Рабочая программа по курсу Церковное пение 3 класс

абочая программа по курсу "Церковное пение" рекомендована для учителей православных гимназий и школ. а так же для педагогов дополнительного образования и педагогов Воскресных школ. Программа рассчитана на 1 академический час в неделю.   Основным исходным документом для составления данной рабочей программы является: Примерная программа по предмету «Церковное пение» (начальная и основная ступень обучения). Стандарт православного компонента начального общего, среднего общего и среднего (полного) о...
Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ « ЗНАК»

___________________________________________________

Утверждаю

Директор АНО ЦО « Знак»

_______________ Е.В. Божедомова

«____» ___________20 г.

Рабочая программа

курса

« Церковное пение»

3 класс





Учитель: Соловьева Наталья Леонидовна

2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Примерная программа по предмету «Церковное пение» (начальная и основная ступень обучения). Стандарт православного компонента начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, Москва 2012г, Утверждена отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.

Дополнительно использовались документы:

  • Авторская программа Володиной Е. Е.. «Церковное пение»для гуманитарных гимназий и общеобразовательных учебных заведений, утвержденная в учебно-методическом центре православной педагогики 2008 год

  • «Хор». Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского,2007 год, утвержденная министерством культуры РФ

  • утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

В системе музыкального воспитания хоровое пение занимает значительное место. Наполненное глубоким духовным содержанием, оно расширяет кругозор учащихся, развивает музыкальные способности и художественный вкус, способствует формированию личностных качеств.

Цель курса: Цель изучения данного предмета - приобщение учащихся к духовным ценностям Православия посредством церковного пения.

Задачи церковно-музыкального образования школьников:

  • воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к практическому участию в богослужебном пении;

  • овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с богослужебной практикой;

  • воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры России;

  • развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса учащихся;

  • развитие творческих способностей и художественного вкуса.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ



Программа по церковному пению рассчитана на 9 лет. Занятия должны проводиться 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа в каждом классе, в 1-м - 33 ч).

Урок должен начинаться с дыхательных упражнений и распевки. Помимо практического освоения певческого материала на каждом уроке предполагается разъяснение текста исполняемых песнопений с тем, чтобы учащиеся могли по-русски передать его смысл. Перед началом пения рекомендуется читать хором текст на одной ноте с соблюдением правил орфоэпии. Особое внимание следует уделить подбору фонотеки для прослушивания образцов песнопений на занятиях (как изучаемого осмогласия и обихода, так и «золотого фонда» авторской духовной музыки).

Необходимо вводить в учебный процесс краткие исторические справки о творцах и жанрах песнопений по мере их изучения, о развитии церковного пения от древности до наших дней (возможно в виде докладов самих учащихся). По окончании изучения каждого тематического раздела целесообразно проводить контрольный обобщающий урок с целью систематизации полученных знаний. Ученики средней и старшей школы должны проходить регулярную практику на клиросе - сначала на молебнах и литургии, затем на всенощном бдении.

Для закрепления ранее полученных навыков на каждом новом этапе обучения требуется частичное повторение ранее пройденного материала, желательно на более высоком уровне.

Предметом итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.

Личностные результаты должны отражать:

  • укорененность в православной традиции;

  • наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством;

  • уважительное отношение к культурному наследию;

  • ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;

  • наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного богослужения.

Метапредметные результаты характеризуют:

  • правильное понимание отношений знания и веры;

  • совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;

  • умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;

  • умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;

  • овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно-музыкальных произведений.

Предметные результаты должны отражать:

  • формирование представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека;

  • овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;

  • развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса;

  • наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в богослужении.

По окончании курса выпускник средней школы должен:

  • отличать по слуху напевы разных гласов;

  • петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые песнопения по тексту без нот;

  • петь основные неизменяемые песнопения церковных служб по нотам или наизусть;

  • соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском языке;

  • понимать смысл исполняемых песнопений;

  • владеть основными вокально-хоровыми навыками - дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента;

  • знать и соблюдать правила поведения на клиросе.

