• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка Современные подходы к проблемам гражданского и патриотического воспитания детей

Методическая разработка Современные подходы к проблемам гражданского и патриотического воспитания детей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЛАЙД 1 Современные подходы к проблемам гражданского и патриотического воспитания детей

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

Одной из задач патриотического воспитания детей является формирование любви к своей Родине. А что такое Родина? Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ Родины, у кого-то они похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов. Родина - это место, куда человек возвращается с радостью и гордостью. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

Перед нами вот такое дерево и листочки разных цветов. По ходу мероприятия мы будем отвечать на вопросы, записывать ответы на листочки и дерево дополнять этими листочками.

СЛАЙД 2

И сразу же давайте ответим на вопрос «Патриот, кто он?»

(ответы пишут на зеленых листочках, некоторые зачитывают, крепят к дереву)

Патрио́т - патриотичный человек - тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей в детском доме становится одной из актуальнейших.

СЛАЙД 3

И следующий вопрос: «Сформулируйте наиболее значимые проблемы гражданского и патриотического воспитания детей в условиях детского дома». (желтые листочки)

СЛАЙД 4

Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно было, зависит наше будущее. Дети, воспитывающиеся в детском доме, оторваны от семей, у которых есть дедушки и бабушки: потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Равнодушие, чаще всего возникает от незнания. Воспитанники детского дома родились, живут и учатся в Кузбассе, но не все знают историю своего края, поселка, его героев, почетных граждан, окружающую природу, историческое прошлое коренных жителей, их быт, культуру, традиции. Поэтому все больше и больше усиливается актуальность проблем патриотического воспитания детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

СЛАЙД 5

Нашим старшим воспитанникам была предложена анкета «Патриот».

Цель анкетирования: определение уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота.

1. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?

а) знаю;

б) слышал;

в) слышу сейчас впервые;

г) затрудняюсь ответить.

2. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?

а) с первой;

б) со второй;

в) затрудняюсь ответить.

3. Патриотизм - это…

а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;

б) позитивное чувство к Родине;

в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;

г) готовность к самопожертвованию;

д) затрудняюсь.

Результаты следующие: из 5 опрошенных воспитанников на первый вопрос «Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?»

3 человек ответили «знаю», 2 - «слышал».

2 вопрос. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С первой точкой зрения согласны 2 человека, со второй 3 человек.

3 вопрос. Патриотизм - это…

а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;

б) позитивное чувство к Родине;

в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;

г) готовность к самопожертвованию;

д) затрудняюсь.

Все ответили по-разному, но в основном выбрали по одному ответу.

Таким образом, результат проведенного анкетирования показывает необходимость систематической и целенаправленной работы по гражданскому образованию и воспитанию наших детей, т. к. патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Дети, поступающие в детский дом из асоциальных семей в школьном возрасте, как правило, имеют опыт бродяжничества, опыт вовлечения в асоциальную деятельность, опыт искаженной системы ценностей. В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания детей детского дома, становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

СЛАЙД 6 Следующий вопрос «Патриотическое воспитание это…» (оранжевые листочки)

ЩЕЛЧОК

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко - краеведческое, спортивно-оздоровительное, развитие творческих детских инициатив.

В группах нашего детского дома в соответствии с перспективным планированием по направлению «Основы гражданского и патриотического воспитания» проводится работа, которая является составной частью общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогического коллектива по формированию и развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания. Как я уже отмечала, что основы патриотизма закладываются в семье, как основной социальной ячейке общества, а семьи, в которых проживали наши воспитанники, были очень неблагополучными.

Таким образом, перед нами стоит огромная задача по исправлению и формированию гражданско-патриотической позиции. Причем данная работа должна строиться с учетом особенностей личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:

Примитивность эмоций;

Отсутствие своей гражданской позиции в отношении с окружающим миром;

Наличие аффективных состояний, связанных с повышенным уровнем агрессивности, гиперактивности;

Несформированность навыков адекватного общения со взрослыми;

Неразвитость стремления к сотрудничеству и совместной деятельности.

Исходя из всего вышесказанного, целью нашей работы является подготовить гражданина способного жить в гражданском обществе; научить отвечать за свои поступки.

(выступления воспитателей)

А сейчас я предлагаю провести небольшую разминку для мозга и ответить на предложенные вопросы:

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)

2. Официальная эмблема государства. (Герб.)

3. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна).

4. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

5. Почему Красная площадь так называется?(«Красная» - красивая.)

6. Дата принятия Конституции РФ.(12.12.1993.)

8. Назовите семь чудес Кузбасса. (Азасская пещера, Золотая Шория, Кузнецкая крепость, Мариинск, монумент «Память шахтерам Кузбасса», Поднебесные Зубья, Томская писаница);

9. Кто основал Москву?

(Князь Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимирова Всеволодовича Мономаха.)

10. Назвать как можно больше пословиц о Родине.

