Отчет о проделанной работе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИдиловаРевиземМаксумовна Портфолио учителя Отчет А

Группа № 24 2-го уровня

город Алматы Дата 23.05.2014

Тема исследования в действии: Как стратегии критического мышления способствуют развитию интереса к чтению на уроках уйгурской литературы?

Актуальность исследования обусловлено:

- снижением интереса к чтению у учащихся, и как следствие - снижение качества знаний;

- необходимостью выявления приемов и средств повышения читательского

интереса.

Объект исследования является:

- процесс развития читательских интересов в 6-м классе при изучении уйгурской литературы.

Предмет исследования:

- применение стратегий критического мышления для развития читательских интересов на уроках уйгурской литературы.

Цель исследования:

- выявить,как стратегии критического мышления способствуют развитию интереса к чтению учащихся 6 классов в процессе преподавания уйгурской литературы.

Гипотеза исследования:

Формирование читательских интересов учащихся 6-го класса в процессе преподавания литературы будет эффективным при условии:

- использования приемов критического мышления на серии последовательных уроков;

Задачи исследования:

- развитие интереса к чтению, к литературе;

- формирование потребности обращаться к книге в поисках ответов на возникающие вопросы;

- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и

посещению школьной библиотеки;

Ожидаемые результаты исследования:

- развитиеинтереса к чтению школьников, соответственно, повышение качества знаний.

Раздел 1: Обоснование выбора темы для исследования в действии

«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В.А.Сухомлинский

Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок - человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки.

Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Именно таким должен быть современный человек, потому что постоянно меняющийся мир вокруг нас сложен и противоречив.И в этом мире каждому предстоит принимать правильное решение, решать трудные задачи, умея отстаивать собственное мнение.На мой взгляд, ученик думающий - это, прежде всего ученик читающий, ищущий ответы на сложные жизненные вопросы в произведениях классической и современной литературы, любящий родное слово.

Для чего мы преподаем литературу в школе? Конечно, для того чтобы дать детям знания, развить эстетический вкус, который, в свою очередь, послужит верному и глубокому постижению прочитанного, окажет содействие к появлению прочного устойчивого интереса к книге, поможет воспитать умного, проницательного читателя, развитую личность, привить им любовь к чтению.

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В век информационных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в первую очередь, от педагога.Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, лучше владеть речью, точнее формулировать свои мысли, свободнее писать, иметь больший объем памяти. Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развиватьсвое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни.

Меня, как учителя - словесника, не может не волновать проблема снижения интереса к чтению школьников.Соответственно, я всегда нахожусь в поиске форм и методов работы, которые позволяют развивать у учащихся интерес к чтению.

Выбор темы моего исследования обусловлены следующими причинами:

  • Совпадением темы исследования с моей учебной проблемой «Развитие читательских интересов на уроках уйгурской литературы»;

  • Желанием привлечь моих учащихся к богатому наследию уйгурской литературы, представителем которого является наш земляк Хизмет Абдуллин, чьим именем названа школа;

  • Заинтересованностью повышением качества знаний, которое за последнее время резко снизилось, как сказал В.Сухомлинский«чтение остается важнейшим инструментом образования и развития личности».

Почему именно в 6 классе хочу провести исследование?

Однаиз обязанностей завуча-методиста, кем я являюсь в данное время, ежегодная проверка службы школьной библиотеки. По результатам проверок последних лет выявлен спад интереса к чтению у учащихся среднего и старшего звеньев, и особенно у мальчиков.

В 6 классе всего 19 учащихся, из них только 8 девочек, которые учатся хорошо и отлично. Из мальчиков только двое учатся на «4», хотя есть потенциал у многих. Применяя стратегии критического мышления, хочу

повысить интерес к чтению, к предмету у данных учеников, тем самым повысить качество знания.

Мои воспитанники прошлых лет были призерами Республиканских олимпиад по предмету, обладателями призовых мест на конкурсах научных проектов «Дарын», «МАН» по уйгурской литературе, этнокультуре. На будущее я планирую участие учениц данного класса на конкурсе научных проектов по линии малой академии наук, также напредметной олимпиаде. Девочкам необходимо будет работать самостоятельно с литературой по темам проектов. Ожидаю, что приемы критического мышления, которые я использую на уроках, помогут мне сформировать у них навыки критического мышления, а именно, анализа, синтеза, оценивания, что и требуется в научных работах.

Чтение может способствовать умственному развитию, соответственно, чтобы поднять статус нашей школы, учителямнеобходимо работать над развитием интереса учащихся к чтению. Работать нужно по- новому, используя новые подходы в обучении и преподавании. «Цель преподавания, основанного на конструктивистской теории, заключается в развитии глубокого понимания предмета учеником, сформированности у

него навыков дальнейшего применения полученных знаний вне класса». (Из Руководства для учителя стр.150)

Знакомясь с идеями семи модулей, я старалась найти ответ на вопрос «Как развить у школьников интерес к чтению?». В. А. Сухомлинский писал, что «чтение - это один из истоков мышления и умственного развития». Из семи модулей программы меня очень заинтересовал модуль «Обучение критическому мышлению». Уже до практики в школе, я представляла, как использование стратегий критического мышления помогут мне найти решение на выше изложенный вопрос.

«Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям». (Из Руководства для учителя стр.185-186).

Надо сказать, что по поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок,хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С. Выготский.В профессиональном языке педагогов-практиков в Казахстане его стали употреблять сравнительно недавно.Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Д. Халперн определяет критическое мышление в своейработе «Психология критического мышления» следующимобразом: это - направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий которые увеличивают вероятность получения желательного результата».

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительной

способности.Оно активизирует процессы мышления и является одним из

средств совершенствования учебного процесса. Только живое,разнообразное по своим приёмам преподавание уроков литературы может привлечь, развивать интерес к чтению, который потом не угаснет у них. Изучив модуль «Обучение критическому мышлению», я поняла, что данный модуль может обеспечить такое преподавание.

