- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа элективного курса Основы робототехники
Рабочая программа элективного курса Основы робототехники
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильев Д.А. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 57 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрена
на заседании методического объединения математики, информатики, физики, химии, биологии
МБОУ «СОШ № 57»г. Чебоксары,
протокол №_ от __г.
Утверждена
Приказом МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары
№___от _____.
Директор МБОУ «СОШ №57» г. Чебоксары
______________
Рабочая программа
по курсу «Основы робототехники»
для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель рабочей программы:
Васильев Д. А., учитель физики МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары
Чебоксары, 2015
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по курсу «Основы робототехники» составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года (с последующими изменениями), Положения о порядке разработки и утверждения рабочих учебных программ по предметам, элективным учебным предметам, курсам по выбору, утвержденного приказом МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары №140 от 03.10.2013., и разработок компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва. (int-edu.ru).
МБОУ «СОШ№57» города Чебоксары является общеобразовательной школой с углубленным изучением отдельных предметов. Курс «Основы робототехники» изучается на базовом уровне.
Учебно-методический комплект:
-
Конструктор LEGO Mindstorm™
-
Программное обеспечение LEGO Mindstorm
-
Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва. (int-edu.ru)
Цели и задачи изучения предмета.
Цель: обучение основам конструирования и программирования
Задачи:
1. Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
2. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
3. Способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
4. Развивать мелкую моторику.
5. Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей
По программе на изучение курса «Основы робототехники» в 9 классах отводится 17 часов (т.е. 1 час в неделю в течении полугодия). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ №57» г. Чебоксары (приказ по МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары от 24.08.2015г. № 122)
Содержание программы учебного предмета
9 класс
Структура программы.
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
Введение в робототехнику. Знакомство с конструкторами компании ЛЕГО.
3
Конструирование роботов. Программирование роботов. Тестирование программ.
5
Проектная работа.
4
Конструирование роботов высокой сложности.
5
Основное содержание.
ВВЕДЕНИЕ В РОБОТЕХНИКУ. ЗНАКОМСТВО С КОНСТРУКТОРАМИ КОМПАНИИ ЛЕГО.
Робот. Робототехника. Конструктор. Конструирование. Набор LEGO Mindstorms NXT. Датчики конструкторов LEGO. Аппаратный и программный состав конструктора. Сервомотор NXT.
КОНСТРУИРОВАНИЕ РОБОТОВ. ПРОГРАММИРОВАНИЕ РОБОТОВ. ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ.
Робот «Пятиминутка». Программное обеспечение. Среда программирования. Робот «Трехколесный бот». Робот «Бот-внедорожник». Робот «Сумоист». Соревнования WRO («Всемирная олимпиада роботов»).
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА.
Моделирование. Технические и конструкторские проекты. Презентация деятельности. Публичная публикация изобретений.
КОНСТРУИРОВАНИЕ РОБОТОВ ВЫСОКОЙ СЛОЖНОСТИ.
Мультибот. Робот «Богомол». Робот «Альфарекс».
График контрольных и лабораторных работ
Наименование разделов и тем
Всего часов
Из них
уроков
Контрольные
работы
Колич. часов
Дата
Лабораторные работы
Колич. часов
Дата
1.
Конструирование роботов. Программирование роботов. Тестирование программ.
5
4
1
0
2.
Конструирование роботов высокой сложности
5
4
1
0
Календарно-тематический план по курсу «Основы робототехники»
Номер недели/урока
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество
часов
Дата
*Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вид контроля.
Оборудование
по плану
факт
1/1
Введение в робототехнику. Знакомство с конструкторами компании ЛЕГО.
Введение в робототехнику
1
Что такое роботы. Ролики, фотографии и мультимедиа. Рассказ о соревнованиях роботов: Евробот, фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов. Спортивная робототехника. В т.ч. - бои роботов (неразрушающие). Конструкторы и «самодельные» роботы.
Знать/понимать понятия: робот, конструктор.
Фронтальный опрос.
2/2
Конструкторы компании ЛЕГО
1
Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО, их функциональном назначении и отличии, демонстрация имеющихся у нас наборов.
Знать/понимать понятия: конструктор, конструирование.
Фронтальный опрос.
3/3
Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0 сборки 8547
1
Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT. Что необходимо знать перед началом работы с NXT. Датчики конструкторов LEGO на базе компьютера NXT (Презентация), аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера NXT (Презентация), сервомотор NXT.
Уметь различать различные виды датчиков, использовать элементы конструктора.
Фронтальный опрос.
4/4
Конструирование роботов. Программирование роботов. Тестирование программ.
Конструирование первого робота
1
Собираем первую простейшую модель робота.
Уметь использовать элементы конструктора.
Фронтальный опрос.
5/5
Изучение среды управления и программирования
1
Краткое изучение программного обеспечения, изучение среды программирования и управления. Собираем робота "Линейный ползун".
Понимать термин «программное обеспечение».
Уметь применять среду программирования и управления.
Фронтальный опрос.
6/6
Программирование робота
1
Разработка программ для выполнения поставленных задач.
Понимать термин «программа».
Уметь составлять программы для выполнения различных видов задач.
Фронтальный опрос.
7/7
Тестирование
1
Уметь применять полученные знания.
Тест.
8/8
Конструируем робота к международным соревнованиям WRO
1
Самостоятельно найти и смастерить конструкцию робота, которая сможет выполнять задания олимпиады.
Уметь применять полученные знания.
Фронтальный опрос.
9/9
Проектная работа
Разработка проектов по группам
4
Научиться пошагово составлять технические/конструкторские проекты.
Уметь применять полученные знания.
Проектная работа
10/10
Собираем робота высокой сложности
2
Собираем робота АЛЬФАРЕКСА (ALFAREX)
Уметь использовать элементы конструктора.
Фронтальный опрос.
11/11
Программирование робота высокой сложности
1
Программируем робота АЛЬФАРЕКСА
Уметь составлять программы, использовать программную среду и среду разработки.
Фронтальный опрос.
12/12
Показательное выступление
1
Показательный урок: демонстрируем робота, запускаем программу, показываем возможности движения.
Уметь представлять свою работу.
Урок-презентация.
13/13
Свободное моделирование
1
Собираем любую по желанию модель.
Уметь использовать элементы конструктора.
Уметь составлять программы, использовать программную среду и среду разработки.
Фронтальный опрос.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
-
правила безопасной работы
-
основные компоненты конструкторов ЛЕГО
-
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов
-
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования
-
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе
-
как использовать созданные программы
Учащиеся должны уметь:
-
работать по предложенным инструкциям
-
творчески подходить к решению задачи
-
довести решение задачи до работающей модели
-
излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений
-
работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
-
создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу
-
создавать программы на компьютере для различных роботов; корректировать программы при необходимости; демонстрировать технические возможности роботов
Перечень учебно-методического обеспечения
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Наборы образовательных Лего-конструкторов:
Индустрия развлечений. ПервоРобот. В наборе: 216 ЛЕГО-элементов, включая RCX-блок и ИК передатчик, датчик освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.
Автоматизированные устройства. ПервоРобот. В наборе: 828 ЛЕГО-элементов, включая Лего-компьютер RCX, инфракрасный передатчик, 2 датчика освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.
ЛИТЕРАТУРА
Кружок робототехники, [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.