• Преподавателю
  • Другое
  • Методические указания по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии для заочного отделения

Методические указания по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии для заочного отделения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Ярославской области


Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области

Переславский кинофотохимический колледж











Методические указания

по учебной дисциплине ОГСЭ.01

Основы философии

для студентов заочного отделения

специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения























2013

Методические указания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский кинофотохимический колледж

Разработчик:

Болдырев Е. П., преподаватель Переславского кинофотохимического колледжа


Рассмотрена на заседании кафедры ________________

________________________

________________________

Рассмотрена научно-методическим советом колледжа

Утверждаю Заместитель директора по УР

Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________ /_____________________/

Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________ Е.П. Болдырев

_________Е. В. Белова

«____»____________201_г.

Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________

/_____________________/

Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________

/______________________/

_________ /___________/ «____»____________201_г.

Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________

/_____________________/

Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________

/______________________/

_________ /___________/ «____»____________201_г.









Тематический план учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Раздел, тема

Тема занятия

Основные дидактические единицы на заочном отделении

Кол-во часов

для аудиторной работы

Кол-во часов для самостоятельной работы

Виды самостоятельной работы

Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.

1. Философия, ее предмет и роль в обществе.

Основные категории и понятия философии. Проблема основного вопроса философии. Материализм и идеализм - основные направления философии. Формы материализма и идеализма. Специфика философского мировоззрения. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества.

2

2

работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет;

составление опорного конспекта по теме

2. Основные этапы генезиса философии.

Культура философского мышления - фундамент формирования полноценного специалиста

-

2

составление опорного конспекта по теме

Тема 2. Зарождение философии. Античная философия.

1. Зарождение философии. Античная философия.

Философия античности, натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Древнегреческий атомизм. Антропологическая революция в античной философии.

2

2

составление опорного конспекта по теме; подготовка сообщения

2. Софисты: смена космоцентризма антропоцентризмом.

Философское учение Сократа. Философское учение Платона. Создание системы объективного идеализма. Содержание и сущность философии Аристотеля. Учение о материи и форме.

-

2

составление опорного конспекта по теме

3. Философия эллинизма

Философия эллинизма: стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники, киники.

-

2

составление опорного конспекта по теме

Тема 3. Философия Средних веков

1. Философия Средних веков.

Предпосылки зарождения средневековой философии. Основные черты и главные направления философии. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии, периодизация (патристика и схоластика).

-

2

работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет;

составление опорного конспекта

Тема 4. Философия эпохи Возрождения.

1. Философия эпохи Возрождения.

Основные направления философии эпохи Возрождения. Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли.

-

2

составление опорного конспекта по теме

Тема 5. Философия эпохи Нового времени и. Просвещения.

1.Философия эпохи Нового времени и Просвещения.

Тенденции развития философии Нового времени и Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества. Формирование нового типа знания. Эмпиризм и рационализм. Экономические, социально-политические и духовные основания Просвещения. Сущность просветительского движения. Его основные направления и представители. Роль французского Просвещения в создании идеологии Французской буржуазной революции.

2

4

работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет;

составление опорного конспекта;

подготовка презентации

Тема 6. Немецкая классическая философия.

1. Немецкая классическая философия.

Характерные особенности немецкой классической философии. Основные положения философских концепций И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии.

2

4

составление опорного конспекта по теме; подготовка презентации

Тема 7. Марксистская философия.

1. Марксистская философия.

Предпосылки возникновения марксистской философии, основные проблемы, этапы развития. Предмет и метод марксистской философии. Диалектический материализм, его категории их содержание. Материалистическое понимание истории. Понятие общественно-экономической формации. История как естественный, закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Историческое значение марксистской философии и ее влияние на современную философию.

-

2

работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет; составление опорного конспекта по теме

Тема 8. Русская философия.

1. Русская философия.

Этапы развития русской философии, ее школы и течения. Нравственно-антропологическая направленность русской философии. Западники и славянофилы. Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначении, свободы и ответственности. Русские религиозные философы о двойственной природе человека.

2

4

составление опорного конспекта по теме; подготовка краткого сообщения и презентации

Тема 9. Современная западноевропейская философия.

1.Современная западноевропейская философия.

