Работа в оздоровительном лагере

        Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.          Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восп...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Цели и задачи практики

Цель летней психолого-педагогической практики - формирование профессиональной деятельности практического психолога в образовательном процессе.

Задачи практики:

1. Закрепление на практике теоретических знаний по психологии, педагогике и другим дисциплинам, преподаваемым в рамках специальности;

2. Создание условий для полноценного обучения, воспитания учащихся, взаимодействия и общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся;

3. Реализация на практике прав ребёнка;

4. Использование теоретических знаний и практических умений при изучении планов воспитательной работы учреждения, а также для изучения индивидуально-психологических особенностей личностей учащихся;

5. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

6. Возможность осознания себя в новой профессиональной роли - педагога - психолога и развитие педагогических способностей;

7. Создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей;

8. Проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

9. Соблюдение норм профессиональной этики.










2. Содержание педагогической практики включает в себя следующие этапы:

В течение летней педагогической практики мною осуществлялась деятельность педагога - организатора:

1. этап - ознакомительный, продолжительностью с 27 мая по 3 июня, в течение которой были решены следующие задачи:

  1. познакомиться с образовательным учреждением;

  2. изучить документацию (Устав учреждения, План работы школы, План воспитательной работы оздоровительного лагеря, План мероприятий на смену );

  3. познакомиться с педагогическим коллективом и детьми;

  4. подобрать соответствующую литературу;

  5. составить карту мероприятий воспитательного характера и проанализировать ее.

2. этап - формирующий, продолжительностью две недели, с 3 по 16 июня. В течение этого времени мною было:

  1. посещено и проанализировано два мероприятия разной направленности;

  2. подготовлено и проведено несколько мероприятий разной направленности;

  3. изучены индивидуальные особенности личности учащегося 3-б класса Ксении Т. и отражены в «Карте наблюдения Стотта».

3 этап - заключительный, продолжительностью с 17 по 24 июня. В течение этой недели была подготовлена отчетная документация по учебной практике в соответствии с изложенными требованиями.

Летняя практика проходила в пришкольном оздоровительном лагере «Веселая планета» при МКОУ «Школа №1», в период 1-й смены с темой «Сказочная страна»(«Там, на неведомых дорожках») для учащихся начальной школы с 3 по 24 июня 2013 года.

3. Сведения об образовательном учреждении
Общая характеристика учреждения

* Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Муниципального образования «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Тип общеобразовательное учреждение

Вид средняя общеобразовательная школа

* Юридический адрес:

* Фактический адрес:

* Сайт школы

* Учредителем является Администрация муниципального образования

* Лицензия 66 № 001408 от 10.08.11. регистрационный номер 14734

* Свидетельство о государственной аккредитации 66 № 000523, регистрационный номер 6287 от 9.11.11.

* В 2011 году принят новый Устав школы \редакция 5\ с изменениями,

внесенными в Закон «Об образовании»

* В марте 2013 года принята Программа развития школы на 2013-2017 годы.

Свою историю школа ведет с 1895 года - года постройки здания, предназначенного для городского училища. Гимназия, фабрично - заводская 7- летка, 9-летка, мужская школа. С 1933 года - средняя школа № 1. За время своего существования школа воспитала 6 заслуженных учителей, выпустила 59 золотых и серебряных медалистов. В 2013 году школа торжественно отметила свое 118-летие.

В октябре 2011 года школа успешно прошла государственную аккредитацию, в мае 2012 года стала победителем в областном конкурсе общеобразовательных учреждений, осуществляющих патриотическое воспитание, получила грант 400.000. рублей.

Отличительной особенностью школы является сохранение исторического наследия, система гражданско - патриотического воспитания. Приоритетным направлением, заявленным в Программе развития, является ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ, ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ШКОЛЫ, ГОРОДА, РОССИИ. Данное направление реализуется в русле нескольких программ и проектов: проект «Гражданское образование», программа «Школьный музей - воспитательный центр открытого образовательного пространства», деятельность военно - патриотического клуба «Сокол».

На базе сохранения исторического наследия и демократичности, разумного введения инноваций сформировался внутренний уклад школьной жизни - важнейшая предпосылка эффективности деятельности школы, условий для развития обучающихся, стимул профессионального творческого роста педагогического коллектива. В школе сложились и развиваются традиции: 18 лет проводится фестиваль «Звезды школы», вечер встречи, Дни Памяти учителей - ветеранов, интеллектуальный марафон, День пятиклассника, день науки, день рождения школы. Ежегодно на общешкольном родительском собрании директор представляет Публичный отчет о реализации образовательной программы. Сегодня школа ищет наиболее эффективные пути объединения усилий школы с семьей и социумом в вопросах воспитания детей, повышения качества образования, работает над проблемой занятости детей во внеурочное время. Сложилась определенная система работы с семьей, родители все активнее участвуют в жизни школы. Традицией стали директорский прием семей, осуществляющих наиболее тесную связь со школой, конференции отцов и мам.

Школа - живой организм, она постоянно развивается, совершенствуется, но в главном остается неизменной - с любовью учит и воспитывает, с надеждой следит за успехами своих выпускников.

Состав обучающихся.

Структура классов. Структура контингента. Сохранение контингента учащихся.

В школе создаются необходимые условия для получения качественного, доступного образования всем детям, проживающим в районе школы и поступающим из других микрорайонов. Общее образование структурировано на основе Российской федеральной программы трехуровневого образования.

Общее количество учащихся

На начало года

На конец года

Движение

Средняя наполняемость классов

1-4 классы

222

217

13

8

22

5-9 классы

236

233

13

10

22

10-11 класс

44

40

6

2

20

ИТОГО

502

490

32

20

21,3

В школе 23 класса - комплекта. Все классы - общеобразовательные. Контингент обучающихся стабилен. Движение учащихся происходит, в основном, по причине смены места жительства и по решению ПМПК. Наибольшее движение - в начальном и среднем звеньях.

