Конспект интегрированного занятия «Путешествие капельки воды»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.   Задачи: Формировать у детей конкретные представления о свойствах воды: жидкая, прозрачная, не имеет вкуса и запаха, может быть в твёрдом и газообразном состоянии. Закрепить знания детей о значении воды для окружающего мира. Развивать мышление, умение делать выводы, сравнивать. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прил...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного занятия

«Путешествие капельки воды»

старшая группа

Воспитатель Олейник Н.М.



Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Задачи: Формировать у детей конкретные представления о свойствах воды: жидкая, прозрачная, не имеет вкуса и запаха, может быть в твёрдом и газообразном состоянии. Закрепить знания детей о значении воды для окружающего мира. Развивать мышление, умение делать выводы, сравнивать. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение. Воспитывать эмпатию, желание помочь другим.

Материал: воздушный шарик, наполненный водой; карточки с изображением растений, животных и предметов, схематичным изображением свойств воды; настенное панно в виде большого облака; фильмоскоп; оборудование для экспериментов; коробочка с двойным дном; маленькие облака - сюрпризы по количеству участников занятия; ткань голубого цвета; магнитофон; «Удивительная лесенка».

Предварительная работа: Наблюдения за облаками, дождём. Рассматривание иллюстраций и чтение сказки Г.Х Андерсена «Снежная королева», стихотворение В. Фетисова «Речка зимой». Игры с водой в свободной деятельности, игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок. Разучивание подвижной игры «Круговорот воды», д/и «Разноцветные капельки». Труд в уголке природы.

Ход занятия:

Вводная часть.

На стене с помощью фильмоскопа проецируется слайд с изображением картинки «Путешествие капельки», звучит спокойная музыка.

Воспитатель: В большом пушистом облаке жила - была маленькая капелька воды со своими сестричками.

- Растите быстрее, детки, - говорило облако им каждый день.

- Всем жителям Земли нужна вода. Самое важное дело для каждой капельки - напоить кого-нибудь.

Все капельки молча росли, только она одна была очень любопытная. Однажды, спрыгнув с облака, она попала к нам в детский сад».

Основная часть.

Капелька: «Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Я - Капелька, а как вас зовут?» (дети в кругу передают друг другу Капельку и называют ласково своё имя).

Капелька: «Я очень хочу узнать о себе побольше, для чего нужна вода, кого я могу напоить?»

Проводится дидактическая игра «Капелька жизни».

Ребята подходят к столу, выбирают из лежащих перед ними карточек те, на которых изображены растения, животные и предметы, нуждающиеся в воде, как источнике жизни. И перед тем, как прикрепить картинку на облако дети объясняют свой выбор (например: это цветок, ему нужна вода для роста и т.п.).

Дети садятся за столы.

Капелька: Ребята, а нужна ли вода человеку?

Дети: Да, нужна.

Капелька: А как человек использует воду?

Дети: Умывается, готовит еду, моет пол, чистит зубы, стирает бельё, пьёт.

Педагог предлагает детям взять каждому ребёнку по стаканчику с водой, понюхать её и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).

Дети: Ничем не пахнет.

Воспитатель: Запомни, Капелька, вода - не имеет запаха (дети ставят на облачко символ, обозначающий свойство воды - отсутствие запаха).

Воспитатель: Дети, попробуйте воду на вкус через соломинку. Есть ли у воды вкус?

Дети: Нет вкуса.

Воспитатель: Возьмите сок и попробуйте его на вкус.

Воспитатель: Как вы думаете, что вкуснее: вода или сок?

Дети: Сок вкуснее, чем вода.

Воспитатель: Правильно, ребята, у воды нет вкуса. Когда человек очень сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует (дети ставят на облачко символ, обозначающий свойство воды - отсутствие вкуса).

Воспитатель: Ребята, подойдите к столу. Что вы видите на нём?

Дети: Стаканчики.

Воспитатель: Да, на столе стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стакана я кладу одинаковые предметы. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Дети: В стаканчике с водой предмет виден, потому что вода прозрачная, бесцветная (дети ставят на облачко соответствующий символ).

Динамическая пауза.

Капелька: Дети, давайте поиграем в мою любимую игру «Круговорот воды».

Ход игры:

На полу лежит ткань, обозначающая облако. Все дети - капельки в облаке. Взрослый - ведущий, он играет роль облака и читает стихотворение:

«Дождь зелёный лес полил,

Все деревья напоил,

Кустики умыл, цветочки,

Все поля, луга и кочки.

Дождику подставь ладошки,

Пусть помоет их немножко,

С капельками подружись,

Поиграй и покружись».

Когда стихотворение заканчивается, включается музыка и ведущий командует: «Идёт дождик». Все капельки - дети разбегаются в разные стороны. Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки собираются в облако. Тот, кто не успел вернуться в облако с окончанием музыки, садится на стульчик и рассказывает, кого он напоил (игра повторяется с новым ведущим - ребёнком).

Воспитатель: Дети, закройте глаза (педагог проводит по руке каждого ребёнка кусочком льда).

Воспитатель: Дети, что вы почувствовали?

Дети: Холод.

Воспитатель: Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?

Дети: Чем-то холодным, мокрым и т.п.

Воспитатель: Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.

Дети: Лёд начинает таять, остаётся вода, она - жидкая.

Воспитатель: Так что же такое лёд?

Дети: Лед - это вода в твёрдом состоянии (ребёнок прикрепляет символы-картинки к облаку).

Капелька: Ребята, подумайте и скажите: Лёд - это хорошо или плохо и объясните почему?

Дети: Хорошо, потому что можно кататься с горки (на коньках и т.п.).

Дети: Плохо, потому что скользко, можно упасть и т.п.

Капелька: Дети, как я могу вернуться на своё облако?

Дети: Подпрыгнуть, улететь и т.п.

Воспитатель: Ребята, вы хотите посмотреть, как это происходит на самом деле?

Дети: Хотим.

Педагог показывает опыт «Делаем облако» (дети сидят на стульях вокруг стола).

Ход опыта: На 3-х литровую банку с горячей водой кладётся противень с несколькими кусочками льда. Дети наблюдают, как вода, поднимаясь вверх, охлаждается и образует облако.

Воспитатель: Что случилось с водой?

Дети: Вода превратилась в пар (ребёнок ставит карточку - символ на облако).

Педагог приглашает всех детей подойти к стене с облаком.

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз расскажем Капельке о воде.

Дети: Вода не имеет запаха и вкуса, она прозрачная, бывает в твёрдом и жидком состоянии (в ходе ответов детей с облака снимается определённый символ и вкладывается в «волшебную коробочку» с двойным дном).

Заключительная часть.

Капелька: Спасибо вам большое, ребята. Я так много полезного и интересного узнала о себе. На память о нашей встрече позвольте подарить вам маленькие облака (педагог незаметно переворачивает «волшебную коробочку» и достаёт облака с нарисованными символами, которые были на большом облаке).

Воспитатель: Дети, подойдите к нашей «Увлекательной лесенке», подумайте и поставьте свою фотографию на ступеньку вашего интереса к сегодняшнему занятию (дети выполняют задание).

Воспитатель: Ребята, вместе с родителями дома придумайте сказку о приключениях Капельки.

Источники:

  • Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Методическое пособие. -Волгоград:Учитель, 2011.-333с

  • О.В.Дыбина « Неизведанное рядом:занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.Методическое пособие.-М:ТЦ «Сфера»,2005-111с





© 2010-2022