• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая тетрадь по дисциплине: «Здоровый человек и его окружение» Раздел: «Здоровый ребёнок» Для практических занятий

Рабочая тетрадь по дисциплине: «Здоровый человек и его окружение» Раздел: «Здоровый ребёнок» Для практических занятий

Рабочая тетрадь по дисциплине «здоровый человек и его окружение» предназначена для  студентов специальности 060101.52 Лечебное дело и разработана на основе  ФГОС СПО. Рабочая тетрадь включает в себя шесть разделов охватывающих весь курс «Здорового человека и его окружения» повышенного уровня соответствующего федеральному государственному стандарту специальностей среднего профессионального образования. В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Новосибирской области

«Купинский медицинский техникум»

Рассмотрена на заседании Федеральным государственным

Составлена в соответствии с образовательным стандартом

Цикловой методической комиссии по дисциплине «Здоровый человек и

Протокол № _____ его окружение» для специальности

От «_____»________20____г 060101 .52 Лечебное дело

Председатель:_____________


Рабочая тетрадь по дисциплине:

«Здоровый человек и его окружение»

Раздел: «Здоровый ребёнок»

Для практических занятий.











2014г



Пояснительная записка

Рабочая тетрадь по дисциплине «здоровый человек и его окружение» предназначена для студентов специальности 060101.52 Лечебное дело и разработана на основе ФГОС СПО.

Рабочая тетрадь включает в себя шесть разделов охватывающих весь курс «Здорового человека и его окружения» повышенного уровня соответствующего федеральному государственному стандарту специальностей среднего профессионального образования.

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

Уметь: оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;

Выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;

Обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи;

Знать:

Содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;

Основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;

Периоды жизнедеятельности человека;

Анатомо-физиологические и психологические особенности человека;

Основные закономерности и правила оценки физиологического, нервно- психического и социального развития;

Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды; Значение семьи и жизни человека.







СОДЕРЖАНИЕ:

Тема занятия №1

Оценка параметров физиологического развития, выявление проблем, обучение особенностям сохранения и укрепления здоровья новорожденного.……………………………………………………………………………………..3 - 9 стр.

Тема занятия №2

Оценка параметров физиологического развития детей грудного, преддошкольного, дошкольного и школьного возраста.…………………………………………………………………………………………………………….…..…. 10 - 17 стр.

Тема занятия №3

Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области ухода, обучение ребёнка и его семьи особенностям сохранения и укрепления здоровья.…………………………………………..………………... 18- 23 стр.

Тема занятия №4

Выявление проблем в питании ребёнка первого года жизни и у ребёнка старше года …… ………………... 24 - 31 стр.

Тема занятия №5

Обучение основам рационального вскармливания детей первого года жизни и рационального питания детей старше года.………………………………………………………………………………………………………………………… 32 - 39 стр

Тема занятия №6

Оценка параметров физиологического развития, выявление проблем, обучение ребёнка и его семьи особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные периоды детства.……………………………………………………… 40 - 49 стр.

Литература…………………………………………………………………………………………………………………50 стр



Тема занятия №1

Оценка параметров физиологического развития, выявление проблем, обучение особенностям сохранения и укрепления здоровья новорожденного.

Студент должен:

Знать: периоды жизнедеятельности человека.

Уметь: оценивать параметры физиологического развития человека в разные

возрастные периоды.

Задание № 1 Перечислите основные анатомические признаки доношенного ребёнка:

Задание №2 Основные рефлексы новорожденного



Задание №3 Ответьте на тесты:

  1. Продолжительность периода внутриутробного развития составляет (в неделях беременности ).

А. 18

Б. 24

В. 32

Г. 40

  1. Продолжительность периода новорожденного составляет( в мес.)

А.1

Б. 4

В. 6

Г. 12

  1. При осмотре кожи ребенка оценивается:

А. влажность

Б. температура

В. цвет

  1. Ребенок начинает удерживать голову в возрасте ( в мес.)

А. 1-2

Б. 3-4

В. 5-6

Г. 7-8

5. Ребенок самостоятельно сидит в возрасте ( в мес.)