Предлагаемая программа предназначена для учеников 3 класса и рассчитана на один час в неделю. Всего 34 урока за год. Количество часов, отведённых на каждую тему, может меняться по желанию преподавателя.

Результатом усвоения данной программы будет являться сознательное участие детей в Богослужении и возможность их привлечения к клиросному послушанию.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Продолжают освоение певческих навыков.

Запоминают мелодии новых песнопений.

Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Изучают правила церковнославянской орфоэпии.

Разучивают и исполняют песнопения хором и индивидуально.

Осваивают нотную запись.

Приобретают навыки коллективной работы.

Слушают аудиозаписи.

Понимают названия жанров песнопений (антифон, акафист)

Понимают основное содержание изучаемых богослужений

I.

Простейшие песнопения Литургии

16 ч.

II.

Избранные песнопения молебна, акафиста, панихиды

18 ч.

Итого

34 ч.

2 ч.












Календарно - тематическое планирование.

Тема урока

Содержание урока

Музыкальные произведения

1.1.

История церковного богослужебного пения. Святые песнотворцы.

Вводный урок

Почему о церковном пении нужно говорить? Немало объёмистых книг, которые содержат церковные песнопения. Для каждого дня года строится своя последовательность песнопения и все они составляют духовное богатство, из которого можно черпать без конца не боясь, что оно истощится. Святые песнотворцы Иоанн Домаскин, Роман Сладкопевец, Иоанн Златоуст.

Книга «Октоих», т.е. «Осмогласник», созданный святым Иоанном Дамаскиным.

- «Песенная лестница»; «Земные ступеньки»; «Небесные ступеньки».

Слушание примеров церковного песнопения.

1.2.

Введение основных понятий богослужебного пения. Виды хоров. Их звучание.

Вводный урок

Церковный хор и его значение в Православном Богослужении. Виды хора: смешанный (большой и малый), однородный (мужской, женский или детский) и монастырский /из альтов, теноров и басов/. Местонахождение церковного хора в Православном храме. Регент и его значение в хоре. (Регент - центр, в котором сосредотачивается всё внимание певцов). Некоторые особенности церковного пения.

Примеры звучания «Отче Наш»,

«Богородице Дево , радуйся»

Нотные приложения с вопросами.

«Положи свой камень» муз М. Потапова.

1.3.

Знакомство с основными песнопениями Литургии

Литургия - великое сокровище всего мира.

Структура Литургии. Ее особенности, история .

Примеры звучания песнопений, видеофрагменты.

1.4

Антифоны, антифонное пение.

Понятие слова «Антифон» («противогласник»). Происхождение слова «антифон». (Антифоны введены святым Игнатием Богоносцем по подобию хвалебных песнопений, которые в ветхозаветном храме возглашали левиты (помощники священников) разделившись на два хора).

Антифоны изобразительные - пение на первый глас.

Работа над дикцией. Чтение основных статей антифонов

11.5.

Литургия оглашенных. Антифоны.

Антифоны: «Благослови душе моя Господа»; «Хвали душе моя Господа»; «Блаженны».

(Понятие «антифоны»; вседневные антифоны; антифоны изобразительные (псалмы 102, 145 и Мф. 5, 3-12). Когда эти антифоны поются и чем могут заменятся?

Антифоны: «Благослови душе моя Господа»; «Хвали душе моя Господа»; «Блаженны».

Разучивание, пропевание по группам, работа над звуковедением.

11.6

Разучивание антифона «Благослови душе моя…»

Что изображают «изобразительные» антифоны.

Разбор текста 1 антифона, перевод, разбор трудных слов, проговаривание, пение по группам.

Пени е мелодии на слог

Знакомство с 1 антифоном «Благослови Душе моя Господа»

Пропевание и чтение слов.

Работа над правильным дыханием.

Работа над унисоном.

Попевки.

1.7.

Разучивание антифона «Хвали, Душе моя…»

Разбор текста 2 антифона, перевод, разбор трудных слов, проговаривание, пение по группам.

Пени е мелодии на слог

Знакомство со 2 антифоном «Хвали, Душе моя Господа»

Пропевание и чтение слов.