• Золоту - старости нет, Родине - цены нет. • Всякому мила своя сторона. • Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. • Родина - мать, умей за нее постоять. • Родная сторона - мать, чужая - мачеха. • Человек без Родины, что соловей без песни.

Молодцы, немного отдохнули и сейчас продолжим.

СЛАЙД 7

Необходимо отметить, что гражданско-патриотическое направление в воспитании - это одно из системообразующих компонентов воспитательного процесса детского дома. Что это значит? Это значит, что большинство воспитательных мероприятий в детском доме, какие бы цели они не преследовали, решают одну или несколько из следующих задач:

- утверждать в сознании и в чувствах воспитанников социально значимые патриотические ценности, взгляды, убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России;

- прививать воспитанникам детского дома чувство гордости, уважения и почитания государственных символов России и исторических святынь Отечества;

- создавать атмосферу уважения к Конституции России, законности, нормам общественной и коллективной жизни.

СЛАЙД 8

Через решение перечисленных задач патриотическое воспитание выступает в детском доме в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития личности воспитанников, становления активной гражданской позиции и готовности к служению своему Отечеству.

Хотелось бы отметить так же, что деятельность библиотеки детского дома неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.

(выступление Мороковой Т. А.)

СЛАЙД 9

И последний вопрос: «Назовите формы работы с детьми, которые вы используете по гражданско-патриотическому воспитанию» (красные листочки)

ЩЕЛЧОК

- тематические воспитательные часы;

- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

- посещение музея боевой славы;

- встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий;

- интерактивные игры, дискуссии по патриотическо-правовой тематике;

- конкурсы, викторины;

- праздник Дня Конституции;

- чествование ветеранов труда, войны, подготовка сувениров, подарков;

СЛАЙД 10

- уроки мужества, военно-спортивные игры;

- митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам;

- месячник по военно-патриотическому воспитанию;

- показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;

- физкультурно-оздоровительные соревнования;

- походы и экскурсии по родному краю.

Воспитательная работа нашего детского дома включает мероприятия, коллективные творческие дела, акции, экскурсии. Ряд мероприятия направлен на социально значимые действия: помощь ветеранам, пожилым людям. Самым значимым в плане формирования нравственных качеств человека - патриота России является большое мероприятие - Вахта Памяти, посвященная дню Победы в Великой Отечественной войне. Готовясь к этому мероприятию, воспитанники вместе с воспитателями выпускают стенгазету, участвуют в конкурсе рисунков, участвуют в уборке территории памятника. Так же с большим удовольствием ребята состязаются в военно-спортивной игре «Зарница», где царит атмосфера товарищеской взаимопомощи и выручки, дети совершенствуют свое физическое развитие, психологически подготавливаются к преодолению трудностей.

Одну из главных ролей в формировании гражданско-патриотических качеств играет трудовое воспитание. Основными направлениями работы по организации трудовой подготовки остаются:

труд по самообслуживанию;

выполнение разовых поручений;

организация и обеспечение личной жизнедеятельности;

формирование умений и навыков коллективного труда в домашнем и подсобном хозяйстве;

подготовка детей к будущей профессиональной деятельности.

Все выше перечисленные основные направления очень хорошо прослеживаются при проведении сельскохозяйственных работ и ежедневной трудовой деятельности. Наши дети вместе со взрослыми принимают активное участие в осеннее-весенних полевых работах, занимаются уборкой и облагораживанием придомовой территории.

Все эти мероприятия повышают интерес воспитанников к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

Очень хотелось бы, чтоб пропагандировали с «большого экрана» не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжелых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Патриоты, способные в любую минуту защитить свое Отечество!

СЛАЙД 11

Итак, подводя итог сегодняшнего заседания, мы пришли к выводу, что в современных условиях в содержании патриотического воспитания в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

- осознание себя гражданином многонационального российского государства;

- наличие гордости за принадлежность к своей национальности, имеющей свои этнические особенности;

- понимание значимости интересов общества и государства для себя лично;

- патриотизм, преданность своему Отечеству;

- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего города, района, области и страны в целом;

- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

- социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

А сейчас давайте вернемся к нашему дереву и посмотрим, что получилось: на зеленых листочках мы дали определение значению «Патриот», на желтых обозначили наиболее значимые проблемы гражданского и патриотического воспитания детей в условиях детского дома, на оранжевых - дали понятие патриотическому воспитанию, на красных - написали формы работы с детьми по данному направлению.

Гражданское и патриотическое воспитание детей должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Оценка полезности, результативности.

Каждый участник поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом.

Зеленый

Я уже об этом знал (а), но было интересно

Жёлтый

Буду это применять в своей дальнейшей работе

Оранжевый

Мне было очень интересно, я узнал (а) много нового для себя

Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? Какими?

Проводите ли вы досуги и развлечения по теме? Какие?


© 2010-2022