А. 2-4

Б. 4-5

В. 6-7

Г. 8-9

6.При заболеваниях у детей подкожно-жировой слой уменьшается вначале в области

А. Лица

Б. Рук

В. Ног

Г. Живота

7.Форма большого родничка у новорожденных

А. Овальная

Б. Округлая

В. Треугольная

Г. Ромбовидная

8. Большой родничок у новорожденных располагается между костями черепа

А. Лобной и Теменными

Б. Теменными

В. Затылочной

Г. Затылочной и теменными

Д. Височной и теменной

9.Первые молочные зубы появляются у детей в возрасте (в мес.)

А. 2-3

Б. 4-5

В. 6-7

Г. 8-9

10. У новорожденного отмечается физиологическая:

А. Гипертония мышц-разгибателей

Б. Гипертония мышц-сгибателей

В. Гипотония мышц- сгибателей

Задание №4 Решите ситуационную задачу.



На прием в поликлинику пришла мать с ребёнком 7 месяцев на профилактический осмотр. Вами проведены антропометрические измерения. Получены следующие результаты:

Масса -7900

Окр. головы- 43 см.

Рост- 68,5 см.

Окр. груди- 42,5 см.

  • Оцените физическое развитие ребёнка, если соответствующие его параметры при рождении были следующие:

Масса- 3200 г.

Рост- 50 см.

Окр. головы- 36 см.

Окр. груди- 34 см.

  • Сделайте отметки об удовлетворении потребностей.

  • Организуйте этапы планирования и реализации по решению проблему (Ребёнок не может самостоятельно проводить гигиенические мероприятия в связи с малым возрастом).

Решение______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Замечания преподавателя



Оценка

Самостоятельная работа студентов:

1. Решите кроссворд по теме:

Оценка параметров физиологического развития, выявление проблем, обучение особенностям сохранения и укрепления здоровья новорожденного.

Вопросы:

1. Признаки живорождения:

  1. Сердцебиение

  2. Пульсация пуповины

  3. Произвольные движения мышц

  4. ………

2. С появлением ребёнка начинается ….. период?

3. Волосы у доношенного новорожденного на плечиках и между лопаток имеют название …..?

4. У доношенных мальчиков оба яичника опущены в …..?

5. Жировые комочки в толще щек, которые являются приспособлением к акту сосания имеют название: комочки…..?

6. При осмотре кожи новорожденного оценивается…..?

7. Хватательный рефлекс также имеет название: рефлекс….?

8. Какая система наименее развита у ребёнка к моменту рождения?

9. Боковые роднички у доношенных детей….?

10. Какой тип дыхания характерен для доношенного новорожденного?

11. Состояния новорожденного оценивает по шкале…?

12. У доношенных новорождённых отмечается физиологическая гипертония мышц..?

1



Рабочая тетрадь по дисциплине: «Здоровый человек и его окружение» Раздел: «Здоровый ребёнок» Для практических занятий.2




11

Рабочая тетрадь по дисциплине: «Здоровый человек и его окружение» Раздел: «Здоровый ребёнок» Для практических занятий.

3



4



5


6

7



12

8



9


10







2. Решите ситуационную задачу № 5

Мать ребёнка 6 месяцев жалуется на беспокойный сон малыша. Ребёнок осмотрен врачом. Заключение: « Ребёнок практически здоров».



  • Сделайте отметки об удовлетворении потребностей.

  • Сформулируйте проблемы ребёнка.

  • Организуйте этапы планирования и реализации по решению проблемы « Беспокойный сон малыша».

Решение

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Тема занятия №2

Оценка параметров физиологического развития детей грудного, преддошкольного, дошкольного и школьного возраста.

Студент должен:



Знать: Анатомо-физиологические и психологические особенности человека.

Уметь: Оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды.

Задание №1

Пользуясь учебником ответьте на вопросы:

Перечислите основные периоды детства:

Дайте краткую характеристику дошкольному, школьному возрасту:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2

Решите ситуационную задачу

Ребёнку 4 года. Мальчик посещает детский сад. Дата его последнего посещения детского учреждения 8 декабря. Жалобы на приступы кашля.

Во время осмотра приступ начался кашлевыми толчками, следующими друг за другом. Затем наступил глубокий свистящий вдох, за которым вновь последовали кашлевые толчки. Приступ длился долго, закончился рвотой.

  • Ваш предполагаемый диагноз и его обоснование.

  • Сформулируйте цель проведения карантинных мероприятий.

  • Организуйте этапы планирования и реализации СВ по решению поставленной цели.