Работа над правильным дыханием.

Работа над унисоном.

Попевки.

1.8

Второй антифон - исполнение

Работа над правильным произношением текста, точной дикцией, правильным звуковедением.

Слушание антифона, знакомство с другими напевами.

«Если ты в каждом видишь Христа» - разучивание песни

1.9

«Во царствии твоем..» - знакомство с песнопением

Знакомство с антифоном, его историей, разбор текста, разучивание . Пропевание мелодии на слог, пение со словами.

«Во царствии твоем…» разучивание.

«Иерусалим» - разучивание песни.

1.10.

Третий антифон.

Антифонное пение.

Работа над правильным произношением текста, точной дикцией, правильным звуковедением.

Слушание антифона, знакомство с другими напевами.

Напев Оптиной пустыни.

1.11

«Единородный Сыне»

Разучивание песнопения. Его место в богослужебном пении, его значение.

Историческое развитие Литургических песнопений на Руси. Знаменное и партесное исполнение молитв.

Единородный сыне» - обиходного напева. Разучивание мелодии на слог, проговаривание и пение со словами.

1.12

«Единородный Сыне» - исполнение песнопения.

Работа над правильным произношением текста, точной дикцией, правильным звуковедением

Единородный сыне» - обиходного напева. Разучивание мелодии на слог, проговаривание и пение со словами.

1.13.

«Видехом Свет истинный» - разучивание

Разучивание основного обиходного напева, знакомство с текстом , перевод, разбор сложных слов.

Пропевание на слог, со словами.

«Видехом Свет истинный» обиходного напева.

Песня "Тихая ночь" Ф. Грубера (международный рождественский гимн)

«Да исполнятся уста наша…» - обиходного напева

Разучивание песнопения. Его место в богослужебном пении, его значение.

Историческое развитие Литургических песнопений на Руси. Знаменное и партесное исполнение молитв

Да исполнятся уста наша…» - обиходного напева

1.15

Основные песнопения Литургии оглашенных

Литургия Иоанна Златоуста - история, структура, основные песнопения.

Слушание, пение: Единородный», «Видихом…»,»Да исполнятся..»

1.16

Обобщающий урок

Исполнение разученных песнопений Литургии. Викторина, контрольные вопросы - место песнопений в Богослужении.

Антифоны на 1 глас, «Единородный», «Видихом…»,»Да исполнятся..»

Рождественские песни - "Пойдем вместе в Вифлеем" Е. Каверина, "Ночь тиха над Палестиной", "Поспешают к Вифлеему пастушки

2.1

Начало изучения молебного пения

Виды молебнов, их отличия, структура.

Тропари водосвятного молебна.

Повторение 1 гласа

«Во Иордане..» - глас 1.

Рождественские песни - "Пойдем вместе в Вифлеем" Е. Каверина, "Ночь тиха над Палестиной", "Поспешают к Вифлеему пастушки

2.2.

Ектения.

Виды и напевы.

Введение понятия Ектения Ектения мирная, сугубая, просительная.

Пение Великой ектеньи - обиходной и киевского распева.

Звучание ектении у разного вида хора, разных напевов.

2.3.

Ектенья просительная, сугубая

Ектения Великая (мирная) и малая. Напевы. Разучивание Киевского, московского, обиходного и греческого напевов.

Великая ектения;сугубая ектения;

Просительная ектения - знакомство с напевами.

Работа над унисоном.

Попевки.

2.4.

Ектенья заупокойная. Викторина.

Разучивание обиходной заупокойной ектеньи, исполнение разных видов ектении.

Примеры звучания разных видов ектении.

2.5.

Акафистное пение.

История возникновения акафистного пения, акафист пресвятой Богородице. Разучивание кондака «Взбранной Воеводе»

«Взбранной воеводе» - глас 8, комп. Аллеманов.

2.6.

Что такое кондак?

Возникновение кондака, его история

Кондак, как особенная молитва акафиста.

«Взбранной Воеводе» - слушание, разучивание.

2.7.

