Социальная активность детей старшего дошкольного возраста

Важнейшую сферу и особый уровень активности человека составляет социальная активность. Разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, Д.М. Архангельский, В.Т. Афанасьев, М.С. Каган, К.К. Платонов, А.В. Петровский, ЭТ. Юдинидр). При различиях в определении этих понятий, до сих пор не установилось ед...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальная активность детей старшего дошкольного возраста

Важнейшую сферу и особый уровень активности человека составляет социальная активность. Разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, Д.М. Архангельский, В.Т. Афанасьев, М.С. Каган, К.К. Платонов, А.В. Петровский, ЭТ. Юдинидр). При различиях в определении этих понятий, до сих пор не установилось единого подхода к понятиям «социальная» и «общественная» активность. Одни отождествляют эти понятия. Так, В.Г. Мордкович синонимично понятию «общественная активность» употребляет понятие «социальная активность». Н.А. Степанова, например, рассматривает понятие «социальная активность» как родовое по отношению к понятию «общественная активность». В то же время А.С. Капто, наоборот, употребляет понятие «общественная» активность как родовое по отношению к понятию «социальная» активность.

А.В. Брушлинский совершенно справедливо указывает на необходимость «различать обычно отождествляемые два понятия (и термина):

1) социальное;

2) общественное.

Всегда связанное с природным социальное - это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах. Общественное же - это не синоним социального, а более конкретная - типологическая - характеристика бесконечно различных частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т.д.».

Но, несмотря на отсутствие единства в определении понятия «социальная активность», оно является предметом повышенного внимания исследователей.

Социальная активность человека рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А.С. Капто). Ряд авторов (И.Ч. Христова, Е.Г. Комаров, Т.В. Тищенко) определяют социальную активность как «объективно детермированное субъективное отношение и социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность». Однако данное определение в известной степени тавтологично: под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая представляет целенаправленную творческую социальную деятельность». Вместе с тем выделение готовности и отношения личности к выполнению социально значимой деятельности, безусловно, является важным для характеристики социальной активности, хотя и не определяет ее в полной мере.

Как психологическое качество личности понимают социальную активность Л.Н. Жилина и Н.Т. Фролова. «Неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в производственном коллективе, но и поселке, городе, деревне, И стране, во всем мире, неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в её труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, - это и есть социальная активность». Когда говорят об активности личности, то имеют Миду «меру участия в общественно-трудовой жизни», - утверждает А.Г. Ковалев.

Наиболее развернутым и реализующим главный смысл социальной активности представляется определение её В.З. Коганом - Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности.

При изучении психологической и педагогической литературы нами обнаружены следующие определения социальной активности. В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой дается следующее определение активности личности: «Активность личности представляет собой деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества»

Активность личности проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении и формируется под воздействием среды и воспитания. Из этого следует, что активность социальная - это родовое понятие, относительно видовых: общеполитической, трудовой, познавательной и других.

Социальная активность реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Субъектом-носителем социальной активности выступает человек, социальная группа и другие общности. Как общественное свойство личности, социальная активность развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, социальная активность может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность .

Социальная активность связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия субъекта. Социальная активность личности тесно связана с внутренней мотивацией поведения индивида, его устремлениями, потребностями и интересами.

Социальная активность может осуществляться в различных формах, не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей. Значение социальной активности определяется её содержанием и направленностью, тем, насколько она отвечает объективным интересам, потребностям общества в стратегической перспективе. Важно и в какой сфере общественной жизни человек её проявляет. В каждом виде деятельности проявляются и совершенствуются различные виды активности:

* двигательная активность - подвижность в процессе познания действительности; общение;

* умственная активность - оптимальность усвоения доступного детям социального (эмоционального, логического, нравственного, трудового, художественного) опыта;

* трудовая активность - участие в играх, посильном труде, учении;

* эстетическая активность - самостоятельность и творчество в процессе создания детьми выразительных образов в игровой, художественно-речевой, изобразительной деятельности;

* этическая активность - проявление бережного отношения ко всему, что сделано природой и человеком, доброжелательность в общении с детьми и взрослыми, выражающаяся в сочувствии, сопереживании, сострадании, помощи.

Видов активности практически столько же, сколько видов социальной деятельности.

Таким образом, социальная активность представляет собой способ организации и развития видов человеческой деятельности, это готовность к решению общественно-значимых задач в характерных видах деятельности, а также является выражением творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира. Педагогическая проблема формирования социальной активности тесно связана с психологическими представлениями о структуре личности, соотношений и взаимосвязях различных компонентов этой структуры. Структура социальной активности по-прежнему считается мало разработанным вопросом. А.П. Петров в структуре социальной активности как общественного явления выделил следующие её составляющие:

* по форме: профессиональная и непрофессиональная;

* по видам: трудовая, политическая, познавательная;

* по направленности: общественная, антиобщественная;

* по сфере реализации: производство, управление.

Для того чтобы в каждом конкретном случае можно было определить факт наличия или отсутствия социальной активности и оказать влияние на её протекание, необходимо выделить показатели, критерии, определяющие социальную активность. Так Е.А. Ануфриев выделил следующие критерии:

1. Степень развития, максимальное использование дарований, талантов, склонностей человека в процессе участия в общественной деятельности.

2. Степень сознательности.

3. Бескорыстность.

Некоторые авторы в качестве критериев рассматривают свободное время, затраченное на определённые виды деятельности, наличие элементов соревновательности, сверхнормативности в труде. Т.Н. Мальковская выделяет следующие критерии:

* направленность социальной ориентации;

* количественные и качественные показатели деятельности;

* мотивы, побуждающие к взаимодействию с людьми, ближайшим окружением.

Данные критерии она основывает на следующих признаках: целевая направленность на реализацию общезначимых задач, новаторский характер деятельности, многоплановость деятельности, целеустремлённость, инициативность, ответственность. Для определения активности необходим комплекс, состоящий из цепочки показателей: факт деятельности, обладающий соответствующим предметным содержанием и общественной направленностью; отношений к ней как к ценности; инициативность. А.П. Петров предлагает для оценки уровня развития социальной активности систему взаимосвязанных критериев, которая в качестве основных включает следующие показатели: мировоззрение и ценностные ориентации; уровень развития мотивации социальной активности, инициативности, ответственности; степень овладения знаниями, умениями, навыками.
Первые три критерия этой системы связаны со свойством, которое в психологической структуре личности определяется как направленность личности. Данное понятие можно оценить как отношение того, что личность получает и берёт от общества, к тому, что она даёт и вносит в его развитие. Ещё теснее связываются понятия «направленность личности» и «социальная активность» в следующем определении: «Направленность - это устойчивое ядро в структуре личности, определяющее общий уровень развития личности и степень её активности во взаимодействии с окружающей средой».


© 2010-2022