Роль образования в современном мире

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Это:

а) «Слово о полку Игореве»;

б) «Поучение Владимира Мономаха»;

в) «Моление Даниила Заточника»;

г) «Повесть о Петре и Февронии»;

д) «Повесть временных лет».



63. Укажите название страны - общеевропейского поэтического символа XVIII века, обозначающего место счастливой и безмятежной жизни на лоне природы:

а) Колхида;

б) Аркадия;

в) Лета;

г) Америка;

д) Элизий;

е) Утопия.

64. Какое название получил в истории европейской культуры (литературы) пейзаж, подобный изображенному в отрывке из оды Г.Р. Державина «Водопад»:



Пустыня, взор насупя свой,

Утесы и скалы дремали;

Волнистой облака грядой

Тихонько мимо пробегали,

Из коих, трепетна, бледна,

Проглядывала вниз луна.


а) ломоносовский;

б) шекспировский;

в) оссиановский;

г) байронический;

д) анакреонтический;

е) руссоистский;

ж) гомеровский.



65. Какое из перечисленных ниже произведений является переложением 20-й оды (кн. 2) Горация? Ср. отрывок из оды Горация:



Меня узнают даки, таящие

Свой страх пред строем марсов, Колхиды сын,

Гелон далекий, избериец,

Люди, что пьют из Родана воду.



Не надо плача в дни мнимых похорон,

Ни причитаний жалких и горести.

Сдержи свой глас, не воздавая

Почестей лишних пустой гробнице.


а) «О истинном блаженстве» Кантемира;

б) «я знак бессмертия себе воздвигнул» Ломоносова;

в) «Ода на суету мира» Сумарокова;

г) «Лебедь» Державина;

д) «Памятник» Державина.



66. Герой этого стихотворного отрывка-стилизации - поэт, ставший особенно популярным в России в конце XVIII - начале XIX века:



Здесь он в зеркало глядится,

Говоря: «я сед и стар,

Жизнью дайте ж насладиться;

Жизнь, увы, не вечный дар!»

Здесь, подняв на лиру длани

И нахмуря важно бровь,

Хочет петь он бога брани,

Но поет одну любовь.


а) Байрон;

б) Гораций;

в) Оссиан;

г) Данте;

д) Гомер;

е) Анакреон(т).



67. Кто из античных или западноевропейских писателей мог вдохновить Г.Р. Державина на такие строки:



О! будь судьбе твоей послушным,

Престань о будущем вздыхать;

Веселым нравом, равнодушным

Умей и горесть услаждать.

Довольным быть, неприхотливым -

Сие то есть, что быть счастливым;

А совершенных благ в сей век

Вкушать не может человек.


а) Шекспир;

б) Вольтер;

в) Гораций;

г) Анакреон(т);

д) Вергилий;

е) Байрон.



68. Укажите имя героини античного мифа, на который опирается И.Ф. Богданович в своей поэме «Душенька»:

а) Психея;

б) европа;

в) Антигона;

г) Гея;

д) Эвридика;

е) Кассандра.



69. Что объединяет «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...» М.В. Ломоносова и перевод Н.А. Львовым оды одного из античных поэтов. Отрывок из перевода Львова:



Счастлив, счастлив ты, кузнечик!

Выпив капельку росы;

На высоких ты деревьях

Так поешь, как господин! <...>


а) оба стихотворения представляют собой перевод-переложение одной и той же оды Анакреон(т)а;

б) тема обоих произведений - назначение поэта в обществе;

в) Львов обращается к произведению Ломоносова в пародийно-полемических целях;

г) для своих произведений Ломоносов и Львов выбрали один стихотворный размер;

д) ничего общего между данными произведениями нет.



70. С кем полемизирует Н.М. Карамзин в трактате «Нечто о науках, искусствах и просвещении», утверждая, что искусства и науки «необходимы» и «неразлучны с существом нашим»?

а) с Вольтером;

б) с Руссо;

в) с Ломоносовым;

г) с екатериной II;

д) с Дидро.



71. Федор Григорьевич Волков - это:

а) русский поэт и переводчик времен Петра I;

б) фаворит елизаветы Петровны;

в) русский полководец;

г) актер, режиссер, основатель русского публичного театра;

д) автор многочисленных романов и повестей конца XVIII в.



72. О ком из деятелей русской культуры XVIII века идет речь в стихотворении А.С. Пушкина «Отрок»? Отрывок из стихотворения:



Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять, будешь помощник царям. <...>


а) об А.Д. Меншикове;

б) об А.Д. Кантемире;

в) о В.К. Тредиаковском;

г) о М.В. Ломоносове;

д) о Г.Р. Державине.



73. О каком реальном историческом лице говорится в стихотворении Г.Р. Державина «Снигирь»?

