- Преподавателю
- Другое
- Обобщение опыта работы по воспитанию и обучению детей с умеренной умственной отсталостью
Обобщение опыта работы по воспитанию и обучению детей с умеренной умственной отсталостью
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калинина С.В. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Обобщение опыта работы
по воспитанию и обучению детей с умеренной умственной отсталостью
Учитель-дефектолог Калинина С.В. МКОУ «Песчановская СОШ»
Обучать и воспитывать детей с диагнозом умеренная умственная отсталость это большой труд не только учителя, но и родителей. В нашей школе с таким диагнозом с 2003 года по 2012 год обучался такой ребёнок. Девочка обучалась по специальной индивидуальной программе на дому. 2 года она изучала букварь, запоминала буквы и их написание, изучала цифры. За 9 лет обучения она научилась читать небольшие тексты, заучивать небольшие четверостишья, хотя не всегда правильно согласуя слова в роде, числе и падеже, научилась списывать упражнения, переводя печатные фонемы на письменные, писать под диктовку. Без помощи может подписать конверт со своим домашним адресом. Умеет пользоваться калькулятором.
В своей работе с этим ребёнком я использовала здоровьесберегающие технологии т.к. эти дети имеют нарушения не только в умственном, но и в физическом развитии.
Что такое умственная отсталость?
У.о.- это состояние задержанного или неполного развития психики, которая в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е.:
- когнетивных
- речевых
- моторных и
- социальных способностей
Ребёнок может достичь оптимального для него уровня развития при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы.
Основным условием и фактором, способствующим продвижению детей, является их собственная деятельность, а так же сотрудничество со взрослым.
Цель - сохранение и повышение уровня: физического, психического и нравственного здоровья ребёнка.
Задачи, которые необходимо решать это:
1. Оптимизация уровня образовательной нагрузки
- соблюдение санитарно-гигиенических требований при проведении занятий и составление расписания (свет должен падать с левой стороны, осанка, высота стола и стула должна соответствовать возрасту ребёнка; расписание занятий составляется согласно Санпину - в начале недели более сложные предметы, затем менее сложные)
- ограничение уровня учебной нагрузки (между занятиями перемены 10 мин., смена деятельности на уроках, в течение занятий отдых: физ. мин., общеразвив. упр., релаксация) Без ущерба для здоровья
- чередование методов и приёмов при проведении занятий способствует прочности усвоения материала: наглядные (иллюстрации, натуральные объекты, карточки, раздаточный материал, таблицы), словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой), практические (практические работы) - выращивание лука, пересадка цветов, протирание листьев и т.д.
- соблюдение санитарно-гигиенических требований к помещению - влажная уборка, проветривание
2. Оптимизация оздоровительных мероприятий
- физ.минутки (кратковременный, активный отдых во время занятий и между ними)-стихотворные физ.минутки
- пальчиковая гимнастика - для развития мелкой моторики
- массаж ладоней пальцев рук- полезен, т.к. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук
3. Оптимизация психологической помощи
- мотивация к учению - необходима, чтобы заинтересовать ребёнка ( игровые ситуации, игра, (сказочные герои, посылка с заданиями)загадки, письмо,
- формирование здорового образа жизни - на уроках изо беседы о пользе игр и прогулок на свежем воздухе, в перерывах между занятиями игры с мячом, беседы о соблюдении личной гигиены, режима дня, беседы о вреде алкоголя и курения и т.д.
- создание ситуации успешности - (средство формирования положительного отношения к предмету) доступное объяснение учебного материала, использование занимательной наглядности, д.игры, комплекс поощрительных мер за положительное достижение в учёбе, словесная поддержка учителя «Я очень рада, что у тебя получилось…», шкала настроения
- релаксация - глубокое мышечное расслабление, снятие психического напряжения, усиливается внимание. (Под музыку или без неё)
- минутки покоя - отдых с закрытыми глазами под счёт.
4. Благоприятный микроклимат - привычная без стрессов обстановка, доброжелательные отношения между учеником и учителем, родителями, неторопливая , соразмеренная, спокойная речь учителя.
Результаты, которые мы имеем, благодаря использования этих технологий.
Девочка стала меньше болеть, заниматься с большим желанием.
Ребёнок стал чаще включаться в среду сверстников. Вместе с мамой ходит на линейку 1 сентября, на «Последний звонок». Кроме школьных мероприятий посещает мероприятия в районе: Новый год, «День защиты детей».
Хочется отметить большую помощь родителей, её мамы, которая на протяжении всех лет обучения старалась помочь своему ребёнку в обучении: покупала необходимые учебные материалы по просьбе учителя.
В работе с детьми, имеющими диагноз умеренная умственная отсталость я хотела бы порекомендовать:
-
Проводить занятия в игровой форме
-
Использовать наглядность
-
Развивать общую и мелкую моторику
-
Развивать психические процессы (память, внимание, мышление и т.д.)
На занятиях обязательно использовать здоровьесберегающие технологии.
Всё это обязательно приведёт к положительным результатам в обучении и воспитании.