Выступление на августовской конференции

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЙОННАЯ АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРАВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА

28 августа 2015 г.

Тема доклада: «Деятельность МКОУ ДОД «ЦДОД» в рамках Концепции дополнительного образования детей»

Последние десятилетия система дополнительного образования детей находится на периферии внимания государства. Разработанные межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей и Концепция модернизации дополнительного образования детей в РФ до 2010 года не стали реальными инструментами развития системы.

С принятием Ф3-131 ("Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") полномочия в сфере дополнительного образования детей переданы на муниципальный уровень, что отвечало общему продуктивному замыслу учета интересов территорий, местного сообщества.

Однако на практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей.

В.В. Путин предложил вернуть систему ДОД в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета.

Дополнительное образование не является обязательным, но осуществляется на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами и склонностями.

Что бы мы ни говорили о системе дополнительного образования в стране, но Россия сегодня, одна из немногих стран, в которых обеспечивается государственное финансирование учреждений дополнительного образования детей. Это наше огромное конкурентное преимущество, потому что во многих странах, даже развитых, такая система только создается.

Внимание к проблемам и развитию дополнительного образования детей на федеральном уровне усиливается.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил статус дополнительного образования, сформулировал ответственность субъектов федерации за его развитие. Указы Президента Российской Федерации сформулировали задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием до 75 процентов к 2020 году. При этом предусмотрено, что до 50 процентов расходов на указанные цели будут профинансированы из федерального бюджета.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.05.2012 года разработана Концепция развития дополнительного образования детей утвержден план мероприятий ("дорожная карта").

Концепцией определяются основные цели и задачи развития дополнительного образования детей, состояние и проблемы дополнительного образования, основные механизмы и направления его развития, а также ожидаемые результаты реализации Концепции.

Концепцией устанавливаются основные принципы государственной политики развития дополнительного образования детей, в том числе принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование, принцип общественно-государственного партнёрства. Базовый элемент системы дополнительного образования образовательная программа, а не образовательная организация.

В Концепции определены направления развития кадрового потенциала системы дополнительного образования и модернизации инфраструктуры. Предусматривается, расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования.

Согласно Концепции дополнительное образование детей - это "мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно",

В ЦДОД дополнительное образование детей является стабильно функционирующей системой, в которую входят объединения дополнительного образования детей шести направленностей. В них занимаются более 2513 обучающихся. В творческих объединениях, ансамблях при ЦДОД занимается 100% от общего количества учащихся района.

Вместе с тем, назрела необходимость принятия комплексных мер по развитию системы дополнительного образования детей. До настоящего времени система дополнительного образования детей прошла полный курс развития от случайного набора кружков, через создание блоков разных направленностей, через создание материальной базы к системе, которая естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы и является естественным продолжением основного образования. Сегодня в системе ЦДОД функционируют объединения для учащихся разного возраста. Работает Школа раннего развития по подготовке детей дошкольного возраста.

Необходимо обновление системы дополнительного образования детей на основе следующих принципов:

  • доступность и бесплатность дополнительного образования детей;

  • сохранение и укрепление здоровья детей;

  • связь с семьей, ориентация на культурно-образовательные интересы семьи;

  • ценностное отношение к образованию в воспитании гражданина-патриота;

  • взаимодействие общего и дополнительного образования;

Ни для кого не секрет, что муниципальные образовательные учреждения, к которым относится и наше, организуют свою деятельность исходя из муниципального заказа, а не по собственному усмотрению. Сейчас деятельность учреждения, а точнее оценка качества и результата оказания муниципальной услуги осуществляется исходя из показателей качества, основные из них мы рассмотрим:

Сохранность контингента ЦДОД

Сохранность контингента в 1-ом полугодии составила 70.3%, в связи с оптимизацией штатного расписания и деятельности учреждения в целом.

Во 2-ом полугодии сохранность контингента составила 93.6%- в связи с продолжающимся изменением штатного расписания.

Комплектование детского контингента в 2014-2015 учебном году прошло согласно муниципальному заказу: услугами дополнительного образования воспользовались 2513 обучающихся в возрасте от 6 до 18 лет по 6 направленностям.

С января 2014 года, в связи с оптимизацией штатного расписания и уменьшением муниципального задания на количество детей, услугами дополнительного образования воспользовались 2513 обучающихся в возрасте от 6 до 18 лет по 6 направленностям.