Западная философия XX в., ее основные направления: экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика. Основные положения теории психоанализа З.Фрейда, «архетипов» К. Юнга. Социально-исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Светский и религиозный экзистенциализм. «Смысл бытия» и новое понимание мышления в трудах М.Хайдегерра. Философия К.Ясперса: свобода, «пограничная ситуация».

-

4

работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет; составление опорного конспекта по теме; подготовка краткого сообщения и презентации

Тема 10. Учение о бытии.

1. Учение о бытии.

Основы философского учения о бытии, основные понятия философской онтологии. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая. Основы научно-философской и религиозной картин мира. Общие философские проблемы бытия.

-

2

составление опорного конспекта по теме

Тема 11.

Происхождение и сущность сознания.

1. Происхождение и сущность сознания.

Сознание - высшая форма отражения действительности. Сущность сознания. Структура сознания. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры.

-

2

работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет;

Тема 12. Теория познания.

1. Теория познания. Сущность процесса познания.

Познание как философская проблема. Философское учение о познании. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Агностицизм и скептицизм. Чувственное, рациональное и интуитивное познание.

-

2

составление опорного конспекта по теме

2. Истина - центральная категория теории познания.

Материалистическая, метафизическая и диалектическая трактовки истины. Объективность истины. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины. Практика как критерий истины. Специфика научного познания. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический.

-

2

работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет; составление опорного конспекта по теме

Тема 13. Природа как предмет философского осмысления.

1. Природа как предмет философского осмысления.

Философское понимание природы, понятия живой и неживой природы. Проблема жизни, ее конечность и бесконечность в условиях Земли, ее уникальность и множественность во Вселенной. Ценность жизни. Природа и общество.

-

2

составление опорного конспекта по теме

Тема 14. Общество как система.

1. Общество и его структура.

Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Человек в системе социальных связей. Человек и общество.

-

2

работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет;

2. Сферы духовного производства

Сферы духовного производства: наука, искусство, философия, образование, воспитание

-

2

составление опорного конспекта по теме

Тема 15.Философская антропология

1. Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в философии.

Природа человека, смысл его существования в истории философии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке.

-

2

работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет;

2.Личность человека.

Структура личности: биологическая и психологическая подструктуры, социальный опыт, направленность личности. Формирование и развитие личности. Социализация как процесс овладения социально-историческим опытом.

-

2

составление опорного конспекта по теме

Тема 16. Философия истории (историософия).

1. Исторический процесс.

Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. Идеалистические и материалистические представления о движущих силах общества. Понятие социального противоречия. Типы, виды социальных противоречий, способы их разрешения. Человек и исторический процесс.

-

2

работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет;

2. Проблема периодизации исторического процесса.

Учение Н.Данилевского о культурно- исторических типах. Концепции многообразия цивилизаций и культур (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин, К.Ясперс). Культура и цивилизация, критерии их типологии.

-

2

составление опорного конспекта по теме

Тема 17. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

1. Глобальные проблемы современности.

Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Интенсификация глобальных техногенных процессов. Понятие и сущность глобализации. Влияние процессов глобализации на Россию.

-

2

работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет

10

56


Темы контрольной работы


  1. Философия: сущность, функции и значение.

  2. Античная философия. Милетская школа.

  3. Античная философия. Гераклит Эфесский.

  4. Античная философия. Демокрит.

  5. Античная философия. Сократ.

  6. Античная философия. Платон.

  7. Античная философия. Аристотель.

  8. Эллинистическая философия: основные направления и значение.

  9. Средневековая христианская философия: патристика.

  10. Средневековая христианская философия: схоластика.

  11. Философия эпохи Возрождения: основные идеи и значение.

  12. Арабо-мусульманская философия.

  13. Восточная философия. Индийская философия.

  14. Восточная философия. Китайская философия.

  15. Философия Нового времени. Сенсуализм.

  16. Философия Нового времени. Рационализм.

  17. Философия Нового времени. Эммануил Кант.

  18. Философия Нового времени. Георг Гегель

  19. Философия Нового времени. Карл Маркс.

  20. Философия Нового времени. Фридрих Ницше.

  21. Современная философия. Феноменология.

  22. Современная философия. Герменевтика.

  23. Современная философия. Логический позитивизм.

  24. Современная философия. Постпозитивизм.

  25. Современная философия. Постмодернизм.

  26. Русская философия XIX - XX веков. Западники и славянофилы.

