• Преподавателю
  • Другое
  • Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога дополнительного образования

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога дополнительного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Шовгеновский центр дополнительного образования детей»



Номинация «Организация развивающей образовательной среды в сфере дополнительного эколого - биологического образования детей»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Меретукова Сусана Махмудовна-

педагог дополнительного образования





Мамхег-2015г.

Содержание

1.Пояснительная записка

2. Введение

3.Внедрение здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования.

3.1. Понятие о здоровьесберегающих технологиях.

3.2. Изучение проблемы здоровьесбережения.
3.3.Принципы здоровьесбережения.

3.4. Здоровьесбережение в программах дополнительного образования в области экологии.
3.5.Использование здоровьесберегающих технологий

3.5.1. Физкультминутка

3.5.2. Физкультпауза

Заключение

Список использованной литературы

Приложения







Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Руссо

Пояснительная записка

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека. Здоровый ребёнок - главная задача ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья обучающихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека. В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Проблема оздоровления детей заключается в поиске эффективных технологий для реализации на занятиях в дополнительном образовании, с целью формирования здорового образа жизни детей.

В этой связи особый интерес представляет любая попытка рассмотреть эту проблему с разных сторон и предлагаемая работа один из шагов в данном направлении.
Таким образом, сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным для дополнительного образования, куда ребенок приходит после школы. Необходимо широко использовать здоровьесберегающие технологии на занятиях для того, чтобы педагоги, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ребенок был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения.

Цель данной рекомендации - применение педагогами дополнительного образования здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях.

2. Введение

Сегодняшняя жизнь, с ее неблагоприятными тенденциями, требует серьезного подхода к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - непростая задача. В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение дополнительного образования детей, способствующих развитию склонностей, способностей и интересов.

Основная задача учреждений дополнительного образования детей - создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, программы и времени ее освоения. Другой, не менее важной задачей системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование ценности здоровья, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора Россия лишь на 14% детей практически здоровы. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 5 раз - нарушения осанки и плоскостопия. (4)Анализ результатов социологических опросов показывает, что причина ухудшения здоровья детей не только в неблагоприятных условиях жизни, но и в недостаточном внимании, организации учебно-воспитательного процесса, слабой работоспособности здоровьесберегающих основ современных методов обучения и педагогической технологии в целом.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Сказанное выше актуализирует задачу сегодняшнего дня -использование здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования.

Цель: изучение внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования.
Задачи:
•раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий и особенности их формирования;
•выявить педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования;
•провести анализ форм и методов оздоровления детей в рамках учреждений дополнительного образования.

Можно заключить, что сегодня каждый педагог дополнительного образования должен исходить из того, что в учебно-воспитательной системе основным субъектом является ребенок, а главной ценностью - его здоровье. Оно определяется степенью адаптированности организма к условиям окружающей среды - ее физическим, психическим и социальным воздействиям.

3.Внедрение здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования

3.1. Понятие о здоровьесберегающих технологиях подразумевает:

- приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

- формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

- развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни;

- воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, отдыха и т.д.);

- воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

- формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

- воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

- воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

- формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

- развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

- формирование у обучающейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

Целостность учебно-воспитательного процесса предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов.

Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье. Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.