Классы формируются по микрорайону и по заявлениям родителей при наличии свободных мест. Школа работает в режиме 5 -дневной рабочей недели.

Детей, проживающих в семьях опекунов 23 ч - 4,7%; многодетные семьи 98 -20%, малообеспеченных семей -139 - 28,4%, в 30-ти семьях родители уклоняются от воспитания детей, ведут асоциальный образ жизни, дети - инвалиды - 6ч; дети из неполных семей - 165ч. - 33,7%, проживают в детском доме - 5 учеников.

Количество учащихся, состоящих на учете в ПДН -7, ТКДН и ЗП -11, ВШУ - 13. Семьи зачастую оказывают негативное влияние на детей, родители своим примером провоцируют детей на уход из дома, ненадлежащее поведение.

В штате школы 39 педагогов, 2 совместителя, имеется единица педагога-психолога на 0,75 ставки.

4. Нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность ОУ МКОУ «Школа №1»

В своей деятельности школа руководствуется нормативно-правовыми документами федерального, регионального, областного уровня, Уставом школы, локальными актами школы.

Мною был изучен:

- Устав ОУ МКОУ «Школа №1» ,

- в т.ч. «Локальные правовые акты школы» раздел VI., в котором прописаны:

1) должностные инструкции работников, в том числе административно-хозяйственного персонала, учителей-предметников, классных руководителей, социального педагога, психолога, педагога-организатора и др.,

2) Положение о летнем оздоровительном отдыхе учащихся МКОУ «Школа №1»,

3) Положение о летнем оздоровительном лагере при МКОУ «Школа №1»,

регламентирующие деятельность педагога-психолога и педагога организатора в ОУ







5. Особенности программы школьного летнего оздоровительного лагеря при МКОУ «Школа №1»

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лето - время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Организация школьных оздоровительных лагерей - одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.

Программа организации летнего отдыха детей младшего школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием при МКОУ «Школа №1» разработана на основании следующих документов:

- Закон РФ "Об образовании";

- Конвенция о правах ребенка;

- постановление Правительства № 220-ПП «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2012-2014 годах» от 07.03.2012 г.;

- постановление администрации Муниципального образования № 618 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей школьного возраста в 2013 году» от 26.03.2013 г.

- приказ директора МКОУ «Школа №1» № 67 от 30.04.13 « Об организации отдыха учащихся в период летних каникул».

Программа включает разделы:

1. Цели и задачи программы.

Цель:

Создание системы физического оздоровления детей для осмысленного отношения каждого к своему здоровью и приобщение их к природосохранной деятельности.

Задачи:

- привлечь каждого ребёнка к осознанному выбору здорового образа жизни;
- создать условия для выявления интеллектуально, физически, нравственно одарённых детей путём привлечения их к участию в культурно-массовой и спортивной работе;

- расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнка с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

2. Содержание деятельности.

Формирование духовно-нравственных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. Работа по патриотическому и гражданственному воспитанию ведётся в течение всей смены. В форме конкретной помощи проводится социальная работа. Формируется Совет лагеря, в который входят вожатые и детский актив.
В течение смены педагогический коллектив оздоровительного лагеря при МКОУ «Школа №1» организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, акции, выпуск листовок, мониторинговую деятельность.

Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических коррекционных упражнений и по закаливанию организма.

3. Ожидаемые результаты работы лагеря:

Формальные результаты:

  • количество воспитанников, принявших участие в запланированных мероприятиях,

  • фото и видео материалы по проделанной работе,

  • протоколы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, результаты творческой деятельности детей и подростков,

  • количество проведенных консультаций с субъектами воспитательного процесса (воспитанники, их родители и педагоги).

Ожидаемые результаты:

  • укрепление здоровья детей;

  • развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;

  • расширение социального опыта;

  • формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга, представлений о толерантности, ее проявлениях в отношении к окружающим;

  • приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности;

  • вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;

  • формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира

4. Педагогическая диагностика

Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив оздоровительного лагеря при МКОУ «Школа №1» создаёт условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось.

Дети приходят в разновозрастные отряды и очень важно из шумной неорганизованной группы детей сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, формировать лидерские качества в детях.

Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей и родителей.

Формы:

1.Письменная и устная рефлексия на занятиях.

2.Анализ результатов анкетирования по степени удовлетворенности воспитанников жизнью в летнем оздоровительном лагере.

3. Сравнительный анализ результатов анкетирования при поступлении в летний оздоровительный лагерь и на момент завершения смены.

5. Педагогические условия проведения смены.

Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и медицинской помощи.
В лагере работает 8 воспитателей, 6 педагогов дополнительного образования, 1 медицинский работник, 1 физрук.

Начальник лагеря:

В лагере находятся 80 учащихся школы с 1 по 4 классы.

Торжественное открытие лагеря состоялось 6 июля 2013 года.

Продолжительность оздоровления - 18 дней.

Дети находятся в лагере дневного пребывания с 8.30. до 14.30 часов.

Распорядок дня:

8.30 - 8.45 - утренняя зарядка

8.45 - 8.55 - линейка

9.00 - завтрак

9.30 - 12.00 - работа по плану (подготовка к олимпиадам, работа кружков, коллективные творческие дела, конкурсы, экскурсии и т.д.)

12.00 - обед

12.30 - 13.00 - беседы, игры, чтение книг, просмотр телепередач

13.00 - 14.00 - спортивный час

14.00 - 14.30 - индивидуальная работа с детьми «группы риска»

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ОСНОВНОГО ПЕРИОДОВ РАБОТЫ

Основной способ организации совместной деятельности детей в лагере, включения их в систему социальных связей и отношений, накопление опыта этих отношений - это отряд. В отряде ребёнок может ощутить свою значимость, проявить индивидуальность, творчество.

