- Преподавателю
- Другое
- Статья Наша школа для детей ОВЗ
Статья Наша школа для детей ОВЗ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маркина Н.В. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педагог-психолог КОУ «НШ ООВЗ» Н.В.Маркина.
Наша школа.
Название «Нефтеюганская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (сокращенно ОВЗ) означает, что в ней созданы особые условия, которые необходимы для преодоления определенных недостатков психофизиологического развития ребенка.
В нашу школу направляются дети с ОВЗ с диагнозом "задержка психического развития". Часто этот термин крайне пугает родителей. Однако если трактовать его упрощенно, то он означает, что у ребенка есть специфические проблемы, которые не позволяют ему активно осваивать окружающие его мир и поэтому он отстает в развитии от своих сверстников на 2-3 года.
Развитие может отставать сразу по всем показателям, и тогда мы говорим о гармоничной задержке психического развития. Но чаще специалисты сталкиваются с "задержками", когда та или иная психическая функция (память, внимание, речь, умственное развитие) отстает в большей степени (а может быть даже нарушена) и влечет за собой отклонение в развитии остальных.
Еще один важный момент, о котором должны знать родители ребенка с ЗПР, что это не умственная отсталость. В большинстве случаев, если начать оказывать ребенку специальную помощь достаточно рано (в 2 - 4 года), к началу школьного обучения, то развитие нормализуется.
Если же этого не было, то при поступлении в школу ребенка направляют на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию, сокращенно-ТПМПК ( при департаменте образования) и дальнейшее обучение дети проходят в нашей школе.
Задача педагогического коллектива нашей школы: оказание психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ для успешного обучения школьной общеобразовательной программой.
Но для того, чтобы это произошло, родителям необходимо тесно взаимодействовать с учителями и специалистами школы. В некоторых случаях, без помощи врача также не обойтись.
О наших специалистах:
-
Учитель-дефектолог.
В его задачи входит определение причины отставания в развитии и выработка программы по ее преодолению в тесном взаимодействии с учителем, Педагоги проводят занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию элементарных математических представлений, развитию речи, обучению элементарной грамоте.
Задачей учителя-дефектолога является не столько обучение, сколько развитие ребенка и коррекция его недостатков в процессе обучения. Чтобы добиться лучших результатов и учесть особенности каждого ребенка.
-
Учитель-логопед.
Включается в работу только при наличии выраженной речевой недостаточности. Основными задачами логопеда являются развитие речевого слуха, нормализация звукопроизношения и грамматического строя речи, расширение словарного запаса, развитие связной речи.
-
Педагог-психолог.
В его обязанности входят: углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей ребенка; оказание консультативной помощи дефектологам и воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка.
-
Медицинский работник, учителя-предметники (физическая культура, ритмика, музыка)
Важное значение в развитии ребенка имеет его физическое здоровье. Родители должны знать, что многие соматические заболевания часто сами являются причинами задержки психического развития или осложняют ее течение. По этой причине задачи оздоровления и физического и двигательного развития стоят наряду с коррекционно-развивающими задачами.
Еще одним направлением в развитие ребенка являются занятия музыкой. Специалисты в области специальной педагогики используют занятия музыкой, как мощное коррекционное средство, имеющее гармонизующий характер. Музыка воздействует на глубинные сферы психики ребенка, на его эмоции, способствует развитию чувства ритма, пространственных и временных представлений. Музыкальные занятия способствуют развитию базовых психических функций: памяти, внимания, восприятия. Занятия способствуют раскрытию творческого потенциала детей.
Большую радость детям и их родителям доставляют музыкальные праздники, которые тоже являются частью коррекционно-образовательной работы.
Итак, школа для детей с ОВЗ - это:
- особая развивающая среда, способствующая преодолению задержки развития (оборудование, пособия, игры и др.);
- специальная коррекционно-развивающая образовательная программа;
- наличие в штате высокопрофессиональных педагогических работников: учителя, специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи);
- "щадящий" режим дня;
- специальные коррекционно-развивающие занятия.