3.2. Изучение проблемы здоровьесбережения.
Идея гармоничного и здорового развития подрастающего поколения существует с древних времен, еще Аристотель рекомендовал уделять большое внимание закаливанию, гигиене тела и физическим упражнениям. А большой знаток и любитель искусств Пифагор использовал музыку, танцы и поэзию для предупреждения душевных расстройств. Он утверждал, что под их влиянием "происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей".
Проблемы здоровья четко вырисовываются и в трудах Авиценны, медицинская идеология которого была выше современной. Он утверждал, что основной задачей медицины является сохранение здоровья, а лечение - лишь тогда, когда появится болезнь или травма. [5]
Если обратиться к трудам наших современников, то можно отметить, что развитие здорового образа ребенка остается актуальным во все времена. Многие ученые рассматривали вопрос здоровьесбережения обучающихся с точки зрения дидактики, которая подразумевала принципы природосообразности, т.е. построения процесса воспитания и обучения в соответствии с особенностями человеческой природы, законами ее развития. Что по сути, отражает санитарно-гигиенические требования к образовательным учреждениям включавшие в себя обязанности поддержания чистоты и тепла, организации места для хранения наглядных материалов, режима работы, а также возраста обучения. Так, как ребенок, выходя из школы занимает свободное время на кружках и внеурочных занятиях и поэтому учреждения дополнительного образования в большей степени должны заботится о реализации здоровьесберегающих технологий.
В обогащение педагогической теории и практики значительный вклад внес К.Д. Ушинский. Он сумел создать первую в России стройную педагогическую теорию, выдвинуть концепции, разработка которых осуществлялась в науке и практике XX. В работе "Человек как предмет воспитания" К.Д. Ушинский отмечал, что педагогическая наука не может развиваться изолированно от других антропологических наук. Особенно большое значение он придавал психологии и дополнительному развитию личности. На этой основе он сформулировал целый ряд дидактических принципов: природосообразность, сознательность и активность ("ясность", "самостоятельность учащихся"); наглядность; последовательность и систематичность ("постепенность"); доступность ("отсутствие чрезмерной напряженности или чрезмерной легкости"); прочность ("твердость усвоения").
Научная деятельность В.М. Бехтерева имела колоссальное значение для последующих исследований в области психологии и физиологии ребенка. В работе "Личность и условия развития ее здоровья" он доказал зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. Интересен, на наш взгляд, и вывод, сделанный В.М. Бехтеревым, - рациональное воспитание должно развивать в ребенке "тот бодрый дух, который столь необходим с житейскими невзгодами". Этот вывод весьма актуален и сегодня, особенно при организации занятий с использованием здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования. [1]
Проблему состояния здоровья учащихся и влиянии на него учебного процесса исследовал известный советский педагог В.А. Сухомлинский, который отмечал, что "примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя". Решение проблемы здоровьесбережения учащихся определялось в этот период на основе роли и профессионализма учителя, сочетающего в своей деятельности гигиенически правильно организованный педагогический процесс с индивидуальным подходом к обучающимся.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия. Как утверждает И.И. Брехман, сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровью с раннего возраста. [4]
Таким образом, здоровьесберегающее образование можно рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого является достижение обучающимся уровня образованности без ущерба своему здоровью.

3.3. Принципы здоровьесбережения

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

  • «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

  • Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

  • Субъект-субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся- объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

  • Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

  • Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

  • Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

  • Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

3.4. Здоровьесбережение в программах дополнительного образования в области экологии

Учебные программы эколого-краеведческой, туристко- краеведческой направленности обеспечивают ребенку двигательную активность, физическую разрядку, правильную осанку, устраняют гиподинамию, приводят центральную нервную систему и работу внутренних органов в активное состояние. Программы вовлекают ребят в разработку социальных проектов. Это помогает воспитывать уверенность в себе, приспособляемость в обществе, снимать стресс, видеть себя глазами других людей и оказывать психологическую поддержку тем, кто в ней нуждается. В этом случае учреждение дополнительного образования становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач.

Экологическое образование в учреждениях дополнительного образования становиться прикладным: какую воду пьем, как в домашних условиях очистить воду, каким воздухом дышим, какую пищу едим, из каких материалов сложено наше жилище. Такое прикладное направление в тысячу раз полезнее всех лекций и бесед. Оно учит ребенка решать наиболее актуальные экологические проблемы, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, во время исследовательской деятельности. Учит его ответственно относиться к своему здоровью и окружающему миру, разрабатывать проекты, направленные на взаимосвязь человека - природы -здоровья.

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, в учреждении дополнительного образования, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Поэтому проблеме организации и проведения здоровьесберегающих занятий нужно уделять большое внимание. Нужно проводить специальные предметные занятия здоровья, занятия с включением в предметный материал вопросов здоровьесбережения. Любое занятие является здоровьесберегающим, если оно методически грамотно продумано, если педагог полноценно выполняет учебную программу, максимально используя индивидуальные особенности обучающихся, применяет активные формы обучения, строит занятия в соответствии с требованиями СанПиНов.

Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически и перед ними стоит задача не только на своих занятиях максимально заботиться о сохранении здоровья детей, но и прилагать немалые усилия для коррекции, исправления искажений, привнесенных семьей и школой. Учет особенностей воспитания ребенка в семье, большие нагрузки в школе, ослабленное здоровье большей части приходящих на занятия детей - все это необходимо учитывать при организации учебного процесса в творческих объединениях учреждений дополнительного образования.

При организации занятий в учреждении дополнительного образования целесообразно уделять внимание таким аспектам как:

  • Обстановка и гигиенические условия в кабинетах должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

  • Смена видов учебной деятельности на занятии не менее 4-х так, как однообразность способствует утомлению. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.

  • Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

  • Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут занятия по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. (Приложение №1)

  • Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

  • Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ребенок в роли педагога, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки) и др.;

  • Умение педагога использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач;

  • Позы воспитанников и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;

  • Физкультминутки и физкультпаузы (норма - на 15-20 минут занятия по 1-2 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у детей желания их выполнять;

  • Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

  • Наличие у воспитанников мотивации к разным видам деятельности на занятии: интерес к изучаемому материалу, стремление узнать новое, радость от активности, и т.п/;

  • Благоприятный психологический климат на занятии;

  • Преобладающее позитивное выражение лица педагога;

  • Момент наступления утомления воспитанников и снижения их активности;

  • Темп и особенности окончания занятия;

  • Состояние и вид детей, выходящих с занятия;

Сохранению и укреплению здоровья и формирования здорового образа жизни способствуют:

  • экологически чистая территория, на которой выращивается большое количество древесных культур (плодовых деревьев, дикорастущих деревьев); кустарников (плодово-ягодных, декоративных) травянистых растений (цветочно-декоративных, дикорастущих);

  • практическая работа с природными объектами на полях учебно-опытных участков, «зеленых классах»;

  • проведение занятий в «зеленных классах», на полях учебно-опытных участков;

  • участие в экологических акциях по уходу за природными объектами, посильная занятость физическим трудом на полях учебно-опытных участков;

  • экскурсионная и экспедиционная деятельность в рамках учебных программ дополнительного образования;

  • массовые мероприятия с использованием игровых и спортивных программ;

Во время занятий чередуются различные виды деятельности, используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на занятии: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале занятия, создание ситуации успеха.

3.5.Использование здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются следующие требования:

- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

- недопущение чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала;

- обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Например, музыка несет в себе огромный здоровьесберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании. Так же могут быть использованы на занятиях физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

Данные здоровьесберегающие технологии решают целый ряд задач:

- предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;

- устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;

- устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

3.5.1. Физкультминутка

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется .

Цель проведения физкультурной минутки:

- повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях;

- обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха;

- мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии;

- мышцы кисти работающей руки.

Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут. (Приложение 6 )

Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения.

Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультурных минутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5-8. И физические упражнения, и игры должны быть детям хорошо знакомы. Полезно содержание физкультурных пауз строить на программном материале, включая в них упражнения, знакомые детям, или упражнения, способствующие подготовке нового двигательного действия. Прежде всего, каждый педагог, обязан помнить, что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз - активный отдых.

Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки. Дети старшего возраста должны уметь выполнять упражнения с обручами, мячами разного размера, скакалками, ленточками и др. Прежде всего, важно, чтобы дети принимали правильное исходное положение.

Школьникам младшего возраста удобное исходное положение для ног - стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Такая стойка будет обеспечивать устойчивое положение и способствовать равномерному распределению тяжести тела.(Приложение №7 ). Для детей старшего возраста можно использовать разные исходные положения для ног при выполнении упражнений.