Благодарственный молебен

Содержание молебна, главные тропари - разучивание текстов, пение на гласы

Тропарь - глас 4.

Величание. Обиходный напев

2.8.

.

Святитель Николай, Архиепископ Мирликийский Чудотворец. Житие.

Знакомство с житием святого.

Разбор тропаря и кондака. Чтение и пение.

Народные песни о Святителе Николае

Тропарь - глас 4.

«Правило веры»

Преподобный Николае» - нар песня

2.9.

Молебен Ангелу Хранителю

Разучивание тропаря, кондака и величания Ангелу хранителю, пение на слог, со словами.

Тропарь глас 6 - повторение, величание.

2.10.

2.11.

Свят ой Преподобный Сергий Радонежский. Житие, тропарь, кондак.

Знакомство с житием святого.

Разбор тропаря и кондака. Чтение и пение.

Народные песни о Святителе Сергие

Разучивание тропаря.

Работа над ансамблем и унисонным звучанием.

2.12.

2.13.

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Житие, тропарь, кондак.

Знакомство с житием святого.

Разбор тропаря и кондака. Чтение и пение.

Знакомство с житием Святого.

Разучивание тропаря.

Работа над правильным хоровым дыханием, артикуляцией.

2.14

Рассказ о святом, имя которого ты носишь.

Минеи. Знакомство ЧС содержанием. Слушание песнопений, просмотр фильма.

Повторение гласовых напевов 1 и 4 гласов киевского распева.

«Песня об Ангелах» - разучивание.

2.15

Хвалебная песнь пресвятой Богородице

«Достойно есть». «Задостойник». Когда эти песнопения заменяются одно другим и почему?

Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.

«Достойно есть»- киевского распева.

Задостойник Рождества - слушание.

Работа над дикцией

2.16.

Песнопения Пасхи.

Торжественное исполнение богослужебных песнопений. Особенности исполнения Пасхального канона и Пасхальных часов

Разучивание песен. Работа над правильным звуковедением, унисоном. Работа с солистами

Тропарь и кондак Пасхи. Знакомство с текстом разучивание.

Тропарь - колокольчик. «Христос Анести - знаменный распев.

«Христос Воскрес» м Войнова, «Чудо чудное» м. Рокотовой.

2.17

Духовные песни для детей.

Краткий обзор, разучивание и повторение ранее изученных песен.

Композиторы и исполнители (детские коллективы) - обзор.

Исполнение песен.

Вокально-хоровые упражнения

Тропарь и кондак Пасхи. Знакомство с текстом разучивание.

Тропарь - колокольчик. «Христос Анести - знаменный распев.

«Христос Воскрес» м Войнова, «Чудо чудное» м. Рокотовой.

Песни по выбору учеников и учителя

2.18

Заключительный урок -концерт.

Концерт для родителей и учителей

Повторение молитв, обиходных напевов. Исполнение молитв»Отче наш», «Богородице Дево..», «Достойно есть».

Вопросы по обобщению пройденного материала.

Песнопения по выбору

Богородице Дево» - знаменного напева.

Кондак Пресвятой богородице. Акафист Пресвятой Богородице

Величание.



Список используемуемой литературы.


  1. Шелудякова О.Е. Азбука русского Православного богослужебного

пения. Словарь. - М.: Издательский Дом «Композитор», 2006.


  1. Школа Церковного пения. Церковный обиход: Учебное пособие

для учащихся воскресных школ и православных гимназий. -

Издательство Владимирской Епархии, 2001.


  1. Осмогласие. Употребительные напевы стихир, тропарей и ирмосов. -

Издательский Совет Русской Православной Церкви. - М., 2005.


  1. Мартынов В. История богослужебного пения. - М., 1994.


  1. Металлов В. Очерк истории Православного церковного пения. -

Сергиев Посад, 1995.


  1. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и

песнопения греческой Церкви. - Сергиев Посад, Свято-Троицкая

Сергиева лавра, 1995.


  1. Шабалин Д. Певческие азбуки Древней Руси. - Кемерово, 1991.


  1. Праздники нотного пения.- Репринтное издание - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004 г.



© 2010-2022