- Преподавателю
- Другое
- Разработка занятия (конспект+презентация) по курсу ОИК СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, 6 класс
Разработка занятия (конспект+презентация) по курсу ОИК СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, 6 класс
Раздел | Другое |
Класс | 6 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Бурдина И.П. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема занятия: Выбор книг. Справочная литература.
Возраст: 6 класс
Цель занятия: закрепление навыка самостоятельного выбора книг в библиотеке, обучение методам работы со справочной литературой.
Задачи:
-
Повторить основные правила расстановки книг в библиотеке.
-
Познакомиться со словарями, имеющейся в фонде библиотеки.
-
Ознакомить со справочным аппаратом справочной литературы.
-
Отработать на практике методы работы со справочной литературой
Оборудование: тематическая книжная выставка, конспект занятия, компьютер, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003, мультимедиа проектор.
Форма проведения: Практическая работа «Поиск по заданной теме».
этап
Содержание
Задачи
I
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами более подробно поговорим о справочной литературе, её многообразии и методах работы с нею. В конце урока мы проведём практическую работу, в ходе которой постараемся отработать навыки поиска информации с её помощью.
Введение в тему занятия, знакомство с целями и задачами урока
В начале нашего урока, мы с вами повторим правила самостоятельного выбора книг в библиотеке.
Скажите, пожалуйста, что необходимо знать для того, чтобы быстро и правильно найти в библиотеке книги, нужные вам?
(ответы учащихся)
Правильно, в первую очередь необходимо знать и помнить порядок и правила расстановки книг на полках.
А кто сможет рассказать нам об этом? (ответы учащихся)
Правильно. Достаточно знать, что:
-
Книги на полках стоят согласно библиотечно-библиографической классификации: строго по разделам.
-
Внутри разделов книги расположены в строгом алфавитном порядке.
-
Существуют тематические книжные выставки и тематические полки. (слайд №4)
Повторить основные правила расстановки книг в библиотеке.
А теперь давайте обратим внимание на одну из тематических полок, о которых мы с вами сегодня уже говорили сегодня. Называется она «Энциклопедии. Словари. Справочники».
Это и есть справочная литература, о которой сегодня пойдёт речь. (слайд №5)
Для начала, возьмём словарь С.И. Ожегова и найдём, что же означает слово «СЛОВАРЬ»
(учащимся выдаются словари, в которых они, в течение занятия ищут необходимые определения и термины)
Итак, «Словарь - собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык» (слайд №6)
Скажите, пожалуйста, а с какими словарями вы уже знакомы? (ответы учащихся)
Существуют словари различной тематики (слайд №7)
В фонде нашей школьной библиотеки вы можете найти словари:
-
Толковый
-
Энциклопедический
-
Фразеологический
-
Орфографический
-
Двуязычный
-
Терминологический
-
Синонимов
-
Омонимов
-
Антонимов
-
Морфем
-
Этимологический и т.д.
(Показать все словари, имеющиеся в фонде) (слайд №8)
А теперь давайте найдём определение «СПРАВОЧНИКА»
«Справочник - справочная книга, т.е. дающий сведения о чём-либо, полученное кем-нибудь после поисков, в ответ на запрос».
Например:
-
Русский язык
-
Математика
-
Справочник фотолюбителя
-
Русские писатели и т.д.
(Показать все справочники, имеющиеся в фонде) (слайд №9)
Самое главное, важное и полное издание, конечно же, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
«Энциклопедия - научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря» (слайд №10)
-
Большая энциклопедия
-
Техническая энциклопедия
-
Литературная энциклопедия
-
Школьная энциклопедия
-
Энциклопедия юного химика
-
Энциклопедия юного биолога
-
Энциклопедия юного лингвиста и т.д.
(Показать все энциклопедии, имеющиеся в фонде)
В последние годы появилось много детских энциклопедий различной тематики. Я уверена, что у многих из вас они есть дома.
(Дети рассказывают о том, какие энциклопедии есть у них дома).
Познакомиться со справочной литературой, имеющейся в фонде библиотеки.
А все ли умеют ими пользоваться? В первую очередь нужно посмотреть на название энциклопедии. Например, том «Животные» включает в себя статьи о различных животных; том «Искусство» - статьи по искусству (слайд №11)
Структура отдельных томов не всегда одинакова. Материал в них расположен по алфавиту или тематически. Каждый том имеет справочный аппарат. Это может быть:
-
Оглавление
-
Именной указатель
-
Тематический указатель
-
Предметный указатель
Эти указатели предназначены для того, чтобы можно было легко ориентироваться в огромном море информации, которая представлена в энциклопедии.
(слайд №12)
Ознакомить со справочным аппаратом справочной литературы.
Ход работы:
1. Каждому учащемуся, по очереди даётся поисковое задание.
2. Ребёнок, получивший задание, должен:
-
определиться, какое издание он возьмёт для работы
-
аргументировать свой выбор
3. В реальном времени найти искомый материал.
Все остальные учащиеся анализируют его работу, в случае неправильного выбора, подсказывают верное решение.
Примерные темы для поиска
-
Царь Пётр I
-
Композитор М.П.Мусоргский
-
Великая Отечественная война
-
С.Есенин
-
Пифагор
-
Планета Марс
-
Город Псков
-
Материк Африка
-
река Ангара
10.Акулы
11.Хвойные деревья
12.Император Наполеон Бонапарт
(слайд №13)
Практическая работа «Поиск по заданной теме».