Приседание, поднимание и отведение ног выполняется из исходного положения ноги вместе. Выполняя упражнения для туловища, используется исходное положение - ноги слегка расставлены, на ширине плеч, ноги вместе. Исходное положение для рук - руки вниз, отведены назад, за спину, на поясе, руки в стороны, вверх, за голову, перед грудью, к плечам.

3.5.2. Физкультпауза

Под двигательным режимом понимают регламентированную по интенсивности физическую нагрузку, которая полностью удовлетворяет потребность в движениях, соответствует функциональным возможностям организма, способствует укреплению здоровья и гармоничному развитию человека.

Выполнение недельного двигательного режима требует от подростка определенных усилий. Но если он будет заниматься физическими упражнениями не менее двух часов в день, как рекомендует школьная программа, его физическое развитие и состояние здоровья будут соответствовать норме. Перечень видов двигательной активности ориентирует взрослых на то, какими упражнениями подростки могут заполнить время самостоятельных занятий. Эти упражнения могут быть включены как в утреннюю зарядку, так и в физкультминутки, физкультпаузы при выполнении домашних заданий, самостоятельные тренировки по развитию и совершенствованию физических качеств, домашние задания по физической культуре, спортивные тренировки.

Физкультпауза - это форма кратковременного активного отдыха при выполнении домашнего задания. Обычно через 35-40 минут занятий у подростка ослабляется внимание, от долгого сидения нарушается кровообращение (застой крови в нижних конечностях). Для повышения умственной работоспособности, улучшения кровообращения, активизации работы сердца и легких, ускорения выделения продуктов обмена из организма необходимо устраивать короткие - на 5-10 мин - перерывы в работе с выполнением физических упражнений.

Физкультурные паузы состоят из 5-8 упражнений, повторяемых 6-8 раз в среднем темпе. Упражнения должны быть простыми, хорошо знакомыми подростку. В физкультпаузы включают упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, ног. (Приложение№ 8 )

Для снятия напряжения и укрепления мышц кистей следует выполнять упражнения для сгибания и выпрямления рук, сжимания и разжимания пальцев и кулак, потряхивание кистями, круговые вращения кистей и др. Для мышц туловища полезно включать упражнения типа потягивания с глубоким дыханием, всевозможные наклоны (особенно вперед и назад), повороты и круговые движения (вращения). (Приложение №9). В упражнения для ног включают приседания, махи, подскоки, прыжки на скакалке и др.









Заключение.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что направленность дополнительного образования на внедрение здоровьесберегающих технологий состоит в том, что:
• здоровьесбережение ставится как цель дополнительного образования;
• для успешности достижения этой цели воспитывается ценностное отношение к здоровью;
• в самом процессе осуществляется здоровьесбережение, так как процесс является не только образовательным но и оздоровительным;
• реализация оздоровительного процесса подкрепляется внешними условиями.
Исходя из цели поставленной при написании работы ожидаю, что коллеги заинтересуются проблемой внедрения здровьесберегающих технологий в своих учреждениях дополнительного образования.
Считаю, что предлагаемый материал может оказать определенную помощь педагогам в понимании того, как стать «учителем здоровья» и что такое здоровьесберегающие технологии. Так, как изученный материал позволяет увидеть, что комплекс оздоровительных мероприятий включенный в образовательный процесс дополнительного образования детей, обеспечит гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности учащихся, продление их творческой активности.

Основные компоненты здорового образа жизни - плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание.По своей природе данная проблема выходит за рамки медицинской науки. Здоровый образ жизни - это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Таким образом, единственный путь решения проблемы - создание системы воспитания здорового образа жизни учащихся в учреждениях дополнительного образования с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.


























Список литературы

  1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. - 480 с.

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  3. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

  4. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М. : Вентана-Граф, 2008. - 112 с. - (Педагогическая мастерская).

  5. Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 184 с.

  6. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. - М.: КНОРУС, 2006. С. 147

  7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.

  8. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. -Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

  9. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. - 220 с.

  10. shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.













Приложение 1

Гимнастика и упражнения для глаз

Гимнастика для глаз профессора Э.С. Аветисова:

• крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их (повторить упражнение 6-8 раз);

• быстро моргать в течение 15 секунд (повторить 3-4 раза);

• закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями указательного пальца в течение одной минуты;

• выполнять круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении.

