• Преподавателю
  • Другое
  • Презентация + доклад Формирование культурно – гигиенических навыков у детей с ГУО

Презентация + доклад Формирование культурно – гигиенических навыков у детей с ГУО

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАС(К)ОУ «Кувинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида







Доклад по теме:

«Формирование культурно - гигиенических навыков у детей с ГУО»




Воспитатель: Вавилина В.В.







Ноябрь 2015 г.

(Слайд 1)

Формирование культурно-гигиенических навыков представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно - ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Самообслуживание в специальных школах-интернатах вводится с первого года обучения, что облегчает формирование навыков самообслуживания и состоит из следующих видов бытового труда:

(Слайд 2)

соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места, дежурство по уборке класса, спальни, коридора, столовой. Следует научить ребенка не только правильно выполнять определенные действия, связанные с самообслуживанием, но данные действия должны перейти в привычку.

Для комплексного изучения данных навыков у детей разработали систему: анкетирование и мониторинг. Взяли за основу программу: Новоселова Н.А., Шмыкова А.А. Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1-10 классы).- Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004,136 с.

Вновь прибывший ребёнок, независимо в какой класс он поступает (1 или 7), рассматривается воспитателем по данному мониторингу. Чтобы определить уровень развития данных умений и навыков воспитатель сначала проводит анкетирование с родителями.

(На столах лежит анкета) РАССМОТРЕТЬ

Анкета для родителей Ф.И. ребенка, (возраст)_______________________

Ф.И.О. (родителя, законного представителя)________________________

I.УПОТРЕБЛЕНИЕ ПИЩИ

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Самостоятельно ли ест ваш ребенок?

Ест самостоятельно без присмотра;

Требуется частичная помощью взрослого;

Не умеет есть самостоятельно.

2. Какими столовыми приборами умеет пользоваться?

Ложкой;

Вилкой;

Ножом.

3. Насколько активно включен в процесс употребления пищи?

Держит столовые приборы самостоятельно и кушает самостоятельно;

Держит столовые приборы и кушает с помощью взрослого;

Совсем не умеет держать столовые приборы и кушать самостоятельно.

4. Может самостоятельно нагревать пищу в микроволновой печи, плите?

Нагревает пищу самостоятельно, без присмотра;

Требуется частичная помощь взрослого;

Не умеет пользоваться бытовыми приборами для разогрева пищи.

5. Может приготовить самостоятельно, что - либо из продуктов

Бутерброд; Яичницу; Салат;

Не умеет приготавливать самостоятельно;

II.ОДЕВАНИЕ И РАЗДЕВАНИЕ

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Может одевать приготовленную одежду самостоятельно, соблюдая изнаночную и лицевую стороны?

Одевается без присмотра, соблюдая стороны;

Одевается частично, либо с помощью взрослого;

Не умеет одеваться самостоятельно.

2. Может раздеваться самостоятельно?

Раздевается самостоятельно без присмотра;

Раздевается частично, либо с помощью взрослого;

Не умеет раздеваться самостоятельно.

3.Может выбирать самостоятельно одежду по сезону?

Выбирает одежду самостоятельно без присмотра;

Выбирает одежду частично, либо с помощью взрослого;

Не умеет самостоятельно выбирать одежду по сезону.

4.Может ли взять одежду (из шкафа, с вешалки) и самостоятельно надеть ее?

Достает и надевает одежду самостоятельно;

Частично (достает одежду самостоятельно, либо только надевает самостоятельно);

Не умеет самостоятельно доставать и надевать одежду.

III.ОБУВЬ

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Может ли обувать приготовленную обувь, соблюдая правую и левую ногу?

Обувается без присмотра, не путая правую и левую ногу;

Обувается частично, либо с помощью взрослого;

Не умеет обуваться самостоятельно.

2.Может снимать обувь самостоятельно?

Снимает самостоятельно без присмотра;

Снимает частично, либо с помощью взрослого;

Не умеет снимать самостоятельно.

3.Может выбирать самостоятельно обувь по сезону?

Выбирает обувь самостоятельно без присмотра;

Выбирает обувь частично, либо с помощью взрослого;

Не умеет самостоятельно выбирать обувь по сезону.

