Методическая разработка по психологии на темуАгрессия и помощь

 Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности – большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.Cчитается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в бол...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ СПО НСО «Купинский медицинский техникум»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По теме: «Агрессия и помощь».



Составила: педагог-психолог Боярко Т.Н.



Купино 2014г.

Цели занятия

Обучающая:

1.Научиться достигать эмоционального равновесия посредством дифференциации противоречивого «сложного» чувства.

Развивающая:

1.Показать возможности анализа сложных, противоречивых, дискомфортных чувств как средства самопознания, личностного роста и достижения эмоционального равновесия.

Воспитательная:

2.Актуализация ресурсов для преодоления негативных последствий при смене образа жизни.

Методы обучения:

1.Информационно - развивающий (знакомство и анализ теоретической информации).

2.Частично - поисковый (работа с карточками)

3.Тренинг общения.

Тип занятия:

Теоретическое занятие.

Продолжительность занятия:

90 минут.

Место проведения:

Кабинет «Психологии общения».

Рекомендуемая литература

1. Битянова М.Р. Социальная психологи. ООО «Питер Пресс», 2008.

2.Немов Р.С. Психология. М. ГИЦ, «Владос», 2007.

3.Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Ростов - на - Дону «Феникс», 2008.

4.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: «Академия», 2006.

5.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001.

6.Соснин В.А. Социальная психология. М., Издательство «ФОРУМ», 2008.

Вопросы для фронтального и индивидуального опроса

1. Есть ли связь психологии с другими науками? Расскажите о ней.

2.Как понимали личность древнегреческие философы?

3.Что нового внес Декарт в понимание сущности человека?

4. Какая существует систематизация методов психологических исследование?

5. Дайте определение предмету психологии.

6.Расскажите о понятиях, формах психических явлений и функциях психики.

7.Назовите основные принципы психологии.

8.Расскажите о структуре психологической науки.

9. Какая существует систематизация методов психологических исследование?

10.Дайте примеры применения психологического обследования

Варианты билетов для письменного опроса

Вариант № 1

1.Назовите основные принципы психологии.

2.Расскажите о структуре психологической науки.

3.Есть ли связь психологии с другими науками? Расскажите о ней.

Вариант № 2

1.Каковы методы, направления и категории социальной психологии?

2.Расскажите о социальной психологии и смежных науках.

3.Расскажите о человеческих ценностях.

Теоретическая информация

Агрессия.

Агрессия - это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению.

Агрессия - это форма социального поведения, для которой характерно:

  1. наличие субъект - субъективного или объект - объективного взаимодействия; вне процесса общения агрессии не существует, и в этом смысле она рассматривается как патологическая форма межличностного взаимодействия ;

  2. наличие признака инициативы и направленности действий против конкретного человека или объекта;

  3. наличие цели, заключающейся в причинении вреда, нанесении ущерба;

  4. использование в качестве способа достижения цели непосредственного применения силы, угрозы ее применения или демонстрации превосходства в силе.

Все деструктивные (разрушительные) действия могут быть расценены как агрессия, они имеют общую психологическую природу, сходную мотивацию.

Агрессию необходимо дифференцировать с такими понятиями как:

Агрессивность - индивидуальная предрасположенность к агрессивному поведению, высокая вероятность проявления агрессии;

Враждебность - побуждение причинить вред другому человеку с поведенческим проявлением или без него, негативная установка, основанная на отрицательной оценке и суждениях.

Важно помнить, что агрессия - модель поведения, а не мотив или эмоция: эмоция - злость; мотив - стремление оскорбить или навредить.

Их наличие не является необходимым условием возникновения агрессии.

Концепция агрессии

Большинство теорий прохождения агрессии подпадают под одну из четырех категорий.

Агрессия как инстинктивное поведение. Психоаналитическая концепция рассматривает агрессивное поведение как врожденное.

Агрессия - это результат конфликта между саморазрушением и самосохранением, инстинкт смерти (З. Фрейд, 1920).

Эволюционный подход предполагает, что предрасположенность к агрессии является следствием естественного отбора, это проявление инстинкта борьбы, присущее всем живым существам, включая человека.

Агрессия как проявление побуждения. Теория фрустрации - агрессии Дж. Долларда (1939) заключается в том, что побуждение к агрессии является производной фрустрации:

- фрустрация всегда приводит к агрессии в какой - либо форме;

- агрессия всегда является результатом фрустрации.