Упражнение «Пчела»

Педагог предлагает детям представить перед собой медленно летящую кругами пчелу, сфокусировать на пей свой взгляд и выполнять таким образом круговые движения глазами. По команде педагога «пчела садится учащимся на переносицу». Дети не должны упускать ее из виду.

Упражнение «Дирижер»

Педагог предлагает воспитанникам представить себя знаменитыми дирижерами. Встать, взять в руку «дирижерскую палочку» (карандаш, ручку) и в такт звукам музыки начать дирижировать. При этом важно не отрывать взгляда от кончика палочки, сопровождать глазами все ее движения в течение музыкального фрагмента. Движения палочки должны быть плавными, чтобы взгляд не соскальзывал с выбранной точки фиксации.

Гимнастика для глаз
(По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.)
1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.


Приложение 2

Дыхательная гимнастика и упражнения на дыхание

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Разминка

Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте (в конечной точке) - короткий, шумный вдох носом. Темп - один вдох в минуту.

«Ушки»

Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

«Малый маятник»

Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

«Обними плечи»

Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук в момент быстрого шумного вдоха сжимается верхняя часть легких. Правая рука находится то сверху, то снизу.

«Насос»

Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох - в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.

Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох - в крайней точке наклона назад.

Пружинящие приседания в выпаде с опорой то на правую, то на левую ногу. Вдох - в крайней точке приседания, в момент сведения опущенных рук.

«Большой маятник»

Наклоны вперед и назад. Вдох - в крайней точке наклона вперед, а потом назад.

Упражнения на дыхание:

Перед тем как приступить к упражнениям, воспитанникам предлагается расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Во время выполнения упражнений нужно уделить внимание поступлению свежего воздуха в помещение, педагог должен уделять особое внимание самочувствию детей и индивидуально подходить к каждому из них.

Упражнение 1

Детям, в положении сидя или стоя, предлагается набрать полные легкие воздуха, задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.


Приложение 3

Самомассаж, позволяет повысить биоэнергетический потенциал воспитанников, снять напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Каждый из видов самомассажа выполнять не менее 10 раз:

- с силой потереть одну ладонь о другую;

- пальцами рук захватить щеки и потянуть их вверх - вниз;

-кончиками пальцев постучать по затылку и макушке;

-указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

-3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

-потянуть вниз мочки ушей;

-«хлопанье ушами» - четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить.










Приложение 4

Пальчиковая гимнастика для младших школьников

1. «Паучок»

На изогнутый сучок

Сломанный, осенний,

Опустился паучок

Правую кисть, шевеля пальцами, опустить сверху на левую кисть.

С крестиком на спинке

Указательным пальцем левой руки «нарисовать» крестик на тыльной стороне.

Свил уютный гамачок,

Пальцы правой руки сложить в щепоть и опустить сверху в левую ладонь, сложенную лодочкой.

Сам - в сторонку

Пальцами правой руки «побежать» по левой руке от кисти до локтя.

И молчок…

Правый указательный палец приложить к губам.

2. «Очки»

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

3. «Домик»

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).



Приложение №5
Правильная поза учащегося во время занятий
1. За столом (партой):
Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребенка необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка.
2. При письме:
Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Надплечья находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука (правая рука у левшей) учащегося поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
3. При чтении:
Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°.
4. Стоя:
Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.





Приложение №6

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога дополнительного образования

Упражнение «Дирижер»

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога дополнительного образования

Приложение №7

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога дополнительного образования

Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Разминка»

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога дополнительного образования

Гимнастика для глаз профессора Э.С. Аветисова

Приложение №8

Дыхательная гимнастика и упражнения на дыхание

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога дополнительного образования Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога дополнительного образованияссссиаипит

Приложение №9

УУукавапппррттоогмиииттпапаассссмсссыс

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога дополнительного образования

Дыхательная гимнастика и упражнения на дыхание «Малый маятник»



© 2010-2022