IV.ТУАЛЕТ И УМЫВАНИЕ.

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Может самостоятельно ходить в туалет и подтирать себя?

Ходит самостоятельно без присмотра;

Требуется частичная помощь взрослого;

Не умеет самостоятельно.

2.Может соблюдать правила личной гигиены после посещения туалета?

Соблюдает правила личной гигиены без присмотра;

Требуется частичная помощь взрослого;

Не умеет самостоятельно.

3.Может чистить зубы?

Чистит зубы самостоятельно без присмотра;

Требуется частичная помощь взрослого;

Не умеет самостоятельно.

4.Может самостоятельно приводить волосы в порядок?

Приводит волосы в порядок без присмотра;

Требуется частичная помощь взрослого;

Не умеет самостоятельно.

5.Может самостоятельно мыться?

Моется самостоятельно без присмотра;

Требуется частичная помощь взрослого;

Не умеет самостоятельно.

V.УХОД ЗА ЖИЛИЩЕМ И ПОВЕДЕНИЕ В НЕМ

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Можете ли вы оставить своего ребенка одного дома?

Да, остается дома один без присмотра;

Нет;

Не всегда.

2.Может ли он пользоваться бытовыми электрическими приборами?

Пользуется самостоятельно без присмотра;

Требуется частичная помощь взрослого;

Не умеет пользоваться самостоятельно;

3.Может ребенок пользоваться телефоном?

Пользуется самостоятельно;

Не умеет;

Не всегда.

4.Может в случаи необходимости связаться с экстренными службами?

Да, может самостоятельно;

Только с мобильного телефона; Только с домашнего телефона;

Не умеет вообще пользоваться телефоном.

5.Владеет самостоятельными навыками влажной уборки помещения?

Прибирается самостоятельно без присмотра;

Требуется частичная помощь взрослого;

Не умеет прибираться самостоятельно.

6.Владеет самостоятельными навыками уборки своей постели?

Заправляет постель самостоятельно без присмотра;

Требуется частичная помощь взрослого;

Не умеет заправлять постель самостоятельно.

7.Владеет самостоятельными навыками уборки своего письменного стола?

Прибирает свое рабочее место самостоятельно без присмотра;

Требуется частичная помощь взрослого;

Не умеет прибирать самостоятельно.

Для отслеживания динамики в формировании и развитии навыков самообслуживания используются данные анкетирования родителей, анализ данных бесед с родителями и результаты наблюдения за активной деятельностью подростков.

Критерии качественных характеристик, приобретенных знаний, умений и навыков отслеживаются в баллах: 2 балла - сформированы навыки; 1 балл - навыки в стадии формирования; 0 баллов - навык, знание и умение отсутствует полностью.

На следующей странице вы видите требования к критериям. РАССМОТРЕТЬ

В мониторинге отслеживаются умения и навыки:

Умения и навыки приема пищи; Умения и навыки одевания и раздевания; Умения и навыки связанные с обувью; Умения и навыки связанные с гигиеной тела; Умения и навыки ухода за жилищем и поведения в нем.

Основные требования к критериям по уровням овладения знаниями, умениями и навыками самообслуживания

2 балла

1 балл

0 баллов

Умения и навыки приема пищи

Самостоятельно принимает пищу, верно определяет те предметы, которые необходимо использовать для приема конкретного продукта, активно включается в процесс. Самостоятельно готовит простые блюда

Частично выполняет необходимые действия для приема пищи. Способен приготовить простые блюда только с помощью взрослого.

Действия с предметами необходимыми для приема пищи не производит. Не способен даже приготовить простой бутерброд.

Умения и навыки одевания и раздевания.

Одежду классифицирует, определяет назначение и сезонную принадлежность. Действия одевания и раздевания осуществляет самостоятельно, определяет лицевую и изнаночную сторону.

Может частично определять назначение одежды, определять сезонную принадлежность. Частично выполняет действия одевания и раздевания.

Действия одевания и раздевания выполнить не может, не понимает последовательность выполнения данных действий, их необходимость.

