Программа рабочая Введение в специальность

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА

Введение в специальность

(наименование дисциплины)

  1. 1.1 Область применения программы

Рабочая программа факультатива является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС

по специальности ( профессии) СПО 43.02.02 Парикмахерское искусство.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:

Рабочая программа реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям СПО

43.02.02 Парикмахерское искусства

с получением среднего (полного) общего образования, разработанной соответствии с требованиями ФГОС СПО. Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС СПО в части реализации среднего (полного) общего образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины студент должен: иметь представление:

- о месте специальности в социально-экономической сфере;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать знания дисциплины «Введение в специальность» в процессе освоения специальности.

В результате освоения дисциплины, обучающихся должен знать:

  • общую характеристику специальности;

- требования к уровню подготовки специалиста в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;

  • организацию и обеспечение образовательного процесса;

  • формы и методы самостоятельной работы;

основы информационной культуры студента

Результатом освоения программы обще профессиональной дисциплины является овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.3.

Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг.

ПК 1.4.

Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов парикмахерских услуг.

ПК 3.1.

Внедрять новые технологии и тенденции моды.

ПК 3.4.

Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы

учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося- 70часов,

включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -70часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

1.

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

2.

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

70


в том числе:



Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-

3.

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

Итоговой аттестации нет


1.5 Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в специальность» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования на базе общего среднего образования.

Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к специалисту в плане его самостоятельности, компетентности, конкурентоспособности на рынке труда. Немаловажную роль в формировании качеств современного специалиста приобретают факторы коммуникабельности, толерантности. Обострение общей ситуации развития молодых людей затрудняет процесс их профессионального самоопределения.

Цель изучения дисциплины - помочь студентам в объективной оценке собственных склонностей и способностей, построении адекватных представлений о профессиональных перспективах.

Задачи изучения дисциплины:

  • показать студенту значение и необходимость специальности в современном обществе;

  • роль и место специалиста в правовом государстве;

  • научить студента учиться избранной специальности.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен: иметь представление:

- о месте специальности в социально-экономической сфере; знать:

  • общую характеристику специальности;

- требования к уровню подготовки специалиста в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;

  • организацию и обеспечение образовательного процесса;

  • формы и методы самостоятельной работы;

- основы информационной культуры студента;

- сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

-типичные и особенные требования работодателя к работнику (в соответствии с будущей профессией).

уметь:

- использовать знания дисциплины «Введение в специальность» в процессе освоения специальности.

Программа состоит из трех модульных блоков. В первом модульном блоке рассматриваются психологические основы учебно-профессиональной деятельности, раскрывается сущность и структура профессиональной деятельности, психологические аспекты требований к профессионалу, прорабатываются аспекты самооценки, мотивации учебно-профессиональной деятельности, профессиональные личностные мифы.

Второй модульный блок нацелен на формирование четких профессиональных ориентиров, на проектирование вероятностного профессионального будущего и развитие навыков и способностей, необходимых для выработки индивидуальных эффективных стратегий профессионального поведения.

В третьем модульном блоке освещаются основы профессиональной деятельности по направлению профессиональной подготовки.

В результате реализации психологической составляющей данной программы студенты приобретают основы знаний об учебно-профессиональной деятельности, знакомятся с ролью адекватной самооценки для специалиста в перспективе развития, приобретают навыки планирования профессионального будущего, ценностных профессиональных ориентации, планирования целей и построения эффективной стратегии их достижения, существенно влияющих на изменение результативных и качественных характеристик профессионального обучения.

Изучение дисциплины предполагает сочетание приобретения теоретических знаний и практических навыков через применение коммуникативной технологии и технологии личностного роста, предполагающей организацию индивидуальной, парной и групповой конструктивно-познавательной деятельности студентов. Составной частью практического содержания программы является организация игровой деятельности как условия освоения основных средств социализации и адаптации к обстоятельствам жизни.

Программа рассчитана на 70 аудиторных часов.

Итоговой аттестации нет.