Период

Цель

Задачи

Организационный

Адаптация участников смены к условиям лагеря, распорядку, смене вида деятельности

Познакомить участников смены с организацией лагеря, распорядком, планом работы

Скорректировать план работы педагогического коллектива

Основной

Осуществление активного оздоровления детей

Реализация плана работы

Знакомство с компьютерными технологиями

Заключительный

Подведение итогов смены

Создание положительного настроя

Оценка, анализ

удовлетворенности детей от

пребывания в лагере

Требования к плану работы воспитателя:

- Учет интересов, потребностей детей в отряде;

- Разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;

- Систематичность, последовательность в подборе видов деятельности;

- Реальность планов;

- Согласованность плана отряда с общелагерным планом. План работы на каждый день корректируется в зависимости от погоды и интересов детей.

Организация кружковой работы в лагере очень важна, так как это тот вид деятельности, занимаясь которым, ребёнок получает удовлетворение и положительные эмоции. Включение ребёнка в кружковую деятельность - процесс свободный.

Организационный период.

Первые дни жизнедеятельности отряда - период адаптации - характеризуется особой динамикой развития межличностных отношений, процессов коллективообразования, повышенным эмоциональным возбуждением.

В эти дни дети испытывали самое значительное психологическое напряжение, которое обуславливается неопознанностью новой сферы жизнедеятельности и недостатком информации о ней. Общие ценности, нормы и установки только начинаются складываться, и еще неизвестны детям. Они только познают и усваивают традиции и требования конкретного коллектива.

Важно уделить особое внимание созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе (проводится диагностическое анкетирование психологического климата в отрядах). В организационный этап основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе.

В этот период важно:

1. Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;

2. Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;

3. Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;

4. Определение места (статуса) в коллективе;

5.Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

6. Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

7. Формирование групповых норм, ценностей и традиций.

На первом отрядном собрании детям объяснили общие моменты смены, сообщили ее название, цели и задачи. Были подобраны и проведены в соответствии с возрастом игры на создание и сплочение коллектива. Дети активно и с желанием в них участвовали.

Необходимость освоения сферы жизнедеятельности, занятия желаемого места в системе межличностных отношений побуждало детей к достаточно активным действиям и даже тихони включались в совместные дела, проявляя при этом необычную активность. Общие нормы только начинают складываться, а потому неуверенность, боязнь того, что поведение будет неправильно понято и оценено, вынуждало ребят в значительной степени скрывать те или иные отрицательные черты и свойства характера, дурные привычки. Каждый старался раскрыть и показать себя только с самой лучшей стороны. Это привело к преобладанию в первые дни социально одобряемых форм поведения детей.

Основное внимание в этот период было отведено адаптации детей к новым условиям, созданию детского коллектива, введению детей в тему смены. Для реализации задач были отобраны необходимые методы: беседа, рассказ, пояснение. А также различные формы реализации задач: игры, тематические огоньки, сборы, концерты, игры-шоу. В этот же период немного скорректировали план-сетку смены.

Адаптация к условиям пришкольного лагеря прошла успешно. Дети легко освоились в режимных и организационных моментах смены. В формировании детского коллектива особых трудностей не возникало, поскольку дети посещали вместе школу и были знакомы. Было несколько межличностных конфликтов, которые сразу же пытались разрешить воспитатели.

Цель основного этапа - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность.

Задачи: создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности.

Содержание основного этапа работы:

- Знакомство и сплочение отрядов;

- Отдых, познание и развитие самих себя;

- Укрепление здоровья;

- Развитие способности к творчеству;

- Учатся преодолевать трудности, справляться с отрицательными эмоциями;

- Учатся быть организаторами и умению вести за собой;

В этот период происходит практическая реализация мероприятий смены. Отряды начинают развивать свой город, зарабатывая золотые монеты, которые могут потратить или на развлечение отряда или на расширение своих владений. Преодолевая на своем пути трудности, ребята повышают игровой статус своего героя. Здесь же приходят к пониманию, большой роли взаимопомощи. Это период самореализации в игровом пространстве. Проводится контрольное тестирование на анализ психологического климата в отрядах.

Формы работы в период основного этапа:

1.Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников.

2. Совместное планирование, проведение дел.

3. Организация равноправного диалога с детьми.

4. Совместное обсуждение возникающих проблем.

Этот этап занимает большую часть времени - 10-11 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. В этот период для ребенка важно:

- дружить и контактировать.

- участие в межотрядных делах.

- самореализоваться, как личность.

- чему-то научиться.

- проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.

- проявление своей самостоятельности.

Основное внимание в этот период было отведено развитию детского коллектива, реализации темы смены.

Формы реализации задач: концерт, праздник, соревнования, конкурсы, тематические огоньки.

Первая половина основного периода деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. В этот период детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д.

На этой ступени периода межличностная структура группы относительно стабилизировалась. Деятельность детей становится деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере.

Эмоциональные группировки характеризовались определённой статичностью, их численность несколько увеличилась и составила от четырёх до семи человек. Желаемое общение детей в целом соответствовало фактическому.

Выразительнее стала межличностная структура, увеличились крайние статусные группы. Основаниями процесса межличностной дифференциации становятся преимущественно деловые качества и деловая направленность. Дети проявляли те черты своего характера, которые ранее скрывали. Продолжается обособление контактных и первичных групп

Воспитателем ежедневно выполнялись режимные моменты. В педагогической деятельности все запланированные мероприятия были проведены в соответствии с требованиями. Дети принимали активное участие в подготовке к праздникам и конкурсам. Проблем, организационного характера не возникало.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по итогам воспитательских наблюдений, детский коллектив прошел все стадии своего развития. Поставленные задачи были выполнены и реализованы. Возникшие проблемы проанализированы и на будущее будут более тщательно отбираться при подготовке к работе.

Методические материалы и разработки на смену приведены в Приложениях.



6. Карта мероприятий в летнем оздоровительном лагере при МКОУ «Школа №1»

Коллектив оздоровительного лагеря ставит перед собой цель: создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, создание педагогической воспитательной сред, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.

Базовое содержание воспитания - классическое, ориентированное на ознакомление с отечественной культурой и историей, формирование творческой индивидуальности, развитие эстетической культуры личности.

