• Преподавателю
  • Другое
  • Разработка занятия (конспект+презентация) по курсу ОИК СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, 6 класс

Разработка занятия (конспект+презентация) по курсу ОИК СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, 6 класс

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: Выбор книг. Справочная литература.

Возраст: 6 класс

Цель занятия: закрепление навыка самостоятельного выбора книг в библиотеке, обучение методам работы со справочной литературой.

Задачи:

  1. Повторить основные правила расстановки книг в библиотеке.

  2. Познакомиться со словарями, имеющейся в фонде библиотеки.

  3. Ознакомить со справочным аппаратом справочной литературы.

  4. Отработать на практике методы работы со справочной литературой

Оборудование: тематическая книжная выставка, конспект занятия, компьютер, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003, мультимедиа проектор.

Форма проведения: Практическая работа «Поиск по заданной теме».

этап

Содержание

Задачи

I

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами более подробно поговорим о справочной литературе, её многообразии и методах работы с нею. В конце урока мы проведём практическую работу, в ходе которой постараемся отработать навыки поиска информации с её помощью.

Введение в тему занятия, знакомство с целями и задачами урока

В начале нашего урока, мы с вами повторим правила самостоятельного выбора книг в библиотеке.

Скажите, пожалуйста, что необходимо знать для того, чтобы быстро и правильно найти в библиотеке книги, нужные вам?

(ответы учащихся)

Правильно, в первую очередь необходимо знать и помнить порядок и правила расстановки книг на полках.

А кто сможет рассказать нам об этом? (ответы учащихся)

Правильно. Достаточно знать, что:

  1. Книги на полках стоят согласно библиотечно-библиографической классификации: строго по разделам.

  2. Внутри разделов книги расположены в строгом алфавитном порядке.

  3. Существуют тематические книжные выставки и тематические полки. (слайд №4)

Повторить основные правила расстановки книг в библиотеке.

А теперь давайте обратим внимание на одну из тематических полок, о которых мы с вами сегодня уже говорили сегодня. Называется она «Энциклопедии. Словари. Справочники».

Это и есть справочная литература, о которой сегодня пойдёт речь. (слайд №5)

Для начала, возьмём словарь С.И. Ожегова и найдём, что же означает слово «СЛОВАРЬ»

(учащимся выдаются словари, в которых они, в течение занятия ищут необходимые определения и термины)

Итак, «Словарь - собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык» (слайд №6)

Скажите, пожалуйста, а с какими словарями вы уже знакомы? (ответы учащихся)

Существуют словари различной тематики (слайд №7)

В фонде нашей школьной библиотеки вы можете найти словари:

  • Толковый

  • Энциклопедический

  • Фразеологический

  • Орфографический

  • Двуязычный

  • Терминологический

  • Синонимов

  • Омонимов

  • Антонимов

  • Морфем

  • Этимологический и т.д.

(Показать все словари, имеющиеся в фонде) (слайд №8)

А теперь давайте найдём определение «СПРАВОЧНИКА»

«Справочник - справочная книга, т.е. дающий сведения о чём-либо, полученное кем-нибудь после поисков, в ответ на запрос».

Например:

  • Русский язык

  • Математика

  • Справочник фотолюбителя

  • Русские писатели и т.д.

(Показать все справочники, имеющиеся в фонде) (слайд №9)

Самое главное, важное и полное издание, конечно же, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.

«Энциклопедия - научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря» (слайд №10)

  • Большая энциклопедия

  • Техническая энциклопедия

  • Литературная энциклопедия

  • Школьная энциклопедия

  • Энциклопедия юного химика

  • Энциклопедия юного биолога

  • Энциклопедия юного лингвиста и т.д.

(Показать все энциклопедии, имеющиеся в фонде)

В последние годы появилось много детских энциклопедий различной тематики. Я уверена, что у многих из вас они есть дома.

(Дети рассказывают о том, какие энциклопедии есть у них дома).

Познакомиться со справочной литературой, имеющейся в фонде библиотеки.

А все ли умеют ими пользоваться? В первую очередь нужно посмотреть на название энциклопедии. Например, том «Животные» включает в себя статьи о различных животных; том «Искусство» - статьи по искусству (слайд №11)

Структура отдельных томов не всегда одинакова. Материал в них расположен по алфавиту или тематически. Каждый том имеет справочный аппарат. Это может быть:

  • Оглавление

  • Именной указатель

  • Тематический указатель

  • Предметный указатель

Эти указатели предназначены для того, чтобы можно было легко ориентироваться в огромном море информации, которая представлена в энциклопедии.

(слайд №12)

Ознакомить со справочным аппаратом справочной литературы.

Ход работы:

1. Каждому учащемуся, по очереди даётся поисковое задание.

2. Ребёнок, получивший задание, должен:

  1. определиться, какое издание он возьмёт для работы

  2. аргументировать свой выбор

3. В реальном времени найти искомый материал.

Все остальные учащиеся анализируют его работу, в случае неправильного выбора, подсказывают верное решение.

Примерные темы для поиска

  1. Царь Пётр I

  2. Композитор М.П.Мусоргский

  3. Великая Отечественная война

  4. С.Есенин

  5. Пифагор

  6. Планета Марс

  7. Город Псков

  8. Материк Африка

  9. река Ангара

10.Акулы

11.Хвойные деревья

12.Император Наполеон Бонапарт

(слайд №13)

Практическая работа «Поиск по заданной теме».


© 2010-2022