• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка урока по теме Правила редакционно-издательского оформления указателей

Методическая разработка урока по теме Правила редакционно-издательского оформления указателей

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока на тему: ПРИО указателей

Содержание программы. Общие сведения об указателях. Виды указателей. Основные требования к оформлению указателей. Состав указателей.

Цель урока. Познакомить с понятием указатель. Научить составлять указатель. Научить правилам оформления указателей.

Ход урока

  1. Вступительное слово преподавателя о теме, цели урока.

  2. Переход к лекции по теме урока.

Указатели - часть аппарата издания, помогающая быстро узнать все, что сообщено в одном или разном местах произведения об объекте справки (лице, предмете и т. д.). Указатели повышают производительность труда читателя, позволяют упорядочить терминологию, повысить качество редактирования.

Важнейшие виды указателей

По содержанию (характеру объектов справки): однородные, т.е. содержащие справки об однородных объектах: именах лиц (именные); названиях предметов (предметные) и т.д.; смешанные, т.е. составленные из справок о разных объектах (предметно-именные и т.д.).

Пример именного указателя (для иностранных имен):

Гарсия Лорка Федерико 85, 90 Гарсия Лорка, Федерико 85, 90

Пример указателя заглавий: Пример смешанного указателя:

Повести Белкина, Пушкин А.С. 72 Пушкин А.С. 70

Парус (Лермонтов М.Ю.) 84 «Повести Белкина» 72

По принципу расположения рубрик: рубрики располагают либо по алфавиту заголовков (алфавитные), или в какой-либо иерархической системе (систематические), или по хронологии (хронологические), либо по номерам объектов или страниц (нумерационные).

По составу и полноте характеристики объекта справки: глухие - содержат только заголовки и ссылки, т.е. называют только объект и адреса сведений о нем:

Ткань живая 40

- текстильная капроновая 17

- - шерстяная 32

- - шелковая 25

Аналитические - содержат рубрики с ссылками и подрубрики с ссылками. Каждая подрубрика с той или иной стороны характеризует объект рубрики, т.е. в совокупности они, расчленяя, анализируют этот объект:

Ткань живая 40 Ткань живая 40

Ткань текстильная: Ткань текстильная 30

капроновая 17 капроновая 17

шерстяная 32 шерстяная 32

Аннотированные - включают словесную или цифровую (даты) характеристику объекта справки; комментированные - включают комментарии или примечания к тексту.

Элементы и структура указателей

Заголовок (рубрика) - слово или сочетание, определяющее объект справки; подзаголовок (подрубрика) - слово или словосочетание, определяющее объект справки, поставленный в подчинение заголовку, как его составная часть; ссылка адресная (топографическая) - номера страниц.

Корректорская 96 - 100, 224

освещение 96

температура 97

Ссылка простая - словесная переадресовка читателя от рубрики без адресных ссылок к другой с адресными ссылками (переадресовка к синониму):

Пешков А.М. см. Горький М.

Новострочие см. Абзац

Ссылка дополнительная - отсылка к другой рубрике, где содержатся адресные ссылки на дополнительные сведения об объекте первой рубрики:

Корректирование 30 см. также Вычитка, Считка

Вычитка 15. См. также Считка

Ссылка сопоставительная - словесная отсылка от одной рубрики к другой для сравнения сведений в них:

Корректирование 30 ср. Редактирование

Корректирование 30. Ср. Редактирование

Аннотация и/или комментарий - краткие справочные сведения об объекте справки (имени, лице, названии):

Ломоносов М.В. (1711-65), великий русский ученый и писатель 18-31, 40

Апрош - расстояние между буквами одного и того же шрифта 144

Правила оформления указателей

Рубрика указателя приводится в форме им. падежа, обычно ед. числа. Рубрики, как правило, начинаются с прописной буквы, подрубрики - со строчной. Точку в конце рубрикационной группы опускают. Между рубрикой и колонцифрами или другими топографическими ссылками никаких знаков не ставят. Между топографическими ссылками (номерами страниц, столбцов или' иными номерами) ставится запятая или тире:

- если текст о предмете или имени (названии), не прерываясь, переходит со страницы на страницу или из столбца в столбец, то между номерами этих страниц или столбцов ставится тире;

- если текст о предмете или имени содержится на соседних страницах, но отдельными отрывками, без перехода со страницы на страницу (из столбца в стол­бец), то номера разделяют запятыми.

В указателе к многотомному изданию, когда в топографических ссылках, кроме колонцифр, присут­ствуют номера томов, принято перед каждым номером тома (кроме упоминаемого первым) ставить точку с запятой; между номером тома и колонцифрой ставят запятую (предпочтительнее) или двоеточие, а при обозначении номера тома римскими цифрами знак препинания между ним и колонцифрой опускают.

В аннотированном указателе перед аннотационными сведениями ставят запятую, между ними и ко­лонцифрой знак препинания не ставят. После рубрики без топографических ссылок перед подрубриками ставят двоеточие. Служебные слова простых, дополнительных, сопо­ставительных ссылок выделяют (чаще всего курсивом). В формальных указателях номера страниц, на которых находится развернутая информация об объекте, также часто выделяют курсивом или полужирным.

  1. Итог урока. Студенты познакомились с понятием указатель. Знают виды указателей, их состав и элементы и правила оформления указателей.

  2. Домашнее задание.

Подготовиться к письменному опросу по теме урока. Подобрать примеры различных видов указателей из домашней библиотеки.

Необходимую информацию по данной теме студенты могут найти в следующей литературе:

  1. Мильчин А.Э. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. - М. : Олимп ; АСТ, 2014.

После пройденной темы студенты должны усвоить следующее.

  1. Что такое указатель.

  2. Для каких целей применяют указатели в изданиях.

  3. Знать виды указателей.

  4. Знать состав указателей.

  5. Знать правила оформления указателей.

По всем возникшим вопросам студенты могут обратиться к преподавателю.

2

© 2010-2022