• Преподавателю
  • Другое
  • Отечественная философия 19 века - начала 21 века. Публичная дискуссия: «Философское письмо» П. Я Чаадаева – поругание истории России или боль за ее судьбу?

Отечественная философия 19 века - начала 21 века. Публичная дискуссия: «Философское письмо» П. Я Чаадаева – поругание истории России или боль за ее судьбу?

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Отечественная философия 19 века - начала 21 века.

Публичная дискуссия :

«Философское письмо» П.Я Чаадаева -

поругание истории России или боль за ее судьбу?





Цели:

1.Определить особенности и основные черты русской философии как целостного и духовного образования

2.Подчеркнуть актуальность чаадаевской философской концепции истории и «русской идеи»

3.Оценить этическое значение нравственного вето на любой социальный проект, на любой прогресс, если они рассчитаны на принуждение и насилие

4.Воспитание у современной молодежи чувство гордости, патриотизма и уважительного уважения к исторической памяти и делам прошлых поколений.


Ход занятия:



  1. Актуализация проблемы.

Философия каждого народа определяется рядом обстоятельств, среди которых немаловажное значение имеет национальный характер.

Приходят и уходят завоеватели, меняются социальное и экономические условие жизни, а нация продолжает существовать в течение тысячи лет, пока воспроизводятся особенности национального характера.

В России, в отличие от Греции или Германии, философия никогда не была главенствующей отраслью культуры.

Если в Европе после Возрождения главной отраслью культуры стала наука и философия обратилась к решению проблем познания, то в России наука получила развитию в послепетровское время - II половины 18 века. Московский университет образован был в 1755 году.

В течении продолжительного времени русская философия была служанкой религия и сохранила преимущественно религиозную направленность до 19 века.

Особенностью русской философии были:

-Нацеленность на проблемы этики,

-Акцент на социальную проблематику, что проявилось со времени зарождения в 16 веке концепций монаха Филофея - идеи Москвы как Третьего Рима.

Идея «Третьего Рима» выражала вселенский характер русского православия.

Русский народ «Всегда страдал, как Христос», он своеобразно принял Христа.

В русской идеи нет ничего имперского, как например в древнеримской , т.к цель здесь - не завоевать мир, а осчастливить его духовно.

Звонком, возвестившим о раздвоении интеллигентного сознания, послужило «Философское письмо» П.Я Чаадаева.

Петр Яковлевич Чаадаев(1794-1856 г.г)- выдающийся русский философ и мыслитель.

Его концепцию физического построения мира из атомов и молекул, которые трактовалась в духе распространенной в то время механизации, обсуждалось всегда меньше, чем небольшие по объему «Философские письма».

Он их написал в 1828-31 г.г, вернувшись из Европы, и первоначально адресовал В.Д Пановой. Постепенно «Философские письма» (всего 8) стали изложением философского кредо Чаадаева. Он решает их опубликовать.

Опубликованное в 1836 году в московском журнале «Телескоп», первое «Философское письмо» «потрясло всю мыслящую Россию».

Ему запретили когда-либо печататься.

«Высочайшим повелением» Чаадаев объявлен сумасшедшим, посажен под домашний арест в г. Москве на Басманной улице.

Он полтора года находился под медико-полицейским надзором.

Студенты Московского университета заявили о готовности с оружием в руках защитить оскорблённую честь России.

Вопрос: «От кого защищать?!» -

  • От блестящего гусарского офицера, прославившегося личной храбростью и отвагой в войне 1812 года ?!

  • Близкого друга А. Пушкина и декабристов?!

Через год после опубликования первого «Философского письма» Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», в которой попытался прояснить некоторые свои мысли.

Сегодня мы пытаемся понять его «Философское письмо» -поругание истории России или боль за ее судьбу?!


  1. Вопросы дискуссии.


  1. Был ли П.Я Чаадаев декабристом?

П. Чаадаев вместе с другими офицерами русской армии в глубокой тайне не занимался подготовкой восстания, не составлял проект текста Конституции.

(P.S Простой народ, слыша слово Конституция,

думал, что так зовут жену императора. )

Воспользовавшись обстановкой «междуцарствиями», он не стоял с войсками на Сенатской площади г. Петербурга 14 декабря 1825г.- в день, который был назван днем присяги новому российскому императору Николаю I.

Перед восстанием декабристов уехал за границу. Там он встречался с крупными западными мыслителями, в том числе в Германии с Шеллингом.

Будучи близок к декабристам, Чаадаев не разделил их идею преобразование путем военного переворота и видел реальный путь исторического прогресса России в нравственном совершенствовании.


  1. Как объяснить, что П.Я Чаадаев, который опубликовал за свою жизнь лишь одну небольшую философскую статью, стал заметной фигурой в истории философской отечественной мысли?

