Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте

Всем известно, что показателем речевого развития ребенка является развитие фонематического слуха – умение узнавать и различать звуки на слух. Как же определить умеет ли ребенок различать звуки, замечает ли их в словах? Поиграйте с ребенком в звуки! Я использую игровые моменты, направленные на развитие фонематического слуха и формирование звукового анализа, которые позволяют закрепить свойственный детям интерес к звуковой стороне речи.   Дети этого возраста внимательны к звуковой стороне мира, лю...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль игры

в подготовке детей к обучению грамоте

Всем известно, что показателем речевого развития ребенка является развитие фонематического слуха - умение узнавать и различать звуки на слух. Как же определить умеет ли ребенок различать звуки, замечает ли их в словах? Поиграйте с ребенком в звуки!

Я использую игровые моменты, направленные на развитие фонематического слуха и формирование звукового анализа, которые позволяют закрепить свойственный детям интерес к звуковой стороне речи.

Дети этого возраста внимательны к звуковой стороне мира, любят подражать жужжанию мухи, скрипу двери, кваканью лягушки - всему живому и неживому, что звучит.

Посмотрите, на первый взгляд обыкновенный кубик, но для детей это «Волшебный кубик» с картинкой на каждой грани. Ребенок бросает кубик и произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись». Увидев картинку, он изображает то, что нарисовано на верхней грани и произносит соответствующий звук: песенка водички с-с-с, песенка комара з-з-з, большого и маленького комарика и т.д.

Игра «Эхо» - ребенок повторяет за взрослым слово с выделением какого-либо звука.

Игра «Кот в мешке» - найти предмет и назвать, на какой звук начинается.

Игра «Лишние слова» - из четырех-пяти слов убрать слово, в котором нет определенного звука.

При формировании понятий «гласный» и «согласный» звук этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т.е. малыш оперирует в основном образами, а не понятиями. Для решения этой проблемы я использую специальный наглядно-дидактический материал, который поможет ребенку - дошкольнику связать образ и понятие в единое целое.

Я «одушевляю» «Веселого языка», который при произношении гласного звука свободно и весело чувствует себя в своем домике - во рту. А при произношении согласного звука у него постоянно появляются преграды: то сомкнуты губы или зубы, то язычок упирается в небо-потолок. И обращаю внимание детей на плакат - подсказку (изображение положения губ при произношении гласных и согласных звуков).

Затем на наших занятиях появляются два мальчика в синем и зеленом костюмах. Они братишки, очень похожи. Только один строгий, другой ласковый. И у каждого есть свои любимые звуки. Дети, выделяя первый звук в слове, находят картинки для строго мальчика и ласкового. Так усваиваются понятия «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»


С этой же целью использую пособие «Замки для звуков». Это многофункциональное пособие. Вначале знакомим с гласным и согласным звуком.

Содержание: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну звуков. Звуки живут в двух замках - Гласном замке красного цвета и Согласном замке сине-зеленого цвета. В Гласном замке дверь всегда открыта, звуки могут свободно выходить из него. Так происходит и в речи: когда мы произносим гласные звуки, воздух изо рта выходит, свободно, ему ничто не мешает. В Согласном замке выход закрыт решеткой, чтобы выйти, звуки должны преодолеть это препятствие. Когда мы произносим согласные звуки, воздух, выходя изо рта, должен преодолеть преграду, которую образуют губы, зубы, язык».

С помощью этого же пособия закрепляем понятия «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук» на основе тактильных ощущений: - Согласный замок состоит из двух половинок. Одна половина синяя, там живут «твердые согласные звуки» и к этому замку ведет твердая дорожка.

В зеленой половинке замка живут «мягкие согласные звуки» и они любят гулять по мягкой дорожке.

Составлять схемы модели слов помогают игры с кубиками, грани которых окрашены в красный, синий и зеленый цвет. С кубиками можно действовать как за столом, так и на ковре; строить модели слов по горизонтали и башенками; убирать, подставлять и менять звук, получая новое слово. Таким образом, происходит словоизменение.

