• Преподавателю
  • Другое
  • Методическое обоснование работы в рамках ПМ. 01 Хранение и подготовка сырья, ПМ. 03 Ведение технологического процесса

Методическое обоснование работы в рамках ПМ. 01 Хранение и подготовка сырья, ПМ. 03 Ведение технологического процесса

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы преподавателя О.В. Малюгиной за 2012-2015 уч.г.


Современные образовательные технологии должны учитывать специфику трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, возраст и развитие обучающихся, степень их подготовки, индивидуальные особенности каждого и группы целом.

В связи с ситуацией, сложившейся на рынке вакансий к выпускникам среднего специального образования предъявляется множество требований: профессиональная компетентность, навыки профессионального мастерства, качество труда, способность анализировать, делать обоснованные выводы и принимать решение; нести ответственность за результат своей деятельности, непрерывно заниматься самообразованием и повышением квалификации, умение работать в коллективе.

Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие утверждения:

1. Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт.

2. Обучающиеся лучше учатся, если преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний.

3. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.

Для достижения указанных целей в образовательный процесс внедрен компетентностный подход.

Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой.

Современный урок должен сочетать в себе ряд дидактических целей, быть разносторонним, охватывающим не только конкретную тему по дисциплине, но и взаимосвязь ее с другими дисциплинами для формирования у обучающихся сознания значимости и актуальности информации. Кроме того, важно оснащать занятие цитатами, очерками, выводами сделанными на основе исследовательских работ, в ходе научных опытов, в процессе выполнения диссертаций и докторских работ.

Работая таким образом, у обучающихся проявляется интерес к специальности, технологии и ее особенностям, так как имеется возможность не только работать с теоретическим материалом, но и участвовать в поиске инноваций, сопоставлять и анализировать информацию, делать выводы, т.е. активировать познавательную деятельность

Таким образом, считаю, что эффективное обучение достигается при выполнение следующих условий:

1) формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

2) стимуляция познавательного интереса, отработка умений по самоорганизации и самоконтролю;

3) индивидуальный подход к обучающимся, отслеживание положительных результатов деятельности

Необходимым для формирования профессиональных знаний и умений считаю комплексный подход к подготовке занятия. Занятия предпочитаю проводить в виде комбинированного урока. Преимущества вижу в том, что такой тип занятия может сочетать различные интерактивные методы обучения:

  • Мозговой штурм

  • Мозговая атака

  • Мини-лекция

  • Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением

  • Просмотр и обсуждение видеофильмов

  • Лекция с заранее объявленными ошибками

  • Разминка

  • Дискуссия

  • Коллективные решения творческих задач

  • Работа в малых группах

  • Моделирование производственных процессов и ситуаций

  • Ролевая игра

Корректно компонуя эти методы, занятия строятся так, чтобы обучающиеся не зацикливались на одном виде деятельности, легко могли переключиться с одной работы на другую; при этом развивается логическое мышление, позволяющее развить у обучающихся умение анализировать конкретные производственные ситуации, работать в сотрудничестве, формировать навыки работы в малых группах, в коллективе. В тоже время присутствует мотивация к получению новых знаний, самостоятельной работе.

Проводились открытые уроки в рамках предметной по ПМ.01 Хранение и подготовка сырья по теме: «Производство цемента», ОП.13 Минералогия по теме: «Осадочные горные породы», по ПМ.03 Ведение технологического процесса по теме: «Алюмосиликатные огнеупоры» - комбинированного типа. В ходе занятия обучающиеся проявили заинтересованность, активность, технически грамотно отвечали на поставленные вопросы, работали с наглядным материалом, обсуждали и анализировали видеоматериалы, коллективно решали производственные вопросы, делали выводы и обосновывали свой ответ. На основе положительных результатов, для меня стало очевидна интенсивность, доступность и целесообразность ведения занятий данным образом.

Свои опыт я продемонстрировала в рамках областного конкурса профессионального мастерства молодых педагогов профессиональных учреждений (приказ от 30 сентября №1128), в котором заняла 1-ое место с уроком по ПМ.01 Хранение и подготовка сырья на тему «Силикатная промышленность».

Для включения группы в тему им была предложена электронная презентация в которой представлены виды изделий и материалов силикатной промышленности; сырьевая база по отраслям промышленности.

С целью мотивации обучения перед студентами была поставлена проблема: каким образом можно восполнить нехватку природных сырьевых ресурсов для силикатной промышленности?

Изучение нового материала, формирование знаний обучающихся в различных нестандартных формах организации их мыслительной деятельности проводилось путем самостоятельной работы в подгруппах по разработанным инструкциям, через поиск и систематизацию знаний из различных источников, через групповое взаимодействие по обмену информации с последующим обсуждением и демонстрацией полученных в процессе дискуссии результатов.

Для организации групповой работы в каждой подгруппе был назначен руководитель-консультант. Задачи консультанта - организовать работу группы, помогать и координировать действия членов своей группы, а в конце занятия - подвести итоги и дать оценку работы группе в целом и каждого студента в отдельности.

Следующим этапом урока, формирующим умения и навыки студентов была работа с наглядны материалом (минералами и горными породами), что является значимым профессиональным качеством. Главное в работе - применение полученных ранее знаний для формирования профессиональных компетенций в рамках изучаемого модуля.

На уроке обучающимся была предложена возможность проявить себя и свои способности в нестандартной творческой форме. Примеры и наглядные материалы, используемые на уроке доказали обучающимся, что изучаемая тема важна в практической жизни.

Для определения уровня усвоения материала, первичная проверка понимания обучающимся, был предложен тест «Проверь себя» - для самоконтроля и самооценки и решение задач профессиональной направленности.

Резюме по проблеме, обозначенной в начале урока, удалось сформулировать путем суммирования разных подходов и точек зрения. Студенты привели доказательства, полученные в результате наблюдения и результатов исследования по эффективности применения в производстве безотходных и молоотходных технологий.

В настоящее время активную работу провожу в области подготовки обучающихся к студенческим конференциям, публичным выступлениям. Веду работы исследовательского характера с членами творческой лаборатории «Исследователь». Акцент ставлю на изучение, исследование, разработку безотходных и малоотходных технологий, переработку промышленных и твердых бытовых отходов, так как в условиях сложившейся экологической обстановки считаю данную тему актуальной.

Таким образом, используемые методы обучения в моей работе направлены, прежде всего, на повышение самообразования и заинтересованности обучающихся, их мотивации к учебно-профессиональной и научной деятельности. Они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний к их активному освоению в процессе поиска, взаимообмена информацией, обсуждения и анализа что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов.


© 2010-2022