ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

    Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для учителей. Среди множества способов контроля знаний учащихся на уроке физики использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. Успешность применения ИКТ при проверке знаний учащихся зависит не только от учителя, но и от наличия техники и качества пр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

М.Н.Гринева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 66 г. Томска

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Важнейшим показателем качества образования по физике является объективная оценка учебных достижений учащихся.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизованными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых условиях и используют приблизительно одинаковые по свойствам контрольно-измерительные материалы (КИМы). Такую стандартизованную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием [1].

Главная цель тестирования - обнаружение несоответствия личностной модели знаний и экспертной модели знаний (стандарту) и оценка уровня этого несоответствия в количественной форме.

Процесс контроля - это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для учителей.

Среди множества способов контроля знаний учащихся на уроке физики использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. Успешность применения ИКТ при проверке знаний учащихся зависит не только от учителя, но и от наличия техники и качества программного обеспечения.

Оценка - один из важнейших инструментов мотивации учебной деятельности. При регулярном компьютерном тестировании оперативно оцениваются знания ученика, ученик всегда считает эту оценку объективной, а я всегда имею информацию о степени усвоения материала на уроке. Экономится учебное время.

При проведении тестирования используя тесты на разные темы, я

постепенно приучаю своих учеников, к выполнению тестовых заданий используя редакторы тестов (SuperTest и MyTestX).

Компьютерные тесты положительно воспринимаются учащимися. Преимуществом компьютерного тестирования является автоматическая проверка результатов и исключение влияния человеческого фактора. Еще одним преимуществом компьютерных тестов является то, что в процессе проверки знаний ученики видят в учителе не оппонента, а союзника. Возрастающая популярность тестов объясняется рядом преимуществ данной системой контроля перед традиционными методами оценки:

  1. Исключается влияние субъективных факторов на определение отметки (отношения между учителями и учениками).

  2. Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована.

  3. Тестирование обладает высокой эффективностью, поскольку можно одновременно проводить тесты на группах учащихся, а обработка результатов проводится легче и быстрее, чем, к примеру, проверка контрольных работ.

  4. Тестовые задания дают учащимся обнаружить пробелы в своих знаниях и принимать меры для их ликвидации, поэтому содержание теста может быть использовано не только для контроля и оценки знаний, но и для обучения.

Хочу отметить, что при правильном отборе контрольного материала содержание теста в MyTestX может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Таким образом, позволяя учащимся самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.

Поскольку главным при проверке знаний по физике должно быть выяснение правильности понимания физического смысла изучаемых понятий и закономерностей, то при составлении тестов в формулировках заданий использую иногда условные параметры технических устройств и условные показания физических приборов (удобные для расчетов).

Компьютерное тестирование применяются мною как при проведении уроков, так и в организации контроля знаний по физике как текущего, так и итогового. Например, мною разработаны итоговые тесты контроля знаний по физике в 8 классе по темам: «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества», «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления» и экзаменационный тест переводного экзамена.

Ниже описан пример работы в тестовой оболочке SuperTest и таблица сравнения тестовых оболочек (MyTestX и SuperTest).

Как работать в тестовой оболочке SuperTest?

Требования к уровню подготовки учителя:


  • разрабатывать тесты, используя готовые программы - оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Разработка теста в тестовой оболочке SuperTest


  • Открыть папку SuperTest

  • Зайти в конструктор тестов TMaker.exe

  • На вкладке ввод данных заполнить (предмет, тему, автор теста, тип теста и порядок воспроизведения вопросов)

Как ввести в тестовую оболочку вопросы и ответы:

  • Ввести вопрос № 1;

  • Выбрать группу, к которой относится вопрос;

  • Тип ответа на вопрос;

  • Добавить - добавить ответ …;

  • Добавить вариант ответа «OK»;

  • Ввести несколько ответов;

  • Выбрать правильный ответ;

  • «Сохранить».

  • Ввести вопрос №2 и т.д.

Параметры:

  • Поставить флажки там, какие параметры мы выбираем;

  • При тестировании показывать: предварительную оценку (в виде целого значения, в виде дробного значения)

  • При тестировании перемешивать варианты ответов;

  • Ограничить время тестирования во времени;

  • Результат тестирования записывать в файл;

  • Затраченное время на ответы;

  • Результат ответа на вопрос;

  • Ввести пароль доступа.

Как сохранить тест:

  • Тест - сохранить - компиляция;

  • Тест - выход (F10)

Как открыть тест:

  • Открыть тест ? (знак вопроса).

  • Ввести Ф.И.О.

  • Группу;

  • Выбрать тест (например: физика, экзаменационный тест 8 класс) и начать тестирование;

  • По окончанию пригласить учителя;

  • Учитель по сети копирует ответы из файлов и оценки выставляет в журнал, те которые поставил компьютер.

Существует огромное количество тестовых оболочек для создания тестов, все они отличаются в основном интерфейсом, возможными типами заданий, количеством тестовых вопросов, платным или бесплатным распространением и т.п. Рассмотрим таблицу сравнения тестовых оболочек (MyTestX и SuperTest):

Таблица 1.

Критерии сравнения

MyTestX

SuperTest

Кол-во вопросов в тесте

Не ограничено

1000

Кол-во вариантов ответов в каждом вопросе

10

10

Возможность прикрепить рисунок, звуковой файл

Рисунок, звуковой файл

Только рисунок

Стоимость программы

Бесплатно

Бесплатно

Типы вопросов

9 типов

3 типа

Одиночный выбор

Одиночный выбор

Множественный выбор

Множественный выбор

Установление порядка следования

Ввод числа или текста

Установление соответствия

Указание истинности или ложности утверждений

Ручной ввод числа (чисел)

Ручной ввод текста

Выбор места на изображении

Перестановка букв

Возможность при тестировании блокировать доступ к рабочему столу

Возможно в монопольном режиме

Отсутствует

После начала регулярного использования тестовых заданий, в 8 классе было отмечено проявление следующих положительных и довольно явно выраженных изменений в поведении учащихся:

а) повысилась активность работы на уроках;

в) появился дух состязательности;

г) увеличилось количество положительных эмоций на уроках;

д) появилось устойчивое стремление "победить" компьютер, доказав при этом наличие твёрдых знаний предмета;

е) усилился интерес к самостоятельной подготовке.

Важнейшим достижением тестов является полнота проверки знаний и умений учащихся, интерес учащихся к современным компьютерным технологиям и возможность оценить уровень своей подготовки, объективность определения уровня достижений учащихся и возможность перевода количества правильных ответов на вопросы теста в оценку.

Литература

  1. Аванесов B.C., Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. - М, 1996.

  2. Гулидов В.Н., Шатун А.Н. Методика конструирования тестов. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. С. 112

  3. Михайлова Н.С., Минин М.Г., Илюхин Б.В., Муратова Е.А.Учебно-методический комплекс. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 282 с.

  4. Фомина Н.Б. Оценка качества образования. Новые способы оценивания учащихся. Методическое пособие. - М.: УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2009.С 48

© 2010-2022