Раздел 2: Отчет о внесении в практику изменениях и использованных методах сбора данных

Модуль «Обучение критическому мышлению», с которым я ознакомилась на курсах второго уровня, подтолкнули меня к выводу, что критическое мышление должно стать основой для образования людей, а учитель- стержневой фигурой в этом процессе.

Для эффективного сбора данных по исследованию в действии «Как стратегии критического мышления способствуют развитию интереса к чтению на уроках уйгурской литературы» я решила применить такие методы исследования, как анкетирование, беседа, изучение школьной документации, наблюдение, фото и видеосъемки, интервью, сбор и обработка работ учащихся.

Прежде чем приступить к практике, цель которой внедрение новых подходов в обучении, я провела беседу с учащимися и с родителями6 класса, где получила поддержку со стороны родителей и желание участвовать на эксперименте со стороны учеников.Чтобы вовлечь в активное чтение школьников, необходимо выявить их интересы.Что они предпочитают читать?

С целью получения информации был проведён анкетный опрос среди учеников 6 класса. Меня интересовали следующие вопросы анкетирования:

Как видно из данных диаграмм, дети в боллшиюбят читать сказки(53, детские рассказы, затем стихи. Каждый день читают только те, кто учится на хорошо. 2 ученикакласса читают редко,и не часто посещают библиотеку.

Для анализа результатов исследования я решила сравнить изменения в действиях трех учащихся 6 класса с разным уровнем мотивации к обучению.

Ученица А. читает для удовольствия и чтобы расширить кругозор, ученик В. чтобы расширить свой кругозор. С. читает мало, по рекомендации учителя.

После обработки данных анкетирования, взяла интервью у школьного

библиотекаря Г.. Из ее слов 85% учеников 6 класса посещают школьную библиотеку. В основном читают сказки, детскую литературу, что и написали в анкетировании учащиеся. Библиотекарь дала характеристику научеников, которым направлен мой фокус наблюдения. Если в данном классе ученики читают рассказы, ученица А. предпочитает стихи, повести. В дневнике читателя, а она пишет свои впечатления о произведениях, рисуетиллюстрации к прочитанному. Ученик В. любит читать сказки, рассказы, ему нравятся книги с рисунками. Он тоже любит рисовать иллюстрации к прочитанным книгам. Ученик С. не часто посещает библиотеку, читает сказки и стихи.

Если посмотреть на мою практику до внедрения новых подходов обучения и преподавания, то нужно сказать, что чаще всего формами проведения уроков литературы были традиционные уроки, на которых основным источником

информации были книги и я, а дети - пассивными слушателями. Никому не секрет, на традиционных урокаху учителя нет возможности наблюдать за всеми учениками, так как в фокусе наблюдения чаще всего находятся ученики категории А. и В. Отчет о проделанной работе

6 класс - дружный, у детей нет неприязни друг к другу. На уроках я наблюдала, как учащиеся

могут взаимодействовать в группах, задавать вопросы, вместе искать пути решения поставленных перед ними задач. От этого зависит активность учеников, следовательно, интерес к предмету, интерес к чтению.

Во время групповой деятельности они выражают свое понимание темы, осознают, что у других тоже есть свое понимание идеи произведения, учатся делать выводы, аргументировать свои мысли. Ученики с интересом читали тексты произведений, делали его анализ, применяли свои знания изОтчет о проделанной работе

жизненного опыта. Они объединились для решения общей проблемы, обменивались своими идеями и мнениями, задачи, обсуждали и оценивали идеи друг друга. Вследствие чего рождалось коллективное мнение и понимание. Ученица А - имеет высокий уровень мышления, свободно

владеет навыками анализа языкового материала, обладает способностью к

нестандартному решению проблем не только на уроках уйгурского языка и литературы, знания у неепрочные, системные,всегда умеет применить их для выполнения творческих заданий, лидер класса. На каждый урок готовит Отчет о проделанной работе

домашнюю работу, не ограничивается информацией с учебника, всегда использует дополнительную литературу, не всегда ими делится с одноклассниками, выразительное, осознанное чтение.

Ученик В. старательный мальчик, принимает активное участие во всех мероприятиях, владеет учебным материалом,

без учителя не сможет проанализировать текст, но может подобрать доказательства в подтверждение своей мысли. У него хорошие организаторские способности.

Он всегда делится с одноклассниками, может дать списать домашнюю работу. Нознания у В. не прочные, поверхностные. Читает выразительно,понимает прочитанный текст, прекрасно пересказывает.

Ученик С. на уроках пассивен, часто не готовит домашнюю работу, неинициативен, «отмалчивается», только частично знает материал, с помощью учителя может выполнить элементарные задания. Не всегда читает выразительно,Отчет о проделанной работе

не понимает прочитанное.

С первых же уроков практики я вводила новые методы преподавания и обученияв

контексте семо модулей, и наблюдала, насколько они окажутся эффективными, как отреагируют на эти нововведения мои воспитанники. На каждом уроке учащиеся были разделены на группы методом случайного выбора с помощью разнообразных способов - по пазлам, по картинам, по конфетам, по 6 шляпам. Я заметила, что они ждут от меня все новых способов разделения на группы. Групповая форма работы была воспринята учениками положительно, им понравилось выполнять задания по стратегиям критического мышления. В интервью сфокусированные учащиеся говорят:

  • ученица А-«Работа в группе очень понравилась, каждый вносил свои идеи, работали дружно, слушали и слышали друг друга. Учились правильно распределять время. Пользовались на уроках компьютером. На

  • уроках мне понравилось такие приемы как «Синквейн», «Кластер. Мне доверили защиту совместных идей, чему я очень рада».

  • ученик В-«В группе осуществлялась взаимопомощь, все были равны. Вместе создавали и защищали постеры, приемы рефлексии «Шкатулка»«Рюкзак» мне очень понравились. Мы оценивали друг друга».

  • ученик С-«Мне понравилисьуроки. Мы научились работать дружно. В группе стали прислушиваться моему мнению. Я сам себя оценивал, ребята оценивали меня. Я стал учиться хорошо, потому, что готовил домашние задания».