По-прежнему, наиболее востребованными остаются художественное (27.4%).

Что касается подробной характеристики контингента обучающихся, то среди обучающихся, по-прежнему, преобладают дети младшего школьного возраста, что предполагается учебным планом. Наблюдается положительная тенденция сохранения детей среднего возраста; (переход с начальной на основную ступень составил 32%).

Что касается организации образовательного процесса…

Учебный план учреждения на начало учебного года составили 70 образовательных программ дополнительного образования. Из них 63 - модифицированных и 7 - авторских.

Стабильное положение занимают образовательные программы, рассчитанные на обучающихся младшего и среднего возраста, что свидетельствует о продуманной стратегии учреждения в решении проблемы «привлечения подростков».

Лидирующее положение программ, рассчитанных на три года обучения, что указывает на степень удовлетворенности обучающихся качеством предоставляемых услуг и наличии позитивной мотивации на продолжение образовательного маршрута по выбранному направлению деятельности.

Приоритетное положение занимают программы практического направления деятельности, что соответствует практико-ориентированной направленности деятельности согласно концепции развития учреждения.

Проанализируем качество образовательной деятельности…

Наиболее высокий уровень подготовки наблюдается в объединениях художественно - эстетического отдела, отдела интеллектуального развития детей.

Призерами и лауреатами конкурсных мероприятий различных уровней из 2513 обучающихся стали 30 человек. Это чуть ниже показателей 2012-2013 учебного года (9,8%) и связано с уменьшением муниципального задания на количество детей в учреждении.

Вместе с тем, количество участников конкурсов, выставок, соревнований на муниципальном и республиканском уровнях составляет 439 человек.

Наблюдается динамика достижений обучающихся посредством участия в заочных конкурсах Национальной образовательной программы «Юность. Наука. Культура», «Шаг в будущее», во Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, изобретательских работ.

Подтверждены высокие достижения в спортивных секциях «Шахматы» (ПДО Басиев В.П. и Хубаев Г.К.).

Отмечается высокая результативность и наивысший показатель участников конкурсных мероприятий объединений художественно-эстетического цикла.

  • Вокальная студия «Зондабита» (ПДО Аккалаев О.Г.) - Республиканский конкурс вокалистов «С чего начинается Родина?» III место;

  • Образцовый ансамбль национального танца «Саби» (ПДО Кануков Т.Х. ) - Международный фестиваль-конкурс «Тюрксой» Турция - диплом II степени, памятные призы;

  • Республиканский конкурс гармонисток имени Ирины Мистуловой ( ПДО Кокаева З.К.) - диплом I степени;

  • Республиканский конкурс детских театров моды «Кокетка» (ПДО Пак М.А.) - I место наминация «Дебют»;

  • Республиканский конкурс, посвящённый юбилею К.Л.Хетагурова «Зондабита» (ПДО Кастуева Р.Э.) - III место.

Повысилась результативность в конкурсах технических кружков

Лично-командные соревнования по схематическим моделям планеров.

Команда творческого объединения «Авиамоделирование». ПДО -Голобоков М.Г.

III место

XVI Республиканский научный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее Осетии» «Технологические устройства и технологии»

Творческое объединение «Техносфера». ПДО- Кокаев В.В.

III место

Детский конкурс научно- исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»

Творческое объединение «Экономика» ПДО - Басиева Э.Б.

Диплом III степени

XVI Республиканский научный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее Осетии» «Технологические устройства и технологии»

Творческое объединение «Экономика». ПДО - Басиева Э.Б.

I место

XII Региональный конкурс молодых исследователей «Ступень в науку»

Творческое объединение «Экономика» ПДО- Басиева Э.Б.

Диплом II степени

XVI Республиканский научный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее Осетии» «Технологические устройства и технологии»

Творческое объединение «Экономика» ПДО - Карамушко И.В.

Диплом II степени Медаль (ст.группа)

XVI Республиканский научный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее Осетии» «Технологические устройства и технологии»

Творческое объединение «Медицина». ПДО- Агаева С.Б.

Диплом III степени Медаль

XVI Республиканский научный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее Осетии» «Технологические устройства и технологии»

Творческое объединение «Химия» ПДО- Сидакова Т.М.

Диплом III степени Медаль

XII Региональный конкурс молодых исследователей «Ступень в науку»

Творческое объединение «Лингвистика» ПДО- Пагиева Л.Б.

