутов) обычно слушают с затаенным дыханием. Во время исполнения олонхо слушатели носятся в разные миры, а происходящие там события вызывают у них самую разнообразную реакцию: смех, слезы, плач, печаль, горе, страдания. Слушатель терпит поражение и побеждает, испытывает торжество, восхищается героизмом,самоотверженностью, отвагой героев. Одних презирает и ненавидит, других - ласкает, любит, словом, с самого начала до конца как бы участвуя во всех событиях, не чувствуя никакого утомления. Во время исполнения олонхо слушатели выражают свою реакцию на описываемые события выкриками».
Сюжетные мотивы и идейное содержание олонхо
Якутское олонхо формировалось на основе идеологии родового строя. Оно отражает космогонические представления народа, его религиозные верования. В соответствии с ними Вселенная состоит из 3-х миров - Среднего, Верхнего, Нижнего.
Срединный мир - айыы сирэ или орто дойду - является центром Вселенной, страной, где живут люди, причем каждое живое существо и каждый предмет имеет своего духа - «иччи». Богиня земли или дух Земли - Аан Алахчын-хотун. Она живет в великом дереве Аал-Луук-Мас, Байанай - бог леса и охотников, Аан Дархан - тойон или Хатан Тэмиэрийэ - дух огня, Хомпоруун Хотой айыы дух птиц, Кытай Бахсы дух кузнецов. Среди них есть духи добрые и злые.
Нижний мир - Утугэн или Ютюгэн (преисподняя), или Нукэн уодэн (мрачная преисподняя) - мир злых чудщовищ мешабщих счастливой жизни людей. Их глава Арсан Дуолай.
Верхний мир мир бого во главе с Юрюнг Аар-тойоном. К сонму богов принадлежат Дьылга-Хаан - бог судьбы и рока, Иэйэсит - покровительница скота, Айыхсыт - богиня новорожденных, Илбис-Хаан - бог грома. В Верхнем мире живут также добрые и злые божества.
Племя людей, населяющих Срединный мир, называют айыы аймага, родственники божеств, существа Нижнего мира - абаасы, однорукие и одноглазые циклопы - родственники черта. Посредниками между людьми и богами являюдтся шаманы и шаманки. Белые шаманы общались с добрыми духами, черные - со злыми. Содержание каждого олонхо составляет фантастическая история человечества от появления первых людей, обустраивающих счастливую жизнь на земле. Но ее разрушают существа Нижнего мира. Они грабят, загоняют скот, похищают женщин. В этой связи возникает необходимость защитить людей, вернуть мир на землю, для чего нужно уничтожить абаасы. Эту сложную задачу разрешают герои-богатыри. Добрые божества Верхнего мира покровительствуют людям, злые - Нижнем миру
Это общая для всех олонхо сюжетная линия воплощается через обилие сюжетов. Одни сюжетные мотивы возникли в глубокой древности, другие позже, но все они, хоть и в фантастическом плане, отражают конкретные общественно-исторические условия. Главный сюжетный мотив - защита богатырем своего рода от насилий и обид.
Каждый народ имеет старинные традиционные праздники, которые бережно передаются из поколения в поколение. У народа САХА это ЫСЫАХ.
Вот как описывается «ысыах» в олонхо.
Ысыах в олонхо
Большой или великий «улуу ысыах» в «олонхо» начинается с широкого оповещения народа с приглашением всех удалых героев и богатырей. При этом приглашенным описывается красота дочери устроителя «ысыаха» и сообщается также, что добиться её руки прибыли такие-то знаменитые герои и богатыри, имена которых гремят на трёх мирах.
Богатыри и герои не могут не идти на это приглашение, иначе их могут «ославить» как трусов. В случае успеха и победы их ждёт счастье брака с красавицей, в честь которой поются хвалебные гимны на всех мирах.
Ысыах, являясь праздником коневодства и плодородия, является в то же время и семейным праздником, т.к. устроители «ысыах» празднуют также и рост своей семьи в лице дочери, долженствующей дать жизнь новым поколениям, т.е. пустить корни в далекое будущее. «Ысыах» имеет большое значение и для воспитания молодого поколения, для закаливания его боевого духа. Молодёжь испытывается на «ысыах», закаляется на состязаниях. С участием на «ысыахах» молодых людей связано представление о достижении ими зрелости, после чего они уже взрослые люди.
Большой ысыах может затянуться на годы, когда в состязаниях примут участие равные по силе и в результате чего могут вспыхнуть нескончаемые войны на всех трех мирах. В таких случаях устроители «ысыах» разоряются дотла. Большой «ысыах» кончается малым, рамки которого значительно сужены и участниками которого являются представители семейного и родовых кругов.
Малый «ысыах» является праздником побед и подвигов жениха, а также начала брачной жизни новой семьи. Этот ысыах длится до поездки молодых в дом мужа.