Групповая работа позволила мне вовлечь учащихся в активную деятельность. Пересмотрев ошибки прошлых уроков, где активны были лишь сильные учащиеся, я в критериях успешности сделала акцент на активное участие абсолютно всех членов группы. При работе это было заметно:ученик С.принимал участие в защите постера, выразительно читал, стремился ответить на толстые вопросы. Дети создали правила работы в группе, выбрали самый лучший, на уроках онистарались придерживаться правил.

Хочу отметить, что на всех уроках ученица А. была спикером группы, оценивала членов своей группы объективно, строго придерживаясь критериев оценивания, консультировала учащимся, низким уровнем мотивации. На четвертом уроке ученика В. выбрали спикером. Он руководил совместной работой, но не объективно оценил членов своей группы- завысил оценки. Ученик С. -на 4-х уроках не стал спикером, но вместе с группой защищал постер, отвечал на вопросы, принимал активное участие в обсуждении заданий. Если на первом уроке он плохо читал, на 4-м уроке он прочитал стихотворение Абая выразительно.

Структура урока в технологии критического мышления: побуждение; поиск ответов, рефлексия. Уроки, построенные по критическому мышлению, доказывают, что учащиеся 6 класса способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения. Ученик вспоминает, что он знает, он анализирует собственные знания, и ставит цель исследования изучаемой темы.На этапе побуждения идет формирование личностного интереса к новой информации. Для этого использовала таблицу ЗХУ. Главными задачами второго этапа является получение информации. На данном этапе использовала прием «Чтение с пометами». Читающий ученик выделял интересную и новую информацию специальным значком. На последующем уроке применила прием «Чтение с остановками». Ученица А. прочитала отрывок из текста слов назиданий Абая и проанализировала его. Ученики В. и С. затруднялись в анализе. На уроках наиболее успешнопримены приемы: «Вопрос к тексту», «Составь план текста», «Письменное высказывания», «Кластер», «Шкатулка», «Хорошо-плохо», «Синквейн», «Диаграмма Венна», «Инсерт», а наименее успешными были приемы «Встреча с героем», «Описание закрытыми глазами»,«Создай паспорт».Чтобы выполнить задания по стратегиям критического мышления, учащиеся должны быть ознакомлены с текстами произведений, следовательно, они обязаны прочитать его. .

На уроках я применила кумулятивную и исследовательскую беседу через разноуровневые вопросы. Учащиеся, просмотрев слайды и исследуя текст произведения, обсуждали и составляли вопросы на «планшетиках». Все ученики справились с вопросами низкого уровня, вопросы высокого порядка удались лишь некоторым.

Из ответов ученицы А. можно сделать вывод, что она внимательно читает текст: ответы ее полные, применяет информацию из дополнительных источников, осуще твляет связь с жизнью, техника чтения выше нормы. Ученик В. стал отвечать на толстые вопросы, выполняет требования норм техники чтения.

На одной из серии уроков для развития навыков работы с дополнительной литературой дала задание приготовить реферат по творчеству Абая. Ученица А. обратилась к интернет ресурсам, перевела с казахского на уйгурский текст, ученик В.- за помощью к школьному библиотекарю. Он не только написал реферат, но и нарисовал портрет Абая. Ученик С. реферат не приготовил, но смог приготовил сообщение по тврочечтву Абая. В процессе наблюдения заметила, что если в группе оказались ученики А. и В., на фоне активности ученицы А, активность ученика В. была незаметна. На 4-м уроке, когда ученика В. выбрали спикером, активность его проявилась на полную мощь. Из этого следует сделать вывод, что у ученика В. есть хороший потенциал лидера. Ученик С. старается быть активным на уроках, норму техники чтения стал выполнять, выразительно читать.

В завершении практики вновь провела анкетирование, чтобы узнать,

смогла ли с помощью элементов критического мышления, пробудить

интерес к чтению у своих ученикови выявила следующее:

Из данных таблиц видно, ребята которые раньше читали сказки, стали читать прозу (42%) и лирику (26%), часто посещать школьную библиотек (58%), увеличилось количество учеников, читающих каждый день (47%), читают в основном для расширения кругозора (58). Таким образом, интерес к учеников к чтению повысился.

Раздел 3. Выводы и анализ.

Как отмечала казахстанский эксперт в области методологии научно-педагогических исследований Ш.Т. Таубаева, «новая парадигма образования

требует от учителя, творческая индивидуальность которого должна проявляться не только в стремлении создавать нечто новое, но, прежде всего,

в способности к изменению самого себя». (Развитие исследовательской деятельности учителей в системе повышения квалификации стр. 4).

Целью моей работы было выявить, как стратегии критического мышления способствуют развитию интереса к чтению на уроках уйгурской литературы. При планировании очередного урока я на первое место старалась ставить интересы учащихся, и, исходя из этого, продумывала каждое задание. Также было важным, направить учащихся к мысли о том, что знания и навыки, полученные самостоятельно и в сотрудничестве останутся с ним и в любой жизненной ситуации он может ими воспользоваться. Правильное применение стратегии критического мышления привело учащихся к самостоятельному изучению информации, выбору и анализу данных, способности выражать свою точку зрения. И это все способствовало повышению познавательной активности учащихся. В ходе проведения исследования, я пришла к выводу, что эффективное применение методов и приемов критического мышления активизировало учащихся из пoзициипассивнoго слушателя в пoзицию активного субъекта сoбственнойдеятельнoсти и развитие у него спoсoбности к самоoбучению. Это было видно из успехов в обучении, пусть даже незначительных за такой короткий период исследования. Произошли изменения в общении учащихся, они научились работать в команде, стали активно задавать вопросы друг другу. По словам учащихся, они начали понимать важность умения выслушивать точку зрения своих одноклассников, учится друг у друга, пытаться оценивать себя и других. Просмотрев и проанализировав видеозаписи уроков, мне удалось более точно определить вклад каждого ребёнка в работу в группы, степень его заинтересованности, сделать выводы по внесению изменений в дальнейшую работу. Выяснила, что позитивный настрой на уроке также оказывает существенное влияние на мотивацию учащихся.