Решение:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание №3

Ответьте на тесты:

1 Период полового созревания начинается с ( лет)

А. 11-12

Б. 10-11

В. 9-10

2 Период младшего школьного возраста это дети (лет)

А. 7-11

Б. 2-3

В. 6-7

3 Период старшего школьного возраста начинается с (лет)

А. 12-17

Б. 10-11

В. 12-13

4 В период полового созревания происходит перестройка системы:

А. Эндокринной

Б. Нервной

В. Дыхательной

Г. Пищеварительной

5 Половое созревание у девочек заканчивается в (лет)

А. 16

Б. 20

В. 18

6 Половое созревание у мальчиков заканчивается в (лет)

А. 25-26

Б. 18-20

В. 20-22

7 Преддошкольный период (лет)

А. 1-3

Б. 4-6

В. 6-7

8 В преддошкольном возрасте дети легко поражаются хроническими инфекциями такими как:

А. Туберкулёз

Б. Краснуха

В. Гепатит

9 Тип дыхания у девочек:

А. Брюшной

Б. Грудной

В. Диафрагмальный

10 Желудок приобретает форму взрослого к (годам)

А. 1-2

Б. 5-6

В. 7-11

Замечания преподавателя



Оценка.

Самостоятельная работа студентов:



1. Решите кроссворд по теме:

Оценка параметров физиологического развития детей грудного, преддошкольного, дошкольного и школьного возраста.



  1. Комплекс физический упражнений направленный на развитие и совершенствования двигательных навыков ребёнка?

  2. При выслушивании 2-3 лет у детей определяется …… дыхание?

  3. Профилактика направленная на предупреждение того или иного конкретного инфекционного заболевания?

  4. Какая система продолжает развиваться и увеличивается в размерах у детей к 8-10 годам, становится такой же, как у взрослых?

  5. Шишковидная железа, расположенная в среднем мозгу вырабатывается?

  6. Основная железа?

  7. Какая железа расположена на передней поверхности щитовидного хряща гортани?

  8. Как называется парные железы, расположенные над верхними полюсами почек?

  9. Какие железы являются парными железами двойной секреции?

  10. График введения вакцин называется……. профилактических прививок ?

  11. Что содержится в кофе, чае, кока-коле, являющееся слабым возбудительным средством?

  12. Мужские половые железы у мальчиков называются?

  13. Женские половые железы у девочек называются?


11

1

6

Рабочая тетрадь по дисциплине: «Здоровый человек и его окружение» Раздел: «Здоровый ребёнок» Для практических занятий.12




4




Рабочая тетрадь по дисциплине: «Здоровый человек и его окружение» Раздел: «Здоровый ребёнок» Для практических занятий.

13

2



3



10




8




5





9

7








2 Решите ситуационную задачу.

В инфекционное отделение поступил ребенок 2-х месяцев с диагнозом: ОРВИ. Гипертермический синдром. Заболевание началось 2 дня назад с повышением температуры до 39 град., заложенности носа, покашливая, снижение аппетита.

Ребенок от 1 беременности, протекавшей с токсикозам 1 половины. Роды срочные. Масса при рождении 3500г, длина 53 см. ребенок на грудном вскармливании. Объективно: состоянии ребенка тяжелое, температура 39 град. Ребенок возбужден. Кожные покровы красные, горячие на ощупь. Дыхание через нос затруднено. В зеве гиперемия. В легких дыхание пуэрильное. Число дыхательных движений - 60 в минуту. Тоны сердца ритмичные, чистые, ЧСС- 180 в минуту. Живот мягкий, печень на 1 см ниже реберной дуги. Мочится редко - 5 мокрых пеленок за утки. Стула не было.

Ребенку назначено:

- 50% р-р анальгина - 0,1 мл внутримышечно,

- обильное питание,

- микстура от кашля- 1 чайная ложка 3 раза в день,

- 2% р-р эфедрина по 2 капли x 3 раза в день в нос.

Задание.

  1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено и проблемы пациента.

  2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства.

Решение.

Нарушены потребности_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Проблемы

настоящие_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

потенциальные_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цели

краткосрочные_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

долгосрочные______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________План______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Тема занятия №3

Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области ухода, обучение ребёнка и его семьи особенностям сохранения и укрепления здоровья.

