• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОУД. 10 «Право»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОУД. 10 «Право»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ МЕХАНИКО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»














Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы

по дисциплине ОУД. 10 «Право»

для специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство





















2015 г.

Одобрена предметной (цикловой) комиссией социально-экономических дисциплин

Протокол № _____________

От «___» ________20_____ г.

Председатель ПЦК________

_________Коровянская О.Н.

Утверждена:

Зам. Директора по УР

____________________

Мильченко Н.В.

«___»_____________20____г.


Разработчик: Осьмакова Л.В., преподаватель ОГАПОУ «БМТК»




Методические рекомендации подготовлены с учетом рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 386 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») для специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство и в соответствии с разделом ФГОС «Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы».

Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:

- способность занимать в обучении активную позицию;

- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

- привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;

- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.

Виды самостоятельной работы студентов.

Репродуктивная самостоятельная работа

  • самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы,

  • прослушивание лекций,

  • заучивание, пересказ, запоминание,

  • повторение учебного материала и др.

Познавательно-поисковая самостоятельная работа.

  • Подготовка сообщений, докладов,

  • выступлений на семинарских и практических занятиях,

  • подбор литературы по дисциплинарным проблемам,

  • написание сообщений и докладов и т.д.

Творческая самостоятельная работа.

  • написание рефератов,

  • участие в научно-исследовательской работе,

  • выполнение специальных заданий и др.

Организация и контроль самостоятельной работы

Для успешного выполнения самостоятельной работы студентов по изучаемой дисциплине необходимо планирование и контроль со стороны преподавателя.

Преподаватель:

- объясняет цель и смысл выполнения СР;

- дает развернутый или краткий инструктаж о требованиях, предъявляемых к СР и способах ее выполнения;

- демонстрирует образец СР.

Обучающийся:

- понимает и принимает цель СР как личностно значимую;

- знакомится с требованиями к СР.

Контроль и коррекция выполнения СР.

Преподаватель:

- осуществляет предварительный контроль, предполагающий выявление исходного уровня готовности студента к выполнению СР;

- осуществляет итоговый контроль конечного результата выполнения СР

- осуществляет текущий операционный самоконтроль за ходом выполнения СР;

- выявляет, анализирует и исправляет допущенные ошибки и вносит коррективы в работу, отслеживает ход выполнения СР;

- ведет поиск оптимальных способов выполнения СР;

- осуществляет рефлексивное отношение к собственной деятельности;

- осуществляет итоговый самоконтроль результата СР

Оценка выполнения СР преподавателем

-согласно заданными критериями дает оценку СР;

- выявляет типичные ошибки, подчеркивает положительные и отрицательные стороны,

-дает методические советы по выполнению СР, намечает дальнейшие пути выполнения СР;

- устанавливает уровень и определяет качество продвижения студента и тем самым формирует у него мотивацию достижения успеха в учебной деятельности,

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа) - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Она включает в себя:

- подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим,

семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий;

- самостоятельную работу над отдельными частями тем учебной дисциплины

в соответствии с учебно-тематическими планами;

- написание рефератов, докладов, эссе;

Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает

прохождение студентами следующих этапов:

- определение цели самостоятельной работы;

- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению

поставленной или выбранной задачи;

- выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи

(выбор путей и средств для ее решения);

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы.

Методические советы и рекомендации к заданиям

Все типы заданий, выполняемых студентами, в том числе в процессе

самостоятельной работы, так или иначе, содержат установку на приобретение и закрепление знаний, а также на формирование в рамках этих знаний некоторых навыков мыслительных операций - умения оценивать, анализировать, сравнивать, комментировать и т.д.

Работа с литературой.

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки

является работа с литературой.

Умение работать с литературой означает научиться осмысленно, пользоваться источниками. Прежде чем приступить к освоению научной

литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный

текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память

механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко

забываются.

Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный

текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке.

Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций:

прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы;

сопоставить полученные сведения с ранее известными. Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать

осмысленные связи, структурировать новые сведения.

Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План - первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их

отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность

построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в

его содержании.

В-третьих, план позволяет - при последующем возвращении к нему -

быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в

источнике нужные места, факты, цитаты и т. д.

Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные

предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным

записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию

содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записей

содержания исходного источника информации. По сути, выписки - не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли

автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях - когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом - вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному.

Тезисы - сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем.

Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации

материала.

Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над

общими рассуждениями.

В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т. е. без использования прямого цитирования.

Исходя из сказанного, нетрудно выявить основное преимущество тезисов: они незаменимы для подготовки глубокой и всесторонней аргументации письменной работы любой сложности, а также для подготовки выступлений на защите, докладов и пр.

Аннотация - краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и

используется аннотация.

Характерной особенностью аннотации наряду с краткостью и обобщенностью ее содержания является и то, что пишется аннотация всегда после того, как (хотя бы в предварительном порядке) завершено ознакомление с содержанием исходного источника информации. Кроме того, пишется аннотация почти исключительно своими словами и лишь в крайне редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста.

Резюме - краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами - выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект - сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Для работы над конспектом следует:

- определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучении оригинального текста;

- в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста - в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;

- выполнить анализ записей и на его основе - дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, "фактурой", заимствованной из

других источников и т. п.