Все элементы критического мышления, которые использованы мною на серии последовательных уроках, требуют от учеников обязательного чтения текстов произведений, и не только текстов тех или иных произведений, но и дополнительной внеклассной литературы. Поэтому во время моей практики они часто стали посещать школьную библиотеку. Об этом рассказывает в своем интервью школьный библиотекарь Г..

Проанализировав собранные данные, и подводя итоги исследования в действии и, я пришла к выводу, что наметилась положительная динамика в развитии интереса к чтению на уроках уйгурскойлитературы. Привведение в практику идей семи модулей, в частности стратегий критического мышления, стала замечать, что дети стали не только активнее работать на уроке, но и умело использовать дополнительную литературу, свободно выражать свои мысли, смело предлагать свои идеи, критически оценивать свою деятельность, деятельность одноклассников.

После внедрения и апробирования идей семи модулей Программы второго уровня в преподавании и обучении произошли изменения, как в моей практике, так и в моих взглядах. Пажарес утверждает, что «убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания». Серия последовательныхуроков с применением стратегий критического мышления повлияло на мое отношение к обучению и преподаванию. Я теперь с уверенностью могу сказать, что мне просто необходимо начать работать по-новому. Отчет о проделанной работеОтчет о проделанной работе

Для развития читательских интересов, стала активно применять на уроках и групповую и парную и индивидуальную формы работы, и смогла оценить эффективность групповой и парной работы, изменился взгляд на оценивание учебных достижений учащихся.

Те изменения, которые произошли не только в в моем преподавании, но и в моих учениках убедили меня в правильности выбранного направления.

Апробировав в ходе практики различных стратегий критического мышления на своих уроках, анализируя доказательную базу исследования, я пришла к выводу, что смогла выполнить поставленную перед собой цель. Полученные данные о способствовании стратегий критического мышления

на развитие интереса к чтению учащихся 6 класса позволили мне не только увидеть реальную картину заинтересованности детей к чтению, но и

сделать соответствующие выводы соотносительно моей будущей педагогической деятельности:

1.Использование приемов критического мышления для развития интереса к чтению дает ученику:
-повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения через применение ИКТ,

- повышения качества знаний,

- умение ответственно относиться к собственному образованию, работать в сотрудничестве с другими, стать человеком, который учится в течение всей жизни.

У ученикапоявляется возможность поделится своими знаниями с одноклассниками, научиться уважать мнение других самоутвердится, проявить себя с новой стороны, получить навыки работы с источниками информации, сформировать умение аргументировать свои выводы, отстаивать свою точку зрения, развивать логику, сформировать коммуникативные качества.

2. Использование стратегии критического мышления дают мне:
- развивать интерес к чтению школьников;

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, то есть коллаборативной среды;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность, источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Как было выше указано, работая в группе, каждый ученик вносил свою частичку в общее дело. Групповая работа активизировала деятельность на уроках. Если раньше активно отвечали дети, не требующие моего вмешательства, то во время практики стали работать абсолютно все. Дети, требующие моего вмешательства, чувствовали себя свободно, не стеснялись высказать свое мнение по тому или иному вопросу. Таких ребят выбирали спикерами групп. Иногда они лучше отвечали, выполняли трудные задания, чем ученики с отличными учебными достижениями. Значит, каждому ребенку необходимо дать возможность раскрыть свои способности, использовать свой потенциал.

Моим ученикам очень понравилось работа в коллаборативной среде. До курсов они в начале урока в стихотворной форме проговаривали девиз - речевку. Но на практике после курсов, они друг другу писали пожелания,

говорили комплименты, тем самым создавали комфортную обстановку перед групповой работой. Еще одно изменение, введенное в мою практику - физминутки на уроках. Дети с удовольствием выполняли разминку, она поднимала работоспособность и настроение детей. После физминуткиу них сверкали глаза, они с большим желанием выполняли мои задания.

Я хоть имею сертификат пользователя ПК базового уровня, не всегда использовала ИКТ на своих уроках. После курсов, я стала умело применять слайдовые презентации, которые готовила на родном языке, видеоролики и другие ресурсы по темам уроков с интернета. Пронаблюдав за реакцией учеников, я поняла, что им интересны уроки с использованием ИКТ. Они ищут информации по той или иной теме с интернета, читают, обрабатывают и с удовольствием демонстрируют мне.

Самым значительным нововведением в моей практике является взаимооценивание и самооценивание. На первом уроке ученикам, у которых высокие достижения, не понравилось оценивание по трехбалльной системе, так как они привыкли к традиционным оценкам. Но как радовались ученики, укого низкое учебное достижение. На последующих уроках ученики сами разработали критерии и оценивали друг друга по тем критериям. По данным листов самооценивания я выявила, что большинство учеников завышают

оценки своей деятельности.Отчет о проделанной работе

Детям очень понравилась оценивание урока. В завершении урока они на стикерах писали свои пожелания. Из надписей на стикерах видно, что детям нравится работать в группах, что такие уроки сплачивают их, на

уроке учитель дал возможность выступить всем без исключения, сами самостоятельно изучилитему, много было интересных заданий,

которых они выполняли с удовольствием, на урокемного читали, хотели бы продолжения таких уроков.

В дальнейшем я буду продолжать практиковать применение разнообразных методов и приемов критического мышления с целью улучшения качества знаний учащихся, результативности учебного процесса и как средство повышения интереса к чтению.

Раздел 4. Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики

Во время прохождении практики я столкнулась с некоторыми трудностями. Школа наша хоть и новая, но не подключена к интернету. А наличие модема не решал проблему, потому что не было интернет сети. Для интернет-ресурсов к урокам, для обмена опыта с коллегами, ездила в районный центр.2 лингафонных кабинета оснащены компьютерами и проекторами, которые прикреплены потолку, снятие проекторов было невозможным. Встала проблема интернета и проектора. Проектор я приобрела за свой счет.Уроки мои замещала коллега, а должность никто не замещал. Накопились отчеты по методической работе за 3 четверть. Пришлось подготовить отчеты и вести методическую работу школы.

