- Преподавателю
- Другое
- Программа рабочая Введение в специальность
Программа рабочая Введение в специальность
Раздел | Другое |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шатских Е.В. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА
Введение в специальность
(наименование дисциплины)
-
1.1 Область применения программы
Рабочая программа факультатива является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по специальности ( профессии) СПО 43.02.02 Парикмахерское искусство.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Рабочая программа реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям СПО
43.02.02 Парикмахерское искусства
с получением среднего (полного) общего образования, разработанной соответствии с требованиями ФГОС СПО. Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС СПО в части реализации среднего (полного) общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины студент должен: иметь представление:
- о месте специальности в социально-экономической сфере;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать знания дисциплины «Введение в специальность» в процессе освоения специальности.
В результате освоения дисциплины, обучающихся должен знать:
-
общую характеристику специальности;
- требования к уровню подготовки специалиста в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;
-
организацию и обеспечение образовательного процесса;
-
формы и методы самостоятельной работы;
основы информационной культуры студента
Результатом освоения программы обще профессиональной дисциплины является овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.3.
Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг.
ПК 1.4.
Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов парикмахерских услуг.
ПК 3.1.
Внедрять новые технологии и тенденции моды.
ПК 3.4.
Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК6.
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК7.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9.
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося- 70часов,
включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -70часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№
Виды учебной работы
Объем часов
1.
Максимальная учебная нагрузка (всего)
70
2.
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
70
в том числе:
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
3.
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
-
Итоговой аттестации нет
1.5 Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в специальность» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования на базе общего среднего образования.
Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к специалисту в плане его самостоятельности, компетентности, конкурентоспособности на рынке труда. Немаловажную роль в формировании качеств современного специалиста приобретают факторы коммуникабельности, толерантности. Обострение общей ситуации развития молодых людей затрудняет процесс их профессионального самоопределения.
Цель изучения дисциплины - помочь студентам в объективной оценке собственных склонностей и способностей, построении адекватных представлений о профессиональных перспективах.
Задачи изучения дисциплины:
-
показать студенту значение и необходимость специальности в современном обществе;
-
роль и место специалиста в правовом государстве;
-
научить студента учиться избранной специальности.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен: иметь представление:
- о месте специальности в социально-экономической сфере; знать:
-
общую характеристику специальности;
- требования к уровню подготовки специалиста в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;
-
организацию и обеспечение образовательного процесса;
-
формы и методы самостоятельной работы;
- основы информационной культуры студента;
- сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
-типичные и особенные требования работодателя к работнику (в соответствии с будущей профессией).
уметь:
- использовать знания дисциплины «Введение в специальность» в процессе освоения специальности.
Программа состоит из трех модульных блоков. В первом модульном блоке рассматриваются психологические основы учебно-профессиональной деятельности, раскрывается сущность и структура профессиональной деятельности, психологические аспекты требований к профессионалу, прорабатываются аспекты самооценки, мотивации учебно-профессиональной деятельности, профессиональные личностные мифы.
Второй модульный блок нацелен на формирование четких профессиональных ориентиров, на проектирование вероятностного профессионального будущего и развитие навыков и способностей, необходимых для выработки индивидуальных эффективных стратегий профессионального поведения.
В третьем модульном блоке освещаются основы профессиональной деятельности по направлению профессиональной подготовки.
В результате реализации психологической составляющей данной программы студенты приобретают основы знаний об учебно-профессиональной деятельности, знакомятся с ролью адекватной самооценки для специалиста в перспективе развития, приобретают навыки планирования профессионального будущего, ценностных профессиональных ориентации, планирования целей и построения эффективной стратегии их достижения, существенно влияющих на изменение результативных и качественных характеристик профессионального обучения.
Изучение дисциплины предполагает сочетание приобретения теоретических знаний и практических навыков через применение коммуникативной технологии и технологии личностного роста, предполагающей организацию индивидуальной, парной и групповой конструктивно-познавательной деятельности студентов. Составной частью практического содержания программы является организация игровой деятельности как условия освоения основных средств социализации и адаптации к обстоятельствам жизни.