Приоритеты отдаются патриотическому, спортивно-оздоровительному, нравственно-эстетическому направлению, а также творческому и досуговому.

Патриотическое

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

Спортивно-оздоровительное

В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.

Нравственно-эстетическое

Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.

Творческое

Это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.

Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.)

Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.

В-третьих - метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.

В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности детского коллектива.

Досуговое

Лето - время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.





Мероприятия всех направлений имеют примерно равное процентное соотношение, с преобладанием мероприятий творческой и досуговой направленности. Общее количество и тематика мероприятий соответствует целям и задачам воспитательной работы лагеря и общей направленности воспитательного процесса в данном учреждении. Все мероприятия были проведены в соотвествии с планом-сеткой лагеря (см. в Приложении)

Формы проведения мероприятий разнообразны, преобладают КТД, игры, соревнования, которые соответствуют возрастным, демографическим характеристикам учащихся.

Среди основных пожеланий и предложений по улучшению количества и качества мероприятий, которые целесообразно проводить в данном учреждении, так это проведение мероприятий, которые были бы связаны единой тематикой, т.е. проводить профильные лагеря ( или смены).


7. Анализ посещенных мероприятий

Занятие 1. (провела социальный педагог)

Тема: Калейдоскоп эмоций

Форма организации: собеседование, упражнения с элементами тренинга, мини-лекция.

Цель: ознакомление учащихся с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния

Задачи:

1. Образовательная - познакомить учащихся с эмоциями; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально через введение понятий мимики и пантомимики.

2. Развивающая - способствовать осознанию своих эмоций; формировать умение понимать эмоции других людей через применение методов групповой работы.

3. Воспитательная - вызвать интерес к данной теме через применение методов мотивации и стимулирования; формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами через обучение методам и приемам регуляции и саморегуляции.

4. Здоровьесберегающая - профилактика нарушения осанки и зрения через применение упражнений, способствующих сохранению и улучшению физического и психического здоровья учащихся.

Межпредметные связи: чтение, психология, ИЗО, труд, биология, музыка и др.

Методическое обеспечение занятия: компьютер, стулья, банкетки, зеркало, ручки, простые карандаши, цветные карандаши, резинки, клей, раздаточный материал (фотографии эмоций, пиктограммы - по 3-5-7 шт. - используется индивидуальный подход); заготовки пустых пиктограмм, лист формата А-3; карточки для поощрения - пиктограмма с эмоцией «радость» и надписью «Тебе грустно? Улыбнись!!!», презентация «Калейдоскоп эмоций», музыкальное сопровождение - классическая музыка (Рахманинов «Мелодия души»).

На занятии присутствуют 10 детей 3-х классов отряда «Бригантина».

Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью является актуальной и важной не только для их дальнейшей адаптации в обществе, а и для участия в школьной жизни и для общения в классе, для построения конструктивных межличностных отношений.

Предлагаемое занятие носит вводный характер и обеспечивает знакомство с эмоциями. Вначале занятия педагогом делается настрой на занятие, дети сами выводят тему занятия по слайду м/м презентации (по рисункам разных эмоций), цель, решили узнать, для чего нужно развивать эмоции.

Достижению поставленной цели занятия помогло использование таких принципов коррекционно-развивающего обучения, как мотивация к учению, динамичность восприятия, продуктивная обработка информации, когда от демонстрации эмоциональных состояний мы переходим к дифференциации и затем их коррекции. На занятии применялся коммуникативный метод, предполагающий общение на уровнях ученик-учитель и учитель-ученик.

Использовались словесные методы: объяснение, беседа с учащимися по теме, мини-лекция; а также упражнения с элементами тренинга, двигательные релаксационные упражнения; наглядные методы: изобразительная наглядность, карточки пиктограмм, слайды.

Выбранные методы соответствуют задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Критерием для мотивации учащихся выбрана «активность». В конце урока все дети будут простимулированы: получат в подарок пиктограмму с эмоцией «Радость», а самый активный ученик получит еще одну пиктограмму дополнительно. Данный подарок позволит продлить эффект эмоционального заражения и будет служить объектом, к которому ребенок сможет обратиться, если ему будет грустно. Что значимо и ценно для ребенка.

В целях здоровьесбережения проводилась физкультминутка - для профилактики нарушения осанки и зрения. После работы с компьютером для снятия напряжения с глаз использовался комплекс гимнастики для глаз. А после упражнения, выполняемого сидя на банкетках, в программу занятия было введено двигательное кинестетическое упражнение. На протяжении всего занятия присутствует смена видов деятельности.

Использование компьютерной технологии способствует лучшему усвоению материала, т.к. кроме аудиального, задействован еще и визуальный канал приема информации. Слайды подобраны яркие, красочные, запоминающиеся. Рациональность применения ИКТ в том, что это более экономичный метод, т.к. изготовление наглядного и раздаточного материала требует вложения больших материальных средств (печать цветных фотографий, изображений и т.д.)

В ходе беседы у учащихся максимально активизируется речевая деятельность, подвижные упражнения используются для снятия эмоционального напряжения, а совместная деятельность способствует пониманию эмоций других людей.

Практическая значимость этих методов обучения в том, что они не только способствуют вооружению школьников знаниями, а также наделяют их умениями, которые они смогут применять в своей дальнейшей жизни и в процессе социализации.

Для вовлечения ребят в совместную работу выбрана такая форма работы как сотрудничество, которое обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, осознать предлагаемый материал. Задания, которые предлагаются детям, даются в доступной и игровой форме, они быстро сменяют друг друга.

Рекомендации: при подготовке к уроку необходимо учитывать возрастные особенности учащихся: вводится расширенный круг эмоций (до 12 штук), нужно меньше. При подборе раздаточного материала необходимо использовать индивидуальный подход: набор пиктограмм может состоять из 3-5-7 штук в зависимости от способностей учащихся.

Активность учащих, а также уже имеющийся определенный набор знаний, умений и навыков по данной теме способствует успешному проведению занятия.