При проведении уроков столкнулась со следующими барьерами:

  • Трудно было планировать ССП и КСП.Для преодоления этого барьера обратилась за помощью к ресурсам курса,к коллегам на онлайн и тренеру.

  • На первом уроке не рационально использовала время, так как для создания постеров «Правила работы в группе» на их защиту потрачено больше времени, чем было запланировано. Я поняла, что не нужно планировать большой объем заданий, а также необходимо оказать помощь учащимся при выполнении заданий.

  • У детей не сформированы навыки само- и взаимооценивания. Они необъективно оценивали. На последующих уроках привлекла самих учеников к составлению критериев.

  • На уйгурском языке не смогла найти интернет ресурсы по темам. Презентации к урокам готовила сама. На урок по теме «Абай Құнанбаев. Қулақтин кирип, бойни алар» применила видеоролик на казахском языке. Для билингвального обучения применила видеоролики на другом языке.

  • В начале практики в основном составляли только тонкие вопросы, только на последующих уроках научились составлять толстые вопросы. После текстов в учебнике даны вопросы, попросила учеников изменить их.

  • Путали названия приемов критического мышления, следовательно, задания данных приемов. Я делала смысловой перевод названий приемов критического мышления и расписывала задания.

  • В начале практики затруднялась в определении приемов в соответствии с целями и задачами урока. Перечитывала ресурсы курса, интернет - ресурсы, обращалась к коллегам.

  • Боялась упустить главное в наблюдении за «наблюдаемыми» учениками. Попросила лаборанта оказать помощь.

В дальнейшем буду продолжать это направление, углублять и внедрять идеи модулей Программы, а главное, попробую и другие стратегии для

развития интереса к чтению, к художественному тексту. Хочу ввести элементы критического мышления, которые помогут учащимся более точно выражать свои мысли, эмоции, иметь свою жизненную позицию. Также я хочу продолжить исследовательскую деятельность на основе различных приемов. Это даст еще большие возможности мне как учителю. Буду использовать стратегию LessonStady в планировании своих уроков для повышения качества обучения. Есть желание создать среди словесников своей школы профессиональное сообщество по общим проблемам обучения и преподавания. Буду оказывать поддержку другим учителям в использовании ими новых подходов в обучении и преподавании, содействующих индивидуализации обучения, представлении всем учащимся возможности для реализации своего потенциала. В будущем я вижу себя как учителя, обладающим критическим мышлением, владеющим подходами, основанными на конструктивистской теории.


Список использованной литературы:

1.Руководство для учителя 2 уровня 3 издание, 2014 г.

2.Раздаточный материал во время первого этапа «Лицом к лицу»

3.Насырова Г.У «Исследование в действии совершенствует практику учителя», методические рекомендации. Алматы -2014

4.Х.А. Дюсебаев и др. «Исследования в школьной практике: проблемы и пути их решения» (методические пособие). Алматы, 2014

5. Д.Т Танибергенова и др. «Мастер - классы по обмену опытом тренеров на основе программы КембриджскогоУниверститета»

6.В.Т. Тихомирова «Развитие навыков исследовательской деятельности учителей в системе повышения квалификации» Алматы, 2008

7.Т.А Юденко. «В.А. Сухомлинский о самообразовании и работе с книгой», Тверь - 2007

8.С.И. Заир-Бек,И.ВМуштавинская. « Развитие критического мышления на уроке» Пособие для учителя М. «Просвещение» 2004







Таблица среднесрочного планирования по уйгурской литературе Приложение №1

Тема и основные цели обучения по уроку (по таксономии Блума)

2. Какие активные формы работы вы будете использовать? Как планируете включать ИКТ и модули?

4. Как вы будете включать всех детей в обучение (в том числе учеников АВС)?

5. Как вы будете оценивать (формативно и суммативно)?

6. Каких результатов вы планируете достичь в обучении?

7. Какие ресурсы планируете использовать?

Основные цели обучения в целом по теме:учащиеся умеют анализироватьхудожественный текст, используя

стратегии критического мышления

1

Стихотворение А. Долятова «Тиз пүкәргән».Знают о жизнедеятельности поэта, умеют работать в группах, умеют выразительно читать стихотворение, представляют впечатления по прочитанному тексту,

применяют в речи литературные термины.

1.Эмоциональный настрой учащихся.

2.Формирование групп по картинам.

3.Мозговой штурм.

(диалоговое обучение)

4.Проблемный вопрос.

5. Физминутка.5.Заполнение таблицы «ИНСЕРТ» по ходу урока.

6.Синквейн.

1. Активные формы работы в группе

2.Выявление лидеров при РАФТ методе. 3.Одаренные и талантливые дети становятся лидерами.

4. Чтение текста

5. Вовлечение в процесс обучения учащихся уровняС, работа с формулой ПОПС.

6.Участие в диалоге.

7. Производят взаимооценивание.

1. Формативное оценивание:

2. Наблюдение учителя за работой учащихся

3. Оценивание деловой игры РАФТ метод.

4. Оценивание презентации - умение делать выводы и обобщать материал -ПОПС

5. Лист взаимо-оценивания

1. Научатся задавать вопросы высокого и низкого порядка

2. Смогут провести взаимооценку, через критерии ранее составленные учащимися.

3. Смогут осуществитьанализ художественного текста с точки зрения нравственных проблем, осуществить синтез полученных знаний.

Учебник «Уйғур әдәбияти» 6 -класс, презентация об авторе, текст

стихотворения на формате А4 для каждого ученика, планшеты -доски,

компьютер,

критериальная матрица оценивания. Таблица «Инсерт»

листы формата А3. фломастеры, выделители,

стикеры.

2

Стихотворение «Дутарим»

Знают о музыкальном инструменте-дутар,

умеют передать содержание текста, умеют выразительно читать, понимают нравственную категорию красоты, как средство воспитания доброты, применяют в речи литературные термины, анализируют художественный текст.

1.Эмоциональный настрой учащихся. Релаксация под народную музыку.

2.Деление на группы поразноцветнымстикерам

3.Дневник двойной записи

4. Прием «Мозговой штурм»

5.Физминутка.