  27. Русская философия XIX - XX веков. В. С. Соловьев.

  28. Русская философия XIX - XX веков. В. В. Розанов.

  29. Русская философия XIX - XX веков. Н. А. Бердяев.

  30. Русская философия XIX - XX веков. А. Ф. Лосев.

  31. Философия в современной России.

  32. Философская антропология: происхождение и сущность человека.

  33. Проблема сознания в философии. Психоанализ З. Фрейда.

  34. Проблема сознания в философии. Теория архетипов К. Г. Юнга.

  35. Философия истории: основные концепции.

  36. Теории происхождения культуры.

  37. Культура и цивилизация.

  38. Философия и искусство: проблема красоты.

  39. Философия и искусство: талант и гений.

  40. Кризис современной цивилизации: основные признаки и пути преодоления.

  41. Глобализация: сущность, перспективы и влияние на Россию.

  42. Современная наука и её влияние на будущее человечества.

Методические указания по написанию и оформлению

контрольной работы


Философия - социально-гуманитарная дисциплина, без изучения которой подготовка специалиста любого профиля не может считаться полной. Не давая знаний по специальности, она выполняет другие, не менее важные задачи: развивает способность к теоретическому мышлению, формирует мировоззрение - систему взглядов на объективный мир и место человека в этом мире, на отношение его к окружающей действительности и к самому себе. Философия, таким образом, является теоретической основой, ядром научного мировоззрения, без которого человек не становится личностью.

Контрольная работа студента должна подробно раскрывать избранную тему, показывать умение анализировать изучаемые материалы и письменно излагать их, сопровождая собственными рассуждениями и аргументацией. Объем контрольной работы должен составлять 10-12 страниц формата А4 при компьютерном наборе или в объеме 18-тистраничной ученической тетради при рукописном выполнении контрольной работы.

Контрольная работа должна показывать хорошие знания темы, рассматриваемой в ней, и умение автора правильно формулировать ее основные положения, раскрывать их значение в научном познании и практической деятельности.

Тема контрольной работы выбирается в соответствии с ее номером, совпадающим с номером студента по списку в журнале. Работа, выполненная по любой другой теме без согласования с преподавателем, к проверке не принимается.

План по каждой теме состоит из введения, 2-3-х вопросов, заключения и списка литературы.

Рекомендуется выполнять контрольные работы в следующем порядке:

- проработать изучаемую дисциплину по учебнику и учебным пособиям с самого начала, включая тему Вашей контрольной, ибо усвоить ее в отрыве от предыдущих невозможно (см. Тематический план);

- распределить подготовленный таким образом материал по вопросам данной темы;

- изложить его в соответствии с вопросами плана работы, осмысливая информацию как целое и приводя ее в систему.

Контрольная работа должна быть правильно и аккуратно оформлена. Текст пишется разборчивым почерком или печатается 14 шрифтом с одинарным интервалом.

Изложение темы надо снабдить справочным аппаратом. С этой целью цитаты заключаются в кавычки и делается ссылка на источники. В тексте (в скобках) или в конце страницы, под чертой приводятся выходные данные цитируемого источника, из которого заимствована цитата. Для этого указывают: фамилию и инициалы автора или коллектив авторов, название издания (книга, брошюра или статья), место и год издания, страницы издания. Ссылки на источники следует делать и тогда, когда в работе приводятся цифровые данные, высказывания и тому подобные материалы. Если они взяты из статей газет, журналов, то необходимо указать фамилию и инициалы автора, название статьи, название журнала или газеты, год и месяц, номер или дату их выпуска. Например: Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рациональностей // Вопросы философии. 1997. № 9. С. 23.

Если материал источника не цитируется а перефразируется студентом, то ссылку следует начать с пометы - "См.:" Например: См.: Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб. 1996. С. 37.

Без указания источника приводимые цитаты, цифровой материал и т. п. теряют свое значение, достоверность. Их подчас становится невозможно проверить.

После освещения темы нужно составить список использованной литературы, в котором авторы изданий или названия изданий (как правило, в виде сборников) приводятся в алфавитном порядке. Например:

1. Губин В. Д. Основы философии. М.: Форум - Инфра-М, 2004

2. Дубровский Д. И. Проблема духа и тела: возможности решения // Вопросы философии. 2002. № 10. С.3 - 16.