Студент должен:

Знать: Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды. Значение семьи в жизни человека.

Уметь: Выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды связанные с дефицитом знаний, умения и навыков в области; укрепления здоровья.

Задание №1

Дайте краткую характеристику грудного периода (Пользуясь учебником)





Задание №2

Ответьте на тесты.

1.Грудному ребёнку докорм назначают при

А. Естественном вскармливании

Б. Смешанном вскармливании

В. Искусственном вскармливании

Г. Все видах вскармливания

2. Перемена предназначена для поддержания работоспособности и отдыха детей с целью профилактики переутомления:

А. Да

Б. Нет

3. В результате АФО нервной системы и повышения нагрузок у школьников часто развивается:

А. Изменение почерка

Б. Переутомление и утомление

В. Обострение памяти

Г. Изменение веса

4. Период молочных зубов начинается

А. с 6 месяцев

Б. с 12 месяцев

В. с 18 месяцев

5. Количество молочных зубов у ребёнка 1 года

А. 4

Б. 6

В. 8

Г. 12

6. Ребёнка первого года жизни предпочтительно обеспечить вскармливанием:

А. Естественное(грудное)

Б. Смешанное

В. Искусственное

Г. Парентеральное

7. Творог вводится в рацион грудного ребёнка с возраста (мес)

А. 1

Б. 3

В. 6

Г. 8

8. Прибавка длины ребёнка в первый год составляет (см)

А. 25

Б. 15

В. 10

Г. 5

9. Какие солнечные лучи можно применять для закаливания детей грудного возраста.

А. Прямые

Б. Рассеянные

В. Отраженные



10. Масса ребёнка в год составляет в (кг)

А. 15

Б. 8

В. 10

Г. 12

Задание № 3

Решите ситуационную задачу

Мать обратилась по поводу того, что ребёнок стал беспокойным. По данным при рождении масса ребёнка составила 3200 г, длина-50 см. В настоящее время ребёнку 5 недель, его масса- 3700 г. Мать кормит его через каждые 3,5 часа и считает, что у нее мало молока. После кормления молока в груди у матери нет.

  • Ваш предварительный диагноз?

  • Сделайте отметки о нарушениях потребностей ребёнка.

  • Сформулируйте проблемы ребёнка.

  • Организуйте этапы планирования и реализации по решению проблемы (Необходимость организовать питание ребёнку 5 недель, который находится на естественном вскармливании и не выдерживает промежутки между кормлениями)

Решение задачи

Диагноз_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нарушены потребности___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблемы ребёнка_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планирование_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реализация________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Замечание преподавателя:

Оценка.

Самостоятельная работа студентов



.Решите ситуационную задачу

Вы, участковая медсестра, посещаете ребёнка 8 месяцев, имеющий проявление рахита. Внезапно при плаче у него произошла остановка дыхания.

  • О каком заболевании и почему необходимо думать в данном случае?

  • Окажите неотложную помощь. Свои действия обоснуйте.

  • Организуйте этапы планирования и реализации по решению проблемы Возможность повторной остановки дыхания у ребёнка»

Решение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тема занятия №4

Выявление проблем в питании ребёнка первого года жизни и у ребёнка старше года.

Студент должен:

Знать: Значение семьи в жизни человека; Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды.

Уметь: Выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды связанные с дефицитом знаний, умения и навыков в области; укрепления здоровья.

Задание № 1

Ответьте на вопросы.

Перечислите основные виды вскармливания:

Что означает докорм?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С какой целью назначают прикорм?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2

Решите ситуационную задачу.

Ребенку 3 года. Мать жалуется, что ребенок плохо ест. Малыш осмотрен врачом. Заключение ( Практически здоров).

  • Сделайте отметки об удовлетворении потребностей.

  • Сформулируйте проблему ребенка.

  • Организуйте этапы планирования и реализации по решению проблем

( Ребенок плохо ест).

Удовлетворены потребности___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблемы ребёнка_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планирование__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реализация__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3

Ответьте на тесты:

1 Прикорм начинают вводить ребёнку:

А. Перед кормлением грудью

Б. После кормления грудью

В. Полностью заменяя одно кормление грудью

Г. Между кормлениями грудью

2 Показание для введения докорма ребёнка.

А. Гипогалактия

Б. Поратрофия

В. Срыгивание

Г. Дисфагия

3 Показание для перевода ребёнка на искусственное вскармливание.