Занятие 2.

Тема: «Путешествие по стране Чудолирии» (Сбор участников. Сбор ожиданий. Обмен впечатлениями.

( провела организатор )

Цели: Знакомство участников друг с другом. Снятие эмоционального напряжения. Формирование доверительной атмосферы и рабочего настроя.
Занятие было проведено в форме тренинговых игр в течение 40 минут. При их выполнении педагог объяснял правила и давал определенные инструкции, добивался их правильного выполнения, участия каждого ребенка.

В каждом отряде у воспитанников есть свои специфические проблемы: трудности личностного самоопределения, сложности во взаимоотношениях со сверстниками, повышенная конфликтность с вожатыми и т. д., поэтому тренинги по большей своей части были направлены, прежде всего, на развитие личности, на формирование у детей эффективных коммуникативных умений, на освоение межличностных навыков взаимодействия.

Были использованы следующие игры:

  • Игра «Аплодисменты»

  • Игра «Земля, вода, ветер, гром"

  • Игра «Атомы»

  • Игра «Приветствия народов мира»

  • Игра «Ниточка и иголочка»

Используя игровые тренинги, педагог смог:

• определить уровень взаимопонимания в коллективе;

• сплотить коллектив;

• выявить в группе лидеров.

На занятии детям было интересно, им понравилось взаимодействовать друг с другом и вожатыми, ребята просили продолжить такие занятия и в следующий раз. Педагог умеет устанавливать контакт с учащимися, знает способы организации большой массы народа ( в актовом зале присутствовало 40 ребят), активно применяет в проведении формы КТД (приемы разделения на команды, выявление лидера, установление тишины и порядка).

Педагогу нужно уделять больше внимания на малышей -первоклассников, учитывать их возрастные и психологические особенности.

Некоторые из приведенных тренингов можно использовать не только в организационный период, но и в основной.

8. Методические разработки проведенных мероприятий.

Занятие 1. Отрядное дело «РОМАШКА»

Время проведения: основной период смены (6 июня 2013 г.)

Возраст: отряд младших школьников 8-10 лет.

Количество детей: участие принимает весь отряд

Продолжительность: около 1 часа

Место проведения: отрядное место (актовый зал).

Цель: Сплочение ребят в отряде.

Задачи:

  1. Создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе.

  2. Способствовать установлению контакта между детьми (доброжелательное отношение друг к другу).

  3. Развивать навыки общения у детей.

  4. Создать условия для творческой самореализации каждого ребенка.

Форма проведения «Ромашки»: отряд делится на 2 части, в каждой из которых выбирается название, командир, возможно, девиз. Затем один за другим проводятся несложные конкурсы (предложены ниже), по результатам которых жюри (дети или вожатый другого отряда) выбирают команду-победителя. При проведении используется м/м презентация.

При организации всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:

1. Интересные задания.

2. Красивое оформление.

3. Материальное обеспечение.

4. Музыкальное сопровождение.

5. Находчивый ведущий.

6. Компетентное жюри.

7. Эмоциональные зрители.

8. Исполнительные помощники.

9. Подготовленные команды.

10. Призы для победителей.

«Ромашкой» его называют потому, что для организации требуется вырезанный из бумаги цветок ромашки. На оборотной стороне белых лепестков надписываются задания творческого характера, которые детям предстояло выполнить. Они отрывают лепесток, знакомятся с заданием, готовятся и демонстрируют результат.

Методика организации и проведения «Ромашки».

1. Подготовка. Необходимо нарисовать красивый цветок, подписать на лепестках задания, расставить мебель, оформить сцену, выбрать ведущего и жюри, подготовить награды.

Самое трудное - придумать задания. Они должны быть одинаковыми по направленности и сложности.

Если у одних: «Изобразите сценку «Хирург на операции», то у других: «Изобразите сценку «Вор в чужой квартире». Если у одних: «Прокрякайте песню «Стюардесса по имени Жанна», то у других: «Прогавкайте песню «Ах, Леха, Леха…».

Если типов заданий несколько, то их надо разместить на лепестках разного цвета: на синих - задания на сочинение стихов, на красных - задания на исполнение песен, на белых - танцевальные задания.

Задания должны быть такими, чтобы раскрывали у детей способности к импровизации, склонности к фантазированию, будили воображение, раскрепощали полет мысли.

Максимальное количество заданий при организации одной «Ромашки» - пять.

2. Вступительное слово: «А что, народ, давненько мы с вами не веселились…»

3. Создание микро коллективов (групп), которые будут соревноваться между собой. Способов образовать такие группы существует десятки. От выстраивания всех в одну шеренгу и расчета на "первый-второй" или "первый-четвертый" до разрезания двух или четырех открыток на части с раздачей этих частей участникам и дальнейшей работой по собиранию фрагментов в целое. Но если в отряде уже существуют стабильные группировки /звенья. экипажи, палаты, фракции/, можно разрешить соревноваться и таким командам, Лучше всего, если участниками будет весь отряд, он же будет потом и коллективным зрителем.

4. Команды отрывают лепестки у ромашки, читают задание и начитают готовиться. При этом они могут оставаться на месте, а могут убежать в комнату или за корпус, чтобы другие не подглядывали.

Время подготовки ограничивается 5-20 минутами.

Задача воспитателя - курсировать от команды к команде, узнавая, как идут дела, морально поддерживая и оказывая в случае крайней необходимости идейную помощь.

5. Показ. Необходимо всех ребят усадить, «подогреть» краткой речью, провести жеребьевку выступающих, представить жюри.

Паузы, возникающие между выступлениями, стоит заполнять, например, шуточными комментариями.

6. После выполнения первого задания можно предложить второе, потом третье и т.д.

7. Подведение итогов, награждение победителей.

Ведущий произносит итоговую речь, в которой благодарит участников. Каждая команда может определить самого активного, находчивого. Их поощряют особо.

Можно утвердить приз зрительских симпатий и вручить его тому, кто доставил зрителям больше всего радостных минут.