(P.S.Все восемь «Философских писем» были

напечатаны только в середине 80-х г.г 20-го века в

период «горбачевской перестройки».)

П. Чаадаев положил начало двум концепциям русской истории:

1.Славянофильской -

без оговорок признавала величие России и ее особый путь в истории.

2.Западнический -

за быстрейшие вступления России на единую дорогу всех европейских стран

(P.S С философских позиций - эта проблема

общего (многого) и единичного)

Задетое национальное достоинство, искусственное разделение и размежевание России и Европы в «Философском письме» трудно принять даже современному русскому человеку.

Тем не менее, независимо от личностной оценки и отношения к философии истории, очевидно, что Чаадаев был первым русским мыслителем, задумавшийся о месте России во всемирной истории. Он спровоцировал развитие русского самосознания.

Позднее Н. Бердяев скажет: «Вся русская философия истории будет отвечать на вопросы Чаадаева, поставленных им в «Философском письме»



  1. Согласитесь ли вы с оценкой «басманного философа» (П.Чаадаева) о исторической ничтожности России?



  • «Опыт времен для нас не существует»,

  • «Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя»,

  • «Мы никогда не шли об руку с прочими народами»,

  • «Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода»,

  • «Стоя как бы вне времени, мы не затронуты всемирным воспитанием человеческого рода»,

  • «Мы составляем пробел в нравственном миропорядке… Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума».

(P.S Н.С Тургенев скажет: «Даже самовар и

лапти, и дуга, и кнут… не нами выдуманы»)



  • «Упираясь одни локтем в Китай, а другим в Германию, русские должны были соединить в себе два великих начала - воображение и рассудок, должны были взять все лучшее из окружающих стран. Но ничего не взяли.»

Александр Невский - разгромил крестоносцев, Левонский орден на Чудском озере.

Петр Великий - целая всемирная история. Прорубил «окно в Европу»

Екатерина II - поставила Россию на пороге Европы.

Александр I - привел русских в Париж.

Нашим мученичеством было обеспечено энергичное развитие Западной Европы.

Спор Чаадаева и Пушкина - это извечный спор русских интеллигентов о судьбе России.

Одни считали, что Россия и русская история - сплошное недоразумение. И самое лучшее для мыслящего человека эмигрировать или за границу, или внутрь себя.

Другие считали своим нравственным долгом служить делу просвещения, пробуждать спящие души. Другой России, другой истории у нас нет, и не надо изменять к лучшему эту.

Н. Бердяев сложность России связывал с тем, что в ней сталкиваются и взаимодействуют два потока мировой истории - Восток и Запад. Русские - не чисто европейский и не чисто азиатский народ.

Русский народ не был народом культуры Западной Европы. Он был народом откровений и вдохновений, не знал меры и легко впадал в крайность.

Россия никогда не была страной аристократов и буржуазии.


  1. Если немецкая, французская, английские культуры так не похожи, то стоит ли говорить о единой европейской культуре, единых европейских ценностях?

Католическая форма христианства стала связующим звеном в истории европейских народов, силой объединяющей Западную Европу даже во времена феодальной раздробленности.

«В течение 15-ти веков у них был один язык обращения к Богу, один нравственный авторитет, одно и то же убеждение» (Чаадаев), то есть история Европы определилась идеей религиозного единства.

Активность католической церкви придавало цивилизации единство и стало универсальным двигателем истории.

Таким образом, Чаадаев обосновал евроцентризм с христианской точки зрения.

Католицизм с его военно монашескими орденами, крестовыми походами, завоеванием новых земель значительно повлиял на развитие многих стран. Протестантизм дал мощный толчок развитию капитализма.



(P.S! Католицизм эгоистичен)



  1. Действительно ли причиной отставания России стало влияние православия Византии! Разве мы не христиане?

«Во всем виновата православная религия…. Это религия дряхлая, она всегда шла на поводу у власти, никогда не вдохновляла народ на великие свершения!» (Чаадаев)

(P.S Немецкий философ Ф. Ницше считал

христианство религией для слабых)

Чаадаев называл себя «христианским философом». Духовным основанием общества, фундаментом общественной жизни является религия. Россия приняла «домашнюю» религию - православие, унаследовало его от «жалкой» Византии, лишила себя возможности духовного слияния с Европой.

(P.S Европа=ценности демократии,

Россия=ценности человека.)

Христианская духовность затронула русское общество лишь поверхностно, в своей основе оно осталось языческим.

Проникновение западного просвещения существенно ослабило русское православие.

В ответе 19 октября 1836 года Пушкин утверждал:

Разделение церквей - римско-католическая и греко-православная отделила Россию от вей остальной Европы. Россия не принимала участие ни в одном из великих событий истории Европы.

Разве мы не христиане? - Без сомнения, мы христиане, но и эфиопы тоже христиане.