А. Самопроизвольное истечение молока

Б. Отсутствие молока

В. Затруднение выделения молока

Г. Быстрое поступление молока

4 Признаком недокорма грудного ребёнка является:

А. Малая прибавка массы тела

Б. Частое мочеиспускание

В. Обильный стул

Г. Лихорадка

5 При искусственном вскармливании в качестве заменителей женского молока используют:

А. Фруктовые соки

Б. Овощное пюре

В. Фруктовое пюре

Г. Молочные смеси

6 Суточное количество жидкости для кормящей матери в (л)

А. 1-1.5

Б. 2-2,5

В. 3-3,5

Г. 4-4,5

7 Введение новой пищи, постепенно заменяющей кормление грудью-

А. Докорм

Б. Прикорм

В. Искусственное вскармливание

Г. Смешанное вскармливание

8 Контрольное кормление ребёнка проводят для определения.

А. Массы тела

Б. Количества высосанного молока

В. Количества прикорма

Г. Количества докорма

9. Ребёнку первого года жизни предпочтительно обеспечить вскармливание

А. Естественное

Б. Смешанное

В. Искусственное

Г. Парентеральное

10 Первое прикладывание здорового новорожденного к груди матери проводят

А. Сразу после рождения

Б. Через 6 часов

В. Через 12 часов

Г. Через 24 час



Замечания преподавателя

Оценка

Самостоятельная работа студента:

1. Решите кроссворд на тему: Выявление проблем в питании ребёнка первого года жизни и у ребёнка старше года.

Вопросы:

  1. Генерализованное поражение организма - это …

  2. Желудок у новорожденного расположен почти …

  3. При организации питания детей необходимо, чтобы качественный и количественный состав рациона соответствовал …

  4. Ферментальная активность всех отделов пищеварительной трубки …

  5. Проницаемость кишечной стенки …

  6. Как называется сфинктер входной части желудка?

  7. При нарушении питания проявляются симптомы …

  8. Как называется выходная часть желудка?

  9. Структура и функции ЖКТ у детей старше года?

  10. С каким кишечником рождается ребенок?

  11. Питание детей старше года претерпевает изменения, с развитием какого аппарата это связанно?

  12. К чему склонен ребенок после кормления?

  13. Какая микрофлора в кишечнике ребенка старше года?

  14. В течении первой недели жизни кишечник заселяется …

  15. Стул ребенка в неонатальном периоде …



5

8


7



1

4

6


2







9

10






11






12



3





13



15



14







2. Решите ситуационную задачу

Вы работаете полатной мед сестрой детского стационара. Одному из ваших пациентов был поставлен диагноз «Язвенный стоматит». Ребёнок отказывается от еды, выражено слюнотечение. Ребёнку 3 года.

  • Какие принципы вы должны соблюдать при обработке слизистой полости рта этого ребёнка и почему?

  • Сделайте отметки о нарушениях удовлетворения потребностей.

  • Сформулируйте проблемы пациента.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Тема занятия №5

Обучение основам рационального вскармливания детей первого года жизни и рационального питания детей старше года.

Студент должен:



Знать: Содержание понятие «здоровья», «качество жизни» и «факторы риска болезни», периоды жизнедеятельности человека.

Уметь: Выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды связанные с дефицитом знаний, умения и навыков в области; укрепления здоровья.

Задание №1

Ответьте на вопросы (пользуясь учебником)

Одним из лучших способов вскармливания новорожденного ребёнка является?

Чем отличается искусственное питание от естественного?

Докорм

Прикорм



Задание №2

Решите ситуационную задачу

Ребенку 1 месяц. Мать жалуется на беспокойный, плохой сон. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: ребенок от 1 беременности, нормально протекавшей. Масса при рождении 3400 г, длина 51 см. Находится на естественном вскармливании, но кормится беспорядочно. После кормления беспокоится. Стул 1 раз в день, кашицеобразный, без примесей.

Объективно: температура нормальная, масса 3500, длина 54 см, кожа бледная, эластичность снижена. Тургор тканей снижен. При контрольном взвешивании за кормление ребенок высасывает по 60-80 мл. молока в молочной железе матери после кормлении не остается. Ребенку был поставлен диагноз: дистрофия типа гипотрофии 1 степени.

