• Преподавателю
  • Другое
  • Обобщение опыта работы по воспитанию и обучению детей с умеренной умственной отсталостью

Обобщение опыта работы по воспитанию и обучению детей с умеренной умственной отсталостью

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы

по воспитанию и обучению детей с умеренной умственной отсталостью

Учитель-дефектолог Калинина С.В. МКОУ «Песчановская СОШ»

Обучать и воспитывать детей с диагнозом умеренная умственная отсталость это большой труд не только учителя, но и родителей. В нашей школе с таким диагнозом с 2003 года по 2012 год обучался такой ребёнок. Девочка обучалась по специальной индивидуальной программе на дому. 2 года она изучала букварь, запоминала буквы и их написание, изучала цифры. За 9 лет обучения она научилась читать небольшие тексты, заучивать небольшие четверостишья, хотя не всегда правильно согласуя слова в роде, числе и падеже, научилась списывать упражнения, переводя печатные фонемы на письменные, писать под диктовку. Без помощи может подписать конверт со своим домашним адресом. Умеет пользоваться калькулятором.

В своей работе с этим ребёнком я использовала здоровьесберегающие технологии т.к. эти дети имеют нарушения не только в умственном, но и в физическом развитии.

Что такое умственная отсталость?

У.о.- это состояние задержанного или неполного развития психики, которая в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е.:

- когнетивных

- речевых

- моторных и

- социальных способностей

Ребёнок может достичь оптимального для него уровня развития при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы.

Основным условием и фактором, способствующим продвижению детей, является их собственная деятельность, а так же сотрудничество со взрослым.

Цель - сохранение и повышение уровня: физического, психического и нравственного здоровья ребёнка.

Задачи, которые необходимо решать это:

1. Оптимизация уровня образовательной нагрузки

- соблюдение санитарно-гигиенических требований при проведении занятий и составление расписания (свет должен падать с левой стороны, осанка, высота стола и стула должна соответствовать возрасту ребёнка; расписание занятий составляется согласно Санпину - в начале недели более сложные предметы, затем менее сложные)

- ограничение уровня учебной нагрузки (между занятиями перемены 10 мин., смена деятельности на уроках, в течение занятий отдых: физ. мин., общеразвив. упр., релаксация) Без ущерба для здоровья

- чередование методов и приёмов при проведении занятий способствует прочности усвоения материала: наглядные (иллюстрации, натуральные объекты, карточки, раздаточный материал, таблицы), словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой), практические (практические работы) - выращивание лука, пересадка цветов, протирание листьев и т.д.

- соблюдение санитарно-гигиенических требований к помещению - влажная уборка, проветривание

2. Оптимизация оздоровительных мероприятий

- физ.минутки (кратковременный, активный отдых во время занятий и между ними)-стихотворные физ.минутки

- пальчиковая гимнастика - для развития мелкой моторики

- массаж ладоней пальцев рук- полезен, т.к. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук

3. Оптимизация психологической помощи

- мотивация к учению - необходима, чтобы заинтересовать ребёнка ( игровые ситуации, игра, (сказочные герои, посылка с заданиями)загадки, письмо,

- формирование здорового образа жизни - на уроках изо беседы о пользе игр и прогулок на свежем воздухе, в перерывах между занятиями игры с мячом, беседы о соблюдении личной гигиены, режима дня, беседы о вреде алкоголя и курения и т.д.

- создание ситуации успешности - (средство формирования положительного отношения к предмету) доступное объяснение учебного материала, использование занимательной наглядности, д.игры, комплекс поощрительных мер за положительное достижение в учёбе, словесная поддержка учителя «Я очень рада, что у тебя получилось…», шкала настроения

- релаксация - глубокое мышечное расслабление, снятие психического напряжения, усиливается внимание. (Под музыку или без неё)

- минутки покоя - отдых с закрытыми глазами под счёт.

4. Благоприятный микроклимат - привычная без стрессов обстановка, доброжелательные отношения между учеником и учителем, родителями, неторопливая , соразмеренная, спокойная речь учителя.

Результаты, которые мы имеем, благодаря использования этих технологий.

Девочка стала меньше болеть, заниматься с большим желанием.

Ребёнок стал чаще включаться в среду сверстников. Вместе с мамой ходит на линейку 1 сентября, на «Последний звонок». Кроме школьных мероприятий посещает мероприятия в районе: Новый год, «День защиты детей».

Хочется отметить большую помощь родителей, её мамы, которая на протяжении всех лет обучения старалась помочь своему ребёнку в обучении: покупала необходимые учебные материалы по просьбе учителя.

В работе с детьми, имеющими диагноз умеренная умственная отсталость я хотела бы порекомендовать:

  1. Проводить занятия в игровой форме

  2. Использовать наглядность

  3. Развивать общую и мелкую моторику

  4. Развивать психические процессы (память, внимание, мышление и т.д.)

На занятиях обязательно использовать здоровьесберегающие технологии.

Всё это обязательно приведёт к положительным результатам в обучении и воспитании.

© 2010-2022