• Преподавателю
  • Другое
  • Программа для профильной краеведческой смены в летнем лагере с дневным пребыванием

Программа для профильной краеведческой смены в летнем лагере с дневным пребыванием

Данная программа разработана для профильной смены в летнем лагере с дневным пребыванием. Профиль - краеведение. Возраст участников лагеря- 6-8 класс.В основе программы лежит деятельностный подход. Предполагаются экскурсионная деятельность, практическая и исследовательская.Смена включает 18 дней. Для каждого дня свой проблемный вопрос. В начале дня выдаются группам (парам) технические задания. По итогам дня представляется объект оценивания, который оценивается по заранее определёным критериям. Пр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дети получают знания на многих школьных предметах, но не умеют изучаемый материал состыковывать с событиями, проблемами повседневной жизни. Данная программа разработана для реализации в летнем лагере с дневным пребыванием и предназначена для подростков 12 - 15 лет (6 - 8 классы), увлеченных географией и историей. Программа имеет краеведческую направленность, рассчитана на 18 календарных дней. Количество участников - 15 человек. Место дислокации - МОУ «Ординская средняя общеобразовательная школа», кабинет географии № 211.

Цель: создание условий для развития познавательного интереса, творческих способностей участников лагеря.

Задачи:

  • учить анализировать, делать выводы, приводить примеры;

  • учить работать с источниками информации (атласом-определителем, Internet, пособиями по краеведению), сопоставлять её с имеющимся жизненным опытом;

  • организовать практику творческой деятельности;

  • показать, как распределять роли и обязанности, работая в паре, команде.

СОДЕРЖАНИЕ.

В основе программы лежит деятельностный подход. Организуется деятельность в различных формах:

  • экскурсионная практика (очная и заочная);

  • практика творческой деятельности;

  • практика исследовательской деятельности.

Практика предполагает выполнение технических заданий, работу по плану, представление творческих отчётов в различных формах (фотографии, рисунки, кроссворды и т.п.) и рефлексию. Работа организуется фронтально, в группах (постоянных), в парах сменного состава.

Группы создаются на добровольной основе. Работа группы строится по методике ОДИ. Каждый член группы выбирает ту или иную роль: генератор идей, критик, секретарь, оформитель, докладчик, организатор. После распределения ролей группа приступает к выполнению задания. Все группы получают одно задание. Работа групп регламентируется во времени.

При выполнении заданий детьми используются приборы и инструменты: компас, линейка, рулетка, планшет; термометр, барометр, флюгер, дождемер.

Используемые методы: литературный, метод полевых наблюдений, картографический, статистический, визуальный, метод анкетирования, фотографирование.

Рабочий день начинается с постановки вопроса. Поиск ответа предполагает выполнение практической части и создание объекта оценивания. Результат поиска представляется в конце лагерного дня. Групповой итоговый результат «Записки путешественников-исследователей» представляется в конце смены.

Ежедневно отводится 1 час на культурно-досуговые и спортивные мероприятия на воздухе, участие в различных общественно-полезных и профилактических мероприятиях: трудовых десантах, тренингах общения, встречах с медицинскими работниками, психологом и социальным педагогом.

Распорядок дня лагеря:

9-00 - 9-20 - утренняя общеукрепляющая зарядка;

9-20 - 9-35 - линейка;

9-35 - 10-00 - завтрак, приём витаминов;

10-00 - 12-00 - практическое занятие (чередование: 30 мин. - занятие, 10 мин. - перерыв);

12-00 - 12-30 - оформление, представление результата;

12-30 - 13-30 - культурно-досуговые, спортивные и общественно-полезные мероприятия на воздухе;

13-30 - 14-00 - обед;

14-00 - 15-00 - методический час педагогов ЛДП.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

День

Вопрос дня

Практическая часть

Объект оценивания

1

Где можно узнать о прошлом моего села?

Экскурсия в районный краеведческий музей (архив).

Сообщение, рисунок.

2

Какие интересные события произошли в районе в последнее время?

Экскурсия в редакцию газеты «Верный путь» (работа с подшивкой газеты).

Сообщение.

3

Чем интересны улицы Орды?

Исследование «Фасады домов, резные наличники».

Отчёт группы, рисунок, фотографии в режиме слайд-шоу.

4

Почему Орда - село?

Путешествие по предприятиям и учреждениям, где работают мамы и папы, бабушки и дедушки участников лагеря.

Мини-газета.

5

Почему фестиваль «Селенитовая шкатулка» проходит в нашем селе?

Экскурсия в зал камня, мастерскую камнереза.

Сообщение, фотографии в режиме слайд-шоу, мини-выставка «Селенитовая игрушка - талисман моей семьи».

6

Почему школа - второй дом?

Фотокросс.

Отчёт о фотокроссе в виде презентации с комментариями команды.

7

Кто из людей известен за пределами села?

Встречи с интересными людьми села (знакомыми или родственниками детей).

Портретная галерея, мини-исследование «Моя семья в истории села».

8

Какие условные знаки понадобятся при составлении плана местности вблизи школы?

Определение на местности направлений. Глазомерная съёмка местности.

План заданной местности.

9

Какая погода за окном?

Ведение календаря погоды.

Календарь погоды.

10

Почему за стадионом появился овраг?

Изучение и описание оврага. Фотосъёмка.

Сообщение, описание оврага, фотографии в режиме слайд-шоу.

11

Почему в окрестностях Орды встречаются маленькие и большие воронки?

Экскурсия на Казаковскую гору.