Было назначено:

Диетотерапия ( даны рекомендации по рациональному вскармливанию).

Витаминотерапия.

Задания

  1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка. Сформулируйте проблемы пациента.

  2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

  3. Объясните родителям необходимость соблюдения режима питания.

  4. Обучить мать правилам введения докорма.

  5. Продемонстрируйте технику контрольного взвешивания.

Решение:

Нарушены потребности:

Проблемы пациента:







Цели:



План:











Задание №3

Ответьте на тесты:

1 Первое прикладывание к груди после родов здорового новорожденного в (час)

А. Через 2-3

Б. Сразу в род.зале

В. Через 6

Г. Через 10-12

2 Молозиво выделяется из молочной железы

А. В течении первого месяца после родов

Б. В конце беременности и первые дни после родов

В. В течении всей беременности

Г. В течении первых трёх недель

3 Ребёнка 2-х мес., если у матери не хватает молока, м/с посоветует докормить

А. 5% кашей

Б. Соком

В. Цельным молоком

Г. Адаптированной смесью

4 третий прикорм при искусственном вскармливании вводят с (мес)

А. 5

Б. 9

В. 7

Г. 4

5 Ребёнку первого года жизни предпочтительно обеспечить вскармливание

А. Естественное

Б. Смешанное

В. Искусственное

Г. Парентеральное

6 Контрольное кормление ребёнка проводят для определения

А. Массы тела

Б. Количества высосанного молока

В. Количества прикорма

Г. Количества докорма

7 Суточный объём молока для детей 10мес. не должен превышать

А. 0,5 л

Б. 1,0 л

В. 1,5 л

Г. 2,0 л

8 Творог вводится в рацион грудного ребёнка с возраста(мес.)

А. 1

Б. 3

В. 6

Г. 8

9 Яичный желток дают ребёнку грудного возраста для обеспечения его:

А. Белками

Б. Углеводами

В. Водорастворимыми витаминами

Г. Жирорастворимыми витаминами

10 При естественном вскармливании в кишечнике ребёнка преобладают:

А. Бифидобактерии

Б. Кишечная палочка

В. Лактобактерии

Г. Энтерококки

Замечание преподавателя.

Оценка

Самостоятельная работа студента:

1. Решите кроссворд на тему: Обучение основам рационального вскармливания детей первого года жизни и рационального питания детей старше года.

По горизонтали:

2. Уменьшение количества молоко называется?

3. Полное отсутствие молока называется?

4. Вид женского молока, которое появляется после рождение ребёнка и выделяется до 4-5-го дня его жизни?

5. Вид женского молока, которое вырабатывается с 4-5 дня жизни до 2-3 недель?

6. Вид женского молока, которое вырабатывается со 2-3 недели жизни ребёнка и имеет полное биологическое сходство с организмом ребёнка ?

7. Вид вскармливания, при котором ребёнок в первом полугодии жизни получает наряду с грудным молоком ещё и докорм в виде молочных смесей?

По вертикали:

1.Этот вид вскармливания один из важных факторов обеспечивающий здоровье ребёнка в будущем?

5. Вид вскармливания, который полностью заменяет грудное вскармливание, вытесняя материнское молоко?

9. Дозированные блюда, которые включают в рацион как источники витаминов, минеральных веществ?

11. Ценный продукт в питании ребёнка, так как в его состав входят высококачественные белки, жиры, углеводы, витамины, соли , которые легко усваиваются организмом?

12. Чистый углевод хорошо усваиваемый организмом?

13. Полезный продукт, предназначен для образования костей и зубов?

14. Полезный продукт питания, богатый растительными маслами, белками и витаминами, в частности группы В?

15. Важный продукт питания, богатых животного жирами сливочного масла, рыбий жир, яичный желток?



1


2



12

3



13

11

4



15




6



14


5





9

7






2 Решите ситуационную задачу

Ребёнку 2 мес.5 дней. Масса при рождении 2800 г, масса тела фактическая 3300 г. Находится на искусственном вскармливании с 2 недельного возраста. Получает коровье молоко в разведении с водой 1:1.

Объективно: ребёнок вялый, кожные покровы бледной окраски, эластичность кожи и тургор мягких тканей снижены, подкожно-жировой слой на туловище практически отсутствует, на конечностях - отчетливо уменьшен. Сосед медленно, вяло, высасывает на более 90 мл 6 раз в день.