Программа рассчитана на 70 аудиторных часов.
Итоговой аттестации нет.
Тематический план и содержание факультатива «Введение в специальность»
для специальностей 43.01.02 Парикмахерское искусство
форма обучения - очная
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятие, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Дата
Самостоятельная работа
Уровень освоения
Тема 1
Психологические основы профессиональной деятельности
3
4
5
6
Под тема, содержание учебного материала
2
1.1
Проблематика профессионального самоопределения личности.
2-2
1.2
Самопознание как основа успешного профессионального самоопределения.
2-4
2
1.3
Требования к профессионально-личностным качествам специалиста.
2-6
2
1.4
Преимущество профессии.
2-8
1.5
Жизненные и профессиональные ценности.
2-10
1.6
Психологические особенности представления себя при встрече с работодателем.
2-12
1.7
Психологическое тестирование при приеме на работу.
2-14
1.8
Правила эффективного поведения при встрече с работодателем.
2-16
1.9
Роль уверенности в себе в профессиональной эффективности специалиста.
2-18
Тема 2
Личностный компонент модели специалиста
2.1
Профессионально-личностная компетентность.
2-20
2
2.2
Профессионально-личностные мифы.
2-22
3
2.3
Профессионально-личностные цели и ценности.
2-24
2
2.4
Профессиональная самопрезентация.
2-26
2.5
Профессионально значимые качества специалиста.
2-28
2.6
Профессиональная карьера.
2-30
2.7
Профессиональная Я-концепция.
2-32
2.8
Роль ценностей в профессиональном развитии.
2-34
Тема 3
Основы профессиональной деятельности (по направлению профессиональной подготовки).
2
3.7
Медицинские противопоказания.
2-48
3.8
Условие труда.
2-50
3.9
Область применения профессии.
2-52
3.10
Перспективы карьерного роста и организации бизнеса.
2-54
3.11
Сущность профессиональной деятельности в рамках профессии.
2-56
3.12
Требования работодателей и возможности трудоустройства.
2-58
3.13
Социальное значение профессиональной деятельности в рамках профессии/специальности.
2-60
3.14
Общепрофессиональные личностные качества специалиста.
2-62
3.15
Роль способности к целеполаганию в профессионально-личностной самореализации.
2-64
3.16
Структура и сущность профессиональной деятельности (по специальности).
2-66
3.17
Компетентность, компетенция специалиста.
2-68
3.18
Контрольная работа: тест на проверку понимания содержания профессиональной деятельности, сущности и
социальной значимости профессии \ специальности.
2-70
Всего
70
Итоговой аттестации нет
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и состоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
Содержание дисциплины
Психологические основы профессиональной деятельности
Проблематика профессионального самоопределения личности.
Значимость самопознания в личностном и профессиональном развитии. Определение собственных жизненных целей. Мотивация на практическую работу в рамках курса.
Основные понятия: Самопознание, профессиональное самоопределение, жизненные цели.
Студенты должны иметь представление: о современном состоянии системы профессионального образования и рынка труда, проблемах профессионального самоопределения студентов на современном этапе, значении самопознания в профессионально-личностном развитии личности.
Самопознание как основа успешного профессионального самоопределения
Ознакомление с техникой самопознания. Формирование положительной самооценки и готовности нести ответственность за свои поступки. Формирование адекватности самооценки и самоощущения в позиции студента. Создание условий для коррекции позиции, роли, понимания различных точек зрения, осмысленности позиции студента.
Основные понятия: Самопознание, самооценка, социальная роль, жизненная позиция.
Студенты должны иметь представление: о сущности самопознания и его роли в профессиональном самоопределении личности.
Студенты должны приобрести навыки: самодиагностики и самоанализа.
Требования к профессионально-личностным качествам специалиста
Формирование цельного представления о сущности профессиональной деятельности, позитивных и негативных ее особенностях, личности профессионала. «Кооперация» позиций. Прояснение профессиональных установок.
Основные понятия: Профессионально-личностная модель (ПЛМ); профессионально-значимые личностные качества специалиста (ПЗЛКС).