Доллард считал, что для возникновения агрессии решающими и стимулирующими являются три фактора:

- степень ожидаемого удовлетворения от достижения цели;

- сила препятствия на пути достижения цели;

- количество последовательных фрустраций.

По Долларду, все акты агрессии играют роль катарсиса, снижая уровень побуждения к последующей агрессии. Угроза наказания только блокирует агрессивные действия, но побуждение остается и ведет к смещению агрессии, когда она проявляется не по отношению к фрустраторам. Агрессия может быть ослаблена посредством любого агрессивного действия, включая поведение, не связанное с причинением физического и морального ущерба окружающим.

Л. Берковиц модифицировал модель фрустрации - агрессии; он рассматривал фрустрацию как один из многих аверсивных стимулов (боль, дискомфорт, фрустрация), формирующих готовность к агрессивным действиям, которые проявляются, когда присутствуют соответствующие посылы - средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами. Берковиц считал, что агрессивное побуждение может ослабевать только при условии причинения ущерба фрустратору. Однако безуспешные попытки причинить вред фрустратору сами являются фрустрирующими и могут усиливать стремление к агрессии.

Согласно теории переноса возбуждения Зильманна, агрессия обусловлена возбуждением, связанным с раздражением симпатической нервной системы: учащением пульса, увеличением потоотделения, повышением артериального давления. Процесс переноса возбуждения заключается в том, что возбуждение от одного источника может накладываться (переноситься) на возбуждение от другого, усиливая или ослабляя силу эмоциональной реакции. Например, возбуждение от физической активности, фильмов с насилием, эротики, шума способствует возникновению и проявлению агрессивных реакций.

Агрессию как познавательный процесс. В своих более поздних работах 80 - х годов 20 в. Берковиц утверждал, что в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии лежат эмоциональные и познавательные процессы. Посылки к агрессии вовне не являются обязательным условием для ее возникновения. Блокировка достижения цели не будет побуждать к агрессии, если она не воспринимается как неприятное событие. Важна индивидуальная интерпретация негативного воздействия.

Агрессия как приобретенное социальное поведение. Согласно точки зрения А. Бондуры (1983), агрессия включает в себя сложные навыки, которым надо научиться. Соответственно, будучи приобретенной моделью социального поведения, она может подвергаться модификации. При этом подчеркивается роль социальных условий, изменение которых ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.

Варианты агрессивного поведения:

  1. Конструктивный - открытое проявление агрессивных побуждений в социально приемлемой форме с позитивным эффектом. Допускает развитие и изменение каждого индивида в группе, способствующей формированию деловых отношений.

  2. Деструктивный - прямое проявление агрессии, связанное с нарушением морально- этических норм и правил поведения, препятствующее развитию межличностных отношений и разрушающее их (делинквентное поведение).

  3. Дефицитарный, который характеризуется отсутствием достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков, что проявляется, в частности, в игнорировании окружающих и ограничении социальных контактов. Характерна для пациентов с психосоматическими заболеваниями.

Классификация видов агрессии

Агрессию можно описать на основании трех шкал:

  1. Физическая - вербальная;

  2. Активная - пассивная;

  3. Прямая - непрямая.

Их комбинации дают восемь возможных категорий агрессии. Например:

Распространение клеветы - вербальная, активная, непрямая;

отказ освободить место - физическая, пассивная, непрямая.

По признаку мотивированности различными целями:

  1. враждебная - приченение вреда;

  2. инструментальная, для которой нанесение ущерба не является самоцелью; она направлена на осуществление других желаний; например принуждение и самоутверждение (характерно для детей и подростков).

По вариантам реализации:

  1. конструктивная;

  2. деструктивная;

  3. дефицитарная.

Выделяют следующие причины агрессии:

Биологические: наследственность, отягощенная психическими заболеваниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм, а также ряда случаев инфекций, интоксикаций и т.д.;

Социальные: образование, наличие и характер выполняемой работы, семейное положение, общение в асоциальных группах и др.;

Психологические: эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, склонность к дисфориям, к эмоциям ярости и гнева. Могут иметь значение особенности самооценки, локуса контроля, характеристики мотивационной сферы, уровень социализации индивида со степенью интериоризации морально-этических и правовых норм.