Перед отъездом новобрачных из юрты выходят все. Рабы и домочадцы мужского пола становятся на стороне старика, причем шесть лучших (или 12) поддерживают его. Рабыни и все домочадцы женского пола становятся на стороне старухи, причем шесть рабынь (или 12) поддерживают старуху. Все одеты в лучшую и ценную одежду. Старуха с кумысом в чороне произносит «алгыс» - пожелания счастливого пути, счастливой семейной жизни. Она благословляет свою дочь с пожеланиями доброго потомства, чтобы кровь и жизнь её родных, отца и мать - в её лице - в её потомстве жила бы и размножалась и цвела бы из века в век; чтоб у неё было много скота конного и рогатого, чтоб у неё также был бы и богатый «ысыах» из рода в род, из поколения в поколение.
Новобрачную после материнского алгыс» садят на оседланного коня, разукрашенного самым лучшим украшением, причем, на седло она поднимается по спине раба, едущего в качестве «эмньит кулут».
На длинном и долгом пути своем
На дорожных ухабах,
На рытвинах не разбейся!
Пусть злоязычные бед тебе не накличут!
Пусть десять пальцев имеющиеся тебя не тронут!
Пусть много детей у тебя родится,
Пусть потомство твое процветает,
Стань главой большого дома,
Будь хозяйкой уютного дома!
Из олонхо «Кыыс Дэбилийэ»
Ысыах сегодня
Ысыа́х (якутск. Ыhыах) - день празднования Нового года в Якутии, Праздник Лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.
Празднование
Жители Республики Саха (Якутия) празднуют Новый год дважды, вместе со всеми россиянами - зимой, и ещё по древней традиции - летом. Якутия - крупный регион Сибири, почти половина её территории расположена за Северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.
Якутский ысыах (дословно можно перевести как изобилие) связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время ысыаха проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После 1941 года, по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.
История
Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.
Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.
Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, - говорит она. - И единственная возможность встретиться всем родом - это здесь».
Осуохай
Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.
Сегодня лучшие старинные традиции праздника нашли свое творческое развитие в современном Ысыахе…
Актуальность олонхо
В нашем обществе духовные и материальные потребности не могут быть удовлетворены. Негативные явления, как алкоголизм, насилие, межнациональные конфликты, неумение слышать друг друга, ожесточенность людей, хамство, безразличие и т.д. является настоящей бедой всего человечества, в том числе и нашей республики.
И теперь нам, как никогда раньше, нужно глубже познакомиться с достижениями, вершинами якутского устного народного творчества.
Олонхо, как все устное народное творчество обладает огромными потенциальными возможностями в деле возрождения общей духовной культуры.
В олонхо во всей своей величавой красе воспета радость жизни, радость победы, радость торжества идей человечества - детей Солнца. В олонхо нет места упадничеству. Олонхо есть творение трудового народа. Поэтому оно так оптимистично.
Таким образом, в олонхо ставятся и разрешаются важные жизненные и нравственные проблемы. Главный идейный стержень - борьба за установление социальной справедливости, победа добра над злом. Олонхо прославляет стойкость в борьбе за счастье на земле верность слову и делу. Осуждаются жадность, корыстолюбие, трусость.
Указом президента РС (Я) В. А. Штырова №3036 от 15. 11. 2006 г. день провозглашения ЮНЕСКО ЯКУТСКОГО героического эпоса ОЛОНХО ШЕДЕВРОМ устного и нематериального наследия человечества, т.е. 25 ноября, объявлен национальным праздником - Днем олонхо.
Национальный праздник Ысыах, посвященный олонхо
В 2006 г. Традиционный национальный праздник Ысыах был посвящен признанию решением ЮНЕСКО якутского эпоса олонхо «Шедевром Устного и Нематериального Наследия Человечества». Ысыах олонхо стал первым крупным мероприятием Десятилетия Олонхо.
Вывод:
По воле судеб народ саха, будучи оттеснённым ордами Чингисхана на далёкий и дикий Север, надолго остался без письменности, но его мощная духовная культура, складывавшаяся в течение многих веков, свободно развивалась в виде устной народной поэзии, передаваемой от поколения к поколению, и появилось великое Олонхо.
После зарождения письменности, литературного языка, эпос олонхо стал плодотворной почвой для развития настоящей эпической поэзии Саха…
Якутское олонхо - высокохудожественное эпическое произведение со своим кругом идей и образов, тем и сюжетов, со своим стилем, композицией и выразительными средствами. Оно отражает национальные черты быта, выражает мировоззрение народа, огбобщает его жизненный опыт. Олонхо несет в себе глубокую идейность, высокие нравственные и моральные принципы.
Олонхо - это народная школа саха. Мир олонхо способен стать основой нравственного воспитания, эталоном отношения к природе, к человеку. В нем сосредоточена вся мудрость народа.
-
На материале олонхо можно изучать жизнь и быт, обычаи и традиции народа в целой системе.
-
На текстах олонхо можно в совершенстве овладеть родным языком.
-
В содержании олонхо можно найти систему закаливания организма, средства и методы физической подготовки.
-
Олонхо - неисчерпаемый источник для изучения истории народа, способный пролить свет на происхождение саха.
5. Олонхо - философия народа саха. В нем отражено сознание народа. В мире олонхо вся жизнедеятельность людей борьба добра и зла имеют причины и цели, все звенья взаимосвязаны. Здесь нет ничего лишнего, хорошо прослеживается развитие мировоззрения народа саха.