6. Прием "Лекция со стопами"

7. Написание эссе

1.Выявление лидеров при РАФТ методе. 2.Одаренные и талантливые дети становятся лидерами.

3.Вовлечение в процесс обучения учащихся уровня С, работа с формулой ПОПС.

4.Чтение стихотворения

5.Участие в диалоге.

6. Прием «Шесть шляп»

7. Взаимооценивание.

1. Формативное оценивание:

2. Наблюдение учителя за работой учащихся

3. Оценивание деловой игры

4. Взаимооцени-вание

5. Суммативное оценивание

1. Научатся работать в гуппах.

2. Смогут находить средства образной речи, использовать их.

3. Смогут проанализировать художественный текст.

4. Смогут к месту использовать пословицы

5. Смогут провести взаимооценку, через критерии, ранее составленные учащимися

Учебник «Уйғур әдәбияти» 6 -класс,

презентация «Уйгурские национальные музыкальные инструменты», формат А3, фломастеры, стикеры,

стихотворения на формате А4, компьютер,

критериальная матрица оценивания.

3

Стихотворение Абая Кунанбаева «Қулақтин кирип, бойни алар».

Знают о жизни и деятельности А. Кунанбаева, умеют составлять тезисы по прочитанному тексту, умеют вести словарную работу,

понимают главную идею стихотворения.

1.Эмоциональный настрой.

2. Деление на группы по пазлам

3. Мозговой штурм

4. Кластер

5. ЖИГСО №1.

6. Физминутка

7. Синквейн

1.Выявление лидеров при РАФТ методе.

2.Одаренные и талантливые дети становятся лидерами.

3. Вовлечение в процесс обучения учащихся уровня С, работа с формулой ПОПС.

4. Участие в обсуждении.

5. Прием «Сводная таблица»

1. Формативное оценивание:

2. Наблюдение учителя за работой учащихся

3. Оценивание деловой игры

4. Взаимооцени-вание

1. Научатся находить главные идеи текста

2. Смогут анализировать и обобщать, прочитанный текст

3. Смогутзаполнить таблицу

4. Смогут синтезировать полученные знания

5. Смогут провести взаимооценку

Учебник, буклет о жизни и деятельности А. Кунанбаева, электронный учебник, оценочный лист, «Сводная таблица», формат А3, фломастеры

4

«Абайниң қара сөзлири».Знают о словах-назиданиях великого Абая, умеют находить ключевые слова худ. текста, умеют анализировать прочитанное, соспоставить суждения

1.Эмоциональный настрой.

2. Деление на группы

3. Таблица «ЗХУ»

4. Прием «Дневник двойной записи»

5. Физминутка

6. Прием «Шкатулка»

7. 6 шляп

8. Написание эссе

1. Одаренные и талантливые дети становятся лидерами.

2. Вовлечение в процесс обучения учащихся уровняС,

3. Участие в диалоге и обсуждении.

4. Чтение текста

1. Формативное оценивание:

2. Наблюдение учителя за работой учащихся

3. Оценивание деловой игры

4. Самооценивание

1. Смогут составлять вопросы высокого порядка

2. Смогут вести словарную работуобобщать, анализировать прочитанный текст

3. Смогут провести самооценку

Учебник, электронный учебник, формат А3,

фломастеры, оценочный лист







Приложение 2

Краткосрочное планирование. Урок №1

Предмет

Уйгурская литература

Четверть IV

Класс 6

Тема занятия

А. Дөләтов. «Тиз пүкәргән»

Ссылки, ресурсы

Учебник, слайдовая презентация о жизни и деятельности поэта.

Общая цель

Учащиеся знают о жизни и деятельности поэта, выразительно читают стихотворение, анализируют художественный текст.

Результаты обучения для учителей

составляют постер, анализируют художественный текст, взаимооценивают друг друга.

Ключевые идеи, значимые для занятия

Создать условия для расширения, обобщения знаний учащихся о поэте, о его творчестве.

Задания

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Психологический настрой

1мин

Эмоциональный психологический настрой в стихах

Приветствуют друг друга

2.

Объединение учащихся в группы по картинам,

повторение правил работы в группе, выбор лидеров групп

7 мин

Учитель проводит деление на группы по картинам. Дает задание по составлению правил работы групп. Для выявления лидеров социо-игровое задание (РАФТ):

1.Роль - поэт (поэтесса)

2. Аудитория - учащиеся

3. Форма - эссе, приглашение

4. Тема «А.Дөләтов - шаир - нахшичи»

Формативно оценивает

Учащиеся рассаживаются в группы, создают правила работы в группе. Защищают постеры, лидеры готовят эссе, приглашение

3

Актуализация знаний.

8 мин

Даёт задание, консультирует, контролирует работу групп, объясняет принцип работы, следит за временем. Формативно оценивает.

1.Группа. Прием «Вопрос к тексту»

2.Группа. «Составь план текста»

3.Группа. Прием «Письменное высказывание»

4.Группа. Прием «Кластер»

5.Группа «Шкатулка»

4.

Формирование новых знаний и способов действия.

Групповая работа по теме,анализ худ.текста. Создание и защита постеров.

10 мин

Делает слайдовую презентация

«Тизпүкүргән»

Задает вопросы.(мяч)

Шеир немә һәққидә? Шаир өзини немишкә тәбиәт шәйилиригә охшатқуси кәлди? Ахирида қандақ пикирдә қалди? Немә үчүн?? Силәрниң немигә охшиғуңлар келиду? Немишкә?

Формативно оценивает.

Каждый ознакамливается индивидуально со стихотворением,

Каждая группа читает по кублетустихотворения.

Отвечают на вопросы низкого высокого порядка. Выполняют словарную работу. Находят средства образной речи.

5

Взаимооценивание

3 мин

Организует работу по взаимооценивание работ групп и оценивание работы в группе

Взаимооценивание работ групп и оценивание работы

в группе

6

Физминутка

2 мин

Скелет

7

Применение новых знаний и способов деятельности

9 мин

Дает задания по теме.

