- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка урока по теме Правила редакционно-издательского оформления указателей
Методическая разработка урока по теме Правила редакционно-издательского оформления указателей
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Погодина О.С. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока на тему: ПРИО указателей
Содержание программы. Общие сведения об указателях. Виды указателей. Основные требования к оформлению указателей. Состав указателей.
Цель урока. Познакомить с понятием указатель. Научить составлять указатель. Научить правилам оформления указателей.
Ход урока
-
Вступительное слово преподавателя о теме, цели урока.
-
Переход к лекции по теме урока.
Указатели - часть аппарата издания, помогающая быстро узнать все, что сообщено в одном или разном местах произведения об объекте справки (лице, предмете и т. д.). Указатели повышают производительность труда читателя, позволяют упорядочить терминологию, повысить качество редактирования.
Важнейшие виды указателей
По содержанию (характеру объектов справки): однородные, т.е. содержащие справки об однородных объектах: именах лиц (именные); названиях предметов (предметные) и т.д.; смешанные, т.е. составленные из справок о разных объектах (предметно-именные и т.д.).
Пример именного указателя (для иностранных имен):
Гарсия Лорка Федерико 85, 90 Гарсия Лорка, Федерико 85, 90
Пример указателя заглавий: Пример смешанного указателя:
Повести Белкина, Пушкин А.С. 72 Пушкин А.С. 70
Парус (Лермонтов М.Ю.) 84 «Повести Белкина» 72
По принципу расположения рубрик: рубрики располагают либо по алфавиту заголовков (алфавитные), или в какой-либо иерархической системе (систематические), или по хронологии (хронологические), либо по номерам объектов или страниц (нумерационные).
По составу и полноте характеристики объекта справки: глухие - содержат только заголовки и ссылки, т.е. называют только объект и адреса сведений о нем:
Ткань живая 40
- текстильная капроновая 17
- - шерстяная 32
- - шелковая 25
Аналитические - содержат рубрики с ссылками и подрубрики с ссылками. Каждая подрубрика с той или иной стороны характеризует объект рубрики, т.е. в совокупности они, расчленяя, анализируют этот объект:
Ткань живая 40 Ткань живая 40
Ткань текстильная: Ткань текстильная 30
капроновая 17 капроновая 17
шерстяная 32 шерстяная 32
Аннотированные - включают словесную или цифровую (даты) характеристику объекта справки; комментированные - включают комментарии или примечания к тексту.
Элементы и структура указателей
Заголовок (рубрика) - слово или сочетание, определяющее объект справки; подзаголовок (подрубрика) - слово или словосочетание, определяющее объект справки, поставленный в подчинение заголовку, как его составная часть; ссылка адресная (топографическая) - номера страниц.
Корректорская 96 - 100, 224
освещение 96
температура 97
Ссылка простая - словесная переадресовка читателя от рубрики без адресных ссылок к другой с адресными ссылками (переадресовка к синониму):
Пешков А.М. см. Горький М.
Новострочие см. Абзац
Ссылка дополнительная - отсылка к другой рубрике, где содержатся адресные ссылки на дополнительные сведения об объекте первой рубрики:
Корректирование 30 см. также Вычитка, Считка
Вычитка 15. См. также Считка
Ссылка сопоставительная - словесная отсылка от одной рубрики к другой для сравнения сведений в них:
Корректирование 30 ср. Редактирование
Корректирование 30. Ср. Редактирование
Аннотация и/или комментарий - краткие справочные сведения об объекте справки (имени, лице, названии):
Ломоносов М.В. (1711-65), великий русский ученый и писатель 18-31, 40
Апрош - расстояние между буквами одного и того же шрифта 144
Правила оформления указателей
Рубрика указателя приводится в форме им. падежа, обычно ед. числа. Рубрики, как правило, начинаются с прописной буквы, подрубрики - со строчной. Точку в конце рубрикационной группы опускают. Между рубрикой и колонцифрами или другими топографическими ссылками никаких знаков не ставят. Между топографическими ссылками (номерами страниц, столбцов или' иными номерами) ставится запятая или тире:
- если текст о предмете или имени (названии), не прерываясь, переходит со страницы на страницу или из столбца в столбец, то между номерами этих страниц или столбцов ставится тире;
- если текст о предмете или имени содержится на соседних страницах, но отдельными отрывками, без перехода со страницы на страницу (из столбца в столбец), то номера разделяют запятыми.
В указателе к многотомному изданию, когда в топографических ссылках, кроме колонцифр, присутствуют номера томов, принято перед каждым номером тома (кроме упоминаемого первым) ставить точку с запятой; между номером тома и колонцифрой ставят запятую (предпочтительнее) или двоеточие, а при обозначении номера тома римскими цифрами знак препинания между ним и колонцифрой опускают.
В аннотированном указателе перед аннотационными сведениями ставят запятую, между ними и колонцифрой знак препинания не ставят. После рубрики без топографических ссылок перед подрубриками ставят двоеточие. Служебные слова простых, дополнительных, сопоставительных ссылок выделяют (чаще всего курсивом). В формальных указателях номера страниц, на которых находится развернутая информация об объекте, также часто выделяют курсивом или полужирным.
-
Итог урока. Студенты познакомились с понятием указатель. Знают виды указателей, их состав и элементы и правила оформления указателей.
-
Домашнее задание.
Подготовиться к письменному опросу по теме урока. Подобрать примеры различных видов указателей из домашней библиотеки.
Необходимую информацию по данной теме студенты могут найти в следующей литературе:
-
Мильчин А.Э. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. - М. : Олимп ; АСТ, 2014.
После пройденной темы студенты должны усвоить следующее.
-
Что такое указатель.
-
Для каких целей применяют указатели в изданиях.
-
Знать виды указателей.
-
Знать состав указателей.
-
Знать правила оформления указателей.
По всем возникшим вопросам студенты могут обратиться к преподавателю.
2