Христианство должно объединять и направлять духовное развитие общества, а Россия нуждается в оживлении веры, в том, чтобы получить истинно христианский импульс.

Европейская культура, основанная на влиянии христианской религии в духе варварского народа и в остатках классического древнего мира не имело на Россию того влияния, какое она имела на другие государства Европы.

«Какая-то китайская стена стоит между Россией и Европой и только сквозь некоторые отверстия пропускает к нам воздух просвещённого Запада» (И. Киреевский).

Превосходство православия в том, что оно ориентированно на духовность, в отличие от политизированного католичества и экономического протестантизма.



  1. Беспощадная критика П. Чаадаева русской истории является его преклонением перед Западом или пророчество предназначения России и пересмотра ее роли в мире.

П. Чаадаев с горечью отмечал, что его родина оказалась «в стране от общего движения», и чтобы достичь великого будущего, ей необходимо усвоить достижения западной культуры, влиться в европейскую семью.

При всей своей обличительности в отношении России и обращенности к Западу Чаадаев остался в истории отечественной мысли истинным патриотом. Поэтому с полным правом мог написать о себе: «Слава Богу, я всегда любил свое Отечество в его интересах, а не в своих собственных». «Я считаю наше положение счастливым, если только мы сумеем правильно оценить его».

«Что же, разве я предлагаю моей родине скудное будущее?!! - запальчиво спрашивал Чаадаев.

Но не слишком ли он безоглядно приносит в жертву этому будущему прошлое России, отрекаясь от ее истории?

Запад прошел верхнюю точку своего развития, он больше не может быть лидером всечеловеческого развития, западная культура - прошлое.

Российская молодая культа способна дать « новое слово» миру.

Через год в «Апологии сумасшедшего» Чаадаев попытался прояснить некоторые свои мысли:

  • «Пора бросить ясный взгляд на наше прошлое,- не затем, чтобы извлечь оттуда старые идеи, а чтобы узнать, как мы должны относиться к своему прошлому» .

  • «Несомненно даны чересчур резкие оценки нашей истории, но основное мое чувство не было враждебным отечеству. Это было глубокое чувство наших немощей, выраженное с болью и горечью».

  • «Я люблю свою страну, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа».

  • «Но я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами… Надо искать истину с открытыми глазами».

  • «Я люблю свой народ».

  • «Мы с изумительной быстротой достигли известного уровня цивилизации, которому справедливо удивляется Европа».

Наше могущество держит в трепете мир, наша держава занимает 1/5 часть земного шара.

Все это было достигнуто лишь по воле наших государей, которой содействовали физические усилия страны. Истинное же развитие всего народа, его умственных сил, понимание его настоящей роли - еще впереди.

У России было свое особое предназначение.

Взгляды Чаадаев на судьбу России изменились: если сначала оторванность от мирового исторического процесса рассматривал как недостаток, то затем - как преимущество, которое позволит принять достижение западноевропейской цивилизации и избежать ей пороков.

В теперешнем положении России нечто значительное, что поразит будущего историка.

Разве в будущем Россия будет стоять в стороне от Европы?!

«О Русь моя! Как муж разумный,

сурово совесть допросив,

с душою светлой, многодумной,

идет на божеский призыв,

Так, исцелив болезнь порока,

Сознаньем, скорбью и стыдом,

Пред миром станешь ты высоко

В сиянье новом и святом» . (А. Хомяков)



  1. Хотел ли П.Я Чаадаев переменить Отечество или иметь другую историю?

Вряд ли сам Чаадаев согласился бы переменить Отечество. Его горькая характеристика русской истории диктовалась именно любовью к родине, своеобразным патриотизмом.

«Люблю отчизну я, но странную любовью» (М. Лермонтов)

Чаадаев признается, что в нашей российской действительности много глупостей, неурядиц, многое оскорбляет и раздражает, но, тем не менее, ни за что на свете не хотел бы перемешать отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой истории, какую нам дал Бог.

П. Чаадаев оставался истинным патриотом, честно высказывая свою порцию: «По-видимому, есть несколько способов любить свое Отечество и служить ему… Я предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее,- только не обманывать»

(P.S Устами персонажа Чацкого

в «Горе от ума» Грибоедов скажет:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».







  1. Адресованы ли «Философские письма» П.Я Чаадаева современному миру, человечеству 21 века?

Концепции философии истории Чаадаева, связанная с грядущей судьбой России, не осталось незамеченной и забытой.

В программе Всеединства и цельного знания был прочерчен путь, который мог и должен быть пересеченьем с основной магистралью европейской мысли, не слиться с ней, а сохранить свой голос в этом дуэте.