Тематический план и содержание факультатива «Введение в специальность»

для специальностей 43.01.02 Парикмахерское искусство

форма обучения - очная


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятие, самостоятельная работа обучающихся


Объем часов

Дата

Самостоятельная работа

Уровень освоения







Тема 1

Психологические основы профессиональной деятельности

3

4

5

6


Под тема, содержание учебного материала





2


1.1

Проблематика профессионального самоопределения личности.

2-2





1.2

Самопознание как основа успешного профессионального самоопределения.

2-4



2


1.3

Требования к профессионально-личностным качествам специалиста.

2-6



2


1.4

Преимущество профессии.

2-8





1.5

Жизненные и профессиональные ценности.

2-10





1.6

Психологические особенности представления себя при встрече с работодателем.

2-12





1.7

Психологическое тестирование при приеме на работу.

2-14





1.8

Правила эффективного поведения при встрече с работодателем.

2-16





1.9

Роль уверенности в себе в профессиональной эффективности специалиста.

2-18




Тема 2


Личностный компонент модели специалиста






2.1

Профессионально-личностная компетентность.

2-20



2


2.2

Профессионально-личностные мифы.

2-22



3


2.3

Профессионально-личностные цели и ценности.

2-24



2



2.4

Профессиональная самопрезентация.

2-26





2.5

Профессионально значимые качества специалиста.

2-28





2.6

Профессиональная карьера.

2-30





2.7

Профессиональная Я-концепция.

2-32





2.8

Роль ценностей в профессиональном развитии.

2-34




Тема 3

Основы профессиональной деятельности (по направлению профессиональной подготовки).




2


3.7

Медицинские противопоказания.

2-48




3.8

Условие труда.

2-50



3.9

Область применения профессии.

2-52



3.10

Перспективы карьерного роста и организации бизнеса.

2-54



3.11

Сущность профессиональной деятельности в рамках профессии.

2-56



3.12

Требования работодателей и возможности трудоустройства.

2-58



3.13

Социальное значение профессиональной деятельности в рамках профессии/специальности.

2-60



3.14

Общепрофессиональные личностные качества специалиста.

2-62



3.15

Роль способности к целеполаганию в профессионально-личностной самореализации.

2-64



3.16

Структура и сущность профессиональной деятельности (по специальности).

2-66



3.17

Компетентность, компетенция специалиста.

2-68



3.18

Контрольная работа: тест на проверку понимания содержания профессиональной деятельности, сущности и

социальной значимости профессии \ специальности.

2-70




Всего

70




Итоговой аттестации нет

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и состоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.




Содержание дисциплины

Психологические основы профессиональной деятельности

Проблематика профессионального самоопределения личности.

Значимость самопознания в личностном и профессиональном развитии. Определение собственных жизненных целей. Мотивация на практическую работу в рамках курса.

Основные понятия: Самопознание, профессиональное самоопределение, жизненные цели.

Студенты должны иметь представление: о современном состоянии системы профессионального образования и рынка труда, проблемах профессионального самоопределения студентов на современном этапе, значении самопознания в профессионально-личностном развитии личности.

Самопознание как основа успешного профессионального самоопределения

Ознакомление с техникой самопознания. Формирование положительной самооценки и готовности нести ответственность за свои поступки. Формирование адекватности самооценки и самоощущения в позиции студента. Создание условий для коррекции позиции, роли, понимания различных точек зрения, осмысленности позиции студента.

Основные понятия: Самопознание, самооценка, социальная роль, жизненная позиция.

Студенты должны иметь представление: о сущности самопознания и его роли в профессиональном самоопределении личности.

Студенты должны приобрести навыки: самодиагностики и самоанализа.

Требования к профессионально-личностным качествам специалиста

Формирование цельного представления о сущности профессиональной деятельности, позитивных и негативных ее особенностях, личности профессионала. «Кооперация» позиций. Прояснение профессиональных установок.

Основные понятия: Профессионально-личностная модель (ПЛМ); профессионально-значимые личностные качества специалиста (ПЗЛКС).