а) о Петре I;

б) о Потемкине;

в) о Пугачеве;

г) о Павле I;

д) о Суворове;

е) о екатерине II.



74. Фаворит императрицы елизаветы Петровны, куратор Московского университета, покровитель М.В. Ломоносова:

а) А.Д. Меншиков;

б) Г.А. Потемкин;

в) Э.И. Бирон;

г) И.И. Шувалов;

д) А.Г. Разумовский.



75. О каком государственном деятеле идет речь в данном поэтическом отрывке из Ломоносова?



Ужасный чудными делами,

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни:

Послал в Россию Человека,

Каков не слыхан был от века <...>


а) об Иване Грозном;

б) о Петре I;

в) о Ломоносове;

г) о екатерине II;

д) о Суворове.



76. Русский император, со смертью которого пресеклась прямая мужская линия дома Романовых:

а) Петр I;

б) Петр II;

в) Петр III;

г) Иоанн Антонович;

д) Павел I;

е) Александр I.



77. емельян Пугачев принял имя:

а) Петра I;

б) Павла I;

в) Петра II;

г) Петра III;

д) Александра I.



78. О смерти какого государственного деятеля XVIII века идет речь в известных строках Г.Р. Державина:



Чей труп, как на распутьи мгла,

Лежит на темном лоне нощи?

Простое рубище чресла,

Две лепте покрывают очи,

Прижаты к хладной груди персты,

Уста безмолвствуют отверсты!


а) А.В. Суворова;

б) Петра I;

в) Г.А. Потемкина;

г) А.И. Мещерского;

д) П.А. Румянцева;

е) екатерины II.



79. Автор и исполнитель многих крупнейших политических проектов 1770 - 1780-х годов: присоединения Крыма, строительства Черноморского флота, обустройства земель Новороссии и Тавриды, создания городов Херсона, Севастополя, екатеринослава, военных реформ и др.

а) Г.А. Потемкин;

б) И.И. Шувалов;

в) екатерина II;

г) Э.И. Бирон;

д) Г.Р. Державин;

е) Н.С. Мордвинов;

ж) А.В. Суворов.



80. Художник-портретист, канонизатор сентиментализма в русской живописи конца XVIII - начала XIX века:

а) В.Л. Боровиковский;

б) Н.А. Львов;

в) А.П. Антропов;

г) Б.К. Растрелли;

д) Ф.С. Рокотов;

е) Д.Г. Левицкий.



81. Автор первого в русской литературе описания полета на Луну:

а) В. Тредиаковский;

б) Ф. Эмин;

в) М. Ломоносов;

г) В. Левшин;

д) М. Чулков;

е) В. Майков.



82. Автор известных мемуаров, родоначальник отечественной науки о сортах плодовых и ягодных растений, разработчик принципов лесоразведения, один из издателей журналов «Сельский житель» и «Экономический магазин»:

а) И.А. Дмитревский;

б) В.Н. Татищев;

в) Д.С. Бортнянский;

г) Ф.Г. Волков;

д) А.Т. Болотов.




III. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА





1. Жизнь и творческие судьбы


83. Поэт, филолог XVIII века, переводчик произведений западноевропейских писателей и деятелей науки: П. Тальмана, Д. Барклая, Ф. Фенелона, Ш. Роллена:

а) Прокопович;

б) Кантемир;

в) Тредиаковский;

г) Бобров;

д) Фонвизин;

е) Карамзин.



84. Видный церковный и политический деятель 1700-х - начала 1720-х годов, сподвижник Петра I, талантливый публицист, проповедник, автор «Духовного регламента»:

а) Феофан Прокопович;

б) Антиох Кантемир;

в) Александр Меншиков;

г) Василий Тредиаковский;

д) Стефан яворский.



85. Крупнейший драматург XVIII века, создатель национального театрального репертуара, автор около 20 трагедий и комедий:

а) Прокопович;

б) Крылов;

в) Сумароков;

г) Лукин;

д) Фонвизин;

е) Новиков.



86. Кому из русских теоретиков литературы XVIII века принадлежит первенство в идее тонизации силлабического стиха?

а) Ломоносову;

б) Кантемиру;

в) Сумарокову;

г) Тредиаковскому;

д) Державину.



87. Известнейший издатель и литератор 2-й половины XVIII века, главный противник екатерины II в журнальной полемике конца 1760-х годов:

а) Сумароков;

б) Новиков;

в) Ф. Эмин;

г) Радищев;

д) Крылов;

е) Карамзин.



88. Поэт, переводчик «Илиады», поэм Оссиана:

а) Костров;

б) Карамзин;

в) Тредиаковский;

г) Плавильщиков;

д) Львов;

е) Херасков.



