- Преподавателю
- Другое
- Современные образовательные технологии и электронные средства обучения
Современные образовательные технологии и электронные средства обучения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цупа И.Д. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Современные образовательные технологии и электронные средства обучения
Процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).
Обучение - процесс управляемый, обучение с привлечением средств новых информационных технологий предоставляет широкие возможности для обучения и обучаемых в предоставлении обратной информационной связи. С появлением компьютера педагогические возможности изменяются, т.е. процесс обучения рассматривается не как «перекачка» знаний, а как процесс управления познавательной деятельности ученика.
Компьютерное обучение позволяет, используя информационные ресурсы, электронные средства обучения, возможность создать определенную образовательную среду, в котором ученику будет предоставлена возможность для комплексного изучения того или иного явления, процесса. Это приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой , способствует реализации индивидуального подхода в обучении.
Электронное средство обучения - программно-методическое обеспечение для использования учащимися в образовательном процессе по каждому предмету на всех этапах образовательного процесса.
Под информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей.
Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, технические средства, устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).
Классификация электронных средств обучения:
-
Электронное издание - «оцифрованный текст»;
-
Электронный учебник - «оцифрованный учебник», содержит кроме текста, графических или видео изображений материалы для организации обучения (набор упражнений и заданий для формирования учебных умений и навыков);
-
Программное средство учебного назначения;
-
Электронный образовательный курс.
Программные средства по функциональному назначению подразделяются:
-
Диагностические, текстовые программы;
-
Инструментальные программные средства (ИПС);
-
Предметно-ориентированные программные среды;
-
ПС, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры;
-
ПС, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента;
-
Управляющие ПС;
-
Учебные среды программирования;
-
ПС, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя;
-
ПС, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства;
-
Сервисные программные средства, обеспечивающие комфортность работы пользователя;
-
Игровые ПС
Программные средства по методическому назначению подразделятся:
-
Обучающие программные средства;
-
Программные средства(системы)-тренажеры;
-
Контролирующие программные средства;
-
Информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства;
-
Имитационные программные средства;
-
Моделирующие программные средства;
-
Демонстрационные программные средства;
-
Учебно-игровые программные средства;
-
Досуговые программные средства.
Три варианта компьютерного обучения:
Как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач).
Как основная, то есть определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
Как монотехнология (когда все обучение, все управления учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Цели применения компьютерного обучения:
Оперативность: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т.п.;
По степени «охвата» учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков;
По реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером с учётом своего темпа и возможностей;
По степени «механизации» педагогических операций: интенсификация работы учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажёра, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.
Организации компьютерного обучения:
-
Учебная задача;
-
Система учебных действий;
-
Моделирование содержания объектов усвоения;
-
Преобразование модели;
-
Действия самооценки и контроля.
Выделим средства современных информационных технологий в преподавании физики:
-
Компьютерные классы, цифровая и видео техника
-
Проектор
-
Сканер
-
Принтер
-
Интерактивная доска, интерактивные приставки
Современные технические средства обучения:
-
Локальная сеть (проводная и беспроводная)
-
Высокоскоростной доступ в сети интернет
-
Спутниковая связь
-
Школьные медиатеки
-
Интернет - киоски.
Указанные выше технические средства являются основными инструментами для организации и проведения уроков физики.
Для объяснения нового материала, проверки домашнего задания, выполнения тренировочных упражнений и другой учебной деятельности со всем классом проектор незаменим. Если заранее отсканировать проверенные домашние работы или другие, выполненные учащимися работы, то очень просто, используя проектор, посмотреть эти работы, а потом обсудить с учащимися достоинства и ошибки работ.
Интерактивная доска позволяет, не отходя от доски, находить необходимые объекты, ресурсы, производить построения, преобразования, просматривать документы, входить при необходимости в интернет и т.д.
Эти технические средства способствуют активизации учебного процесса, эффективно проводить уроки, организовывать быстрый доступ к запланированной информации.
Предметная информационная среда - это материалы по предмету, например папка по классам, папка с точками контроля (к/р, с/р, тесты, физические диктанты и т.д.), папка с фрагментами уроков, папка с олимпиадными задачами, папка с проектами по физике, папка с итогами и анализом контрольных и других работ и т.д. Предметное информационное пространство позволяет накопить разного рода материалы, которые будут необходимы для подготовки уроков, написания разных справок, организации работы в проектах по предмету и т.д.
Средства связи (электронная почта, скайп) - по электронной почте можно связываться с родителями, обмениваться мнениями о проблемах или достижениях ребенка, передавать домашние или другие задания, сообщать адреса сайтов, связанных с олимпиадами, подготовкой к итоговой аттестации в новой форме и т.д. Современные родители не всегда находят время для посещения школы, а электронная почта позволяет получить информацию практически по первому требованию.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это средства современных информационных технологий, например:
-
цифровая фотография,
-
видеофрагменты,
-
статические и динамические модели,
-
звукозаписи,
-
символьные объекты и деловая графика,
-
текстовые документы, презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть следующее:
-
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования, используемым предметным программам;
-
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
-
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
-
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
-
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
-
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы.
Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов: помощь учителю при подготовке к уроку:
-
компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
-
большое количество дополнительной и справочной информации - для углубления знаний о предмете;
-
эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
-
подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
-
подготовка творческих заданий;
-
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
-
обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
Помощь при проведении урока:
-
демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
-
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
-
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
-
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
-
помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
-
повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
-
автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
-
большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
-
возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
-
развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
-
помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
-
приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
Возможности, предоставляемые для развития личности:
-
развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления, памяти, внимания, качеств ума, мыслительных навыков;
-
развитие мотивационной сферы: формирование потребностей в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания, воспитание мотивов учения, мотивов достижения;
-
развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности;
-
развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умение преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой;
-
формирование учебной деятельности: управление вниманием обучающихся, помощь и коррекция деятельности, оценивание процесса и результата учебной деятельности.
Применение компьютерных технологий , как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно - обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.