Особая сложность обучения чтению в русском языке заключается в том, что букв в нашем алфавите меньше, чем звуков. Пары твердых и мягких согласных обозначаются одной и той же буквой. Например, слово Маша и Миша начинаются с разных звуков - «м» и «мь», но обозначаются одной и той же буквой. Что же указывает человеку на то, как эту букву прочесть? Следующая гласная буква. Способ чтения прямого слога заключается в том, что мы читаем как бы «задом наперед», читающий должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести взгляд на согласную и произнести ее твердо или мягко в зависимости от гласной. Человек, хорошо владеющий навыком чтение, делает это настолько быстро, что проследить за этим процессом практически невозможно. А вот начинающий читать ребенок этому действию должен быть специально научен. И поэтому в процессе обучения мы на подготовленном плакате отмечаем, какая буква дружит с твердым согласным, а какая с мягким согласным.

А затем опять возвращаемся к «замкам для звуков». В игре, придумывая сказочные сюжеты, закрепляем, какие буквы будут гостить в синем замке, а какие - в зеленом, какие буквы будут гулять по твердой дорожке, а какие - по мягкой.

Многие родители недоумевают, что дети уже хорошо узнают почти все буквы, а читать не хотят, не смотря на все старания взрослых. Но дело в том, что чтение и узнавание отдельных букв - совершенно разные процессы. Основой чтения является не только и не столько «узнавание», сколько подробная зрительная дифференцировка, сложнейшие механизмы сличения и различения, близких по конфигурации элементов и букв. При этом время такого различения должно быть достаточно коротким, иначе забывается предыдущая буква, и чтение становится невозможным или очень затруднительным. Подобные трудности часто и определяют «нежелание» ребенка читать.

В этот период целесообразно не заставлять малышей читать, а помочь им дифференцировать и различать буквы. Очень полезным может быть следующее игровое задание: «Сложи букву из частей». Начинать следует со складывания одной буквы, затем можно «перепутать» части двух разных по конфигурации букв, затем двух близких по конфигурации букв. Такая работа не только интересна, но и очень эффективна, так как способствует формированию тех функций, которые необходимы для чтения.

Игра «Что выберет Катя» развивает навыки звукобуквенного анализа, зрительного внимания и восприятия.

Я повторюсь, что чтение требует от детей умения держать в поле зрения все слово. В своей практике я использую круговые тренажеры. Вращая круг, ребенок должен видеть картинку и подбирать к ней модель, что концентрирует внимание, тренирует зрительную ориентацию. Такие же тренажеры использую для чтения слогов, где на большом круге обозначены согласные буквы, а на маленьком гласные.

Важно не научить ребенка читать, а развивать его речь, способность различать звуки; не научить писать, а создать условия для развития координированных движений рук и пальцев. Такие упражнения чередуются с гимнастикой для пальчиков, которую так же обыграем, используя речевое сопровождение. Например, «Повстречались».

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»

Два щенка: «Ав-ав!»

Два жеребенка: «Иго-го!»

Два тигренка: «Р-р-р!»

Два быка: «Му-у!»

Смотри, какие рога.

Еще считаю целесообразным соединять дидактические игры и задания с движением, что снимает нагрузку, связанную с сидением, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний.

Подвижные игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение. Проводя игру, нужно стремиться к тому, чтобы дети могли достичь игровой цели только усвоив программный материал. Например, в игре «Кто быстрее построит пирамиду» участники только в том случае построят пирамиду правильно, если сумеют проанализировать слова по звуковому составу.

В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Например, в игре «Кто скорее перенесет предметы», они самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные те, названия которых начинаются с тех или иных звуков, самостоятельно переносят их в определенное место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки.

Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию.

Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности обучения.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильного применения научно выверенных игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить то, что будет основой в дальнейшем обучении в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу - имеется в виду на количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода - школьного детства.


© 2010-2022