8.Творческий конкурс можно считать оконченным лишь после коллективного приведения места действия в порядок.

Задания для «Ромашки»

Мелодию песни "Солнечный круг":

- прогавкать

- промяукать

- промычать

- прокрякать

- прокудахтать (прокукарекать)

Прочитать стихотворение "Идет бычок, качается..." словно:

- оправдываясь перед товарищем

- обиделись на бабушку

- хвастаетесь перед ребятами

- рассердились на младшего брата

- испугались собаки

Представьте и мимикой, походкой, жестами изобразите: - встревоженного кота
- грустного пингвина
- разгневанного поросенка

Придумать 20 новых применений:

- старому носку

- пустой консервной банке
- лопнувшему шарику

Попробуйте изобразить походку:
- человека, которому жмут ботинки
- человека, который неудачно пнул кирпич

- с острым приступом радикулита

- одного оставшегося ночью в лесу

Придумать и вместе изобразить композицию из серии "Ландшафты Земли":

- Тайга

- Степь

- Лесотундра

Изобразите движениями и мимикой:

- горячий утюг

- будильник

- кофемолку

- чайник

Придумать новый конец сказке:

- Колобок

- Репка-

Волк и семеро козлят

Нарисуйте и изобразите пословицу:

- дареному коню в зубы не смотрят

- баба с возу - кобыле легче

- одна голова хорошо, а две - лучше

Изобразить в движении:

- вертолет

- теплоход

- карету

- дирижабль

Исполните песню "Во поле береза стояла",

словно вы:

- африканские аборигены

- индийские йоги

- горцы Кавказа

Представьте, что все животные стали вежливыми. Как бы стали здороваться:

- крокодилы

- жирафы

- бегемоты



Во время проведения КТД «Ромашка» дети приобрели навыки социального взаимодействия с группой сверстников и формирование умения заводить друзей. Мероприятие было направлено на развитие у детей младшего школьного возраста навыков самоконтроля и саморегуляции, помогло раскрытию индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка. Ребятам было интересно посмотреть на способности и таланты своих сверстников. В детях присутствовало одновременно два стремления: «быть как все» и «быть лучше других». Они эмоционально болели за своих друзей, активно участвовали в выполнении заданий, старались как можно интереснее их выполнить. Положительному эмоциональному настрою способствовали и хорошая музыка, и веселые шутки ведущего, и использование ИКТ-технологий (м/м презентация со слайдами, на которых были задания КТД). Мероприятие достигло поставленных целей.


Занятие 2. Цикл психологических занятий «Лапушка»

Цель: Сплочение группы ребят в лагере.

Задачи:

1.Создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе.

2.Способствовать установлению контакта между детьми (доброжелательное отношение друг к другу), развитию навыков сотрудничества со сверстниками

3. Формирование уверенности в себе.

Рассчитано на детей младшего школьного возраста.

Всего: 6 занятий продолжительностью 25-30 минут (занятия проводятся два раза в неделю).

Дата (день)

Психолого-педагогический блок

1 занятие

  • Приветствие - "Комплимент"

  • "Ласковое имя"

  • "Узнайте друг друга"

  • "Путаница"

  • Прощание - "Добрая улыбка»

2 занятие

  • Приветствие "Как сказочный персонаж"

  • "Заколдованные друзья"

  • "Разговор через стекло"

  • "Дружный поезд"

  • Прощание - "Связующая нить"

3 занятие

  • Приветствие - "Корабли в море"

  • "Две страны"

  • Коллективное дорисовывание по кругу

  • Прощание - подарок рисунка

4 занятие

  • Приветствие - "Снежинки"

  • "Придумываем сказку, историю"

  • "Наш отряд в лучах солнца"

  • Прощание (свой способ)

5 занятие

  • Приветствие (свой способ)

  • "Животные"

  • "Садовники и цветы"

  • Прощание - "Открытки в подарок"

6 занятие

  • Приветствие - "Ты самый…"

  • Коллективный плакат "Наш отряд!"

  • Прощание - "Лист добрых пожеланий"

День 1

1. Приветствие - "Комплимент"

Цель: создание положительного эмоционального фона в группе.

Все дети встают в круг. Один из них поворачивается к своему соседу, здоровается и говорит ему что-нибудь хорошее, комплимент в его адрес. Тот в ответ должен сказать "спасибо", взять его за руку и, в свою очередь, повернуться к соседу. И так до тех пор, пока каждый не услышит комплимент о себе. В итоге все берутся за руки, и образуется круг. Психолог делает вывод: "Посмотрите, в вашем отряде столько хороших, красивых, добрых… ребят"

2. "Ласковое имя"

Цель: создание условий для самораскрытия.

Дети сидят на стульях по кругу. Каждому ребенку сосед придумывает новое имя, начинающееся с первой буквы его настоящего имени. Например, Лена - ласковая, любознательная и т.п. Одновременно происходит обсуждение сказанного детьми.

3. "Узнайте друг друга"

Цель: игра проводится для того, чтобы дети могли лучше узнать друг о друге.

Психолог предлагает встать на определенное место всех, кто обладает общим признаком, например:

  • У кого имя начинается с гласной буквы, и у кого с согласной - 2 группы

  • У кого светлые волосы (блондины), темные волосы (брюнеты) или шатены - 3 группы

  • У кого день рождения зимой (весной, летом и осенью) - 4 группы

  • У кого дома есть домашние животные - 2 группы

  • Кто любит фрукты, кто конфеты, а кто котлеты - 3 группы

  • Кто умеет кататься на велосипеде

  • Кто любит петь и танцевать и т.д. [2]

4. "Путаница"

Цель: сплочение группы

Дети выбирают одного из участников, который выходит за дверь. Остальные становятся в круг и берутся за руки. По команде психолога они, не бросая рук, путаются между собой. Психолог помогает детям запутаться. Когда готова путаница, зовут игрока, который находился за дверью. Его задача - распутать путаницу.