Студенты должны иметь представление: о профессионально-значимых качествах специалиста, структуре профессиональной деятельности.

Студенты должны приобрести навыки: совместной групповой деятельности.


Личностный компонент модели специалиста Профессионально-личностная компетентность

Прояснение «Я-концепции». Исследование индивидуальных особенностей самооценки. Коррекция самооценки. Формирование позитивного самоотношения. Развитие умения выявлять и анализировать свои психологические характеристики, сильные стороны своей личности и опираться на них. Мотивация на самосовершенствование.

Основные понятия: Я-концепция; Я-идеальное; самооценка; компетентность; компетенция; профессиональный профиль.

Студенты должны иметь представление: о компетентности и компетенции специалиста, собственной Я-концепции, особенностях своей самооценки;

Студенты должны приобрести навыки: самодиагностики и самоанализа психологических характеристик.

Профессионально-личностные мифы

Развитие навыков рефлексии. Расширение самосознания. Формирование вероятностного мышления. Структурирование, корректировка профессионально-личностного мифа.

Основные понятия: образ; символ; метафора; миф.

Студенты должны приобрести навыки: рефлексии, самоанализа, вероятностного прогнозирования, ассоциативного мышления.

Профессионально-личные цели и ценности

Прояснение своих потребностей и личностных целей. Развитие способности целеполагания, уверенности в достижимости поставленных целей. Прояснение ценностно-смысловой сферы и ее развитие. Прояснение своих жизненных и профессиональных ценностей, при необходимости внесение в них корректив. Построение возможных вариантов будущего посредством конструктивно-познавательной деятельности. Развитие навыков рефлексии, целеполагания. Планирование индивидуальной профессиональной карьеры.

Основные понятия: ценность; цель; целеполагание, жизненная стратегия; профессиональная карьера.

Студенты должны иметь представление: о собственных личностных и профессиональных ценностях, целях, мотивах.

Студенты должны приобрести навыки: планирования личного и профессионального будущего, целеполагания;

Студенты должны уметь: проводить рефлексию, самоанализ, самопознание.


2.4. Профессиональная самопрезентация. Подготовка к встрече с работодателем

Самопрезентация. Психологическое тестирование. Резюме.

Студенты должны иметь представление: о психологических особенностях представления себя при встрече с работодателем, необходимой документации, составлении резюме, психологическом тестиро














Список литературы:

1.Столяренко, Л.Д. Психология: учебник. / Л.Д.Столяренко. - М. [и др.]: ПИТЕР,

2012г. - 592 с.

Дополнительная литература:

  1. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - М.: Юрайт-Издат, 2010г.. - 639 с.

  2. Гайнутдинов, И.К. Психология: учебное пособие. / И.К.Гайнутдинов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 348 с.

  3. Макарова, И.В. Психология: конспект лекций. / И.В.Макарова. - М.: Высшее образование, 2011г.. - 237 с.

  4. Никандров, В.В. Психология: учебник. В.В.Никандров. - М.: Велби, Проспект, 2013г. - 912 с.

  5. Петровский, А.В. Психология: учебник./ А.В.Петровский. - М.: Академия, 2014г.











КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

-использовать знания дисциплины «Введение в специальность» в процессе освоения специальности.

Наблюдение и оценка в ходе выполнения теоретических занятий.

Знания:


  • общую характеристику специальности;

Тестирование, устный и письменный опрос оценка выполнения практического задания..

- требования к уровню подготовки специалиста в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;

Тестирование, устный и письменный опрос оценка выполнения практического задания..

-основы информационной культуры студента;

Тестирование, устный и письменный опрос,

оценка выполнения практического задания,

- сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

Тестирование, устный и письменный опрос,

оценка выполнения практического задания,.

-типичные и особенные требования работодателя к работнику (в соответствии с будущей профессией).

Тестирование, устный и письменный опрос,

оценка выполнения практического задания,. Контрольная раба.

- оценки социальной значимости своей будущей профессии;

Тестирование, устный и письменный опрос,

оценка выполнения практического задания. Контрольная раба.



2


© 2010-2022