Диплом I степени Медаль

XII Региональный конкурс молодых исследователей «Ступень в науку»

Творческое объединение «Лингвистика ПДО- Пагиева Л.Б.

Диплом II степени медаль

Республиканский экологический смотр-конкурс «Нам и внукам»

Творческое объединение «Экология» ПДО- Чепкова О.А., Кусаева А.Т.

III место

XVI Республиканский научный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее Осетии» «Технологические устройства и технологии»

Творческое объединение «Физика», ПДО-Кудухова Н.В.

II место

XVI Республиканский научный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее Осетии» «Технологические устройства и технологии»

Творческое объединение «Физика»

III место

Ещё один показатель качество, которого мы сегодня коснёмся - это мониторинг качества образования в творческих объединениях.

Для определения этого показателя в этом году в учреждении было проведено глубокое исследование - мониторинг в творческих объединениях, для обучающихся 1-го года обучения, которое будет проводиться в дальнейшем ежегодно - это требование времени, это необходимая аналитическая процедура, позволяющая выстроить стратегию развития учреждения.

Таким образом, анализ результатов образовательной деятельности позволил отметить наличие позитивных тенденций:

- сохранение стабильного и разнообразного по социальному, возрастному, количественному, составу детского контингента;

- освоение дополнительных образовательных программ в полном объеме;

- достижение высоких результатов обучаюшихся на смотрах, соревнованиях, фестивалях, конкурсах различных уровней.

Вместе с тем имеются негативные тенденции

- отсутствие разнообразия образовательных программ по вокальному жанру, техническому творчеству, художественно-эстетической направленности.

Следующий показатель качества - это организация и проведение городских массовых мероприятий для детей:

  • «Хочу всё знать» - посвящение в ШРР «Золотой ключик»,

  • «Тебе, Великий Коста, посвящается» - неделя, посвящённая 155-летию К.Л.Хетагурова;

  • акция к Всероссийскому дню ребёнка «От сердца к сердцу»,

  • смотр-парад ребячьих войск «Аты-баты шли солдаты»;

  • фестиваль солдатской песни «Когда поют солдаты - спокойно дети спят»;

  • выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Рукотворное чудо»;

  • уроки мужества, посвящённые 70-летию Великой Победы;

  • праздник детской солидарности «Дайте детству состояться»;

  • постоянно действующие выставки творческих работ обучающихся ЦДОД;

  • 68 республиканские лично-командные соревнования по авиамодельному спорту;

  • праздничный концерт творческих коллективов ЦДОД «Память вечно жива»;

  • интеллектуальные игры «Брейн-ринг», «Что? Где, Когда?»;

  • экологический праздник «Земля - наш дом»

  • республиканская конференция молодых исследователей «Ступень в науку»,

  • классификационные шахматные турниры школьников, районные лично-командные соревнования по картингу;

Ежегодно осуществляется организация массовых представлений город­ского и районного уровня: но­вогодние и рождественские представления для детей ШРР «Золотой ключик», районные соревнования по шахматам, День защиты детей.

Как видим, наш анализ показывает что интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Согласно концепции дополнительного образования детей «под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно». Для удовлетворения данной потребности нужны особые условия, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка, приходящего в учреждения дополнительного образования. В Центре такие условия созданы и продолжают создаваться педагогами дополнительного образования по сегодняшний день. Детям в учреждении на выбор предлагается посетить 60 творческих объединений, студий. Работа каждого педагога строится по следующим принципам:

  • развитие интересов и способностей детей;

  • создание ситуации успеха на занятиях;

  • стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе.

В концепции дополнительного образования детей обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании. В Центре дополнительного образования работают 66 квалифицированных педагогов. Их усилиями создаются оптимальные условия для осуществления образовательного процесса. Педагог в настоящее время должен не только учить, но и помогать развиваться, быть не только источником информации, но и организатором мыслительной деятельности, творческой личностью и владеть необходимой педагогической культурой.

Педагог дополнительного образования должен вести активную работу со школой, родителями, общественностью по поддержке юных талантов, детей, требующих особой заботы, осваивать новые специальности для внедрения новых востребованных программ, ибо дополнительное образование можно рассматривать как процесс «штучной выделки» людей, романтически увлечённых конкретным делом на основе их индивидуальных природных задатков и способностей, мотиваций и ценностных ориентаций.

Большая часть педагогов Центра дополнительного образования - это профессионалы в конкретных отраслях науки, культуры и спорта.



© 2010-2022