• Преподавателю
  • Другое
  • ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХАКАССКОЙ ВЫШИВКЕ В ИЗОСТУДИИ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. АБАКАНА

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХАКАССКОЙ ВЫШИВКЕ В ИЗОСТУДИИ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. АБАКАНА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХАКАССКОЙ ВЫШИВКЕ В ИЗОСТУДИИ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. АБАКАНА

Елена Фёдоровна Будикова

г. Абакан

В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. И здесь народное искусство в силу своей доступности обладает особыми возможностями. Историческая память, по сути, представляется выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта этноса, региона государства для последующего его использования в дальнейшей деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания [1, с.143-156]

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Вышивка как один из самых распространенных его видов, особенно доступна для восприятия ребенком: ее красота и естественность пробуждает любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.

В коллективе могут заниматься дети, как младшего, так и старшего возраста, поэтому при комплектовании групп рекомендуется записывать школьников с разницей в возрасте не более одного-двух лет. Комплектование в группу учащихся одного возраста позволит педагогу построить занятия с учетом их возрастных особенностей, правильно спланировать время для теоретических занятий и практической работы. При формировании учебных групп необходимо учитывать психологические особенности возраста, и объединять детей в соответствии с их интересами и учетом образовательной базы школы, семьи и других творческих коллективов. Одновременно в группе первого года обучения могут заниматься не более 12 человек. Эта норма позволит педагогу держать группу в поле внимания и хотя бы короткое время проводить индивидуальную работу с каждым учащимся, давая советы и оценивая работу каждого. Продолжительность каждого занятия также требует разумной корректировки и зависит от возраста детей, их работоспособности, Объема знаний и навыков, заложенных в программе. Руководителю рекомендуется использовать систему построения чертежей и технологию пошива, применяемые в средней школе на занятиях обслуживающего труда. При планировании занятий надо предусмотреть экскурсии (на выставку декоративно-прикладного искусства, швейно-вышивальное производство, на предприятие народных промыслов и т.д.). Экскурсии рекомендуется проводить в дни осенних каникул, когда учащиеся свободны от школьных занятий.

Планируя работу учебной группы, педагогу необходимо учитывать условия и возможности своего учреждения. Подбор и тематика заданий, предусмотренных программой, могут корректироваться в соответствии с традициями, и характером вышивки в различных регионах страны. Однако образовательная программа должна в полном объеме дать представление обо всех основных видах вышивки, сформировать умение и навыки учащихся по ее техническому исполнению, а также воспитать стремление творчески подходить к работе. Большое разнообразие видов хакасских вышивок, как по региональным признакам, так и по их техническому исполнению различной сложности позволяет правильно выстроить систему образовательного ряда, учитывая нулевую базу подготовки детей. Поэтому в процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении вышитых изделий, учащиеся от освоения наиболее простых техник постепенно переходят к более сложным видам и к решению творческих задач. В практике учебных групп по вышивке выполнение различных швов на вышитых изделиях не предусматривает разработки образца. Зашивка образца предусматривается в группе композиции с целью определения масштаба элементов и освоения новых техник вышивки. Независимо от возраста детей выполнение вышивки классических техник швов является единой школой, необходимой для учащихся в их дальнейшей работе

В организации занятий по вышивке можно выделить следующие этапы работы:

  1. Организационная часть.

  2. Повторение пройденного.

  3. Изложение нового материала.

  4. Подготовка к практической работе.

  5. Практическое выполнение задания.

  6. Заключительная беседа. Подведение итогов.

  7. Уборка рабочих мест.

Основное место на занятиях отводится практической работе. Различные методы и дидактические приемы обучения используются руководителем на занятиях в разных сочетаниях, в зависимости от поставленных перед обучением задач. Понимание обучения только как руководства процессами последовательности выполнения задания, нанесения линий, движений рук будет неверным, так как это приведет лишь к подражанию действий руководителя. На занятиях обычно используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), сочетая их. Словесные методы это рассказ, беседа. Рассказом руководитель начинает новую тему, например об истории, характерных особенностях и применении вышивки какой - либо области, республики. К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных схем, таблиц, образцов, кинофильмов и диапозитивов изделий декоративно-прикладного искусства, использование презентаций и слайдов. Такие демонстрации могут преследовать различные цели, например: знакомят ребят с народными промыслами, с работами художников, с материалами и трудовыми процессами.

Основное место на занятиях по национальной вышивке также отводится практической работе. Это графические работы, различные упражнения, все виды практических работ, сам процесс практического выполнения изделия. Графические работы включают в себя подготовку рисунка для вышивки, подготовку эскиза и технического рисунка, изготовление выкроек, выполнение эскизов изделий, конструирование изделий. На все это следует обращать большое внимание, так как такие виды работ, упражнений развивают творческое мышление, фантазию детей, дают возможность на практике проверить свои силы в художественном творчестве. Такие графические работы, как зарисовка орнамента изделия, упражнения по композиции, выполняются детьми в альбоме. Чертежи изделий, например сумки, передника, выполняются в масштабе.