Разъясняет учащимся следующий этап работы. Объясняет критерии оценивания. Организует взаимопроверку

1.Группа «Горы». Прием «Встреча с героем»

2. Группа «Река». Синквейн

3.Группа«Лес» Прием. «Описание закрытыми глазами»

4. Группа «Степь и долина» Прием. «Хорошо-плохо»

5. Группа «Звезды и луч» Прием. «Создай паспорт»

Группы обсуждают, спикер или группа отвечает

8

Д/з

2 мин

Дает и объясняет, как выполнять д/з

Слушают и записывают в дневник д/з

9

Рефлексия

3 мин

Подводит итог урока

Формативно и суммативно оценивает работу учащихся на уроке

Заполняют оценочные листы

Источники, оснащение и оборудование

Интерактивная доска, текст стихотворения на формате А4 для каждого ученика, планшеты -доски, компьютер,

критериальная матрица оценивания.таблица «Инсерт»

листы формата А3. фломастеры, выделители,

стикеры.

Последующее задание и чтение

Создать паспорт поэта, создать кластер стихотворения

Анализ и оценивание практического занятия

Рисунки яблони: с плодами, в цвету, высохшее дерево попросить учащихся оценить сегодняшний урок

Изменения к занятиям





Приложение 2

Краткосрочное планирование. Урок №2

Предмет

Уйгурская литература

Четверть IV

Класс 6

Тема занятия

А. Дөләтов. «Дутарим»

Ссылки, ресурсы

Учебник, слайдовая презентация по содержанию стихотворения

Общая цель

Учащиеся выразительно читают стихотворение, анализируют художественный текст.

Результаты обучения для учителей

составляют ассоциативный ряд, наодят средства образного выражения, самооценивают, взаимооценивают друг друга.

Ключевые идеи, значимые для занятия

Создать условия для расширения, обобщения знаний учащихся о творчестве поэта, об идеи данного стихотворения

Задания

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Психологический настрой

1мин

Релаксация под музыку

Приветствуют друг друга

2.

Объединение учащихся в группы по картинам (уйгурские музыкальные инструменты),

выбор лидеров групп

7мин

Учитель проводит деление на 5 групп по картинам: дутар, равап, дап, нәй, ғежәк.

Прием РАФТ:

«Для чего нужна нам музыка?»

Учащиеся рассаживаются в группы.

Спикер защищает свое выступление

3

Актуализация знаний.

8 мин

Даёт задание, консультирует, контролирует работу групп, объясняет принцип работы, объясняет критерии оценивания, следит за временем. Формативно оценивает.

С каждой группы:

1. 2 ученика наизусть читают стихотворение.

2.1 ученик ознакамливает с информацией музыкальных инструментах .

3. 1 ученик читает эссе на тему «Моя любимая мелодия»

4.

Формирование новых знаний и способов действия.

Групповая работа по теме,анализ худ.текста.

10 мин

Показывает видеоролик «Қазақ даласының сұңқары Абай Құнанбаев». Делает слайдовую презентация

по теме урока: «А. Қунанбаев. Қулақтин кирип, бойни алар».

Читает стихотворение,

контролирует работу групп, объясняет принцип работы, следит за временем.

Формативно оценивает.

Каждый ознакамливается с текстом о жизни поэта. С каждой группы читают выразительно стихотворение.

Выполняют словарную работу. Находят средства образного выражения.

5

Самооценивание и Взаимооценивание

3 мин

Организует работу по взаимооценивание работ групп и оценивание работы в группе

Взаимооценивание работ групп и оценивание работы

в группе

6

Физминутка

1 мин

Бегемот

7

Применение новых знаний и способов деятельности

10 мин

Дает задания по теме.

Разъясняет учащимся следующий этап работы. Организует взаимопроверку, следит за временем.

1.Группа.Прием «Ромб ассоциаций»

2. Группа Прием «Найди ошибку»

3.ГруппаПрием. «Сиквейн»

4. Группа Прием. «Диаграмма Венна»

5. Группа «Рецепт приготовления героя»

Группы обсуждают, спикер или группа отвечает

8

Д/з

2 мин

Дает и объясняет, как выполнять д/з

Слушают и записывают в дневник д/з

9

Рефлексия

3 мин

Подводит итог урока

Формативно и суммативно оценивает работу учащихся на уроке

Заполняют таблицу ИНСЕРТ.

Заполняют листы самооценивания и взаимооценивания

Источники, оснащение и оборудование

Интерактивная доска, текст стихотворения на формате А4 для каждого ученика, планшеты -доски, компьютер,

критериальная матрица оценивания.таблица «Инсерт»

листы формата А3. фломастеры, выделители,

стикеры.

Последующее задание и чтение

Анализ и оценивание практического занятия

Прием «Светофор», оценивание урока.

Изменения к занятиям







Приложение 2

Краткосрочное планирование. Урок №3

Предмет

Уйгурская литература

Четверть IV

Класс 6А

Тема занятия

Абй Қунанбаев. «Қулақтин кирип, бойни алар»

Ссылки, ресурсы

Учебник,видеоролик о жизни поэта, слайдовая презентация

Общая цель

Учащиеся знают о жизнедеятельности поэта, выразительно читают стихотворение, анализируют художественный текст.

Результаты обучения для учителей

составляют ассоциативный ряд, находят средства образного выражения, взаимооценивают друг друга.

Ключевые идеи, значимые для занятия

Создать условия для расширения, обобщения знаний учащихся о жизни и творчестве поэта, об идеи стихотворения

Задания

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Психологический настрой

1мин

Релаксация под музыку

«Көзімнің қарасы»

Приветствуют, говорят друг другу пожелание.

2.

Объединение учащихся в группы по конфетам,

выбор лидеров групп

6мин

Учитель проводит деление на 5 групп по конфетам.

Приготовить одноминутное эссе на тему «У нас в гостях великий Абай»

Учащиеся рассаживаются в группы.

Спикеры зачитывают эссе.

3

Актуализация знаний.

