- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине: Метрология, стандартизация и сертификация
Рабочая программа по дисциплине: Метрология, стандартизация и сертификация
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калуцких И.Н. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.05 Метрология, стандартизация и сертификация
для специальности: 15.02.08 Технология машиностроения
2015
Составлена в соответствии с
ФГОС по специальности
ОДОБРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией
машиностроения и энергетики
Протокол № ___ от _______ 20__ г.
Председатель _______ И.Н. Калуцких
15.02.08 Технология машиностроения
Заместитель директора по УР и ТО _____________ Тупиков Ю.Н.
Заместитель директора по УПР
_____________ Ф.М.Чистяков
_____________ 20____г
Организация-разработчик: ОБПОУ «Железногорский ПК»
Разработчики: Калуцких И.Н. (преподаватель
ОБПОУ «Железногорский ПК»)
Рецензенты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
14
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация и сертификация»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:
уметь:
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности; применять документацию систем качества; применять требования нормативных правовых актов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
знать:
документацию систем качества; единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах; основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; основы повышения качества продукции.
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.
ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 135 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 45 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
135
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
90
в том числе:
практические занятия
28
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
45
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
О роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности и в сфере профессиональной деятельности техника.
2
1
Раздел 1.
Точность в машиностроении
16
Тема 1.1 Основные сведения о взаимозаменяемости
Точность деталей и взаимозаменяемость. Определение взаимозаменяемости и ее виды (функциональная, геометрическая, полная и неполная, внешняя и внутренняя). Взаимозаменяемость и точность, погрешности и их виды, понятие о точности размеров деталей и посадках.
4
Тема 1.2 Система допусков и посадок
Основные понятия, термины, определения и обозначения, установленные на допуски размеров гладких элементов деталей и на посадки, образуемые при соединении этих деталей. Поверхности: «отверстие» и «вал», размеры и отклонения. Допуск размера. Обозначение отклонений. Нулевая линия, основные отклонения, поле допуска. Графическое изображение полей допусков. Единица допуска. Понятие о квалитетах. Общие сведения о посадках, допуск посадки. Образование посадок в системе «отверстия» и в системе «вала». Графическое изображение полей допусков и посадок.
8
Тема 1.3 Точность геометрической формы и расположения
Основные понятия. Влияние отклонений формы и расположения поверхностей на качество изделий.
2
Тема 1.4 Шероховатость поверхности детали.
Шероховатость поверхности, параметры шероховатости. Обозначение шероховатости поверхности на чертежах. Понятие волнистости поверхности.
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических
работ, отчетов и подготовка к их защите.
10
Раздел 2.
Метрология и основы технических измерений
36
Тема 2.1. Основные положения в области метрологии. Службы контроля и надзора
Метрология: основные понятия и определения. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Роль метрологии в формировании качества продукции. Службы контроля и надзора.
4
2
Тема 2.2. Основы теории измерений
Виды измерений, классификация средств измерений, виды погрешностей, эталоны, шкалы измерительных приборов;
10
1
Тема 2.3. Измерительная техника
Электромеханические измерительные приборы: магнитоэлектрические, электродинамические, индукционные, вибрационные. Расширение пределов измерения. Электронные аналоговые приборы
8
Тема 2.4. Гладкие калибры и допуски
Классификация гладких калибров. Предельные калибры. Конструкция гладких калибров. Технические условия на калибры. Рабочие, приемные, контрольные калибры и их применение. Условные обозначения калибров и контркалибров. Допуски калибров. Расчет исполнительных размеров рабочих калибров. Способ увеличения долговечности калибров.
6
2
Тема 2.5. Средства для измерения линейных размеров.
Определение понятия концевой меры. Назначение и подразделение концевых мер. Плоскопараллельные концевые меры длины, точность, разделение на классы и разряды. Набор концевых мер. Правила составления блока мер требуемого размера. Штриховые инструменты: штангенинструменты и микрометрические инструменты, их устройство и приемы измерения. Индикаторы, их классификация и область применения. Погрешности измерения. Индикаторные нутромеры.
6
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
22
Раздел 3.
Стандартизация и сертификация
8
Тема 3.1. Основные понятия в области стандартизации
Понятия: стандартизация, область стандартизации, объект стандартизации; государственный стандарт Российской Федерации; отраслевые стандарты, международные организации по стандартизации. Цели и задачи стандартизации.
2
1
Тема 3.2..Документы в области стандартизации.
Основные документы. Понятие стандарта.
2
2
Тема 3.3 Основные термины и определения в области сертификации. Организационная структура органов сертификации.
Содержание учебного материала:
Знак соответствия, сертификат качества, сертификат соответствия, сертификация.
Функции Руководящего органа Системы.
2
Тема 3.4 Системы сертификации. Порядок и правила сертификации. Обязательная и добровольная сертификация.
Сертификация продукции. Сертификация системы качества. Анализ состояния производства и сертификация производства. Организационная структура сертификации. Сертификация продукции. Сертификация системы качества. Анализ состояния производства и сертификация производства. Обязательная и добровольная сертификация.
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
13
Лабораторные работы:
28
1.Изучение концевых мер длины.
1.Изучение устройства штангенциркуля. Измерение ступенчатого вала штангенциркулем.
2. Изучение устройства микрометра. Измерение ступенчатого вала микрометром.
3.Оценка погрешности показаний микрометров, настройка и регулировка.
4.Методы проверки внутренних цилиндрических поверхностей при помощи микрометрического нутромера(НМ).
5.Измерение калибра-пробки микрометром.
6.Измерение основных параметров наружной резьбы при помощи микрометра, резьбомера.
7.Измерение линейных размеров при помощи штангенциркуля и микрометра.
8.Изучение органов управления электронно-лучевого осциллографа.
2
4
4
2
2
2
2
2
8
Итого:
135
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- стенды и таблицы, содержащие справочный материал;
- объемные модели геометрических тел.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. И.А.Иванов и др., Метрология, стандартизация и сертификация на автотранспорте,
М., «Академия», 2009 год.
Дополнительные источники:
1. Н.С.Козловский, Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения,
М., 1982.
2. studtnt.km.ru.
3. ucheba.ru.
4. Bestreferaf.ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности; применять документацию систем качества; применять требования нормативных правовых актов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
Лабораторные занятия
Знания:
документацию систем качества; единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах; основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; основы повышения качества продукции.
Тестирование, контрольная работа