  • О каком заболевании Вы можете подумать? Обоснуйте .

  • Определите степень тяжести заболевания.

  • Назовите причины развития заболевания в данном случае.

  • Рассчитайте необходимый суточный и разовый объём пищи.

  • Ваша тактика?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема занятия №6

Оценка параметров физиологического развития, выявление проблем, обучение ребёнка и его семьи особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные периоды детства.

Студент должен:



Уметь: Основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психологического и социального развития. Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды.


Знать: оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды.

1. Решите ситуационную задачу.

Мать ребенка 1 года 8 месяцев просит вас рассказать, как правильно формировать

речь у ребенка.

  • Сделайте отметки об удовлетворении потребностей малыша.

  • Сформулируйте проблему матери.

  • Организуйте этапы планирования и реализация сестринских вмешательств по решению поставленной проблемы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Ответьте на вопросы.

1 Дайте краткую характеристику периодам.

А. Младший школьный:

Б. Старший школьный:

В. Подростковый:

Замечание преподавателя

Оценка

Самостоятельная работа студента:

1.Решите кроссворд по теме: Оценка параметров физиологического развития, выявление проблем, обучение ребёнка и его семьи особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные периоды детства.

Вопросы:

1. Какой мозг при рождении относительно велик - около 400гр, что составляет 1/8 часть тела?

2. Это основная железа, она состоит из трех долей, расположена в «турецком седле» в основании черепа.

3. Этот тип закаливания проводится ежедневно, со снижением температуры на 10С каждые 2-3 дня до 15-160С.

4. Название спазма голосовой щели.

5. Эта система в период от 1 года до 6 лет значительно развивается, совершенствуется функция газообмена в легких.

6. Прорезывание этого вида молочных зубов происходит в 16-20 месяцев жизни ребенка.

7. К 2 годам (24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса, какое он имеет количество зубов.

8. Он является необходимым для отдыха и восстановления сил ребенка.

9. Эта ткань отличается преобладанием органических веществ, поэтому сохраняется риск развития деформации костей.

10. Этот родничок сохраняется практически в течении всего 1-ого года жизни и закрывается к 12-16 месяцам

11. С 6 месяцев гигиеническую ванну можно проводить через день, исключение составляет ……………. период.

12. Закаливание им начинается с первых дней жизни ребенка во время пеленания и прогулок.

13. Мужские половые железы. Вырабатывают сперматозоиды и гормон тестостерон.

14. Он назначается детям с 1-1,5 месяцев до 1-1,5 лет параллельно с гимнастикой, оказывает тонизирующее влияние на нервную систему.

15. Это воспитание, является комплексом мер, направленных на укрепление здоровья ребенка.

16. Во сколько месяцев новорожденный стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги?

17. Эта система в периоде «молочных зубов» от 1-7 лет характеризуется длительным развитием и созреванием, расширением условно-рефлекторных связей.

18. Это тренировка организма, с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям внешней среды.

19. Вид упражнений, производимые не самим ребенком, а массажистом.

20. Ее необходимо организовывать с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

21. Перед началом закаливания нужно уточнить группу здоровья. Сколько всего групп здоровья?

22. Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость … …………. нарастает мышечная масса.



1

2

11





3

4

12

5


Рабочая тетрадь по дисциплине: «Здоровый человек и его окружение» Раздел: «Здоровый ребёнок» Для практических занятий.13


14






15


6


16



7

Рабочая тетрадь по дисциплине: «Здоровый человек и его окружение» Раздел: «Здоровый ребёнок» Для практических занятий.




8


17






18

9





19




10


20




21





Рабочая тетрадь по дисциплине: «Здоровый человек и его окружение» Раздел: «Здоровый ребёнок» Для практических занятий.


22




2. Решите ситуационную задачу

При проведении сестринского обследования ребёнка 7 лет получены следующие данные

ЧДД-18 в минуту

PS-94 в минуту

АД- 105/60 мм РТ. СТ.

Диурез - 890 мл

Показатели общего анализа крови следующие:

Эр

Hb

Tp

Лейк.

СОЭ

Б

Э

м

ю

п

С

Лф

М

35х1012

100г/л

250х109

3х109

10мм/ч

-

-

-

-

4

30

60

6

  • Оцените полученные результаты.

