• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе

Доклад на тему: Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе

Современные подходы и тенденции в развитии различных моделей образовательных систем показывают, что мы живем в мире, где наука и высокие технологии играют основную роль в гармоничном развитии будущего подрастающего поколения и во многом определяют качество образовательного процесса в целом. Необходимость в компьютеризации учебного процесса в образовательных учреждениях возрастает с каждым днём, поэтому хотелось бы остановиться на вопросах, которые касаются создания электронных учебников. Какова ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Самарской области

«Борский государственный техникум»



Доклад

Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе




Подготовила:

Осипова Анжела Николаевна

Преподаватель математики

28.11.2014 г.



Борское, 2014 г.

Введение

Современные подходы и тенденции в развитии различных моделей образовательных систем показывают, что мы живем в мире, где наука и высокие технологии играют основную роль в гармоничном развитии будущего подрастающего поколения и во многом определяют качество образовательного процесса в целом. Необходимость в компьютеризации учебного процесса в образовательных учреждениях возрастает с каждым днём, поэтому хотелось бы остановиться на вопросах, которые касаются создания электронных учебников. Какова цель создания электронных пособий? Не вредны ли они для студентов? И самое главное: заменят ли они привычную нам книгу?

Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе

Прежде всего необходимо выявить цель создания электронных пособий. Хожиев А.Х. в своей статье «Особенности, преимущества и эффективность электронных учебников по специальным дисциплинам» в журнале «Молодой ученый» пишет, что электронная учебная литература создается с целью расширения представления, развития и углубления имеющихся знаний, обеспечения доступа обучаемых к дополнительной информации и для обеспечения углублённого изучения дисциплины. Для общепрофессиональных, специальных и углубленно изучаемых дисциплин системы непрерывного образования, связанных с интенсивным развитием науки и технологий, а также быстрым старением знаний, разрабатывается электронная малотиражная учебная литература.

Анализ работы Осина А.В. «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» показывает, что пятилетний опыт успешного развития проекта по созданию открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС) и их содержательного наполнения - электронных образовательных ресурсов нового поколения - положен в основу настоящей книги. Первая часть данного пособия обращена к пользователям ОМС: учителям и школьникам, преподавателям и студентам, специалистам и многим другим, для кого образовательная деятельность стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Учеба - трудная работа. Всем хотелось бы учиться легко и просто. С помощью ОМС это желание впервые получает надежду на воплощение. Вторая часть книги - для тех, кто хочет самостоятельно разрабатывать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) нового поколения или модернизировать под собственные нужды федеральные ресурсы.

В работе представлены следующие главы:

  1. информатизация и образование;

  2. открытая образовательная модульная мультимедиа система;

  3. инновационные качества ЭОР нового поколения;

  4. унифицированные требования;

  5. интегральная оценка качеств электронного учебного модуля.

Унификация и свободное распространение всех компонентов ОМС, открытость каждого электронного учебного модуля и системы в целом для внесения изменений и дополнений дает возможность любому пользователю стать создателем.

В книге «Основные положения концепции образовательных электронных изданий и ресурсов» под ред. Осина А.В. приводятся основные положения концепции образовательных электронных изданий и информационных ресурсов, интегрирующие исследования и разработки большого коллектива ученых и практиков. Положения и нормативы Концепции построены в соответствии с современными возможностями мультимедиа и коммуникационных технологий, а также современными педагогическими, техническими, дизайн-эргономическими и эстетическим требованиями.

Эта публикация представляет собой систему основных научно-обоснованных положений, описывающих сущность, теорию разработки и апробации, положения комплексной экспертизы образовательных электронных изданий и информационных ресурсов (ЭИР) в образовательном процессе любой образовательной области.

Анализ диссертации на соискание ученой степени «Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях» доктора педагогических наук Андреева А.А., касающейся сопоставления электронного и печатных учебников, позволил определить, что учебник как электронный, так и печатный, имеют как общие признаки, так и отличительные. К общим признакам относят:

  1. учебный материал излагается из определенной области знаний;

  2. учебный материал освещается на современном уровне достижений науки, техники и технологии;

  3. учебный материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.

Отличие электронного учебника от печатного состоит в следующем:

  1. Каждый печатный учебник предназначен для определенного исходного уровня подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом все они будут размещены на одном диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, мультимедиа, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме.

  2. Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном.. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.

  3. Электронный учебник обеспечивает разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме.

  4. При создании электронного учебника и распространении выпадают стадии типографской работы. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать, в процессе эксплуатации.

  5. Доступность электронного учебника выше, чем у печатных. При спросе на электронный учебник легко можно увеличить его тираж, можно переслать по сети.

Диссертация «Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях» помогла выявить общие и отличительные признаки электронных учебных изданий.

Тоискин В.С., Красильников В.В. в своем учебном пособии для педагогов и студентов «Теоретические основы разработки электронных образовательных изданий (антропологический подход)» обобщают теоретические концепции построения электронных образовательных изданий, представляют практические психолого-педагогические, технологические, эргономические рекомендации по созданию электронного учебника. Также вопросы, связанные с созданием и использованием электронных учебников, освещались в трудах Львовского М.Б., Мосягиной Н.Г., Демкина В.П., Можаевой Г.В. и т.д.