В конце работы надо поставить подпись и дату.

Вопросы к экзамену


  1. Философия: сущность, функции и значение.

  2. Античная философия. Милетская школа.

  3. Античная философия. Гераклит Эфесский.

  4. Древнегреческие атомисты. Демокрит.

  5. Античная философия. Сократ.

  6. Античная философия. Платон.

  7. Античная философия. Аристотель.

  8. Эллинистическая философия: основные направления и значение.

  9. Средневековая христианская философия: этапы развития, основные принципы и значение.

  10. Средневековая христианская философия: патристика.

  11. Средневековая христианская философия: схоластика.

  12. Философия эпохи Возрождения: основные идеи и значение.

  13. Восточная философия. Индийская философия.

  14. Восточная философия. Китайская философия.

  15. Философия Нового времени. Сенсуализм.

  16. Философия Нового времени. Рационализм.

  17. Философия эпохи Просвещения. Основные направления и представители.

  18. Немецкая классическая философия. Эммануил Кант.

  19. Немецкая классическая философия. Георг Гегель

  20. Философия марксизма.

  21. Философия Фридриха Ницше.

  22. Современная философия. Феноменология.

  23. Современная философия. Герменевтика.

  24. Современная философия. Логический позитивизм.

  25. Современная философия. Постпозитивизм.

  26. Русская философия XIX - XX веков. Западники и славянофилы.

  27. Русская философия XIX - XX веков. В. С. Соловьев.

  28. Русская философия XIX - XX веков. В. В. Розанов.

  29. Русская философия XIX - XX веков. Н. А. Бердяев.

  30. Русская философия XIX - XX веков. А. Ф. Лосев.

  31. Философия в современной России.

  32. Философские проблемы бытия.

  33. Философская антропология: происхождение и сущность человека.

  34. Философская антропология: основополагающие категории человеческого бытия (творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть).

  35. Социальная философия: сущность общества, социальные действия и их смысл.

  36. Проблема сознания в философии. Сущность и стороны сознания.

  37. Проблема сознания в философии. Психоанализ З. Фрейда.

  38. Проблема сознания в философии. Теория архетипов К. Г. Юнга.

  39. Философия познания. Чувственное и рациональное познание.

  40. Методы и формы научного познания.

  41. Природа как предмет философского осмысления.

  42. Философия истории. Понятие и сущность исторического процесса.

  43. Философия истории. Проблема периодизации исторического процесса.

  44. Теории происхождения культуры.

  45. Культура и цивилизация.

  46. Особенности современной массовой культуры.

  47. Философия и искусство: проблема красоты.

  48. Философия и искусство: талант и гений.

  49. Философия техники.

  50. Кризис современной цивилизации: основные признаки и пути преодоления.

  51. Глобализация: сущность, перспективы и влияние на Россию.

  52. Современная наука и её влияние на будущее человечества.

Список литературы и интернет-ресурсов


Основная литература


  1. Антюшин С. С. Основы философии. М.: РИОР - Инфра-М, 2010

  2. Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии. М.: Форум - Инфра-М, 2008

  3. Кохановский В. П. и др. Основы философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011

Дополнительная литература


  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М.: Проспект, 2003

  2. Губин В. Д. Основы философии. М.: Форум - Инфра-М, 2004

  3. Губин В. Д. Философия. Элементарный курс. М.: Гардарики, 2001

  4. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001

  5. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.: Гардарики, 2003

  6. Золотухина - Аболина Е. В. Страна Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995

  7. История философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002

  8. Канке В. А. Основы философии. М.: Логос, 2004

  9. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия. М.: Слово - ЭКСМО, 2003

  10. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. М.: Контур, 1998

  11. Лешкевич Т. Г. Философия. Курс лекций. М.: Инфра-М, 2000

  12. Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991

  13. Основы современной философии. СПб.: Лань, 1999

  14. Основы философии / Под ред. Е. В. Попова. М.: Владос, 1997

  15. Селиванов Ф. А. Рассказы о философах. Тюмень, 2002

  16. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.: Владос, 2003

  17. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2000

  18. Философия / Под ред. О. А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002

  19. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983


Интернет-ресурсы:

1. philosophy.ru - портал «Философия в России»

2. filinnik.ru/ - сайт о философии

3. filosof.historic.ru - историко-философская библиотека



© 2010-2022