5. Прощание - "Добрая улыбка"

Цель: сплочение коллектива, завершение занятия.

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и дарят всем молча свою добрую улыбку. [1]

День 2

1. Приветствие - "Как сказочный персонаж"

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.

Детям необходимо выбрать сказочного персонажа и поздороваться так, как это сделал бы он. Остальные ребята должны узнать этого персонажа.

2. "Заколдованные друзья"

Цель: развитие умения чувствовать настроение другого человека, развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Психолог говорит: "В одной стране жил-был злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединял каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок, и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т.д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга за талии и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала - шаг двумя сросшимися ногами, потом единый шаг двумя боковыми ногами (показывает пример). Пройдитесь по комнате, привыкните друг к другу. Привыкли? Теперь попробуйте поесть. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите ложку, в другую - кусочек хлеба. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится". [5]

3. "Разговор через стекло"

Цель: развитие навыков невербального общения.

Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание без слов позвать обедать вторых, вторым - пойти посадить дерево. Первые номера не должны знать, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. Затем проводится обсуждение, смогли ли участники понять друг друга, договориться. [4]

4. "Дружный поезд"

Цель: сплочение группы.

Дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

  • Подняться и сойти со стула ("переехать через горы")

  • Проползти под столом ("въехали в тоннель")

  • Пробраться через "дремучий лес"

  • Тихо-тихо проехать по "заколдованному лесу". [3]

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

5. Прощание - "Связующая нить"

Цель: сплочение коллектива.

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе психолога натягивают нить. Психолог обращает внимание детей на то, что они составляют одно целое, и что каждый из них важен и значим в этом целом.

День 3

  1. Приветствие - "Корабли в море"

Цель: сплочение группы, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети свободно перемещаются по комнате под спокойную музыку, как будто "корабли плывут по морю". Затем ведущий говорит, что "встречные корабли подплывают друг к другу и здороваются": сначала руками, потом плечами, коленями, лбами, спинами и т.д.

2. "Две страны"

Цель: создание положительного эмоционального фона в группе.

Ведущий делит группу детей на две подгруппы. Затем ведущий рассказывает сказку: "Когда-то давно-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое - грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь очень печальном и грустном. А те, кто сидят от меня по правую руку, будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача - заразить смехом ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще грустит". [5]

3. Коллективное дорисовывание

Цель: развитие эмпатии, умения чувствовать другого человека.

Детям дается задание нарисовать то, что им хочется. Дается некоторое время, но так, чтобы рисунок не был полностью завершен. По команде ведущего каждый должен передать свой рисунок соседу справа. В итоге происходит обмен рисунками. Теперь дети должны внимательно посмотреть на доставшийся им рисунок, попробовать догадаться, что хотел изобразить автор этого рисунка и дорисовать одну какую-то деталь. Далее рисунки снова передаются по кругу и так до тех пор, пока каждому ребенку не вернется рисунок, который они начинали рисовать сами. Обязательно необходимо обсудить результаты: что получилось, с чем автор рисунка согласен, а что бы он не стал добавлять в свой рисунок и т.п. (т.е. насколько другие ребята смогли понять его замысел).

4. Прощание

Цель: развитие эмоциональной сферы.

На прощание участники дарят друг другу получившиеся рисунки.

День 4

1. Приветствие - "Снежинки"

Цель: сплочение коллектива.

Дети свободно передвигаются по комнате под спокойную музыку, как будто летающие снежинки. По команде ведущего снежинки подлетают друг к другу и соединяются: по 2, 3, 4 и т.д.

2. "Придумываем сказку, историю"

Цель: умение действовать сообща.

Дети сидят в кругу. Каждый ребенок называет любимого персонажа из сказки или рассказа, говорит, почему именно этот персонаж ему нравится, что у него есть с ним общего. Далее дети делятся на подгруппы, им дается задание придумать новую сказку с выбранными ими героями и инсценировать ее.

3. "Наш отряд в лучах солнца"

Цель: сплочение коллектива, создание благоприятной эмоциональной сферы.

На доске прикреплен лист ватмана с изображением солнца без лучей.

Каждому ребенку дается "лучик", на котором они должны написать, какой, по их мнению, у них отряд, положительные моменты, хорошие слова о лагере и отряде. Затем каждый приклеивает свой "лучик" к солнышку. Когда все "лучики" будут приклеены, ведущий зачитывает ответы, которые находятся на "лучиках". Делается вывод.

4. Прощание

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Детям нужно придумать новые способы прощания. [1]

День 5

1. Приветствие

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.

Ведущий говорит: "Существует много способов приветствия, ваша задача придумать новый способ приветствия и поздороваться с каждым". В конце упражнения обсуждается, у кого было самое интересное и необычное приветствие. [1]

2. "Животные"

Цель: развитие умений невербального общения.

Детям раздаются листочки с названиями разных животных, которые они никому не должны показывать. Всего видов животных может быть четыре, например: заяц, медведь, корова, лиса, но их должно быть по 4-5 штук, чтобы в итоге образовались 4 группы. Дети должны найти свою подгруппу, т.е. тех, у кого написано такое же животное, как и у них, но с помощью жестов, пантомимы и мимики (т.е. без помощи слов и звуков). В конце игры обсуждается, кто как искал: или ждал, когда другие отгадают и подойдут, или сам старался найти "своих".

3. "Садовники и цветы"

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Группа делится на две подгруппы. Ведущий говорит: "Есть цветы, которые стоят в вашем классе, долго не поливать водой - они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают и вянут, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами, а другая - садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями". [5]

4. Прощание - "Открытка в подарок"

Цель: развитие положительных эмоций.

Дети разбиваются на пары. Ведущий говорит: "Сегодня мы с вами будем рисовать открытки в подарок друг другу. Нарисуйте открытку своему партнеру. Она должна быть очень красивая, нежная и добрая. Когда открытка будет готова, я подойду к каждому из вас, и вы продиктуете добрые слова и пожелания вашему другу, а потом подарите ему открытку".