8 мин

Даёт задание, консультирует, контролирует работу групп, объясняет принцип работы, объясняет критерии оценивания, следит за временем. Формативно оценивает.

С каждой группы:

1. 2 ученика наизусть читают стихотворение.

2. 1 ученик ознакамливает с информацией музыкальных инструментах .

3. 1 ученик читает эссе на тему «Моя любимая мелодия»

4.

Формирование новых знаний и способов действия.

Групповая работа по теме, анализ худ.текста.

10 мин

Показывает видеоролик «Қазақ даласының сұңқары Абай Құнанбаев». Делает слайдовую презентация

по теме урока: «А. Қунанбаев. Қулақтин кирип, бойни алар».

Читает стихотворение,

контролирует работу групп, объясняет принцип работы, следит за временем.

Формативно оценивает.

Каждый ознакамливается с текстом о жизни поэта. С каждой группы читают выразительно стихотворение.

Выполняют словарную работу. Чтение с пометками. Находят средства образного выражения.

6

Физминутка

3 мин

Қара жоға

7

Применение новых знаний и способов деятельности

10 мин

Дает задания по теме.

Разъясняет учащимся следующий этап работы. Организует взаимопроверку, следит за временем.

1 группа. Прием «Бортовой журнал»

2 группа. Прием «Ромб ассоциаций»

3 группа. Прием «Диаграмма Венна»

4 группа. Прием «Шкатулка»

5

Взаимооценивание

2 мин

Организует работу по взаимооценивание работ групп и оценивание работы в группе

Спикеры оценивают членов группы

8

Д/з

2 мин

Дает и объясняет, как выполнять д/з

Слушают и записывают в дневник д/з

9

Рефлексия

3 мин

Подводит итог урока

Формативно и суммативно оценивает работу учащихся на уроке

Прием «Рюкзак»

Источники, оснащение и оборудование

Интерактивная доска, текст стихотворения на формате А4 для каждого ученика, планшеты -доски, компьютер,

критериальная матрица оценивания, цветная бумага,

листы формата А3. фломастеры, выделители,

стикеры.

Последующее задание и чтение

Чтение стихотворений Абая Кунанбаева, высказываний о великом поэте

Анализ и оценивание практического занятия

Оценивание урока

Изменения к занятиям









Приложение 2

Краткосрочное планирование. Урок №4

Предмет

Уйгурская литература

Четверть IV

Класс6А

Тема занятия

Абй Қунанбаев. «Қара сөзлири»

Ссылки, ресурсы

Учебник, слайдовая презентация

Общая цель

Учащиеся знают о жизнедеятельности поэта, читают слова назидания, анализируют текст.

Результаты обучения для учителей

составляют ассоциативный ряд, находят средства образного выражения, самооценивают, взаимооценивают друг друга.

Ключевые идеи, значимые для занятия

Создать условия для расширения, обобщения знаний учащихся о жизни и творчестве поэта, об идеи его слов-назиданий

Задания

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Объединение учащихся в группы по шляпам.

2мин

Учитель проводит деление на 6 групп по шляпам.

Учащиеся рассаживаются в группы.

2

Психологический настрой

2мин

Дает задание: написать пожелание на шляпах и подарить друг другу.

Приветствуют друг друга и пишут пожелание на шляпах

3

Актуализация знаний.

10 мин

Даёт задание, консультирует, контролирует работу групп, объясняет принцип работы, объясняет критерии оценивания, следит за временем. Формативно оценивает.

С каждой группы:

І. 1. Выразительно читают стихотворение «Қулақтин кирип, бойни алар»

2.Защищают реферат на тему «Абай Қунанбаев - қазақ даласиниң данаси»

ІІ. 1 группа. Готовят «Синквейн» по творчеству Абая

2 группа. Готовят «Синквейн» по стихотворению.

3 группа. Готовят «Вопросы высокого и низкого порядка»

4 группа. Сравнивают стихотворение А.Дулятова «Дутарим» и Абая «Қулақтин кирип, бойни алар». Прием Диаграмма Венна.

5 группа. Готовят кластер по ассоциации на тему «Абай»

6 группа. Прием «Телеграмма»

3

Физминутка

3 мин

Қара жоға

Танцуют

4.

Формирование новых знаний и способов действия.

Групповая работа по теме, анализ худ.текста.

8 мин

Показывает слайдовую презентация

по теме урока: «Абайниң қара сөзлири».

Контролирует работу групп, объясняет принцип работы, следит за временем.

Формативно оценивает.

Каждыйзнакомится с текстом слов назиданий Абая (15 и 31 слова). «Чтнение с остановками». С каждой группы читают текст. Выполняют словарную работу, анализируют произведение

7

Применение новых знаний и способов деятельности

12 мин

Дает задания по теме.

Разъясняет учащимся следующий этап работы, следит за временем.

І. Прием 6 шляп

1 группа. Белая шляпа

2 группа. Желтая шляпа

3 группа. Черная шляпа

4 группа. Красная шляпа

5 группа. Зеленая шляпа

6 группа. Синяя шляпа

ІІ. Прием «Вопрос к тексту»

Каждый член группы готовит на «планшетах» вопросы, зачитывают, отвечают.

5

Взаимооценивание

и самооценивание

3 мин

Организует работу по взаимооцениваниеи самооцениванию работ групп и оценивание работы в группе

Спикеры оценивают членов группы, оценивают свою деятельность

8

Д/з

2 мин

Дает и объясняет, как выполнять д/з

Слушают и записывают в дневник д/з

9

Рефлексия

3 мин

Подводит итог урока

Формативно и суммативно оценивает работу учащихся, групп на уроке

Прием «Корзина идей, понятий»

Источники, оснащение и оборудование

Проектор, «планшеты -доски», компьютер,

критериальная матрица самоценивания и взаимооценивания, цветная бумага, старые журналы для вырезки, листы формата А3. фломастеры, выделители,

стикеры.

Последующее задание и чтение

Поиск в интернете слов-назиданий Абая, чтение дополнительной литературы в библиотеке

Анализ и оценивание практического занятия

Оценивание урока.

Изменения к занятиям


16


© 2010-2022