Беспалько В.П. в своей книге «Образование и обучение с участием компьютеров» высказывает мнение, что будущее образования - это образование со все большей долей участия компьютеров. Необходимость обеспечения полноценного участия компьютера в процессах образования и обучения это основной путь и стимул развития педагогической науки и практики. Это как раз та потребность, о которой известный мыслитель сказал, что она продвигает науку быстрее, чем десяток университетов.

Существенно при этом изменятся профессия учителя, структура, содержание и качество всего образования. Это эпохальное преобразование образования не произойдет, однако, самопроизвольно - его надо подготовить и осуществить преднамеренно и осознанно. Для этого, прежде всего, необходима адекватная педагогическая теория.

В названии книги говорится «с участием компьютеров», а не «с помощью компьютеров», потому что компьютерная техника достигла к концу XX века такого уровня своего развития, что компьютер, как это показано в книге, будучи применен в его полную силу, радикально меняет структуру и методы традиционного учебно-воспитательного процесса.

До сих пор компьютер все еще используется преподавателем как приспособление в его деятельности, поэтому мы говорим «с помощью компьютера».

Хочется провести здесь некоторую историческую параллель. В XVII веке известному чешскому педагогу Коменскому Я.А. удалось увидеть огромные потенциальные возможности только что изобретенного книгопечатания в радикальном усовершенствовании существовавшего в то время догматического метода обучения, когда лишь учитель владел книгой, читал ее вслух на уроке, а учащиеся зазубривали прочитанное им. Методику применения книги самими учащимися в обучении он назвал «Дидахографией» - от Дидактика и Типография.

Пройдя сложный путь развития, дидахография обслуживает нас и поныне. Нисколько не претендуя на педагогические лавры Коменского, можно сказать, что сегодня к Дидахографии присоединяется «Компьютика» - от Компьютер и Педагогика.

Педагогика сложилась как наука о деятельности учителя, а Компьютика это наука о совместной деятельности учителя и компьютера в образовательном процессе. На этой основе складывается содержание педагогической науки XXI века и, может быть, всего третьего тысячелетия. Появится новая педагогическая профессия - специалист (может быть, методист) по разработке психолого-педагогического обеспечения компьютерных обучающих систем, и тогда компьютер займет в системах обучения и образования свое достойное место, а образование станет существенным средством гуманизации общества.

В учебном пособии Захаровой И.Г. «Информационные технологии в образовании» представлена классификация программных средств информационных технологий обучения (ИТО) с позиций дидактики. Рассмотрены принципы и возможные пути интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс. Даны практические рекомендации по применению гипертекстовой технологии для создания гипертекстовых электронных учебников и авторских образовательных Web-сайтов силами педагогов.

Заключение

Дальнейший анализ работ разных авторов в этом направлении показывает, что каждое учебное пособие является каналом педагогического воздействия преподавателя на обучащегося. В совокупности все такие воздействия сливаются в информационный шум. Сложилась ситуация, против которой еще в XVII в. возвышал голос великий педагог и мыслитель Ян Амос Коменский, писавший, что вредная привычка своевольно наводнять мир какой угодно писаниной должна совсем исчезнуть как вечный рассадник беспорядка. С появлением Интернета информационный шум многократно усилился. В этом шуме практически невозможно выделить систематический и исчерпывающий источник информации. Складывается парадоксальная ситуация: обилие учебных пособий не снижает, а усиливает потребность преподавателя и обучащегося в новом учебном пособии, максимально адекватном тому конкретному учебному процессу, в который они вовлечены.

Список использованных источников



  1. Хожиев, А.Х. Особенности, преимущества и эффективность электронных учебников по специальным дисциплинам, применяемых в профессиональных колледжах / А.Х. Хожиев // Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 311-313.

  2. Осин, А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы: монография / А.В. Осин. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2010. - 328 с. - ISBN 978-5-98425-041-2

  3. Основные положения концепции образовательных электронных изданий и ресурсов / Гиглавый А.В., Морозов М.Н., Осин А.В., Руденко-Моргун О.И., Тараскин Ю.М. и др.; Под ред. А.В. Осина. - М.: Республиканский мультимедиа центр, 2003. - 108 с.

  4. Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях.: Дис. … д-ра. пед. наук: / А.А. Андреев. - МЭСИ, 2004. - 289 с.

  5. Тоискин, В.С. Теоретические основы разработки электронных образовательных изданий (антропологический подход): учебное пособие. / В.С. Тоискин, В.В. Красильников. - Ставрополь: Изд-во СГПИ - 2010. - 108 с.

  6. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. / В.П. Беспалько. - М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. - 352 с. - ISBN 636-852-97-23-9

  7. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Г. Захарова. - 3-е изд., - М.: Академия, 2007. - 192 с. - ISBN 7-543-005-31-95.

  8. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. / О.В. Зимина, А.И. Кириллов. - М.: «МЭИ», 2003, - 167 с. - ISBN 95-653-96-53-9


© 2010-2022