День 6

1. Приветствие - "Ты самый…"

Цель: умение находить положительные черты характера в других людях.

Для этого упражнения потребуется мяч. Ребята также садятся в круг. Тот, у кого в руках оказывается мяч, бросает его другому, при этом называя одноклассника по имени и говоря следующую фразу: "Ваня, ты самый…веселый (и т.п.)" Важно следить за тем, чтобы дети называли только положительные качества.

2. Коллективный плакат "Наш отряд!"

Цель: осознание своей значимости в коллективе.

Дети в подгруппах изготавливают из большого листа ватмана плакат на тему "Наш отряд" (рисование, аппликация - по желанию). На плакате должна отражаться жизнь в лагере, друзья, любимые занятия и т.п. Затем каждая подгруппа представляет свой плакат, дает пояснения.

3. Прощание - "Ура! Каникулы!"

Цель: завершение дня на положительной ноте.

На доске вывешивается большой лист ватмана с надписью "Каникулы". Дети должны вырезать из цветной бумаги фигурку и написать на ней пожелание для всех на лето. Затем фигурки приклеивают на лист ватмана. Психолог зачитывает пожелания детей вслух (тоже пишет пожелание) и говорит свое собственное пожелание для всех ребят.

Литература

  1. Адаптационный период первоклассников и пятиклассников (из опыта работы психологической службы Воткинского района). Информационно-методический сборник "Образ" № 24/ Сост. Г.Г. Ломаева. - Воткинский район: Информационно-методический центр Воткинского РУО, 2006.

  2. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологической сопровождение школьников. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

  3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 349 с.

  4. Коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы психологической службы Воткинского района). Информационно-методический сборник "Образ" № 25/ Сост. Г.Г. Ломаева. - Воткинский район.: Информационно-методический центр Воткинского РУО, 2006.

  5. Холмогорова В. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика "Школа добрых волшебников" - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.


9. Карта наблюдений Стотта.


Карта наблюдения Стотта предназначена для изучения особенностей учащихся, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников: 1 - которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов и других детей) - так называемые «трудные»; 2 - которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Я наблюдала за первым типом дезадаптированных учащихся, ученицей 3 класса Ксенией Т. (9 лет). Материалы наблюдений можно посмотреть в «Карте наблюдений» в Приложении.



10. Эссе «Моя практика в летнем лагере»

Пройдя практику в летнем лагере, я обрела определенный опыт как педагог-психолог. Одно дело получать знания в виде теории и совсем другое - применять их в реальной ситуации. Я прошла проверку как специалист с области возрастной, педагогической и социальной психологии. Очень пригодились знания возрастных закономерностей и индивидуального своеобразия психического развития, знания о мотивах поведения ребенка, об отношениях между лидерами и ведомыми. Также я закрепила свои знания и навыки в области психодиагностики. Для составления социально - психологических портретов детей я использовала следующие методики:

  • проективные рисуночные тесты

  • опросник Басса - Дарки

  • опросник тревожности CMAS

  • школьный тест умственного развития (ШТУР)

  • опросник Казанцевой для определения самооценки

  • опросник FPI

  • Тест Айзенка и др.

И, конечно же, основным методом было наблюдение. Я на практике поняла всю его важность и информативность.

Работа в летнем городском лагере имеет свою специфику. Дети взаимодействуют в уже сложившемся коллективе, хорошо знают друг друга, в качестве воспитателей выступают их учителя, и они каждый день видятся с родителями. Поэтому в качестве психолога приходилось работать в трех направлениях:

  • Работа с детьми

  • Работа с учителями - воспитателями

  • Работа с родителями

Хочется отметить, что работа с родителями представляет очень важный и сложный участок деятельности психолога. С целью получения дополнительной информации об особенностях семейного воспитания проводилось интервью с ребенком. Также характер отношений с родителями помог понять рисунок «Семья». Часто из - за незнания основных закономерностей психического развития детей родители допускают большие просчеты в воспитании. И, поскольку, мне приходилось общаться с родителями, то я старалась рассказать им об индивидуальных особенностях детей и типичных возрастных особенностях и трудностях. Определенные трудности представляло общение с учителями. Они довольно настороженно отнеслись к появлению в лагере меня в качестве психолога, кроме того, поначалу были довольно скептичны в отношении результативности будущей работы. Но затем, увидев результаты работы, начали активно сотрудничать.

При общении с детьми очень важно относиться к ним с уважением, пониманием и любовью. Тогда они безраздельно тебе доверяют, охотно идут на контакт и взаимодействие.

Я сделала выводы о том, из чего складывается индивидуальность каждого ребенка, как на его характер влияет темперамент и стиль воспитания, отношения со сверстниками и родителями. Семьей определяются ценности, к которым стремится человек, в ней ребенок учится общению, вырабатывает свои воззрения и это способствует его успешности в дальнейшем. Господствующий в семье стиль общения, воззрения и идеалы являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и зачастую остаются образцом и для взрослого человека. На основании этого можно сделать вывод о том, как важны для ребенка эмоционально - теплые семейные отношения.

Основными показателями результативности работы коллектива педагогов и воспитателей детского летнего лагеря стало:

- улучшение состояния здоровья детей;

- осознание ими значимости здорового образа жизни и физического самосовершенствования;

- комфортность личности ребенка;

- увеличение спроса со стороны воспитанников на услуги педагогов, кружков, объединений, повышение уровня удовлетворенности детей и их родителей от разнообразных видов творческой деятельности и работы лагеря в целом;

- развитие индивидуальных творческих способностей детей.

После окончания учебной практики я:

- научилась ориентироваться в содержании профессиональной деятельности педагога в условиях летнего оздоровительного лагеря;

- научилась проектировать, анализировать, корректировать процесс овладения практическими навыками в условиях летнего оздоровительного лагеря.

Результат: готова к выполнению воспитательно-оздоровительной работы с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря.











40


© 2010-2022