Умения и навыки, связанные с обувью

Обувь классифицирует, определяет назначение и сезонную принадлежность. Действия обувания и снимания осуществляет самостоятельно, определяет правую и левую сторону.

Может частично определять назначение обуви, определять сезонную принадлежность. Частично выполняет действия одевания и снимания.

Действия одевания и снимания обуви выполнить не может, не понимает последовательность выполнения данных действий, их необходимость.

Умения и навыки, связанные с гигиеной тела.

Предметы гигиены и санитарии узнает, знает назначение, верно использует. Действия связанные с гигиеной и санитарией выполняет самостоятельно.

Частично узнает и называет предметы гигиены и санитарии. Может выполнять действия связанные с гигиеной тела только частично.

Предметы санитарии и гигиены не знает, не называет, пользоваться не умеет. Действия связанные с гигиеной тела осуществлять не может, не понимает сущность.

Умения и навыки ухода за жилищем и поведения в нем

Остается дома один, самостоятельно пользуется электрическими приборами, телефонов. Владеет навыками влажной уборки помещения.

Выполняет несколько из перечисленных пунктов в первом столбике.

Не выполняет ни одного пункта из перечисленных в первом столбике.

Затем, на основе этих данных начинаем, диагностировать ребёнка.

Мониторинг заполняется два раза в год в начале и в конце, чтобы определить рост ребёнка. (Следующий листок в ваших руках)

Мониторинг «Сформированность самостоятельности подростков с ГУО»

Ф.И. ребенка (возраст)_________________________________________





Умения и навыки самообслуживания

Уровни сформированности



2013 год.



2014 год.



2015 год.

На начало года.

На конец года.

На начало года.

На конец года.

На начало года.

На конец года.

Употребление пищи

1.Умения и навыки самостоятельного приема пищи

2


1


0


2.Умения и навыки с предметами необходимыми для приема пищи

2


1


0


3.Умения и навыки активного включения в процесс употребления пищи

2


1


0


4.Умения и навыки самостоятельного нагрева пищи

2


1


0


5.Умения и навыки самостоятельного приготовления простых блюд

2


1


0


Одевание и раздевание

1.Умения и навыки одевания приготовленной одежды с соблюдением изнаночной и лицевой стороны

2


1


0


2.Умения и навыки раздевания

2


1


0


3.Умения и навыки определять сезонную принадлежность

2


1


0


4. Умения и навыки самостоятельно выбрать одежду и надеть ее

2


1


0


Обувь

1.Умения и навыки одевания приготовленной обуви с соблюдением правой и левой ноги.

2


1


0


2.Умения и навыки снимания обуви

2


1


0


3.Умения и навыки определять сезонную принадлежность

2


1


0


4. Умения и навыки определять сезонную принадлежность

2


1


0


Навыки и умения связанные с гигиеной тела

1.Умения и навыки самостоятельно ходить в туалет и подтирать себя

2


1


0


2.Умения и навыки соблюдать правила личной гигиены после посещения туалета

2


1


0


3.Умения и навыки чистить зубы

2


1


0


4. Умения и навыки самостоятельно приводить волосы в порядок

2


1


0


5. Умения и навыки самостоятельно мыться

2


1


0


Умения и навыки ухода за жилым помещением и поведения в нем.

1.Умения и навыки самостоятельно оставаться дома

2


1


0


2.Умения и навыки пользоваться бытовыми электрическими приборами

2


1


0


3.Умения и навыки пользоваться телефоном

2


1


0


4. Умения и навыки самостоятельно по необходимости связаться с экстренными службами

2


1


0


5. Владение самостоятельными навыками выполнять влажную уборку помещения

2


1


0


6. Владение самостоятельными навыками убирать свою постель

2


1


0


7.Владение самостоятельными навыками уборки своего письменного стола

2


1


0


В конце года данные выводим графически и смотрим рост навыков у данного ребенка.

(Слайд 3)

Анализируя данные мониторинга можно сделать выводы, что использование такой формы работы, направленной на изучение конкретного ребенка его умений и навыков позволяет значительно улучшить качественный результат в формировании и развитии навыков самообслуживания.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов:

(Слайд 4) дальше по щелчку.