В начале 21 века роль России в мире обсуждаемая, животрепещущая, «большая» тема. Размышляя о трагической судьбе России в ХХ в., Ильин пишет об ее «одинокости» и «непонятности» для остальных народов, которые боятся ее и потому всячески стремятся к ее ослаблению и расчленению. Воинственный экспансионизм России, категорически заявляет Ильин, это злостное и намеренное преувеличение, выдуманное ее врагами. Да, Россия постоянно вела войны, но они носили оборонительный характер, ибо все четыре стороны равнины, на которой находилась русская земля, были открыты врагам. Главное, что необходимо усвоить русскому национальному созданию: «Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя самим себе. Мы должны не заимствовать у других, не подражать им, не ходить «в кусочки», собирая на мнимую бедность. Мы должны искать «русского видения, русского содержания и русской формы». Мы должны не ползать на коленях, а самостоятельно творить».

Быть русским, приходит к выходу Ильин, это значит не только говорить по-русски. Это значит воспринимать Россию сердцем, любить ее душой, видеть ее самобытность и понимать, что это дар Божий. И наконец, быть русским - это значит «верить в Россию так, как верили в нее все великие люди, все гении и ее строители».

Мировоззренческие идеи о тотальном единстве и единении рода человеческого, всех наций и людей по-прежнему дискуссионна и проблематична.

Россия опровергает своей исторической судьбой рассуждения о жесткой обособленности России и Запада.

До сегодняшнего дня не смолкают споры о «русской идеи», о высоком предназначении России, об особой, объединяющей роли русской культуры. В русской идеи нет ничего имперского.

В настоящее время споры о русской идеи стали очень актуальны.

Представление всех политических сил или объявленной русской идею мифом, или наделяют ее различными чертами собственных идеологических позиций.

Вместо одной идеи, объединяющей всю нацию, опять лишь видим две противоположности, теперь:

  • Западники называются демократами (либералы),

  • Славянофилы - патриотами (националистами).



  1. Выводы преподавателя.

Промежуточное положение России между европейскими и восточными цивилизациями повлияло на специфику русской философии - синтез западных и восточных представлений.

Русская философия стоит особняком по отношению к западной; в ней сильнее отразилось религиозное начало и стремление к поиску абсолютной истины.

Русская философия - сравнительно позднее образованием нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее уходят в глубь славянской истории.

(P.S Славянская мифология, «Велесова книга»)

Русская философия до Чаадаева во много еще следовала за мыслью европейской, еще искала свою тему, свою тональность, свой голос выражения.

В классическом, «золотом» для России 19 в. русская философия не только училась у запада, но и учила его. Страна Ф. Достоевского , Л. Толстого, В. Соловьева, Н. Данилевского, И. Киреевского становилась поистине духовным лидером человечества.

Русская философия - душа русского народа, со своими идеалами и ценностями, очень далекими от прагматизма и утилитаризма Запада.

Русская философия утверждает невозможность постижения Истины без любви: высшее откровение духа дают лишь любящему сердцу.

Это голос Любви и Добра не заглушающий, но и не заглушаемый западным голосом - Воли и Разума.

Наша русская цивилизация уважительна, сложна и исключительно богата.

Русская философская классика 19 века, несла миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы одной человеческой жизни, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.

Учебная литература:

  1. Волкогонова О.Д. "Основы философии" учебник для СПО

ИД "Форум": ИНФРА-М, 2008 г. Стр 264-328

  1. Губин В.Д. "Основы философии" учебное пособие ССУЗ

М. Форум ИНФРА-М, 2012г. Стр 263-271

  1. Кохановский В.Т. "Основы философии" учебное пособие СПО

Москва, Кнорус 2015г. Стр 28-30

  1. Спиркин А.Г. Философия.- М.:Гардарики, 2008. Стр 205-211




Вопросы дискуссии:


«Философское письмо» П.Я Чаадаева -

поругание истории России или боль за ее судьбу?


  1. Был ли П.Я Чаадаев декабристом?


  1. Как объяснить, что П.Я Чаадаев, который опубликовал за свою жизнь лишь одну небольшую философскую статью, стал заметной фигурой в истории философской отечественной мысли?


  1. Согласитесь ли вы с оценкой «басманного философа» (П.Чаадаева) о исторической ничтожности России?


  1. Если немецкая, французская, английские культуры так не похожи, то стоит ли говорить о единой европейской культуре, единых европейских ценностях?



  1. Действительно ли причиной отставания России стало влияние православия Византии! Разве мы не христиане?


  1. Беспощадная критика П. Чаадаева русской истории является его преклонением перед Западом или пророчество предназначения России и пересмотра ее роли в мире.

  2. Хотел ли П.Я Чаадаев переменить Отечество или иметь другую историю?

  3. Адресованы ли «Философские письма» П.Я Чаадаева современному миру, человечеству 21 века?

16



© 2010-2022