89. Кто из литераторов рубежа XVIII - XIX веков сочетал в себе талант лирика, прозаика-новатора и профессионального историка?

а) Сумароков;

б) Державин;

в) Радищев;

г) Крылов;

д) Карамзин;

е) Новиков.



90. Основные даты - вехи жизни какого писателя - здесь приведены (год рождения и год смерти обозначены многоточиями): ... - 1762 - 1766 - 1771 - 1775 - 1790 - 1796 - .?..

а) Сумарокова;

б) Фонвизина;

в) Радищева;

г) Державина;

д) Карамзина.



91. Важнейшей задачей своего журнала «Трудолюбивая Пчела» А.П. Сумароков считал:

а) формирование облика идеального дворянина;

б) обличение злоупотреблений при екатерининском и павловском дворах;

в) публикацию образцовых художественных произведений;

г) ознакомление читателей со скандальными новостями при европейских и российском дворах.



92. Продолжатель традиций социально-политической сатиры Н.И. Новикова, издатель журнала «Почта духов»:












Методики организации внешкольной познавательной

деятельности по языку и литературе.

Система образования в России за два последних десятилетия пережила большие изменения. В Законе Российской федерации об образовании указывается, что его содержание и направленность является одним из наиболее существенных факторов общественного развития, обеспечивающих создание условий для самореализации личности в новых социальных условиях жизни. Образование должно соответствовать мировому уровню, не снижая требований к традиционным сферам отечественной средней и высшей школы. В числе достаточно сложных проблем, от успешного практического решения которых во многом зависит творческая реализация идей реформы, проблема воспитания у учащихся интереса к знаниям и потребности в самообразовании приобретает первейшее значение.

Чтобы внеклассное время школьников было использовано рационально, содержательно и интересно, как показывает практика, необходима постоянная целенаправленная работа каждого педагогического коллектива в этом направлении. Успех этой работы в значительной степени зависит от того, насколько каждый член педагогического коллектива сумеет правильно понять и четко определить свою роль и место, стать организатором воспитания учащихся в свободное от учебных занятий время как в самой школе, так и за ее пределами. При этом очень важно, чтобы каждый кто причастен к сложной системе организации, содержания форм и методов влияния на жизнь и поведение детей.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебно-воспитательном процессе. Использование новых педагогических технологий, активных форм работы позволяют развивать у учащихся самостоятельность, инициативность, творческие способности, социальные навыки, умение добывать знания. Чувство свободы выбора делает обучение и воспитание сознательным, продуктивным и более результативным.

Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеклассная работа по русскому языку и литературе. Внеклассная работа является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя-словесника. Систематически и планомерно осуществляемая она имеет большое образовательно-воспитательное значение. Внеклассная работа включается в широкий общекультурный контекст, является составной частью системы формирования творческой личности, развивает познавательную деятельность учащихся и интерес к предмету, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни, формирует эстетические вкусы и потребности школьников.

Очень важен социальный фактор внеклассной работы. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии. Существенную роль играет характер и объём материала, перенесённого с урока на внеклассные занятия. Как языковой, так и тематический материал для внеклассной работы должен быть отобран с учётом возрастных интересов учащихся, их разговорных навыков, в соответствии с рекомендациями программы, без дублирования и повторения её. Необходимо учитывать и региональный компонент с целью воспитания патриотизма, уважения к традициям предков и их продолжения. Объём предназначенных для внеклассных занятий материала определяется в зависимости от целей и задач конкретного мероприятия. Гораздо шире, чем на уроке, необходимо реализовать возможность использования межпредметных связей.

Целями внеклассной работы являются:

  • расширение и углубление знаний, умений и навыков;

  • стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

  • всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

  • 1) воспитание коммуникативной культуры школьников;

  • 2) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

  • 3) выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

  • 4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

  • 5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

  • привитие учащимся интереса к исследовательской работе;

  • воспитание интереса к чтению научно-популярной литературы, формированию умений и навыков в работе с ними;

  • профориентационная работа с учащимися.

По систематичности можно выделить регулярную и эпизодическую внеклассную работу

регулярная

эпизодическая

  • Кружки, секции

  • работа с научно-популярной литературой и первоисточниками

  • факультативные занятия

  • олимпиады

  • тематические конференции и вечера по предмету

  • стенная печать

  • экскурсионная деятельность

В основе организации внеклассной работы по русскому языку и литературе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности.

К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку и литературе. Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех учащихся требует сугубо индивидуального подхода к каждому ученику, оказания максимальной помощи, подбора специальных заданий, упражнений, форм работы для слабо владеющих русской речью.

И так основе организации внеурочной деятельности по русскому языку лежат следующие методические принципы:

  • Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка.


  • Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.


  • Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеклассной работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребности как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников.

  • Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности - картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой.


  • Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.


  • Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.


  • Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.


  • Принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия во внеклассной работе.


  • Одним из центральных вопросов организации внеклассной работы по русскому языку является определение ее содержания. Содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов:

1)вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;

2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся.

В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется много-образием форм и видов.

Выделяются следующие формы внеклассной работы: по способу подачи языкового материала - устные и письменные; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

  • К письменным формам внеурочной деятельности по русскому языку относятся стенная газета, листки русского языка, стенды. Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме. По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы относятся заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков, работа над ролью, подбор языкового материала, инди-видуальные консультации, чтение детских книг, сказок и другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и массовых внеклассных мероприятий.

  • К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, элективные курсы, консультации, экскурсии, викторины и некоторые другие. К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги), выставки (например, выставка детских книг, выставка детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую творческую работу, на лучшего чтеца), олимпиады, дни русского языка и некоторые другие.

  • Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие - эпизодически, один-два раза в год. Постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, консультации, элективные курсы, журналы, стенная печать, информационный стенд) работают в течение всего учебного года,

  • - эпизодические - викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии. Комбинированные формы внеурочной работы - день русского языка, неделя, декада Русского языка. В их состав входят обычно кон-курсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого.

  • В последнее время появились новые эпизодические формы внеклассной работы по русскому языку. Они напоминают публичные формы общения - конференции, телепередачи, диалоги, основанные на формах, жанрах и методах работ, известных в общественной практике (исследование, комментарии, интервью, репортаж, диспут, турнир, регламентированная дискуссия ). Эти занятия выступают как разовые, они между собой не связаны тематически, но проводимые мероприятия действительно остаются ярким эпизодом в сердцах детей.

  • В процессе обучения русскому языку учащихся внеклассная работа приобретает особое значение. В условиях школы «это один из основных факторов, который действенно помогает настоящему изучению русского языка, свободному и активному овладению учащимися русской речью, это мощное средство формирования у них интереса к русскому языку как учебному предмету и лингвистическому явлению, эффективная форма расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках». Она имеет также большое воспитательное значение.

Одной из внеурочных форм познавательной деятельности является кружковая работа - деятельность самодеятельных объединений учащихся. Задачи кружковой работы- углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать досуг и отдых. Разнообразные кружки и клубы учащихся создаются в общеобразовательных школах, во внешкольных. учреждениях, по месту жительства.

Для стимулирования речевой активности учащихся и обогащения их речи весьма полезно посещение кино, театра, прослушивание радио- и телепередач, чтение газет и журналов на русском языке.

Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся.

Интерес, по мнению методистов, - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке». У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято считать «открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке». Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.

Опытный учитель всегда может установить, на каком уровне в настоящий момент находится познавательный интерес каждого ученика. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологической, описательно-поисковой или творческой. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, учитель развивает познавательный интерес школьника.

Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т. д.

Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т. д. Многие из этих форм к настоящему времени перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки и т. д., апробированные сначала во внеклассной работе по предмету.

в школе.

В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку и литературе - различного типа уроков, факультативных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Однако пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании.

Внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку и литературе, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку и литературе.

В условиях модернизации образования РФ основная цель перед педагогом заключается в том, чтобы он мог увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить ребёнка самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их на практике. В современном обществе существует потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.


Список литературы

Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/ М.Б.Баранов - М: Просвещение, 1965. - 214с.

Виды внеклассной работы по русскому языку/ Сост. М. М. Морозова - М.: - Просвещение, 1968 -273с.

Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе/ Под ред.К.В.Мальцевой, М.Н.Борисовой.- М.: Просвещение,1982.-185с.

Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.

Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей/ Н.Н. Ушаков. -М.: Просвещение, 1979-349 с.

Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. Пособие/ Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова и др.:- Л.: Просвещение,1990.- 416с.

Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-184с.

Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе/ А.В.Текучев.-М.:Просвещение,1980.-114с.

Ушаков Н. Н и др. Внеурочная работа по русскому языку/Н.Н.Ушаков, Г. Н.Суворов .- М.:Просвещение, 1985.-241с.

Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в нерусской школе/Н.М.Шанский//Русский язык за рубежом - 2002- № 2- C. 66-68

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986-126с.








Министерство образования и науки Республики Крым

Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования



Доклад

по предмету

«Основы законодательства РФ в области образования»





Тема: Методики организации внешкольной познавательной деятельности

по языку и литературе.





Подготовила материал

студентка группы РБ-14

Сидорова Е.В.

Симферополь, 2014

© 2010-2022