• Преподавателю
  • Другое
  • Статья «Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении»

Статья «Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении»

 Статья - «Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении». Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой – на основе постоянно рас...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










«Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении».








Чернигова Екатерина Николаевна, воспитатель

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №2»,

г.Свирск, Черемховский район, Иркутская область.



Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. [2, c. 197]

Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования). В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным инициативным, активным деятелем, который ответственен за результат деятельности, свои поступки. В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.[1, с. 43]

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по продолжительности. По предметно-содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

По характеру доминирующей в проекте деятельности возможны проекты (Е.С. Полат):

  • творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  • исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);

  • информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют её в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и т.д.)

  • творческо-продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, коллективными, массовыми. Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов. В коллективных проектах учувствуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей-участников. Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка или родителя.

По длительности реализации проекты могут быть краткосрочными (мини-проекты), средней продолжительности и долгосрочными.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по длительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей. [2, с. 198]

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

  1. погружение в проект;

  2. организация деятельности;

  3. осуществление деятельности;

  4. презентация результатов.

Рассмотрим их более подробно относительно выполняемых действий со стороны воспитателя и детей. [3, с. 55]

Таблица 1

Взаимодействие воспитателя и детей в проектной деятельности

Воспитатель

Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта,

сюжетную ситуацию, цель и задачи

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует (помогает):

-группы детей;

-распределяет роли, ответственность;

-планирование детской деятельности по решению задач проекта;

-предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы.

Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, обязанности. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

-при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;

-деликатно контролирует;

-обогащает знания детей, повышает их эрудицию;

-репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает;

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:

-выполняют свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей;

-консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и одобрения;

-ищут необходимые и недостающие знания;

-фантазируют;

-готовят презентацию.

Презентация

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.

Демонстрируют:

-понимание проблемы, цели и задачи;

-умение планировать и осуществлять работу;

-найденные способы решения проблемы;

- самоанализ деятельности и ее результата;

-взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников.


Литература:

  1. Атеманская Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.- СПб.: Питер, 2014.-464 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2008.

© 2010-2022