Систематизация изученных источников позволяет повысить

эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать

логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Необходимо из всего материала выделить существующие точки зрения

на проблему, проанализировать их, сравнить, дать им оценку.

Кстати, этой процедуре должны подвергаться и материалы из

Интернета во избежание механического скачивания готовых текстов. В

записях и конспектах студенту очень важно указывать названия источников,

авторов, год издания. Это организует его, а главное, пригодится в

последующем обучении. Безусловно, студент должен взять за правило

активно работать с литературой в библиотеке не только ГУАП, но и в других,

библиотеках, используя, в том числе, их компьютерные возможности

(электронная библиотека в сети Интернет).

Помимо учебной, научной литературы студентами должны активно

использоваться хрестоматии - сборники текстов, иллюстрирующих

содержание учебника, а также словари, справочники. В хрестоматиях

собраны материалы, которые позволяют расширить кругозор.

Работа с хрестоматией позволит студенту самостоятельно изучить документы, фрагменты источников, другие произведения, разъясняющие сущность изучаемого вопроса.

Доклад - это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в

разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом

публичном сообщении по данной проблеме.

Отличительными признаками доклада являются:

- передача в устной форме информации;

- публичный характер выступления;

- стилевая однородность доклада;

- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;

- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого

вопроса и сделать выводы.

Доклад может быть продублирован в письменной форме.

Эссе

Написание эссе - это вариант творческой работы, в которой должна

быть выражена позиция автора по избранной теме.

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной

композиции, трактующее тему и представляющее попытку передать

индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с ней связанные.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выбрать тему эссе, если она не задана изначально.

2. Сформулировать предмет анализа в эссе или исходные тезисы.

3. Правильно подобрать и эффективно использовать необходимые источники (желательно, чтобы в их число входили первоисточники).

4. Критически проанализировать различные факты и оценить их интерпретацию.

5. Сформулировать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении источника.

Эссе должно включать следующие части, отвечающие определенным

требованиям:

1. Краткое содержание, в котором необходимо:

- четко определить тему и предмет исследования или основные тезисы;

- кратко описать структуру и логику развития материала;

- сформулировать основные выводы.

2. Основная часть эссе содержит основные положения и аргументацию.

3. Заключение.

В нем следует:

- четко выделить результаты исследования и полученные выводы;

- обозначить вопросы, которые не были решены, и новые вопросы,

появившиеся в процессе исследования.

4. Библиография.

Реферат

Реферат - краткое изложение содержания документа или его части,

научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.

Современные требования к реферату - точность и объективность в

передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.

Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой

работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах

соответствующей отрасли науки.

В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.

Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.

Рефераты в рамках учебного процесса в вузе оцениваются по

следующим основным критериями:

- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и

полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;

- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

- простота и доходчивость изложения;

-структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.

Составление списка использованной литературы. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, докладу, необходимо составить

список литературы, использованной в работе над ним.

Самостоятельная работа студента по дисциплине «Право» для профессии 43.02.02 Парикмахер


№ п/п

Тема для самостоятельной работы студента

Кол-во часов

Вид самостоятельной работы студента

Литература и дидактический материал для выполнения самостоятельной работы

Вид контроля

Примечани

1

Введение. Понятие права как общественной науки.

3

Подготовить сообщения на тему «Теории происхождения права»

М.Б. Смоленский «Основы права». дополнительная литература

Проверка на уроке

2

Методы правового регулирования и законотворчество

3

Подготовить конспект: Принципы законотворческого процесса

А.Г. Важенин «Обществознание» дополнительная литература

Проверка на уроке

3

Источники права.

3

Работа с источниками права, нормами права по определению их вида, структуры

В.В. Румынина «Основы права»

Проверка на уроке

4

Правовая культура и правовое поведение личности

3

Подготовить сообщения на тему «Организация работы по повышению правовой культуры граждан».

А.Г. Важенин «Обществознание», дополнительная литература

Проверка на уроке

5

Основы конституционного права Российской Федерации

3

Изучение структуры и содержания Конституции РФ

В.В. Румынина «Основы права»

А.Г. Важенин «Обществознание» Конституция, дополнительная литература

Проверка на уроке

6

Правоохранительные органы

3

Составить исковые заявления в суды различной юрисдикции. (по выбору)

В.В. Румынина «Основы права»

дополнительная литература

Проверка на уроке

7

Защита прав потребителей

3

Подготовить сообщение на тему «Порядок защиты прав потребителя».

Закон РФ от 07.02.1992 "О защите прав потребителей"

Проверка на уроке

8

Семейное право и наследственное право

3

Подготовить сообщение на тему «Права и обязанности родителей и детей».

М.Б. Смоленский «Основы права», семейный кодекс, дополнительная литература

Проверка на уроке

9

Трудовой договор.

3

Подготовить сообщение на тему «Порядок оформления на работу».

В.В. Румынина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», ТК, дополнительная литература

Проверка на уроке

10

Административное право и административный процесс

3

Подготовить сообщение на тему «Реализация административной ответственности»

В.В. Румынина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», КОАП, дополнительная литература

Проверка на уроке

11

Уголовное право и уголовный процесс

4

Подготовить сообщение на тему « Права и обязанности участников уголовного процесса»

А.Г. Важенин «Обществознание», дополнительная литература

Проверка на уроке






Преподаватель________________Осьмакова Л.В.

© 2010-2022