• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Технология вовлечения родителей в образовательную деятельность через систему работы клуба Растим начинающего читателя

Статья Технология вовлечения родителей в образовательную деятельность через систему работы клуба Растим начинающего читателя

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологии вовлечения родителей в образовательную деятельность через систему работы клуба «Растим начинающего читателя»

Разработала: Корнева Надежда Петровна - воспитатель структурного подразделения ГБОУ СОШ №9 детского сада «Солнышко» города Кинеля.



«Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение»

А. П.Чехов.

Радикальные перемены, происходящие во всех сферах жизни общества, выдвигают на первый план проблему приобщения детей к книге.

В начале двадцать первого века многочисленные проблемы сказались на возможностях доступа к культуре и образовании, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. Суммируя анализ процессов, происходящих в последние годы, исследователи отмечают негативные тенденции в этой области: снижение интереса к книге, замедление вхождения детей в книжную культуру, сокращение доли чтения в структуре свободного времени подрастающего поколения. Чаще всего первое знакомство детей с классической культурой происходит через интернет и телевизор. Наблюдения за детьми показали, что все чаще встречаются дети, которых не усадить за книгу, которые не хотят и не могут слушать. Сегодня, в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизор - он почти никогда не выключается. Яркий мультфильм противопоставляется книге, читать которую трудно, долго и не всегда сразу понятно; читая или слушая чтение, нужно потрудиться, напрячь мысли, воображение, а телевизор дает готовенькое. В результате у ребенка интерес книге теряется. И наоборот, если ребенку с первых лет жизни постоянно читают, показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает - ни мультфильмы, ни компьютерные игры. Ребенок научиться воспринимать систему образов с листа и электронные образы не будут мешать, а будут дополнять мир ребенка.

Книга - одно из наиболее ранних и доступных средств соприкосновения с настоящим искусством: с красиво звучащим словом, живописным рисунком, динамичными образами. Период дошкольного детства - один из благоприятных этапов приобщения детей к миру книги. Писатель увлекает маленького слушателя, развивает воображение, обогащает мысли, чувства, учит слушать, смотреть, понимать и одновременно сочувствовать, радоваться, переживать и сопереживать, одним словом - наполнять мир его чувств и представлений светлыми и добрыми образами. Грамотно руководить процессом приобщения ребенка к чтению родителям поможет клуб «Растим начинающего читателя». Клуб - это объединение для родителей с разработанным планом работы, участниками. Основная форма проведения - практическая деятельность, во время которых отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми.

Цели:

  • Формирование основ родительской культуры;

  • Повышение педагогического уровня семьи, её воспитательного потенциала как основы качественного образования ребенка;

  • развивать устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы;

  • создать условия для активного использование литературного опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи по взаимодействию с родителями:

  • содействовать выработке у родителей знаний в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;

  • формировать потребности в изучении детской литературы;

  • знакомить родителей с содержанием и современными технологиями создания книги, видами книг, способами поиска новой информации;

  • приобщать родителей к процессу создания рукописных книг, подготовке выставок книг в ОУ, разработке проектов книжных уголков;

  • привлекать родителей к активному взаимодействию с педагогами и представителями организаций способствующих приобщению дошкольников к художественной литературе;





Задачи по взаимодействию с детьми:

  • формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг, познакомить с правилами поведения в книжном уголке, библиотеке;

  • обогащать читательский опыт, дать первое представление об особенностях литературных и фольклорных жанров (рассказы, стихи, загадки, небылицы, сказки...);

  • формировать интерес к оформлению книги, учить воспроизводить текст произведения при рассматривании иллюстраций;

  • развивать творческие способности: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении с взрослыми) в соответствии с собственными эмоциональными запросами;

  • способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками в ходе работы с книгами. В процессах чтения и анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций;

  • развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.

Ожидаемые результаты:

  • расширение знаний детей и родителей о книжной культуре;

  • регулярное участие родителей в организации образовательного процесса;

  • проявление искреннего интереса к жизни группы, эмоциональная поддержка своего ребенка;

  • улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

  • повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что будет способствовать развитию их творческой инициативы;

  • повышение психолого - педагогической грамотности родителей.



Технология приобщения детей к чтению разнообразна и требует постоянной работы, как педагога, так и родителя. В этой работе с родителями вам помогут советы:

  • Семейные чтение - это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

  • Пример родителя, нет ничего эффективнее этого метода. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у ребёнка отношение к чтению как к удовольствию: цитируйте строки прочитанных книг, делитесь впечатлениями и эмоциями в процессе чтения.

  • Домашняя библиотека демонстрирует, что вы цените книги, чтение: покупайте книги, дарите книги сами и получайте в качестве подарков.

  • Ежедневное чтение вслух. Подключайте к чтению всех членов семьи. Выделите в доме место для чтения и хранения детских книг.

  • Самостоятельное чтение книг ребёнком должно поощряется (даже его имитацию: чтение наизусть с одновременным переворачиванием страниц в нужном месте).

  • Посещение библиотеки с ребенком поможет и научит пользоваться её фондами, самостоятельно подбирая литературу с учётом интересов и увлечений.

  • Составление аудио - и видио -библиотеки знакомых литературных произведений, которые можно прослушать в любое время.

  • Совместное изготовление иллюстраций к любимой книге из разного материала, разыгрывание спектаклей по этому произведению.

  • Бережное отношение к книгам, обучению правилам общения с ними.



Помните книжная культура - это искусство, которое не приходит само по себе, его надо прививать. Только ежедневное общение с книгой научит ребёнка получать ни с чем несравнимое наслаждение уединения, отключения от внешних раздражителей, погружения в мир образов, созданных собственной фантазией.



Литература:

1. Гриценко З. А., Положи свое сердце у чтения: Пособие для родителей по организации чтения дошкольникам. - 2- е изд. - М,: Просвещение, 2004.

2. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.-. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Смирнова О.Д.,Метод проектирования в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011

4. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5, 5-7 лет: Пособие для воспитателей и родителей\ Сост. В.В. Гербова и др., - М.: Издательство «Оникс», 2007

5. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е., Путешествие в прекрасное: рекомендации для воспитателей, учителей, родителей. - М.. Баласс,2010



© 2010-2022