Приемы по составлению вопросов учащимися

Составление вопросов самими учащимися – это особый вид деятельности, такженаправленный на обогащение их понятийного, рефлексивного, эмоционально-оценочного (субъектного) опыта. Нами были разработаны специальные приемы, которые создают условия для развития умения ставить вопросы самими учащимися. Например, дидактические игры «Дополни вопрос», «Ромашка вопросов», «Фехтование вопросами» и др. Цель таких приемов заключается в том, чтобы обучающиеся сами начали ставить себе вопросы. Это приводит к сл...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

. Приемы по составлению вопросов учащимися.

Составление вопросов самими учащимися - это особый вид деятельности, также направленный на обогащение их понятийного, рефлексивного, эмоционально-оценочного (субъектного) опыта. Нами были разработаны специальные приемы, которые создают условия для развития умения ставить вопросы самими учащимися. Например, дидактические игры «Дополни вопрос», «Ромашка вопросов», «Фехтование вопросами» и др. Цель таких приемов заключается в том, чтобы обучающиеся сами начали ставить себе вопросы. Это приводит к следующим результатам: 1) ученики осознают, какие стратегии применяют; 2) понимают, как продвинулись, применяя эти стратегии; 3) выбирают лучшие стратегии; 4) предлагают оригинальные стратегии; 5) учатся доверять собственному воображению и интуиции.

Методический прием «Ромашка вопросов» (рис.10) стимулирует активность «вопрошающей» деятельности учеников.

Учащимся предлагается задание:

Составьте вопросы по предложенному тексту, ответы на которые можно найти

а)только в тексте; б) в тексте, но с Вашими комментариями; в) требующие только Вашего мнения

Вопросы случайным образом «отрываются» от ромашки.

Приемы по составлению вопросов учащимися

Рис.10. «Ромашка вопросов»

Работа может быть индивидуальной или групповой, но с обязательным обсуждением составленных вопросов.

Взаимодействие с учебным содержанием через применение данного методического приема позволяют обучающемуся использовать имеющийся опыт для практической оценки текста, его реорганизации и трансформации.

Стимулировать учащихся задавать вопросы помогают игровые ситуации, заданные учителем, например, такими игровыми ситуациями:

Конкурс на лучший вопрос

Перед вами учебный текст. Давайте его прочитаем. Теперь каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста. Вопрос, ответ на который показывает совершенство овладения этим материалом, дает возможность увидеть его с самой интересной стороны. Немного времени на обдумывание, свой вопрос можно записать. Ну, а теперь послушаем ваши вопросы.

Команды по порядку будут их задавать, а остальные - отвечать на них как можно полнее. Давайте решим, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Понимание текста с позиции любимого героя

У вас есть любимый герой художественной книги? А может быть это любимый герой учебного текста по математике? Выбирай! Теперь прочитай заданный отрывок текста как бы глазами выбранного вами героя. Теперь задайте ему вопросы от его имени. Т.е. вопросы задаем по тексту, но математический смысл изменять нельзя. Старайтесь задавать как можно больше вопросов по существу текста, используя подходы к решению вопроса, особенности характера выбранного героя.

Ответ - слово

Каждый должен задать вопрос и каждый ответить на чужой вопрос. Отвечать нужно, используя одно слово. Это слово должно выражать суть ответа на заданный вопрос, быть ключевым словом ответа. Выигрывает тот, у кого, по общему мнению, будет самый удачный вопрос или ответ. Прочитаем еще раз текст и приступим к перекрестному опросу. Задавать вопросы и отвечать на них будут игроки, выбранные ведущим. Ведущий выбирает победителя.


Сказочное королевство

Прочитаем текст. Выберем 2-х стражников, строгих и неподкупных. Стражники охраняют сказочное королевство. Но сегодня здесь бал. Каждому хочется туда попасть. Есть только один способ пройти: ответить на любой каверзный вопрос стражника по учебному тексту. Сейчас внимательно еще раз прочитайте текст, а стражники по нему составят вопросы. Можно по очереди подходить к стражникам - вдруг пропустят?

Можно ли еще что-нибудь спросить по тексту? Достаточно ли были каверзными вопросы? Если кто-нибудь еще может задать вопросы по тексту, мы можем устроить смену караула.

Шляпа вопросов

Внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный, на ваш взгляд, вопрос по тексту. Возьмем ручку, лист бумаги, придумаем и запишем вопрос.

Заверните записку, положите ее в шляпу. Теперь по очереди подходим к шляпе берем записку и как можно более полно отвечаем на вопрос. Вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Фехтование

Дома вы прочитали учебный текст. Ведущий задает вопрос. Разделимся на пары. Противник слева в каждой паре должен по заданному учебному материалу дать ответ на данный вопрос, а противник слева - выдвинуть контраргументы. Затем ведущий задает новый вопрос. Противники меняются ролями. Ведущий определяет, какая пара активней обсуждала поставленные проблемы (роль ведущего может выполнять учитель).

Почта

Прочитаем внимательно учебный текст. Возьмите лист бумаги. Рассчитайтесь по порядку, начиная с первой парты первого ряда. Этот номер будет номером адресата. Каждый задает вопрос по тексту, пишет его на листочке бумаги и отдает выбранному вами почтальону с указанием номера адресата. Чем больше вы зададите вопросов за отведенное время (5 -7 минут), тем лучше. Затем по команде пересылка вопросов прекращается. Игра переходит во вторую стадию - ответов на вопросы. Выигрывает тот, кто успел задать больше интересных вопросов, и кто лучше ответил на них.

Пытливый ученик

Мы знаем, что для хорошего усвоения материала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Сейчас мы прочитаем текст быстро, но внимательно, затем вы составите список вопросов. У кого этот список будет длиннее и интереснее, тот и выиграл в этом соревновании. Текст прочитали, теперь перейдем к вопросам. Желательно, чтобы вопросы охватили весь материал и все его тонкости. Запишите, пожалуйста! Сейчас по порядку вы будете задавать свои вопросы всем обучаемым, а они по очереди будут кратко отвечать на них. Отвечает тот, на кого указывает ведущий. Затем определим самого пытливого ученика.

Образная память

Прочитайте текст. Попробуйте представить каждый абзац текста схемой, рисунком или таблицей (по вашему желанию). А может быть, кто-то захочет представить части текста в виде нескольких образов. Сейчас устройте презентацию своим рисункам, а ваши товарищи зададут вам вопросы к ним. Постарайтесь задать интересные, оригинальные вопросы.

Приведем фрагмент урока, на котором учитель создает ситуации, побуждающими учащихся составлять вопросы.

К началу урока на тему: «Поиск признаков делимости» в классе уже были обсуждены признаки делимости на 2, 5, 10. И вот на уроке учитель отправляет группу детей - «научных» лидеров в командировку.

Задание для первой группы. Составьте вопросы, на которые нужно ответить, чтобы узнать, является ли число простым, если число это известно. Например, 15.

Задание для второй группы. Число хранится в тайнике, но сам хозяин не скажет, какое оно, но может ответить на любой косвенный вопрос об этом числе.

Составьте вопросы, которые нужно задать хозяину числа, чтобы узнать как можно больше делителей числа из тайника.

Таким образом, треть класса «уходит» на уроке в собственное исследование.


© 2010-2022