  • Оцените общий анализ крови ребенка.

  • Какова примерная масса ребенка 7 лет?

  • Сделайте отметки об удовлетворении потребностей.

  • Сформулируйте проблемы ребенка.


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ по дисциплине «Здоровый человек и его окружение» Раздел: Здоровый ребенок.

  1. Первоначальная убыль массы тела новорожденного наблюдается в первые (дни жизни)

А) 1-2

Б) 3-4

В) 5-6

Г) 7-8

  1. Физиологическое снижение массы тела новорожденного составляет (в%)

А) 10

Б) 20

В) 30

Г) 40

  1. Продолжительность физиологической эритемы

А) 1-2

Б) 3-4

В) 5-6

Г) 7-8

  1. Половой криз новорожденного проявляется:

А) повышение температуры тела

Б) увеличение массы тела

В) увеличение грудных желез

Г) снижение температуры тела

  1. Проявление полового криза у новорожденного исчезают через

А) 2-3 дня

Б) 1-2 недели

В) 5-6 дней

Г) 5-6 недель

  1. Отеки подкожной основы у недоношенных детей это

А) лануго

Б) стридор

В) склерема

Г) тризм

  1. Пушковые волосы на теле новорожденного

А) лануго

Б) стридор

В) склерима

Г) тризм

  1. В закрытый кювез помещается недоношенным новорожденным с массой тела не менее

А) 2100

Б)1900

В) 1700

Г) 1500

  1. Оптимальная температура воздуха в палате для недоношенных (Цельсия)

А) 18-20

Б) 26-28

В) 28-29

Г) 24-26

  1. Большой родничек у новорожденных распологается между костями черепа

А) лобной и теменной

Б) теменными

В) затылочными и теменными

Г) височной и теменной

  1. Первые молочные зубы проявляются у детей в возрасте (месяце)

А) 2-3

Б) 4-5

В) 6-7

Г) 15-17

  1. Большой родничек у ребенка закрывается в возрасте (месяцев)

А) 3

Б) 6

В) 9

Г) 12

  1. Количество молочных зубов у ребенка 1 года

А) 4

Б) 6

В) 8

Г) 10-12

  1. Частота дыхательных движений у здорового ребенка грудного возраста составляет (в 1 минуту)

А) 20-25

Б) 25-30

В) 30-35

Г) 35-40

  1. Творог в водится в рацион грудного ребенка с возраста (месяцах)

А) 1

Б) 3

В) 6

Г) 8

16. Яичный желток дают ребенку грудного возраста для обеспечения его

А) белками

Б) углеводами

В) водорастворимыми витаминами

Г) жирорастворимыми витаминами

17. Введение новой пищи, постепенно заменяющей кормление грудью-это

А) докорм

Б) прикорм

В) искусственное вскармливание

Г) смешанное вскармливание

18. Первый прикорм на естественном вскармливание здоровому ребенку вводится в возрасте

А) 3 месяца

Б) 4 месяца

В) 5 месяцев

Г) 7 месяцев

19. Вторым прикормом для ребенка грудного возраста является

А) фруктовый сок

Б) овощное пюре

В) молочная каша

Г) кефир

20. Показание для перевода ребенка на искусственное вскармливание

А) самопроизвольное истечение молока

Б) отсутствие молока

В) затруднение выделение молока

Г) быстрое поступление молока

21. оказания для введения докорма ребенку

А) гипогалактию

Б) паротрофия

В) срыгивание

Г) дисфагия























ЛИТЕРАТУРА:

  1. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие / Д.А.Крюкова, Л.А.Лысак, О.В.Фурса - Ростов н/Д.: Феникс.2007

  2. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды: учебное пособие/под ред. В.Р.Кучмы, В.Н.Серова - Москва 2002

  3. Планирование семьи: учебное пособие/ Л.В.Горелова - Ростов н/Д.:Феникс,2004

  4. Геронтология: учебное пособие / С.А.Филатова, Л.П.Безденежная, Л.С.Андреева - Ростов н/Д.:Феникс,2005

  5. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: практикум / И.К. Славянова - Ростов н/Д.: Феникс,2002

  6. Пропедевтика клинических дисциплин: учебное пособие / А.Н.Шишкин - М.: издательский центр «Академия»,2006.



© 2010-2022