Проявление агрессивного поведения определяется влиянием ряда социально- психологических факторов:

- личностных особенностей: повышенной раздражительности;

тенденции усматривать враждебность в чужих действиях; высокого локуса контроля, когда человек чувствует себя хозяином своей судьбы в любой ситуации; склонностью к чувству стыда;

- особенностей семейных отношений: сплоченности семьи или разлада; близости родителей и ребенка; характера взаимоотношений между братьями и сестрами; стиля семейного руководства (чрезмерно суровых наказаний, отсутствия контроля, опыта насилия);

- средств массовой информации (демонстрация насилия).

Научение агрессивному поведению под влиянием социально-психологических факторов происходит двумя путями: посредством прямого подкрепления (поощрения) и наблюдения агрессивных действий.

К внешним факторам, определяющим возникновение агрессии, относятся особенности среды или ситуации, которые могут повысить вероятность агрессивных действий, в частности физические условия:

- умеренно высокая температура воздуха по сравнению с очень жаркими или холодными температурными режимами;

- шум;

- теснота (скученность);

- загрязнение воздуха (дым, неприятные запахи).

Дополнительными внешними факторами являются, например, «насильственная» порнография, спорт с элементами насилия и т.п.

Превентивные меры и управление агрессией

Предотвращение агрессии - наказание, но при условии, что агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления. Оно должно быть достаточно суровым, следовать сразу же за агрессивными действиями и соответствовать определенным правилам.

Редуцирование агрессии - элиминация стимулирующих факторов - может происходить двумя путями:

  1. демонстрация неагрессивного поведения;

  2. индукция несовместимых с агрессией реакций (боль и страдания жертвы, юмор, умеренная энергетическая стимуляция, неожиданная похвала, подарок).

Психологический тест: «Самооценка психических состояний»

Предлагаю Вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние присуще, ставите 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

1

  1. не чувствую в себе уверенности.

  2. Часто из-за пустяков краснею.

  3. Мой сон беспокоен.

  4. Легко впадаю в уныние.

  5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

  6. Меня пугают трудности.

  7. Люблю копаться в своих недостатках.

  8. Меня легко убедить.

  9. Я мнительный.

10) Я с трудом переношу время ожидания.

2

  1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все - таки можно найти выход.

  2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

  3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

  4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

  5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

  6. Я нередко чувствую себя беззащитным.

  7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

  8. Я чувствую растерянность перед трудностями.

  9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по - детски, хочу, чтобы пожалели.

  10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

3

  1. Оставляю за собой последнее слово.

  2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

  3. Меня легко рассердить.

  4. Люблю делать замечания другим.

  5. Хочу быть авторитетом для других.

  6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

  7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

  8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

  9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

  10. Я мстителен.

4

  1. Мне трудно менять привычки.

  2. Нелегко переключать внимание.

  3. Очень настороженно отношусь ко всему новому.

  4. Меня трудно переубедить.

  5. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

  6. Нелегко сближаюсь с людьми.

  7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

  8. Нередко я проявляю упрямство.

  9. Неохотно иду на риск.

  10. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

  1. 1…10 вопрос - тревожность;

  2. 11…20 вопросов - фрустрация;

  3. 21…30 вопросов - агрессивность;

  4. 31…40 вопросов - ригидность.

Оценка и интерпретация баллов.



  1. Тревожность: 0…7 баллов - не тревожны; 8-14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15…20 баллов - очень тревожны.



  1. Фрустрация: 0…7 баллов - не имеет высокой самооценки, уступчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8…14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15…20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.



  1. Агрессивность: 0…7 баллов - вы спокойны, выдержанны; 8 - 14 баллов - средний уровень агрессивности; 15…20 баллов - вы агрессивны, не выдержанны, есть трудности при общении и работе с людьми.



  1. Ригидность: 0…7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость, 8…14 баллов - средний уровень; 15…20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

Вопросы для самоконтроля

С целью проверки полученных знаний ознакомьтесь с содержанием вопросов

(при необходимости используйте исходную информацию).

Ответьте на вопросы:

  1. В чем отличие уверенного и агрессивного поведения?

2.Какие теории и виды агрессивности вы можете выделить?

3.Охарактеризуйте психические состояния людей.

4.Что такое комплекс неполноценности? Можете ли вы осознать свой

жизненный сценарий?

5.Дайте определения понятиям «агрессия», «агрессивность» и «враждебность».

6.Каковы основные концепции агрессии?

7.Расскажите о классификации агрессии?

8.Каковы детерминанты агрессии?

9.Что такое превентивные меры и управления агрессии?



© 2010-2022