При ознакомлении детей с технологией вышивки многие приемы требуют отработки, определенных упражнений. Виды упражнений зависят от характера выполняемой работы. Детям группы младшего возраста руководитель предлагает поупражняться в закреплении ткани в пяльцах, в работе с пяльцами сначала с иголкой без нитки, затем с ниткой. Проводятся упражнения в закреплении нитки на ткани. Упражнения целесообразны также и при выполнении графических работ. Так, например, качество выполняемой вышивки в значительной мере зависит от точности нанесения рисунка на ткань. Чтобы избежать ошибок при переводе рисунка на изделие, вначале выполняют упражнения по переводу рисунка различными способами на бумагу, где можно заметить и исправить ошибки и искажения линий.

После окончания темы рекомендуется провести просмотр готовых изделий, остановиться на достоинствах выполненных работ, а также на недостатках, проанализировать ошибки, отметить навыки, полученные в результате прохождения темы. Для таких просмотров можно оформить небольшие выставки, отдельные стенды или витрины, чтобы другие группы детей могли ознакомиться с работами, сравнить их со своими. При показе детям изделий, приемов вышивки, инструмента необходимы конкретные пояснения. Во всех случаях надо обращать внимание учащихся на форму изделия, цветовые сочетания, на применения его в быту. Например, руководитель, показывая детям, различные виды изделий, анализирует их форму, цвет, оформление, применение. Большое значение для углубления знаний, общего развития детей, для расширения их кругозора имеют экскурсии. Так, в процессе экскурсии на производство дети могут познакомиться с различными видами машин, технологическим процессом выполнения вышивки, операциями изготовления изделий, с рабочими профессиями. Экскурсии на выставки знакомят школьников с декоративно-прикладным народным искусством. Экскурсии сопровождаются рассказом, объяснениями и завершаются обработкой собранного материала (зарисовки оформляются в альбом, подготавливаются сообщения и т.д.). Таким образом, методы обучения на занятиях по хакасской национальной вышивке могут быть различными, использоваться в комплексе. Большое значение для правильного выбора их имеет хорошее знание программы и тех требований, которые можно предъявить к детям.

Важным этапом занятия является инструктаж, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Инструктаж применяется при обучении детей практическим действиям. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения работы, при ознакомлении с правилами работы с иглой, ножницами, пяльцами и т.д. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Вводный инструктаж: проводится перед выполнением практического задания для ознакомления с последовательностью выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. При обучении детей различным приемам вышивок инструктаж требует от руководителя тщательной подготовки, особенно при ознакомлении с новыми швами. Дети наблюдают за движением рук педагога и одновременно слушают объяснения. При фронтальном инструктаже, показывая всей группе последовательность выполнения технических приемов, целесообразно использовать специальные крупные учебные пяльцы и демонстрировать приемы в замедленном темпе. Для большей наглядности показ лучше выполнять большой иголкой и толстой ниткой. В процессе выполнения задания группой руководитель дает дополнительный инструктаж отдельным группам ребят, не усвоившим задание. Занятия по вышивке требуют большой индивидуальной работы с детьми. Как правило, большинству детей при фронтальном показе все кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с трудностями. Так бывает при выполнении новых технических приемов вышивки. Руководитель проводит индивидуальный инструктаж: с каждым ребенком, такой инструктаж необходим на занятиях, но он не должен отвлекать внимание руководителя и от работы со всей группой. Заключительный инструктаж: проводится в конце каждого занятия. При этом демонстрируются лучшие образцы выполнения швов, цветовые сочетания, лучшие рисунки, отмечаются характерные недостатки, типичные ошибки.

Методы и приемы, помогающие детям в усвоении материала, зависят от особенностей и специфики каждой группы, поэтому руководитель дисциплины или кружка должен постоянно совершенствоваться в методических приемах обучения. В соответствии с учебной программой "Изобразительное искусство и художественны труд" (Программа разработана для преподавания в Муниципальном учреждении дополнительного образования детей "Центр детского творчества". Решено включить методический комплекс "Хакасская вышивка"в данную программу. Комплекс закладывает основы формирования у каждого обучающегося систему знаний о своеобразии своего региона, способствует формированию личности, которая могла бы ставить целью своей деятельности развитие и процветание малой родины. Учитывая возрастные особенности и неподготовленность воспитанников студии, избран ручной шов "сюзiрткен", как самый простой.

Высокие образцы искусства вышивки - дети могут увидеть и исследовать в музейных собраниях. Приобщиться к этнографическим знаниям, расширить кругозор, обратиться к аналогам и прототипам - позволят экскурсии в музей. Всё это делается в целях приобщения детей к культурному наследию хакасского народа с тем, чтобы углубить и расширить краеведческие знания, а затем реализовать их в практической деятельности

Библиографический список

  1. Логачева А. С. Этническое самосознание. - Абакан: РГУ "Хакасское книжное издательство", 2009. - 288 с.


© 2010-2022