Отчёт группы, реклама Ординской пещеры.

12

Зачем в лесах стоят «качалки» и горят факелы?

Изучение образцов горных пород, определение горных пород с помощью атласа-определителя.

Отчёт группы, таблица горных пород и полезных ископаемых.

13

Почему река Ординка не замерзает зимой?

Измерение скорости течения, температуры, прозрачности, цвета. Родник - ключ к ответу.

Мини-исследование, интервью со старожилами.

14

Почему наши озёра округлые или овальные по форме?

Составление описания озера по плану.

Описание озера.

15

Почему у нас растёт ковыль?

Изучение образцов гербария.

Фотосъёмка растений, характерных для Кунгурской лесостепи.

Сообщение, мини-фотовикторины.

16

Кто в лесу хозяин?

Заочная экскурсия в ближайший лес. Работа с источниками информации (атлас-определитель, Internet, книга «Животный мир Прикамья»).

Кроссворд (филворд, ребусы).

17

Что я узнал? О чём догадался? Что мне ещё пока непонятно?

Викторина «Знакомый мир вокруг нас».

Групповой дневник «Записки путешественников-исследователей»

18

Итоговый день.

Рефлексия

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Участники лагеря получили возможность найти ответы на интересующие их вопросы.

Дети умеют работать с источниками информации (по оглавлению найти нужную страницу, сделать запрос в поисковую систему Internet), с помощью учителя анализировать, делать выводы, самостоятельно приводить примеры из собственного жизненного опыта.

Дети освоили методику ОДИ: умеют распределять роли в группе, работать над заданием, представлять общий результат.

Объект оценивания: отчёты и творческие продукты (итог дня), групповой дневник «Записки путешественников-исследователей» (итог смены).

Критерии оценивания: соответствие заданию (соответствует - не полностью соответствует - не соответствует); умение пользоваться необходимыми приборами и инструментами (умеют - не умеют); источниками информации (умеют - не умеют; могут сами найти нужную информацию по оглавлению, по запросу - могут найти нужную информацию с помощью учителя); оригинальность (да - нет); творчество (представлен только отчёт о выполнении работы - представлена творческая работа); аккуратность (да - нет); способность работать в команде (да - нет).

ПРИМЕРНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Экскурсия в районный краеведческий музей.

1. Запишите название музея. Уточните у экскурсовода, что значит «краеведческий музей».

2. Запишите тему экскурсии. Продумайте вопросы для экскурсовода.

3. Подумайте, что нового вы узнали после посещения музея.

4. Составьте отчёт по результатам экскурсии.

5. Выполните творческое задание: рисунок.

Путешествие «Памятники истории и мемориальные доски».

1. Запишите названия памятников и соответствующие им моменты истории села. Проведите фотосъёмку объектов.

2. Запишите, какому человеку или событию посвящены мемориальные доски в селе Орда. Проведите фотосъёмку.

3. Составьте отчёт по результатам экскурсии.

4. Подготовьте творческие работы: мини-сочинения, фотографии.

Исследование «Фасады домов, резные наличники».

1. Вместе с учителем определите маршрут экскурсии. Оформите маршрут на листе бумаги.

2. Уточните, что такое «фасад» и «наличник» в словаре.

3. Запишите адреса домов с красивыми фасадами и резными наличниками. Узнайте, кто живёт в этих домах. По возможности поинтересуйтесь у хозяев, кто оформлял здание.

4. Зарисуйте (сфотографируйте) заинтересовавшие вас фасады домов, резные наличники.

5. Составьте отчёт по результатам экскурсии.

6. Представьте ваши творческие работы: рисунки или фотографии в режиме слайд-шоу.

Путешествие на предприятие (в учреждение).

1. Составьте паспорт предприятия (учреждения), которое вы посетили по плану:

название, адрес, специализация, выпускаемая продукция (оказываемые услуги), количество работающих, ведущие профессии, ФИО человека, который возглавляет предприятие (учреждение), лучшие работники.

2. Составьте отчёт по результатам экскурсии.

3. Представьте творческую работу: мини-газета.

Экскурсия в зал камня.

1. Запишите тему экскурсии. Продумайте вопросы для экскурсовода.

2. Подумайте, что нового вы узнали после посещения музея.

3. Составьте отчёт по результатам экскурсии.

4. Представьте итоговую работу по выбору: сообщение о селените и камнерезах с. Орда, фотографии в режиме слайд-шоу, подготовьте экспонаты для мини-выставки «Селенитовая игрушка - талисман моей семьи».

Фотокросс. Маршрутный лист.

1. Описание примерных тем фотографий на станциях:

  1. Старт - команда перед началом кросса.

  2. Ваша школа. Сфотографируйте то, что вам нравится больше всего, самое уютное и красивое место.

  3. Как готовят в вашей школьной столовой? Можете разместить фотографию вашей команды за едой.

  4. Зелёный уголок школы.

  5. Вода - водоём у вашей школы.

  6. Ваше любимое место отдыха.

  7. Свободная станция (команда сама выбирает тему станции).

  8. Финиш - ваша команда после фотокросса.

2. Подготовьте отчёт в виде презентации: на каждую станцию выкладывается лишь одна фотография; на каждой фотографии должно быть как можно больше членов группы; обязательно прокомментируйте каждую фотографию.

Список использованной литературы

Ашурков В.Н. Историческое краеведение М. 1980

Основы педагогического мастерства М. 1989

Туризм в Пермской области П. 2002



© 2010-2022