Формы организации учебного сотрудничества в условиях работы в соответствии ФГОС

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы организации учебного сотрудничества на уроках в условиях работы в соответствии ФГОС

Любой учитель, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спросить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

В основу метода учебного сотрудничества лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в малых группах, бригадах, парах. В ходе такого содружества я побуждаю детей к коллективному решению проблем и активному диалогу. Работа в классе организована так, чтобы стимулировать и поощрять взаимодействие между учениками.

Цели организации совместной учебной работы детей:

- эмоциональная поддержка, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;

- возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;

- опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель - планирование - рефлексия.

Я при этом получаю дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

Вводя новую форму сотрудничества, первоначально даю ее образец, при этом внимание акцентирую на формах взаимодействия - «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т.д. По-настоящему образец будет освоен детьми только после разбора двух-трех ошибок. Но при этом разбираем - не содержательные ошибки (например, «Вы неправильно составили схему»), а ход взаимодействия («Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала» и т.д.). Оцениваю общую работу группы, а не даю ученикам, работающим вместе, разные оценки. Особого внимания требует следующий момент - это подбор детей в группы. Конечно, объединять надо с учетом их личных склонностей. Самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно.

Если соединять детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые, группы, очень трудно. Я остановилась на такой форме подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества учащихся в группе). Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу, потом эти двое решают, кого пригласить себе в группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом, равномерно распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные.

Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5 - 6 занятий. Потом группы меняются, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Возьмем самый простой вид групповой работы - работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Умножение на 10,100,1000 и т.д.» предлагается учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и дать соседу по парте ту или иную задачу на умножение. Учитель указывает на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешает учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но, по заданию учителя, на определённом этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мыслей учителя в изложении новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е. как бы взять на себя роль учителя при объяснении нового материала. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.). Очень важным в такой деятельности, несомненно, является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

Например, можно использовать карточки на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока. Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность высказать своё мнение и быть услышанным.

Убеждена, что при правильной организации и системности работы ученики приобретут не только опыт конструктивного общения, сформируют коммуникативные навыки, что само по себе очень важно, но и приобретут более качественные знания по предмету.

Работу в парах сменного состава в моих классах начинается с беседы, где я не только сообщаю о целях и задачах урока, но мы вместе вырабатываем правила работы в малых группах.

Следующих шаг состоит в работе с карточками в парах. Сигнальные хлопки, поднятые руки, команда «переход хода» и смена партнера - все это происходит на уроке и каждый ученик выступает то в роли «ученика», то «учителя».

При такой организации деятельности формируются навыки контроля и взаимоконтроля. Самое главное - никто не бездействует, каждый работает: контролирует и решает. Смена роли оживляет интерес детей и их активность. Они становятся свободными, чувствуя себя более раскованно. Рабочий шумок меня только радует, так как я понимаю важность такой свободы ученика.

На начальном этапе моё внимание направлено на организацию устной самостоятельной работы. Я наблюдаю и контролирую работу детей.

На втором этапе деятельность меняется. Работа направлена на дифференциацию и индивидуализацию учебной деятельности во время их самостоятельной работы. Появляется возможность оказать более конкретную индивидуальную помощь ученику. Вступая в «новое отношения» с учителем и друг с другом, дети постепенно становятся субъектами учебной деятельности, приобретая самое главное умение - умение самостоятельно учиться.

Кроме того, работа в малых группах, парах оказывает большое внимание на формирование детского коллектива, учебной задачи в любой предметной области.

Используя метод сотрудничества, я убедилась, что это - процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке. Он делает урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знание, умение и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени.

А как горят глаза у детей, когда на занятиях предлагаю им работу в парах сменного состава. Им такая работа нравиться. Она помогает трудиться в меру своих способностей, много говорить, рассуждать, обеспечивает возникновение дружеских отношений, ответственной зависимости и взаимоконтроля, повышает мотивацию, развивает самостоятельность. В классе создается атмосфера доброжелательности. Я вижу в детях добрых, хороший товарищей, которые стремятся помочь друг другу, а главное у них появляется желание учиться, не боятся высказывать свое мнение. Предупреждается утомляемость детей, потому что они находятся постоянно в движении, смене деятельности.

Групповая работа должна занимать не более 15 - 20 минут в 1 - 2 классах, не более 20 - 30 минут в 3 - 4 классах.


© 2010-2022