Статья Взаимодействие педагога дополнительного образования и семьи в УДО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Взаимодействие педагога дополнительного образования и семьи в УДО»

Обновление системы образования обусловило необходимость активизации взаимодействия образовательного учреждения с семьей. В семье дети находят примеры для подражания, здесь происходит их социальное рождение.

С принятием Концепции развития дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. №1726-р, включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду учреждения дополнительного образования позволяет не только «расширить возможности для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования», но и качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. К сожалению, достичь гармоничных отношений с родителями не всегда удается. Именно поэтому происходит отчуждение семьи от учреждений дополнительного образования, педагогов от семьи, а семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в учреждении дополнительного образования и дома.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

В 2014 году для создания модели взаимодействия педагога творческого объединения «Выжигание» МБОУ ДО «ДДТ» Мариинского муниципального района и семьи был рассмотрен подобный опыт учреждений дополнительного образования Кемеровской области. В ходе рассмотрения установлено:

• взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с педагогами дополнительного образования, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
- с одной стороны - родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
- с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности творческого объединения, его значения в развитии ребенка - к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.

• взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

-приобщение родителей к педагогическому процессу;

-информационно-педагогические материалы, выставки детских работ;

-проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении;

-уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

В соответствии с основными направлениями реализации Концепции развития дополнительного образования, а именно, поддержкой «дополнительного образования в семьях, проведения информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышение родительской компетенции в воспитании детей» определен алгоритм действий педагога:

1.Необходимо выявить потребности родителей в педагогической поддержке, какая помощь и в чем именно им необходима, готова ли семья к активному взаимодействию с ДДТ.

2. Нужно выбрать какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективнее использовать в работе.

3. Определить, в каком направлении поддерживать семью.

В начале учебного года изучаются семьи учащихся. В течение года проводится диагностика характерологических особенностей личности учащихся для организации эффективного подхода к каждому ребёнку, диагностика способностей, самооценки, мотивации на успех, коммуникативных и организаторских способностей учащихся, творческого потенциала учащихся. Информация о семье необходима для решения педагогических задач: для понимания истоков и причин пути развития личности учащихся, выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями. Вторичная диагностика в конце учебного года позволяет выявить эффективность проведённой за год работы.

В работе по психологическому просвещению родителей используются различные варианты сочетания разнообразных методов:

-информационных (информация предлагается в готовом виде);

-поисковых (включение родителей в поиск ответов на поставленные вопросы);

-дискуссионных (обсуждение путей решения психологических проблем и коллективный поиск правильного ответа);

-взаимного просвещения (обмен опытом и литературой).

Взаимодействие семьи, творческого объединения и как следствие, учреждения дополнительного образования, направлено и на оказание действенной помощи в укреплении материально-технической базы объединения и контроле над качеством и условиями образования.

Практика показывает, что наиболее эффективным является сотруднический тип взаимоотношений родителей и педагогов. Конечно, формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей - длительный процесс, но тем значительнее и эффективнее показатели результативности данного сотрудничества:

• Удовлетворённость родителей оказанной помощью, характером сложившихся взаимоотношений.

• Повышение родительской посещаемости совместных мероприятий, что говорит об активной субъектной позиции родителей: желание вступать в контакт, готовность к взаимодействию.

• Позитивные изменения в отношении к педагогу.

• Смена социальных ролей и позиций родителей в рамках сотрудничества. Родитель может выполнять несколько ролей при взаимодействии с учреждением: спонсор, помощник, активный участник, собеседник, наблюдатель.

В заключении, хочется напомнить золотые правила, которые помогут эффективно взаимодействовать с родителями учащихся:

• Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

• Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

• То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

Литература:

1. Бутакова, Е.Г. Активные методы взаимодействия с родителями в школе «психология - родителям» [Текст] / Е. Г. Бутакова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2011.

2. Концепция развития дополнительного образования. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

3. Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей". Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16.


© 2010-2022