- Организация систематической работы. Необходимо помнить, что только систематическая и повседневная работа может способствовать развитию и совершенствованию необходимых навыков. Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять.
«Будем умываться»,- говорит в начале года воспитатель и показывает все: как завертывать рукава, как намылить руки, как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше. Требования воспитателя должны выполняться не только в условиях группы, но и в общественных местах (на улице, в транспорте, в школе, на экскурсиях, праздничных мероприятиях и т.д.).

- Ухоженный внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в школьном возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

- Организация различных поручений. Например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. (Например: в группе у нас дети имеют следующие поручения- командир, помощник командира, ответственные за игрушки, обувь, и т.д)

- Применение разнообразных методов работы. Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются игровые приемы: дидактические игры, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и в игровых ситуациях.

- Соблюдение единых требований. В этой связи необходимо выработать общие критерии в оценке отдельных действий и установить порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

В группе работают три воспитателя. С первого года обучения детей строго соблюдаются единые требования всеми воспитателями.

- Постоянное закрепление культурно-гигиенических навыков. Обучая детей несложным трудовым навыкам, следует многократно показывать все, что они должны сделать, объясняя задание понятными, простыми словами. Одни и те же слова и фразы надо употреблять постоянно. Ребенку легче будет их усвоить. Иногда может оказаться, что ребенок еще не готов к выполнению данной работы, тогда на время от нее следует отказаться. Позднее можно попробовать снова обучить ребенка тому, что раньше он не мог усвоить. При обучении этой категории аномальных детей следует по возможности полнее использовать такую характерную для них черту, как склонность к подражанию. Повторяя за взрослым те или иные действия, ребенок через некоторое время становится в состоянии справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

- Формирование у ребенка положительного отношения к существованию культурно-гигиенических навыков. Мотивация ребенка на успех, создание благоприятных условий и получение радостных эмоций будут являться важным условием для развития гигиенических навыков в системе. Необходимо всячески поощрять стремление детей выполнить работу правильно. Еще раз подчеркнем: нельзя упускать из виду крупицы положительного отношения к заданию - даже небольшие, подчас малозаметные успехи ребенка следует отметить и положительно оценить.

- Развитие самостоятельности у детей. Очень важно предоставлять ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Высокое качество выполнения одного действия приносит воспитаннику с ограниченностью здоровья удовлетворение и позволяет перейти к другому. Именно поэтому ребенок сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать.

- Создание благоприятных условий. Необходимо учитывать правильно подобранную, удобную и привлекательную для выполнения заданий мебель, оборудование, соответствующие росту детей; закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования. Использование индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом его уровня развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками, будет способствовать эффективному усвоению детьми необходимых норм и правил. Важным условием является безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований и правильная организация режимных моментов.

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические умения превращаются в привычки-действия (навыков), выполнение которых становится потребностью. Необходимыми условиями развития является выполнение требований личной и общественной гигиены, проявляющихся в разных жизненных ситуациях. Постепенное возрастание сознательного отношения к своему поведению и контролю за ним способствует полноценному развитию и становлению личности ребенка.

Мальчики, которые в этом году обучаются в 9 классе, поступили к нам в школу в 2008 году; а дети 6 класса - в 2010году. Проживают в одной группе. Многие из них плохо владели культурно-гигиеническими навыками: не умели чистить зубы, правильно умываться, одеваться, заправлять постель, следить за своим внешним видом и личными вещами. Дети практически не разговаривали. Общались только при помощи жестов и мимики. За годы обучения в нашей школе с воспитанниками произошли большие изменения: многие научились разговаривать, читать стихи, петь песни, танцевать. Дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, аккуратно заправлять постель, поддерживать чистоту и порядок. Доброжелательные, вежливые, научились благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение. Активные, принимают участие во всех проводимых мероприятиях.

Нужно отметить, что одного учебного года недостаточно для формирования всех необходимых навыков и приемов. Поэтому работа по формированию этих навыков ведётся ежедневно, в течении всего времени пребывания детей в интернате.

© 2010-2022