Студенты должны иметь представление: о профессионально-значимых качествах специалиста, структуре профессиональной деятельности.
Студенты должны приобрести навыки: совместной групповой деятельности.
Личностный компонент модели специалиста Профессионально-личностная компетентность
Прояснение «Я-концепции». Исследование индивидуальных особенностей самооценки. Коррекция самооценки. Формирование позитивного самоотношения. Развитие умения выявлять и анализировать свои психологические характеристики, сильные стороны своей личности и опираться на них. Мотивация на самосовершенствование.
Основные понятия: Я-концепция; Я-идеальное; самооценка; компетентность; компетенция; профессиональный профиль.
Студенты должны иметь представление: о компетентности и компетенции специалиста, собственной Я-концепции, особенностях своей самооценки;
Студенты должны приобрести навыки: самодиагностики и самоанализа психологических характеристик.
Профессионально-личностные мифы
Развитие навыков рефлексии. Расширение самосознания. Формирование вероятностного мышления. Структурирование, корректировка профессионально-личностного мифа.
Основные понятия: образ; символ; метафора; миф.
Студенты должны приобрести навыки: рефлексии, самоанализа, вероятностного прогнозирования, ассоциативного мышления.
Профессионально-личные цели и ценности
Прояснение своих потребностей и личностных целей. Развитие способности целеполагания, уверенности в достижимости поставленных целей. Прояснение ценностно-смысловой сферы и ее развитие. Прояснение своих жизненных и профессиональных ценностей, при необходимости внесение в них корректив. Построение возможных вариантов будущего посредством конструктивно-познавательной деятельности. Развитие навыков рефлексии, целеполагания. Планирование индивидуальной профессиональной карьеры.
Основные понятия: ценность; цель; целеполагание, жизненная стратегия; профессиональная карьера.
Студенты должны иметь представление: о собственных личностных и профессиональных ценностях, целях, мотивах.
Студенты должны приобрести навыки: планирования личного и профессионального будущего, целеполагания;
Студенты должны уметь: проводить рефлексию, самоанализ, самопознание.
2.4. Профессиональная самопрезентация. Подготовка к встрече с работодателем
Самопрезентация. Психологическое тестирование. Резюме.
Студенты должны иметь представление: о психологических особенностях представления себя при встрече с работодателем, необходимой документации, составлении резюме, психологическом тестиро
Список литературы:
1.Столяренко, Л.Д. Психология: учебник. / Л.Д.Столяренко. - М. [и др.]: ПИТЕР,
2012г. - 592 с.
Дополнительная литература:
-
Немов, Р.С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - М.: Юрайт-Издат, 2010г.. - 639 с.
-
Гайнутдинов, И.К. Психология: учебное пособие. / И.К.Гайнутдинов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 348 с.
-
Макарова, И.В. Психология: конспект лекций. / И.В.Макарова. - М.: Высшее образование, 2011г.. - 237 с.
-
Никандров, В.В. Психология: учебник. В.В.Никандров. - М.: Велби, Проспект, 2013г. - 912 с.
-
Петровский, А.В. Психология: учебник./ А.В.Петровский. - М.: Академия, 2014г.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-использовать знания дисциплины «Введение в специальность» в процессе освоения специальности.
Наблюдение и оценка в ходе выполнения теоретических занятий.
Знания:
-
общую характеристику специальности;
Тестирование, устный и письменный опрос оценка выполнения практического задания..
- требования к уровню подготовки специалиста в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;
Тестирование, устный и письменный опрос оценка выполнения практического задания..
-основы информационной культуры студента;
Тестирование, устный и письменный опрос,
оценка выполнения практического задания,
- сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
Тестирование, устный и письменный опрос,
оценка выполнения практического задания,.
-типичные и особенные требования работодателя к работнику (в соответствии с будущей профессией).
Тестирование, устный и письменный опрос,
оценка выполнения практического задания,. Контрольная раба.
- оценки социальной значимости своей будущей профессии;
Тестирование, устный и письменный опрос,
оценка выполнения практического задания. Контрольная раба.
2